Мысли о прекрасном. Народный художник РФ Евгений Ромашко. Часть 1

7 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В его пейзажах - великолепие природы родной земли, величие золотых куполов и белоснежных храмов, неповторимый взгляд на архитектурные шедевры, исторические места и памятники. Творческий мир путешествий живописца воплощает путь "любви и радости бытия" в искусстве... Встреча с Евгением Ромашко, народным художником Российской Федерации.

 

- Сегодня мы познакомимся с замечательным художником Евгением Ромашко. Евгений открывает много выставок, является членом президиума Академии художеств России, преподавателем, вице-президентом творческого Союза художников, активным человеком. Каким было Ваше становление в искусстве?

- Родился я в Украине, в городе Запорожье. В детстве мой отец привел меня на конкурс детского рисунка на асфальте. Я нарисовал картинку, занял второе место и вдохновился тем, что стану признанным художником. После этого отец решил отдать меня в изостудию Дворца пионеров. Там я начал постигать азы рисования. Позже я узнал, что в Запорожье есть детская художественная школа с более серьезным уровнем преподавания живописного мастерства, и стал готовиться к поступлению, но по возрасту мне пришлось поступать сразу в третий класс. После окончания художественной школы   поступил в Республиканскую среднюю художественную школу в Киеве, в которой отучился три года.

В Киеве я прикоснулся к мировому художественному искусству через посещение многочисленных музеев, Киево-Печерской Лавры, знакомство с древним архитектурным искусством столицы, соборами. В этом городе произошло и мое знакомство с христианством. Однажды мы даже попали в милицию, когда вместе с друзьями-студентами решили пойти на Пасху во Владимирский собор на пасхальное богослужение. Многие помнят, что в советское время на Пасху храмы оцепляла милиция. Бабушек пропускали, а молодежь останавливали и отчитывали за то, что они пришли в церковь, позволив одурманить себя церковной пропаганде. Нас схватили милиционеры, привели в отделение и стали допрашивать, зачем мы пошли в храм. Мы объяснили, что художники и для нас это имеет чисто профессиональный интерес. В милиции поняли, что у нас нет злого умысла, и отпустили. Но среди нас были те, кто серьезно занимался вопросами веры. Одно время мы с товарищем снимали квартиру рядом с Киево-Печерской Лаврой, ходили часто в монастырь, писали в нем этюды, у нас были свои укромные уголки. Часть Лавры тогда была еще заброшена. На территории Дальних пещер росла высокая трава, где можно было укрыться и писать картины. Это было в 70-80-е годы.

В 1980 году я окончил художественную школу, поехал в Москву и поступил в Московское высшее художественное училище (бывшее Строгановское), где и получил высшее образование. Я благодарен этому учебному заведению, в котором получил должное воспитание и образование.

- Вы сейчас являетесь заведующим кафедрой академической живописи в Строгановской академии - так сейчас называется это учебное заведение.

- Да. После окончания Строгановского училища я занимался искусством, чего-то достиг на этом пути, вступил в Союз художников, стал членом Российской академии художеств. Шесть лет назад меня пригласили возглавить кафедру академической живописи.

- Как Вам удается совмещать творчество, общественную деятельность и преподавание?

-  Это часто обсуждаемая проблема: должен ли художник тратить свое время на еще что-то кроме искусства.  Имея свой опыт и общаясь с другими, я понял, что для художника быть совершенно вольным, не имея никаких конкретных обязанностей, - вредно, это его расслабляет. У человека должно быть еще одно дело, которое создает какую-то среду, позволяет быть в коллективе.

Преподавательская деятельность - это благородное дело, потому что ты отдаешь свои знания подрастающему поколению, формируешь последователей, которые понесут далее традиции нашего искусства. От учеников ты тоже получаешь много полезного, общаясь с ними, находишь новые идеи. Но во всем должна быть мера, золотая середина. Когда занимаешься чем-то в ущерб творчеству, это тоже неправильно. Нужен некоторый баланс. Если посмотреть на предыдущие поколения художников-шестидесятников, то можно сказать, что многие из них, реализовавшие свой потенциал, никогда не преподавали. Но есть среди них и такие, которые занимались преподавательской деятельностью, в том числе преподавали в Строгановском училище и являются сегодня его гордостью.

- Какова Ваша деятельность в творческом Союзе художников?

- В творческий Союз я попал случайно. Меня пригласил известный художник и общественный деятель Дробицкий.  Его стараниями  и при его непосредственном участии был организован творческий Союз художников России. Он пригласил меня на должность вице-президента Союза. Эта деятельность сыграла положительную роль в моем творческом становлении, потому что я попал в интересную среду, в которой вращались и молодые художники, и академики, опытные корифеи своего дела. Я получил возможность напрямую общаться с людьми, творчество которых раньше только изучал по истории искусств, посещать выдающиеся выставки, на которых были представлены работы художников высокого класса.

Постепенно я стал показывать и свои работы на общих выставках. Это очень важно. Одно дело, когда ты смотришь на свою работу в мастерской и сам собою доволен, а совсем другое - показать свои работы в контексте работ других художников. Сравнивая их на расстоянии, сразу понимаешь, кто есть кто, видишь все свои недочеты. Это тоже формирует художника. Я всегда советую молодым художникам выставлять свои работы на общих выставках. Потому что тогда ты начинаешь видеть и анализировать свой уровень по сравнению с уровнем более маститых живописцев. Это все равно что поместить на какое-то время свои работы в Третьяковке и сравнить их с картинами великих мастеров.

На Гоголевском бульваре, когда там обосновался творческий Союз, был выставочный зал, куда могли приехать художники со всей страны и записаться на участие в выставках. Там выставлялись и академики, и народные, и молодые художники, и художники из других государств. К нам обращался Комитет по культуре, чтобы провести детские выставки. В них в качестве жюри принимали участие академики, например Ефрем Иванович Зверьков. Это очень важный воспитательный момент.

Занимаясь такой деятельностью, я наблюдал, как через этот зал проходили очень многие художники, и горжусь, что при мне в этом зале была проведена первая выставка Ярославского художественного училища. Мы инициировали целый ряд таких выставок. К сожалению, у нас были не очень большие возможности из-за отсутствия финансирования.

- В своем творчестве Вы больше тяготеете к пейзажу, пространственной живописи?

- Когда мы учимся, то через все проходим. Но впоследствии художник тяготеет к тому, что его зовет, что у него лучше получается.

- Может ли Ваша склонность к пейзажной живописи соотноситься как-то с Вашим мировоззрением? Я не говорю сейчас о кредо, о каких-то принципах… Любой обыватель с фотоаппаратом скажет: «А зачем вы мерзнете, комаров кормите, рисуя свои картины, ведь есть же фотоаппараты, хорошая техника. На компьютере обработал, и картина получится не хуже». Что на это ответит художник?

- Каждому свое. Раньше внимание художника было направлено на человека. Пейзажи - это самый последний жанр, который появился в искусстве. Поначалу рисовали человека, на нем был сконцентрирован взгляд. Пейзаж был фоновым, он присутствовал как вспомогательный элемент. Потом появился другой взгляд: пейзажисты показывают, что видит сам человек. 

Я думаю, что не художник выбирает себе жанр, а жанр выбирает художника. Видимо, я лучше чувствую и вижу пейзаж, через него реализую какие-то свои идеи, мысли. Что касается фотоаппарата, то когда появилась фотография и кино, думали, что изобразительное искусство вообще исчезнет, не будет ни портрета, ни картины. Зачем мертвая картина, когда есть живая и все намного интересней. Многие художники в период появления фотографии и кино заканчивали жизнь самоубийством, считая, что пришел конец изобразительному искусству. Но получилось так, что все идет параллельно.

- Шишкин очень активно использовал фотоаппарат, слайды.

- Можно использовать различные технические возможности. Допустим, я рисую по фотографии, но у меня картина получается не как на фото. Ты рисуешь без фотографии, а у тебя - как на фото. Инструмент любой может быть, компьютер тоже - главное, как ты его используешь.

- Все же обыватели, подходя к пишущему художнику, говорят: «Здорово! Как на фотографии!» То есть у людей в сознании главный критерий - это фотоснимок, потому что это более доступно, привычно.

- С одной стороны, люди говорят - как на фотографии, но с другой стороны, глядя на картину, видят, что вот это нарисовано с фотографии, а это - с натуры. Если вещь написана профессионально.

- Основная задача искусства - выразить идею, поднять тему, а насколько она будет выражена графично, стилистично, импрессионистично, это уже язык - каким языком ты раскроешь тему оптимально. Стилизация может быть разная, но задача художника - достичь максимального раскрытия темы. У Вас какой язык?

- Я хочу привести пример из поэзии. Есть поэты, которые своим творчеством отражают время. Например, Маяковский, который придумал новый язык. Он писал о молодой стране, новом обществе. В то же время были поэты, которые писали о том, как сосулька тает. И никто не может сказать, что важнее и главнее. Бывают стихи, написанные о любви или о природе, которые так трогают душу человека, как не трогают специально написанные произведения, посвященные глобальным событиям. Есть произведения, берущие темой, а есть - берущие просто искусством. Например, одно из моих любимых произведений Пушкина «Метель». О чем оно? Сразу, может быть, трудно понять. Но это произведение о чуде, о Боге. Иногда это необъяснимо, но настолько трогательно! Когда я отправлялся в далекие поездки, ставил кассету и слушал это произведение под аккомпанемент музыки Свиридова.

Каким должно быть искусство? Искусство должно быть искусством. Один берет темой, другой - концепцией, третий - рифмой. Иногда в пейзаже это сопоставимо с поэзией, со стихами, которые написаны о Боге. Человек смотрит на картину и не до конца ее понимает, но она оказывает на него потрясающее действие, граничащее с откровением.

- Для того чтобы что-то открыть, человек должен быть содержательным внутри. В обывательском понятии художник пишет картины для удовольствия, а на самом деле он должен сконцентрировать в себе знания по истории, культуре, а потом уже это сгенерировать через свое внутреннее «я» и раскрыть внутренний мир. Если это удается, то он воздействует на многих людей, и его произведение живет уже своей жизнью, отдельно от него.

- Художник - это совокупность ремесла, таланта и Божественного откровения. Его произведение создается частично умом, а частично интуицией, чувством и тем, что ему дано. Как говорится, необъяснимая сила искусства. Иной раз автор сам не понимает, как он это сотворил. Была Болдинская осень у Пушкина. Он приехал в Болдино и написал большое количество произведений. Это было словно открытие для него. Поэтому есть вещи умозрительные, выстроенные, они тоже доходят до искусства, а есть вещи, которые созданы так, что этого не объяснишь.

 

                                                              Расшифровка: Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 25 апреля: 10:00
  • Понедельник, 29 апреля: 02:05
  • Четверг, 02 мая: 08:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать