Недоуменные вопросы о церковном браке и заочном отпевании

31 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает игумен Фома (Василенко), настоятель Храма св. Димитрия Донского при Университете МВД РФ. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 31 июля 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель Храма св. Димитрия Донского при Университете МВД РФ в Санкт-Петербурге игумен Фома (Василенко).

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас благословить наших телезрителей на начало.

 

- По благословению митрополита Варсонофия я принимаю участие в сегодняшней передаче. Хочу поздравить всех телезрителей с Праздником преподобного Серафима Саровского чудотворца, память которого совершается ныне. Пожелать всем стяжать благодать Святого Духа, как учил преподобный Серафим.

 

- Наша сегодняшняя тема звучит несколько необычно «Недоуменные вопросы о церковном браке и заочном отпевании».

Скажите, пожалуйста, почему в нашей теме такое необычное сочетание проблем?

 

- Казалось бы, проблемы разные, все же природа их похожа, поскольку в основе той и другой лежит несчастье, а пастырь призван утешать людей: молитвенно и напутственным словом.

Исторически сложилось, что в основном эти два вопроса приходились на мою долю, потому митрополит благословил меня продолжать заниматься именно этим делом.

 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о Вашей деятельности.

 

- Вопросы, связанные с недоумением, которые возникают при отпевании. Человек, закончивший жизнь самоубийством: был ли он в психическом расстройстве, совершил ли он это по малодушию, был ли это несчастный случай или убийство? И люди приходят ко мне и хотят по своим родственным христианским чувствам отпеть родственника, но в Церкви существуют определенные правила. По благословению Святейшего Патриарха и решению Священного Синода существует перечень правил, где говорится, что человека, покончившего жизнь самоубийством, можно отпевать, если он находился на учете у психиатра. Необходимо документа от психиатра, на основании которого дается разрешение на церковное отпевание.

Если с человеком произошел несчастный случай, то опрашиваем пришедших просить об отпевании об обстоятельствах смерти и опираемся на документы, которые выдают следственные органы.

Для признания расторжения церковного брака существует несколько причин. Мы не расторгаем брак, но признаем, что он не существует. Исходя из Священного Писания, исходя из истории Церкви и прецедентов, которые были в судебной церковной практике. Человек должен прийти с документами: свидетельство о разводе, паспорт и документ о венчании, написать прошение на им митрополита Варсонофия, что он просит признать брак несуществующим. Мы рассматриваем все это и принимаем решение о признании брака несуществующим. Редко, но бывает, что люди уходят, когда мы вместе порассуждаем о происходящем. Задача пастыря не в том, чтобы сразу давать людям, что они хотят. Брак очень ценен в Божиих глазах и Церкви, и надо стараться прощать.

 

- При расторжении брака супруги чаще приходят вместе или поодиночке?

 

- Чаще всего поодиночке. Мы доверяем приходящему, поскольку человек верующий должен понимать, что Бога обмануть невозможно и что может быть результатом этого. Бывает, что приходят вдвоем или мы просим прийти вторую половину, когда человек смутный, и у нас возникают подозрения.

 

- Вопрос телезрительницы из Краснодара: У моей подруги много лет назад отец покончил жизнь самоубийством. Есть основания думать, что его к этому вынудили, но при этом он употреблял алкоголь. Есть ли шансы отпеть его в церкви, и что для этого необходимо?

 

- Шанс есть всегда. Во-первых, отпевание – это не Божий приговор. Божий приговор будет во время Страшного суда. Отпевание – дар церковной традиции, так положено провожать христианина в жизнь вечную.

В данном случае следственные органы добросовестно проводят проверку на основании показаний свидетелей, родственников, и на основании их решения принимается решение, возможно ли отпевать человека.

Но надо знать, что по решению Святейшего Синода и благословению Патриарха, человек, лишенный отпевания, не лишен чина молитвенного поминовения. Можно читать определенные молитвы, подавать милостыню, но самое главное – благочестивая жизнь родственников, которые молятся за такую душу, потому что человек, молящийся за таких родственников, должен иметь дерзновение перед Богом. Так бывает и в жизни: когда мы ходатайствуем за кого-то, нас должны знать с хорошей стороны. Бог, конечно, любит тех, кто старается жить свято. Божий замысел о каждом человеке изначально состоит в том, чтобы каждый достигал святости.

 

- Вопрос телезрительницы из Республики Коми: Мой дядя погиб в Великую Отечественную войну, мы точно знаем, что он был крещен, но не знаем, отпевал ли его кто-то из родственников. Возможно ли его отпеть заочно?

 

- Вы можете отпеть его, даже если он был отпет, никакого греха в этом нет.

 

- Как Вы считаете, если при венчании один из супругов был неверующим, впоследствии так и не пришел к вере, и брак распался. Был ли брак, можно ли считать, что он состоялся?

 

- Брак состоялся, но цель жизни человека не брак и не дети, но спасение души, хотя дети – это Божие благословение, продолжение любви супругов. Но в то же время это и не цель, потому что цель – это вечная жизнь человека. Если человек остался один после распадения брака, это не значит, что на нем нужно ставить крест. Ему надо заботиться об исполнении заповедей Божиих. Если кто-то остался в браке с детьми, надо исполнять заповеди самой (или самому) и учить этому детей. Помнить, что конечная цель нашей жизни – вечная радость со Христом, а это надо заслужить исполнением заповедей.

 

- Может быть, я не совсем четко выразил мысль: если на венчании один из супругов неверующий, считается ли венчание совершенным?

 

- Считается. Об этом говорит Священное Писание: неверующий супруг освящается верующей супругой, и наоборот, если тот не против жить с верующей (или верующим). Бывает, что человек говорит, что он неверующий, а по своим делам показывает себя выше, чем верующий. Священное Евангелие не раз об этом говорит: как бы неверующий язычник – сотник, который оказался по своим делам выше фарисеев, которые считали себя самыми верующими.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: В 1990-ом году мой папа покончил собой, он был инвалидом Великой Отечественной войны, ранен в голову, считался психически нездоровым. В последние годы у него был рак и, видимо, от боли он повесился. Можно ли отпеть его. Я обращалась к своему батюшке, но он сказал, что это не в его компетенции. К кому можно обращаться, куда написать?

 

- Обращаются к правящему архиерею или к тому человеку, у которого есть такое благословение от правящего архиерея. Например, у меня такое благословение архиерея, и я занимаюсь этими вопросами почти десять лет. Вам нужно обратиться в епархиальное управление, где Вам все объяснят.

 

- Если человек умирает в результате наркомании или алкоголизма, считается ли это самоубийством?

 

- Не считается, хотя это тяжелый грех. Но мы всегда судим человека по намерениям. Наркоман или пьяница не имел намерения убить себя, но имел намерение повеселиться. У человека в организме какой-то сбой, и он так себя «лечит». Хотя это тяжкий грех. Пьяница считается «любимое дитя дьявола»: в пьяном состоянии человек может сделать все, что угодно. Об этом человеке в трезвом состоянии невозможно и подумать, на что он способен, да и он, придя в себя, со стыдом узнает о себе, что он вытворял вчера в пьяном угаре.

 

- Насколько широк круг вопросов, которые Вы решаете? Можно ли сгруппировать их все и перечислить?

 

- Очень узкий круг. Кроме расторжения церковных браков, порой люди обращаются с вопросами по поводу смешанных браков: православный (православная) с протестанткой (протестантом), с католиками и так далее. Бывает, когда просят справку о том, что люди были крещены в православной вере и в церковном браке не состояли, чтобы обвенчаться за границей. Такие справки требуются в Греции.

Второй круг вопросов связан с возможностью отпевания.  Узкий круг вопросов, поэтому требуется много терпения: человеку ведь хочется разнообразия и в своей деятельности. Но это послушание, которое дано мне Богом и церковным начальством, для терпения. Потому что спасения без терпения не бывает.

 

- Вопрос телезрительницы: Почему Господь в последнюю минуту не посылает Ангела-хранителя для спасения человеческой души. Сын моей знакомой, очень молодой человек имел огромный денежный долг, обращался ко всем за помощью, но все ему отказали, и он повесился.

 

- Во-первых, почему самоубийство является страшным грехом? Потому что человек время, отведенное на земное существование, прерывает сам. Неизвестно, что было бы дальше с этим молодым человеком, если бы он остался жить. Ангел-хранитель всегда приходит от Бога на помощь человеку. Господь никому не попускает терпеть выше сил, какие бы страшные не были обстоятельства. Это надо всегда помнить. Господь всегда рядом.

Есть история о том, что человек обернулся и, увидев всю свою жизнь, увидел два ряда следов рядом друг с другом. Порой одни следы исчезали. И Господь открыл ему, что вторые следы принадлежали Самому Господу, Который всегда шел рядом. Тогда человек спросил:

- Почему же в трудные минуты жизни я вижу только одни следы, почему Ты оставлял меня?

И Господь ответил ему:

- Нет, это Мои следы, в эти минуты Я нес тебя на руках.

Бога обвинять нельзя, это наше невежество: наше непонимание божественной любви, божественного промысла, мы люди – ограничены, а Бог безграничен. Бог вмещает весь разум, всю мудрость. Когда мы увидим Его, нам станет стыдно, потому что Бог – это любовь.

 

- Вопрос телезрителя: Наш родственник погиб в дорожной аварии. Он верил в Бога, но не был крещен. Что мы можем сделать для него?

 

- Некрещеного человека можно поминать только в домашней молитве. В молитвослове есть молитва за некрещеных. Надо ее найти, переписать себе, и молиться. В церкви такого человека поминать нельзя. Но опять-таки надо помнить, что это не приговор.

Одна мера весов у человека, и совсем иная мера у Бога. Бог всегда ищет, за что бы человека наградить, помиловать, ведь Он любовь. Даже земную жизнь человека Он прекращает по Своей любви, когда видит, что человек катится совсем не туда и скоро его будет не за что приласкать и помиловать. Бог справедлив, потому что Он есть любовь.

 

- Каков основной контингент приходящих к Вам людей: по возрасту, степени воцерковления?

 

- Возраст различный, а вот степень воцерковления либо совсем не воцерковленные, либо мало воцерковленные.

 

- Может быть, как сейчас вводится обязательно оглашение перед крещением, так же надо вводить обязательное оглашение перед венчанием?

 

- Оглашение перед венчанием так же введено. Но плоды мы увидим не раньше, чем через 10-15 лет. Подрастающее поколение, которое ходит в храм, уже иное: я уже не понимаю их, они меня, потому что они лучше.

 

- Существуют ли кризисы в определенные годы брака, когда люди разводятся чаще всего?

 

- Это не имеет значения. Приходили люди, которые прожили в браке сорок лет. С ними живут их родители - представьте, сколько им уже  лет - понятно, что престарелые родители ведут себя уже подобно детям, но супруги не могут потерпеть родителей друг друга. И вот они сидели передо мной и ругали друг друга, я сказал им, чтобы они шли домой и приходили после окончания поста. Но больше они не приходили. Бывает, что люди приходят после трех месяцев брака.

Причина всегда одна – люди нецерковные, к браку подготовились неправильно. Надо проверить себя, того, кого ты выбираешь. Самые лучшие женихи и невесты из многодетных семей, потому что там уже есть модель общества, и люди там, как галька в море: все углы обтесаны, они гладенькие, ласковые.

 

- Вопрос телезрительницы из Кировской области: Мой брат пристрастился к наркотикам, выпивал, у него произошел разлад с девушкой, и он повесился. Брат был крещен, хочется отпеть его, поминать. Возможно ли это? Может быть, можно совершать какие-то молитвы?

 

- Можно многократно совершать чин молитв на утешение, есть вариант поминовения таких людей в церкви. Для этого надо прийти в епархиальное управление, где все разъяснят.

 

- Батюшка, есть такая проблема, что людям все-таки хочется отпеть своих усопших родственников. Есть в обряде отпевания, подобно тому, как это есть в таинствах, что-то, что принципиально меняет ситуацию?

 

- Нет, такого ничего нет. Расскажу Вам такую историю. В одной пещере жил в пустыне старец-подвижник, у которого был ученик. Однажды старец за чем-то послал этого ученика в город. Ученик приходит в город и видит пышные похороны: процессия, архиерей с клиром провожают богатого человека на кладбище. Всем было известно, что богач этот был страшный грешник. Послушник возвращается в пещеру и видит, что его старца растерзала гиена.

Два этих события перевернули душу ученика. И ученик возопил к Господу:

- Все знали, что старец был святым, и все знали, что тот богач был великий грешник, почему же одного провожает архиерей, а другого загрызла гиена?

Появляется Ангел-хранитель и так говорит ученику:

- У твоего старца были незначительные грехи, как у многих людей, живущих на земле. Когда его загрызла гиена, через это страдание он смыл эти незначительные грехи здесь на земле и перешел в жизнь вечную уже без них. Богач, похороны которого ты видел, действительно, страшный грешник, но у него были некоторые добрые дела, за них он получил небольшую награду на земле.

Мудрость Божия настолько велика, что всей жизни не хватит, чтобы научиться.

 

- Вопрос телезрительницы: Моего племянника, которому не было еще пяти лет, убило током. Он был крещен, могу ли я молиться о нем?

 

- Конечно, молитесь о нем, это был несчастный случай. Не надо ничего надумывать. Святые отцы говорят, что помыслы надо игнорировать, а еще лучше советоваться с мудрыми. Поскольку в наше время найти мудрых наставников очень сложно, надо читать книги, о чем еще в XIX веке писал святитель Игнатий Брянчанинов.

 

- Наверное, часто задают вопросы об отпевании некрещеных младенцев? Наверное, не надо пребывать в унынии?

 

- В унынии никогда не надо пребывать. Уныние – это смертный грех, надо действовать. Надо узнать, что можно делать, и то, что разрешено, делать энергично, не отставая. Господь ведь сказал: стучите – и вам отворят, просите – и вам дадут. Евангелие приводит немало таких примеров.

Божия Премудрость неоскудеваема. Об этом можно говорить очень долго. Бог бесконечен, абсолютен и вездесущ.

Вопросов возникает много, но все ответы на них есть в Святом Евангелии. Если Евангелие нам бывает непонятно, святые отцы объясняют нам, как мы должны его понимать. Бывает, что Бог кому-то дает откровения, но это тем, кто способен не повредиться.

Бог всеми допустимыми средствами спасает человека, потому что любит его, и делает все, чтобы человеку досталась вечная радость. А вот человек может принять или отказаться, потому что у человека есть свободный выбор, данный ему от Бога. Бывает, кто-то претендует на человеческую волю, как, например, сектанты, но Сам Бог, как говорят святые отцы, несмело стучится в сердце человека.

Разве Бог несмелый? Его трепещут все небесные могущественные силы. Несмело, потому что Бог не хочет подавлять нашу волю, чтобы выбор был свободным. Бога обвиняют в том, что на земле происходят несчастья, умирают люди. Но при чем тут Бог? Если бы люди выбрали Божию волю, действовали по заповедям Божиим, на земле уже был бы рай, насколько это возможно на земле.

 

- Вопрос телезрительницы: Брать ли милостыню за самоубийц?

 

- Бог есть Любовь, и хочет, чтобы мы тоже любили друг друга. Если Вам дают милостыню с просьбой молиться за кого-то, это значит, нас как-то располагают на эту молитву, призывают к ней. Нужно оказать любовь к человеку: помолиться за него. Милостыню можно брать или не брать - это Ваше дело, но молиться за человека нужно.

Единственное, что нужно помнить, молитва за самоубийцу - это очень тяжелый подвиг, все святые отцы это призвали. Поэтому Патриарх и Синод так решили, что самоубийц не отпевают в церкви.

 

- Во время военных действий бывали случаи, когда солдаты шли на сознательную гибель ради спасения кого-то.

 

- Например, Александр Матросов, который накрыл своим телом пулемет. Мы смотрим на намерения человека, что он хотел сделать. Александр Матросов совершил подвиг.

Бывало, что наши летчики шли на таран. Намерение - использовать свой самолет как снаряд, направив его на вражескую танковую колонну. Это тоже подвиг.

Когда человек по малодушию таким образом решает свои проблемы, на самом деле он всем создает проблемы. Он ушел, естественно, попал в преисподнюю, и эта волна окатила всех родственников и друзей, теперь они понесут труд за него.

Никогда не нужно отчаиваться. Спаситель рядом всегда. Просто мы не знаем себя, а Господь знает. Испытания, которые приходят к нам, всегда по нашим силам.

 

- Вернемся к теме браков. Скажите, пожалуйста, сколько церковных браков возможно?

 

- Церковное право оговаривает, что человеку можно в третий раз вступать в брак. Третий брак допускается, если человеку нет сорока лет, если он не виноват, что первые два брака распались, и если у него нет детей. Но это нижний предел, ниже - это уже грех.

Можно воспользоваться церковным правом, но это не обязательно. Иногда приходят люди и говорят, что не знают, как им поступать. Заповедь Божия не в том, чтобы спасаться обязательно в браке. Святой праведный воин Федор Ушаков в браке не был никогда. Иоанн Креститель - большего рожденного между женами нет, сказал о нем Спаситель - не был в браке. Матерь Божия была в браке, но не в том смысле, как это понимаем мы сейчас, Иосиф был муж мнимый. Вот лучшие представители человечества, угодившие Богу.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что для человека естественно именно состояние девства, все остальное – снисхождение к человеку. Если человек не может, Церковь снисходит к нему, как заботливая мама.

 

- Наша телезрительница из Чувашии задала вопрос о том, возможно ли первое венчание, если людям 50 и 60 лет?

 

- Возможно. Возрастные ограничения есть, не могу назвать их сейчас конкретно, но в возрасте 50-60 лет венчаться можно.

 

- Если люди уже живут, например, в четвертом браке, возможна ли для них евхаристическая жизнь?

 

- Если этот брак зарегистрирован в государственных органах, потому что Церковь признает такие браки. Если человек не обвенчан, но состоит в государственном браке, это не является препятствием для причастия.

Препятствие, когда брак нельзя назвать браком, когда это незаконное сожительство без всяких ответственностей друг перед другом. Нет никаких юридических обязательств, нет никаких обязательств перед Богом.

Когда человек растерял нормы поведения, заложенного в него Богом, тогда церковные правила напоминают ему об этом и регламентируют его жизнь. Хорошо, если бы все было внутри человека.

 

- Всегда ли Вам приходится иметь дело с человеческим горем, или какая-то радостная сторона присутствует в Вашей жизни.

 

- Конечно, ведь я настоятель храма, и когда я совершаю Божественную литургию, это всегда праздник, это Пасха. Бывает, люди, приходящие в храм, хотят вступить в церковный брак или крестить ребенка. Когда участвуешь в том или другом, когда люди делают это по призыву Божественной любви, подготовились к этому, тогда и на душе праздник. А когда люди пришли, чтобы соблюсти формальность, я не чувствую радости.

Церковный брак надо заслужить. Митрополит Антоний (Сурожский) своим духовным чадам, которых он знал много лет, которые состояли в юридическом браке и спрашивали благословения на брак церковный, он мог ответить, что они не готовы. Надо понимать, что это старец, у которого было дар рассуждения, и он видел, что может быть рановато.

 

- Батюшка, расскажите, пожалуйста, поподробнее о Вашем храме, поскольку это новый храм в нашем городе.

 

- Этот храм был заложен в 2012 году архиепископом Амвросием. В 2013 году протоиерей Петр Мухин, благочинный храмов при вузах, освятил кресты и купола. В этом 2014 году на Пасху мы совершили первое богослужение. Храм посвящен святому благоверному князю Димитрию Донскому. Назвать так храм единогласно решило руководство университета вместе с преподавательским составом и курсантами. Строится и украшается храм на частные пожертвования руководителей университета, преподавателей, курсантов и прихожан, которые живут рядом, поскольку рядом много жилых зданий.

В настоящее время в храме проходит реконструкция пола, укладывается гранитная плитка. К середине августа работы должны быть закончены, и храм будет открыт. Храм находится внутри университета, но в настоящее время делается специальный проход в стене для прихожан. Во время богослужения ворота прохода будут открыты, люди могут приходить без всяких препятствий.

Храм располагается в Красносельском районе на улице Летчика Пилютова, дом 1, университет МВД Российской Федерации.

 

- Как Вы думаете, будет ли Ваша деятельность в епархиальном управлении влиять на Ваше приходское служение? Будут ли люди, приходящие к Вам в епархию, приходить затем и на Ваш приход?

 

- Мне бы очень хотелось этого. Думаю, что все происходит промыслительно, и люди приходят в епархию, и для того чтобы Господь имел возможность потом призвать их к себе. Пускай не в тот храм, где я настоятель, но вообще в церковь Христову. Там, где им удобно, но главное, чтобы они проснулись, почувствовали, что им нужен Бог. Душа вечна, поэтому она ищет вечного. Но той вечности, которая требуется душе, не найдешь в искусстве, только в Боге. Когда найдешь вечность в Боге, то поменяется и все другое, в том числе и культура.

 

- Время нашей передачи заканчивается, хотелось бы попросить Вас в ее завершении сказать людям что-то, что помогло бы им уберечься от тех проблем, с которыми Вы сталкиваетесь в Вашем служении.

 

- Эти проблемы, о которых мы сегодня говорили, происходят потому, что человек потерял благодать Божию. Переложить это понятие на светский язык сложно, можно было бы сказать, что это некий вид божественной энергии, который меняет человека, обоживает его, человек становится Богом не по природе, а по благодати. Тогда человек становится неподвластным греху.

При крещении эта благодать сообщается человеку, потом под влияние обстоятельств человек ее теряет. Когда человек исповедуется и причащается, благодать возвращается к нему, Святой Дух опять приходит и обитает в человеке.

Хотелось бы пожелать всем заботиться о том, чтобы стяжать эту благодать. Сегодняшний день связан с памятью преподобного Серафима Саровского, которому принадлежат слова о том, что надо, прежде всего, стяжать благодать Божию, все остальное устроится. Но если благодати нет, не сделаешь ничего. Если же Божия благодать с нами, то все остальное будет устраиваться мирно и благополучно.

Молитвами святого владыки нашего Варсонофия, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать