Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Продолжается наш разговор о прекрасном с замечательным русским человеком, скульптором, я бы даже сказал, выдающимся политиком от искусства Владимиром Александровичем Суровцевым.
Художник и скульптор – это два понятия? Или любой скульптор уже художник?
– Мне кажется, художник – это какая-то высшая оценка человека. Человек может быть скульптором, мастером (то есть хорошим профессионалом), но при этом не быть художником. Все-таки художник – это уже какая-то высшая степень, похвала.
– С другой стороны, скульптор может уже подразумевать художника, но сконцентрировавшегося на скульптуре. Как путешественник Конюхов – никто не спрашивает, кто он. Или космонавт Гагарин. Это такие «брендовые» понятия. Я хочу представить тебя именно как скульптора, потому что в твоих работах видна героическая направленность, лиричность и вдумчивость. Перед нами небольшая модель «Водопой» – одно из парковых изваяний. Я думаю, это может быть твоим брендом, как голубь Пабло Пикассо.
– Это, конечно, сильно сказано.
– Почему? У него рисуночек, а у тебя такая вещь, которая прижилась уже во многих местах. С этой работой связан даже политический, дипломатический аспект.
– Действительно, была такая история. Эта работа началась как очень маленькая вещь (сейчас и маленькая, и двухметровая скульптуры находятся в коллекции Третьяковской галереи). Именно эту работу в свое время Владимир Путин подарил королеве Нидерландов Беатрикс. Когда готовился визит королевы в Россию, Борис Николаевич Ельцин, к сожалению, крепко заболел, и визит не состоялся. Голландская сторона очень обиделась: был сорван целый ряд договоров. На высоком дипломатическом уровне долго думали, как этот баланс выровнять, и мне поступило предложение сделать какую-нибудь композицию в подарок для нидерландской стороны, чтобы «потушить» негативное ощущение. Я предложил несколько вариантов. Голландская сторона выбрала именно «Водопой», который отлили высотой в три метра и подарили от имени правительства России. Конфликт был исчерпан, отношения восстановлены, а катализатором их налаживания стал этот подарок. Я горжусь, что композиция установлена в парке города Лелистада в Нидерландах. Это действительно одна из работ, которая говорит о моем творческом лице. Я сделал несколько вариантов, и каждый раз мне кажется, что я еще не до конца эту тему «дожал».
– То есть ты сделал такое обобщение: показал замкнутость, неразрывность связи человека с животным, а животного с природой через воду.
– Это вечный поиск гармонии: художника с этим миром, человека с природой, их взаимосвязь. Наша профессия хороша и тем, что, когда мы выходим на объекты, мы – санитары (не побоюсь этого слова): вокруг нас происходит благоустройство территории, появляются новые скверы, бульвары, цветники, и от этого душа только радуется.
– В прошлом году мы участвовали в международной выставке в Португалии: я – по живописи, ты – со своими скульптурами. И было приятно, что на входе стоял один из вариантов именно этой твоей композиции. Он выглядел очень образно, представительски, узнаваемо, и никто не мог пройти мимо, не заинтересовавшись.
– Спасибо, потому что эту работу действительно называют символом России. Именно так это прозвучало на выставке в Португалии. Мы принимали участие вместе с замечательными художниками, дружбой с которыми гордимся: Таир Салахов, Зураб Константинович Церетели, Василий Нестеренко, Вячеслав Михайлович Зайцев. Еще многих можно вспомнить. У меня остались добрые воспоминания, и мы сумели показать лицо России в этой стране.
– Я знаю, что ты очень много читаешь. Не потому, что это нужно для работы, а тебя это интересует. Наверное, погружаясь в какую-то тему, ты невольно делаешь для себя заметки: «Вот это тоже интересно», «А это может воплотиться в это». Не только хронологические, исторические документы, которые ты невольно читаешь, но и художественная литература тоже воплощена у тебя в памятниках. Ты же награжден Пушкинской медалью?
– Да.
– Не будучи писателем, но касаясь в своем творчестве писателей. Твои работы – это памятники Пушкину в Праге, Чехову в Истре, Твардовскому в Москве, святым Кириллу и Мефодию в Муроме...
– и Ахматовой на Ордынке.
– Ахматова – это интересная работа, сделанная по рисунку Модильяни. У них была связь, и ты подчеркнул это, на основе личностного события сделал свое обобщение. Расскажи о своем отношении к литературе, о выборе персонажей, ведь симпатии в искусстве, в частности в литературе, бывают разные.
– Спасибо, что мы затронули эту тему. Этот год в России объявлен годом литературы, и так или иначе у многих художников тема литературы и литераторов всегда востребована.
С сыном Данилой мы открыли памятник Александру Трифоновичу Твардовскому на Страстном бульваре. Я горжусь этой работой. О своих работах говорить трудно, но кто захочет, всегда может увидеть ее и в Интернете, и прогулявшись по московским бульварам. Для меня было очень важным обращение к этой уникальной личности. Я подружился с дочерями Твардовского, Валентиной Александровной и Ольгой Александровной – совершенно замечательные люди. Благодаря им я вновь перечитал многие поэмы и лирику Твардовского. Был в Смоленской области, и там же, под Смоленском, мы отливали памятник. Я был на хуторе, родился Александр Трифонович и где сейчас восстановлен музей. То есть это все истоки нашей отечественной культуры. Я думаю (и многие со мной согласятся), что если Пушкин был символом русской поэзии XIX века, то Александр Трифонович Твардовский – это символ советской и русской культуры XX века (тоже глубинной культуры). Потому что он одним из первых обратился к теме сопереживания советским военнопленным. Это редкая и трудная тема. Мы знаем, что списочный состав погибших в годы Великой Отечественной войны – восемь с половиной миллионов солдат. Шесть миллионов попали в плен. Из них примерно половина навсегда осталась на территории Европы, погибла в концлагерях, в шталагерях. Я бывал под городом Ризой (Германия), где триста тысяч наших солдат, взятых в плен под Вязьмой и Смоленском (два «котла»), умерли от ран, болезней, голода, холода, издевательств. Это боль, которая не уходит.
– Это, к слову, для тех, кто говорит о какой-то цивилизованной Европе, с которой нужно брать пример, о гуманизме, которого там нет. Поддержка нарастающего фашизма, в частности на Украине – это лояльность к национализму. Хотя патриотизм и любовь к своей нации – хорошее качество, но не за счет ненависти к другим.
– Конечно. И это первично. Мы говорим о Твардовском. Он одним из первых обратился к теме лагерей и сталинских репрессий.
– Опубликовал «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына.
– Абсолютно верно. Он был мощным политическим деятелем. Нам все время казалось, что это очень пожилой человек, а сейчас я уже старше его. Он умер в 60 с небольшим лет.
– У тебя он широкий, в развевающемся плаще, располагающий к себе, открытый.
– С большой внутренней трагедией, потому что его дважды изгоняли, он пережил два инфаркта, то есть ситуация, эпоха и жизнь не были простыми.
Я также очень рад тому, что удалось поставить памятник Антону Павловичу Чехову в Истре. Хотя в прошлом году злоумышленники украли пенсне и трость. Надо восстанавливать.
– Я рад, что ты сделал памятник Чехову. Это уникальный персонаж, и у тебя он получился немного ироничный, радующийся.
– Когда читаешь его письма, особенно переписку, публицистику, понимаешь, что он не был таким уж человеком…
– Местами мизантропом был.
– Это был думающий, очень едкий человек, острый на язык и характеристики людей. Конечно, получаешь высочайшее удовлетворение, прикоснувшись к его интеллекту, мощи, силе его языка и конечно, к красоте языка (я думаю, это первично).
Также я с удовольствием работал над образом Ахматовой. Эта композиция была подарена мною Москве, Ордынке, 17, где она жила многие годы, приезжая в Москву, обивая пороги КГБ, пытаясь облегчить судьбу своего сына. Трагическая фигура. Ее
поэзия помогает мне сейчас работать над эскизами к памятникам жертв репрессий. Стихи Ахматовой настолько мощные и написаны от сердца. Ее знаменитые слова: «Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список, и негде узнать…»
– Боль, которая в литературе называется драматургией. Почему мы признаем, что классическим жанром со времен Древней Греции является драма, а сатира (юмористическая и прочая) была искусством плебеев, низов? Сегодня, как ни парадоксально, это искусство идет во весь рост, а серьезных, глубоких, вдумчивых драматургических произведений очень мало: драматургов мало. На иврите «хохма» – это мудрость. Некая их мудрость сегодня навязывается в умы, в сознание – разные формы въедливого, насмешливого пересмешничества. А самое основное, чем знаменита была русская литература, – это ее сострадательность, милосердие, даже к падшим («…милость к падшим призывал»). То есть мы сегодня говорим о том, что зла и горя много, а литература почему-то откликается на какие-то шутки. Да, в Европе должен быть Пушкин (говоря о памятнике в Праге). Потому что этот язык объединил многие понятия. Пушкин ни разу не был за границей (хотя был в Одессе, Молдавии), но настолько он объединил все славянские и европейские страны своим языком.
– Хорошую тему ты затронул. Я очень рад этой работе. Приятно, что инициировала создание памятника русская диаспора, но инициатива была поддержана и чешской стороной. Несмотря на весь негатив, который сейчас на Россию выливается на Западе, там есть здравомыслящие люди, понимающие значение России, российской культуры. В конечном итоге при содействии Министерства иностранных дел России и посольства России в Чехии нам удалось установить этот бюст и сделать большой праздник. Мне рассказывали, что сейчас туда приезжают чешские поэты, приводят детей и не только из русской диаспоры.
– А в каком месте стоит бюст?
– Площадь Пушкина – это практически центр Праги. Этот памятник, как любой установленный за рубежом, – во славу России; он работает на Россию, это самая лучшая агитация за нас.
Ты тронул очень важную тему, связанную с языком, культурой. Я горжусь медалью, которую мне вручила Академия Российской словесности, членом-корреспондентом которой являюсь. Конечно, этот год литературы так или иначе должен быть всеми нами прочувствован. Я надеюсь, что военных памятников будет все меньше и меньше на этой земле. Хочется, чтобы было больше работ, связанных с красотой, гармонией, изменением нашей среды в позитивную сторону, ведь в конечном итоге работа художников к этому и призвана: формировать души, психологию, менталитет нации. Это размышление, платформа, базис нашего будущего. Иногда выслушиваешь немножко грустные слова вроде: «Много вас, художников, развелось…». Как о блохах каких-то или тараканах.
Мне нравится выкладка китайцев, которые говорят: «Мы хотим, чтобы у нас было 50 миллионов пианистов». То есть поставлена задача для страны.
– Половина студентов Репинского института в Санкт–Петербурге – это китайцы.
– Удивительно. Я был несколько раз в США, в частности в городе Таосе, где находится музей нашего замечательного художника Николая Фешина. Мы знаем, что он эмигрировал в Америку после Октябрьского переворота, жил в Нью-Йорке, потом уехал в Таос и выстроил великолепный дом.
– И в Мексике он жил.
– Это как раз граница, штат Нью-Мексико. Музей напоминает соединение индейской культуры с Абрамцевым. Я был знаком с дочерью Фешина, балериной. Она великолепно владела русским языком. Фешин часто ее писал. Так вот, больше всего туда приезжают китайские студенты. Они переснимают все его рисунки, издают монографии о Фешине. Более того, когда я разговариваю с китайцами (это уникально), они говорят, что являются учениками Чистякова. Кто помнит сейчас этого мастера? А Чистяков – это рисовальщик, учитель Ильи Ефимовича Репина. Я в прошлом году был в пенатах, первый раз в жизни посетил. Вот какая традиция! Мы об этом забываем, а китайцы ставят это во главу угла с великолепной школой.
Кстати, иногда мы критикуем западную культуру (может быть, имея на это основания), но в Нью-Йоркской академии великолепно поставлен рисунок, и они тоже опираются на самые мощные реалистические традиции. Уровень профессионального мастерства там с каждым годом возрастает. Это о консерватизме, традициях, правильном настрое. То есть нам важно не терять то, чем мы обладаем.
– Потому что сегодняшним современным искусством называют абстрактное, беспредметное, умозрительное, психически индивидуалистическое (мягко скажу). Современным является то, что время отсеяло: и Пушкин, и Моцарт – все будет современным. И Гоголь будет современным, хотя он уже умер. Мы сегодня говорим о том, насколько искусство духовно, или недуховно, или бездуховно. Как дрызготня может быть духовна? Это хаос, от которого Господь избавился сотворением мира. Поэтому мы не должны впадать в богоборчество. И то, что ты как скульптор из бесформенной массы (глины, пластилина) формируешь понятия, события, является, наверное, избавлением от хаоса, небытия.
– Мы сегодня несколько раз возвращаемся к этой теме, говорим на одной длине волны – это очень приятно. Нет ничего ближе для художника, чем поиск гармонии, чем мы и занимаемся. Можно, конечно, идти от противного (есть же такой принцип в математике): показывать, как ужасен мир, как он противен, безобразен, и это, наверное, тоже какая-то часть нашей жизни. Но если ты с детства начинаешь питаться гамбургерами и пепси-колой (может, это и примитивная аналогия) и на протяжении всей своей жизни ешь только это, то у тебя и результат будет такой: ты лишишься физического здоровья и станешь инвалидом (мы наблюдаем это по отдельным экземплярам, в том числе и в Америке). Также и пища духовная: если ты все время будешь жить в отрицании, негативе, дурных эмоциях, дурной музыке, у тебя и мировоззрение будет такое. Ты же в конечном итоге и продуцировать будешь такую же продукцию. Как важен поиск гармонии, о чем мы и говорим.
– Есть деликатная тема, которой мы осторожно коснемся: преодоление тяжелой болезни, которое ты совершил с Божией помощью. Тебе же было видение Богородицы?
– Да.
– Как ты выстоял? Господь тебя, значит, определил для твоей дальнейшей работы. Желудок твой фактически усечен, но дух остался, он трепещет, созидает. Божие чудо! И слава Богу.
– Верно. Это трудная тема, но я сейчас с большей радостью и большим откровением могу об этом говорить, потому что понимаю, что своей практикой (реальной и душевной) я кому-то могу помочь. Я очень благодарен моим врачам, это уникальные люди: хирург Буянов (к сожалению, ушедший из жизни) и замечательный радиолог Софья Львовна Дарьялова (жена Аркадия Александровича Вайнера). Я очень дружу с этой семьей. Они меня вытащили. У Софьи Львовны есть много публикаций, где она ссылается в том числе и на мой жизненный опыт и говорит, что во многом это благодаря и силе духа. Ведь мы понимаем, что Господь дает тому, кто хочет взять, кто открыт, готов противостоять каким-то негативным явлениям. Я думаю, что внутренняя вера, энергетика мне помогла. И конечно, моя семья (дети, супруга), работа, друзья – это всё (этот комплекс) давало мне силы.
Мне, видимо, судьба дала еще один счетчик (скажу языком автомобилиста), спидометр, вторую жизнь. И я благодарен за это. Я, может быть, не так близок к Церкви, нашей православной культуре и оправдываю себя тем, что мне дано по жизни заниматься моим делом, моей профессией, и я через это отдаю людям то, что через меня и должно передаваться высшими силами.
Я рад, что в Муроме стоит памятник Петру и Февронии. Его торжественно открывали, и город очень благодарен. Тысячи паломников приходят к памятнику с верой в то, что это поможет благополучию в их семье. В нашей стране сейчас организован замечательный праздник семьи; мы вернулись к истокам. Я рад, что это есть; рад, что Муром – красивый русский город, люди туда приезжают, и я люблю туда ездить. Скоро, надеюсь, будем открывать барельеф Кириллу и Мефодию. Вот таким образом через свое творчество я передаю энергетику высших сил.
– Я думаю, что это называется хорошим словом «благодать». Я знаю случаи, когда люди, болея онкологически, добровольно уходили из области благодати и соответственно, «сгорали». Я желаю всем нам благодати. И нашу веру только Господь определит. «Помоги нашему неверию» – мы всегда говорим об этом. Я думаю, что своими работами ты людей как раз приближаешь к Богу. Ты открываешь в них их самих же, их внутренние резервы, которые Господь создал по Своему образу и подобию. Подобие – это внутреннее, а образ – внешнее, и ты эту оболочку, это внешнее подобие человека очень удачно воплощаешь.
Дорогие друзья, мне радостно было с моим другом Владимиром Суровцевым поговорить о жизни, о том, как мы живем, что нас ждет, чего мы хотим в жизни.
Автор и ведущий программы Олег Молчанов
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!