Нравственное богословие. Выпуск от 30 января

30 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Курс ведет священник Константин Корепанов.

Мы продолжаем уроки «Нравственного богословия». И как в прошлый раз мы говорили о страсти, так нынче продолжим разговор в том же ключе, но уже поговорим о грехе. В этой связи, когда мы говорим о страстях, о грехах, о падении, о том, почему мы грешим, особенно рельефно выступает одна специфическая черта греха, с которой (если мы опять-таки обратимся к истории грехопадения) все и начинается.

Там – в Эдеме, в Эдемском саду, или там – в третьей главе Книги Бытия, совершенно очевидно, что грехопадение происходит потому, что для человека (для Евы в данном случае – нам ее падение подробно показано) плод вожделенен. Он вожделенен потому, что дает ведение, дает знание. Но ведь знание – это благо! Ева хочет всего лишь знать! Разве это плохо? Что плохого в том, чтобы получить знания? Но получается падение.

И вот эта мысль, точнее, такая реальность, такое объективное свойство греха, заключается в том, что он совершается всегда потому, что человек принимает нечто за благо, хотя оно таковым не является. И это рельефно видно в грехопадении. Но вообще всегда и везде происходит то же самое от начала до скончания мира: то, что нас побуждает ко греху, всегда представляется нам благом.

Именно в этом – в этой способности греха восприниматься нами как благо, и кроется фундаментальная власть греха над человеком. Человек ведь не ищет греха даже тогда, когда он осознанно ищет грех. Ну, скажем, когда он ищет, что бы украсть или кого бы убить, он и тогда не ищет греха! Он ищет блага! Он ищет того, что доставляет ему радость, пользу, наслаждение; он ищет именно того, что для него является хорошим, приятным, значимым, вожделенным, нужным, насущным.

И это очень характерная черта, очень необычная черта. И необычность эта тем более, скажем так, исключительна, рельефна, что большинство нынешних людей не понимает того, что человек грешащий грешит не потому, что он хочет грешить, а потому, что нечто представляется ему благом.

Просто сказать человеку: «Не делай этого, потому что это плохо!» – да, это правильно! Но для него это ничего не будет значить! Да, это плохо для нас, потому что мы знаем, что это не благо. Но он-то считает это благом! И от того, что его «благо» считается с нашей точки зрения грехом, ничего не изменяет – это всего лишь вывеска. Раньше под этой вывеской было нечто под именем «благо», а мы взяли, повесили другую вывеску и сказали: «Нет, это не благо! На самом деле это грех!» Но от этого ничего не изменилось.

И человек говорит: «Ну что ж теперь! Ну, грех так грех! Значит, буду делать грех – какая разница! Но если я считаю, что это для меня нужно, важно, необходимо, насущно, то я все равно буду это делать!» На самом деле это отнюдь не просто, так скажем, какие-то риторические конструкции или разные богословские хитрости, которые ради красного словца вставляются в строку, и все. Нет! Как мы увидим дальше, это фундаментальный вопрос отношения человека к Богу и, стало быть, отношения человека ко греху. Но пока нам важно понять, что человек именно потому и грешит, что считает нечто благом.

Это можно рассмотреть через призму наших бытовых погрешностей. Ну, вот человек пришел с работы. Он устал и может позволить себе отдохнуть – лечь на диван, включить телевизор, почитать газету или книгу, поесть, в конце концов. Не то чтобы он голодный! Но ведь он в течение дня ел не какую-то рафинированную пищу, а что-то перекусывал, какие-то там полуфабрикаты ел или что-то еще. А теперь он хочет нормально, полноценно покушать, подкрепиться. Он заслужил! Он работал целый день! Он заслужил отдых, поэтому ложится на диван, или садится за компьютер, или еще что-то и отдыхает.

Или другой пример. Человек попал в компанию, а в компании все пьют, потому что надо ведь создать обстановку, в которой стираются все грани, которая создает легкую атмосферу общения. И люди общаются. А для общения надо выпить! Мы же не можем общаться без этого – не можем! Мы никогда этого раньше не делали. А потому приходим на встречи и выпиваем.

«А что в этом плохого? Мы же это делаем не для того, чтобы напиться. Мы же не в одиночку – мы ради настроения, ради общения! Мы выпили! Кто скажет, что это плохо? Никто не скажет! Вот и замечательно! Мы выпили и не видим в этом ничего плохого! Это все ради общения, ради радости. В жизни так много всего плохого, и мы хоть таким образом встряхнулись, отдохнули, пообщались. Мир только этим и стоит!» – может даже так сказать человек, который таким образом поступает.

Или, например, моим детям нужен дом. «Ну что такое квартира? Квартира – это несерьезно! Любой понимает, что квартира – это несерьезно! Это неправильно, нехорошо! Ребенок должен играть во дворе, нужно трудовое воспитание, нужен садик свой, огородик свой. Конечно, желательно, чтобы было гектара два-три-четыре земли. Ну пусть не так, но хотя бы пять-шесть соток! Ну необходимо это ребенку! Только там мы сможем его воспитать!»

«Ну действительно правда! Ничего же не скажешь! По педагогике все именно так: ребенку необходима связь с природой. И только в частном доме (особенно если завести там пару-другую лошадей, овец, коз и все такое прочее) это все необходимо, это все нужно, это для детей нужно – это на будущее поколение работает. Или, скажем, мое достоинство нужно защитить – нужно! Что, каждый будет об меня ноги вытирать или плевать мне в душу? Но это же невозможно! Человек должен защищать свое достоинство. Он должен! Это правило жизни!»

Но вроде из всего того, что я перечислил, нет ничего такого, с чем бы не согласился нормальный человек. Каждый в глубине души знает и понимает, что все это действительно благо! Воспитание детей, связь детей и вообще человека с природой, контакт с животными, или достоинство человеческое, или отдых, или еда, или общение с друзьями – ведь это все благо! Ведь ни один человек в здравом уме и твердой памяти не скажет, что это не благо.

Вот поэтому мы все это и делаем! Поэтому мы и напиваемся, поэтому мы, в конце концов, из-за друзей, из-за приятелей, из-за наших собраний разрушаем семьи, теряем работу, становимся одинокими, портим себе душу, портим тело – лежанием, объедением или тем, что ради защиты своего достоинства начинаем постоянно сутяжничать, или становимся гневными, раздражительными, а то и просто совершаем убийства, воруем, берем взятки, любой ценой строим дома, и прочее, и прочее.

И мы все никак не можем понять: почему же так получается? Ведь мы же о хорошем думаем! Ведь друзья – это же здорово! Ведь отдых нужен человеку – по-другому нельзя! Дом – это же для детей, это святое! Ведь объективно ничего плохого в этих вещах нет! Но те, кто стараются это сделать (или большая часть людей, которая старается это получить, добыть) в итоге теряют все – даже детей, друзей и здоровье, ради чего они, казалось, все и начинали.

И самое поразительное то, что человек, когда он начинает воспринимать свою жизнь, хоть как-то соотнося ее с понятием греха (поскольку мы про христиан говорим), оправдывает себя тем, что он вообще-то хотел блага! Да, он знает, он понимает, что в книжечке, которую он прочитал, написано – вот это грех. Он прочитал и думает: «Да, вот я согрешил вот этим! Но понимаете – понимаете, я согрешил-то почему? Потому, что я хотел с друзьями пообщаться! Да, я знаю, что я выпил и осудил, но куда мне было деваться? Это же все для сохранения дружбы, для сохранения привязанности. Иначе человек бы обиделся. Нельзя же человека обижать!»

И всякий раз человек оправдывает себя и по отношению к себе, и по отношению к другим тем, что когда он делает какой-то грех, то при этом думает: «Ну кто назвал это грехом?! Не понимаю! Я согласен, согласен – это грех! Но я-то делаю его потому, что я добра хочу людям! И я хочу, чтобы все по-хорошему было. Я вот тут для детей старался, а тут для друзей старался, тут вот о маме заботился, тут еще что-то делал! Но я хорошего хотел! Хорошего! Меня не за что судить!»

«Ну конечно, я понимаю, что вы такой въедливый, батюшка, вот вам все по Писанию да по Писанию надо! Я согласен – пусть это будет грехом! Только вы меня не судите, потому что я человек-то в глубине души хороший! Я же все эти грехи сделал не потому, что я сволочь какая-то, а потому, что я добра хотел! Я по-хорошему хотел все сделать, но вот так получилось, так случилось. Ну что теперь сделать?»

То есть человек все время оправдывает то, что ему другие называют грехом, или совесть ему свидетельствует о том, что это грех, или он сам согласен с тем, что это грех. Но он все время хочет оправдаться именно потому, что считает: то, из-за чего он этот грех совершает, есть благо! «Интернет? Да как его бросить, Интернет? О чем вы говорите? Я ничего плохого не делаю! Я просто общаюсь, потому что это средство общения! Ну новости иногда узнаю! А что мне теперь – жить бобылем и ни с кем не общаться, что ли? Ну и что, что я десять часов в Интернете сижу! Ну и что! Да! Я понимаю, что там то, другое, третье. Но я не могу без Интернета, потому что я тогда один останусь на белом свете – один как перст! А там хоть какое-то общение! Ну и пусть, что мы пишем в час по два предложения – хоть такое общение! А другое-то мне где взять?»

«Ну и что такого, что я телевизор смотрю! Да, смотрю! А как без новостей жить? Как жить, если не знаешь, что в мире происходит? А вдруг завтра война? А вдруг завтра какой-нибудь кризис? Я же должен об этом знать! Я должен это предусмотреть! Ну и что, что там еще рекламу какую-то показывают! Я не смотрю эту рекламу! Она мне не нужна! И детям она не нужна – у нас дети закрывают глаза и затыкают уши на это время! Они не смотрят рекламу! И сидят по десять часов с закрытыми ушами и зажмуренными глазами и открывают их только тогда, когда там по две минуты новости покажут, чтобы быть в курсе событий. В конце концов, и учитель спрашивает на уроках обществознания: “Что там в мире происходит?” Должны же люди знать! Должны же они разбираться!»

«Ну посмотрю я когда-никогда сериалы! Так ведь у меня, батюшка, больше-то никакого общения и нет! Книги читать не могу – давно уже не читаю, с детства! Мне и остается только телевизор смотреть! А так закиснешь, станешь неинтересным собеседником, общаться с тобой никто не будет! Вот и приходится смотреть сериал! Ну что же сделаешь-то теперь? Ничего плохого я в этом не вижу! Да, наверное, не так христиане живут, но деваться-то некуда! Сами понимаете – время нынче такое!»

А дальше можно там вино вспомнить, измены… Я вот вспоминаю случай – он произошел не сейчас, давно. Лет двадцать мне было, нет, двадцать один – даже точно вспомнил. Я встретил одного человека (он был чуть-чуть постарше меня – года на два), который изменял своей жене. И оправдывался он тем, что делает это не потому, что он подлец: «Вы не подумайте, – говорил он, – я бесконечно уважаю свою жену и очень ее люблю! Но изменяю я ей именно потому, что это поддерживает мой интерес к жене! Она мне интересна как женщина! И я таким образом подогреваю свой интерес к ней, я таким образом сохраняю к ней любовь!»

И попробуйте ему сказать, что это подло, что это предательство, что это измена. Он возразит: «Да вы что! Какая измена? Какое предательство? Я благо делаю для семьи! Я ее таким образом укрепляю!» И этот человек искренне, наверное, считал измену благом – по крайней мере для себя. И делал так потому, что видел: от этого для него есть какие-то вещи хорошие, такие, которые он считал благом.

И вот самооправдание ясно показывает, что человек хотя и знает, что такое грех, и знает, что грех – это ГРЕХ, но оправдывает себя тем, что на самом-то деле он не греха хочет, а хочет блага: «Просто вот почему-то так мир устроен – нехорошо, несовершенно! Все, что я считаю благом, почему-то оканчивается как-то нехорошо, как-то неправильно, и почему-то это оказывается грехом!» Человек искренне недоумевает – он не хочет греха!

Ведь на самом деле, например, и Гитлер не хотел ничего плохого! Он хотел блага своему народу. А что плохого – хотеть блага своему народу? Ну так вот он и хотел! И народ разделял все эти убеждения и искренне вместе с Гитлером считал, что это благо и что Гитлер все правильно делает! И действительно (не будем возвращаться к этим сложным историческим вещам) народ разделял тогдашние убеждения Гитлера, что вот тот народ или вон тот народ объективно нужно уничтожить: «Это плесень! От них только вред всем народам земли! Поэтому, если мы уничтожим их, все нам скажут спасибо!» Вот так люди думали.

Это потом, когда все закончилось, мы начинаем смотреть фотографии из захваченного Бухенвальда или захваченного Освенцима, или читать воспоминания о Каунасском гетто, или о Житомирском погроме, или тому подобные вещи и говорить: «Да… Вот ничего себе! Как же все это произошло? Это же бесчеловечно, это жестоко!» Нет! Те люди, которые все это делали, не считали, что это бесчеловечно! Они не считали, что это грех!

Так человек, который работает на машине, убирающей мусор, считает, что делает благо, и он действительно его делает! И многие помнят, что бывает с городами, когда люди, убирающие мусор, не выполняют свою социально значимую работу. И все общество считает, что это люди нужные, что они делают правильно. Вот такими же считали себя немцы времен нацизма – они, правда, думали, что делают благо.

И человек, изменяющий жене, думает, что он делает благо. Сначала думает, что делает благо, когда он изменяет ей, потом также думает, когда лжет, потом – когда постоянно обманывает одну, другую, третью женщину. А запутавшись, он по-прежнему ищет оправдания, хотя находит уже с большим трудом и собирается сказать, что это благо. Человек всегда ищет именно этого.

Но это ладно! Это маленькие грехи, которые обычно приводят к тому, что человек постепенно погружается в ложь и зло и его жизнь разрушается. И человек, который всю жизнь работал для того, чтобы, скажем, его дети были сыты, довольны, утешены и обласканы, заканчивает тем, что дети его бросают! Из детей ничего толком не вырастает, сам он никому не нужен – брошен и забыт всеми детьми, хотя очень много делал ради них. Или человек, который всю жизнь работал на компанию – на компанию друзей, и делал все, что хотели от него друзья, в конце концов заканчивает жизнь в одиночестве, и никаким друзьям он не нужен.

Это обычные маленькие человеческие отступления. И человек, таким образом, постоянно принимая мнимое благо за настоящее, скатывается в ложь и зло, которые становятся достоянием всех обыкновенных, маленьких, живущих на Земле людей. Но до поры до времени (так было в истории) этим маленьким, слабеньким, запутавшимся людям Церковь напоминала, что только заповеди Божии есть истинное совершенное благо – только оно правильно оценивает человека! Только в свете заповедей Божиих человек есть то, чем он должен быть по своему замыслу. Только заповедь есть истинное благо, только воля Божия есть истинное благо. Только оценивая и соразмеряя себя со Христом, мы научимся тому, что есть подлинное для нас благо, а что таковым не является, хотя и очень мимикрирует.

Вот до поры до времени Церковь об этом говорила, и люди ей верили. И хотя они любили грех, но знали, что грех есть грех, и знали, что за насыщение и за наслаждение этим грехом последует расплата. Причем расплата будет как здесь, в виде испорченной жизни и сломанных судеб, тоски на сердце, уныния, злости и прочих страданий, так еще и там, в вечной жизни, придется пожинать плоды того, что ты питался не тем и стремился не к тому, что является благом для тебя.

До поры до времени люди верили в это, и до поры до времени люди шли этим путем. Но погоня за мнимым благом становилась и со временем стала трендом, стала вектором развития цивилизации, неким свойством и признаком прогресса. Причем на каком-то витке этого развития мнимые блага не просто вытеснили истинные блага – мнимые блага были противопоставленным истинным благам и истинному благу человека. И именно эти мнимые блага стали признаком настоящего человека, признаком прогресса, признаком развития, признаком цивилизации.

А подлинные блага были объявлены тем, что тормозит развитие, что является регрессом, что разрушает, что недостойно человека, и так далее, и так далее. Возникло не просто, скажем, параллельное существование, а произошла инверсия – ложные блага стали называться подлинными, а подлинные блага не просто не остались в своем прежнем статусе – они были низведены на уровень вообще не блага, а того, что является злом.

Вот, собственно говоря, тот фундамент, на котором выросла современная цивилизация. Именно по этой причине – когда произошла эта инверсия, тогда зло стало называться благом и то, что убивает, разрушает человека, то, что делает его инвалидом, то, что делает его больным, немощным, что просто разрушает в нем личность, разрушает в нем человеческую природу, стало называться добром. А то, что единственно созидало человека и являлось для него действительным благом и достойной целью, что созидало и личность, и природу человека, было обозначено как зло.

Понятно, что вот эта инверсия и привела к тому, что мир сошел с ума. Бывает, что человек дезориентирован и не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Бывает, человек просто делает зло, потому что он знает, что это зло, но ему нравится его совершать. Но при инверсии добра и зла человек делает зло и при этом думает, что делает добро: он убивает ребенка, думая, что это благо; он ест человеческое мясо, думая, что это прогресс; он разрушает человеческий брак и способ воспроизведения детей и начинает жить так, как взбредет ему в голову, не рожая никого; он считает, что унижение и убийство слабого – это благо; что женщина должна быть как мужчина – с огромными мускулами и работать как лошадь; что мужчина должен быть хрупким и изнеженным, с длинными кучерявыми волосами и стройным станом; что, лежа на диване или сидя у зеркала, он должен приводить себя в достойный вид… Ну и прочее, и прочее.

И когда все это происходит, когда про зло говорят, что оно и есть добро, что оно есть благо, а все остальное есть зло, – вот это и является основанием того, что мир сошел с ума. И то, что мы видим сегодня, – это не вчера и даже не позавчера началось, а началось очень давно. Очень! И причина этого на самом деле (что логично и должно было быть) кроется в глубине того, что сделала сначала Церковь, особенно и по преимуществу Западная Церковь.

Когда-то она, вопреки очевидным правилам и заповедям Божиим, ввела целибат духовенства, провозгласила примат папы и объявила крестовые походы достойным делом христианина. И когда все это началось, люди сознательно исказили заповеди Божии, подменили их и назвали добро злом, а зло – добром. Сознательно! Тогда они сознательно стали поклоняться очевидному злу как добру. Вот это и стало тем фундаментом, на котором в конце концов и выросло современное безумие.

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать