Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Мы находимся в мастерской моего друга, замечательного художника, заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии Художеств, скульптора Олега Закоморного. Мне вдвойне приятно, потому что он и мой друг, и замечательный мастер, и просто очень хороший, легкий человек.
У тебя все радостно, человечно, связано с корневыми сущностными понятиями. Олег, расскажи о себе, о своей родине – это Новосибирск, Сибирь.
- Я по происхождению сибиряк. Родился в Новосибирске, но прожил там только первые 6 лет. Потом семья переехала в Харьков, на Украину, где я жил следующие восемь лет и там же пошел в школу. Потом поступил в московскую среднюю художественную школу, сейчас она называется лицеем при Российской Академии Художеств. Это старейшая школа, каких в России две: в Санкт-Петербурге и Москве. Это действительно оплот реалистической русской школы. Их оканчивали очень многие выдающиеся мастера. Далее я поступил в Московский художественный институт им. Сурикова. После 1 курса был призван в армию, потом мобилизовался и продолжил учебу.
- То есть у тебя специализация «скульптура»?
- Да. Сначала на отделении скульптуры в художественной школе, а потом и в институте. Закончил учиться я в 1994 г. И вот уже двадцать лет свободного творческого плавания, если можно так сказать.
Учеба пришлась на непростые, преступно-упаднические, перестроечные 90-е годы, когда все рухнуло, и у людей была выбита почва из-под ног. Я считаю, что до сих пор мы не можем оправиться от этого удара, чтобы создать что-то новое и интересное (музыку, кино, живопись, например) - такую же глубокую культуру, как была в Советском Союзе. Взять, например, наше советское кино, изобразительное искусство, советскую эстраду, таких личностей, как: Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Валентина Толкунова. Сейчас таких певцов не найдем, хотя голоса есть.
- Духовность и профессионализм в искусстве – это самый насущный вопрос. Тут, мне кажется, ты себя нашел - все настолько последовательно, выработан язык, манера, темы. И это очень отрадно, потому что не все художники находят себя. Делают-то вроде и мастерски, но будто на кого-то похоже. Думаю, у тебя тоже поначалу было такое, но вижу, что у тебя есть понятие образности. Хочу выделить у тебя два больших направления: анималистика и детская тема.
Мир анималистики не может оставить равнодушным, поскольку, с одной стороны, он очень специфичный, а с другой – близко связан с человеком. Ты же находишь свои неожиданные решения. Расскажи, почему тебя это направление заинтересовало?
- Мир природы бесконечно интересен и прекрасен. Это первозданность, начало, на которое человек должен всегда оглядываться в своем развитии и прогрессе. Мы похожи со многими животными, как бы мы не отдалялись от природы. В детстве, помню, мне родители выписывали два журнала: «Юный художник» и «Юный натуралист». Я прочитывал и тот, и другой, изучая каждый номер. Внутри шла борьба: кем же я буду – художником или натуралистом? Так что это увлечение у меня с детства. Животные – это бездна, их шкуры, фактуры… Их совершенно по-разному можно и рисовать, и делать скульптуры. Главное, чтобы работы были живыми, дышали. Я пытаюсь что-то ухватить, но у меня, как мне кажется, не всегда получается, и в следующих работах я пытаюсь догнать. Конечно, много экспериментальных решений в композициях. Я хочу показать среду, в которой зверь живет: деревья, облака, где-то даже солнце. Условно, конечно. Но искусство и есть условность, игра. А мера этой условности – задача каждого автора.
- Божий мир везде и повсюду нас окружает. Ты находишь человечные образы.
- Я очеловечиваю животных. Вот, например (показывает в альбоме), скульптура «Большая медведица». Здесь белая медведица с двумя малышами-медвежатами. В этой работе, конечно, теплота.
- И это человечная теплота. У животных и людей мотивация и поведение всегда одинаковы: жизнь и продолжение жизни. То, что ты делаешь, это как раз обожение жизни.
- Допустим вот этот лось (показывает в альбоме). Также и кусок леса изображен, то есть лось в естественной своей среде – бежит лесом.
- И даже подводный мир: очень красиво и пластично. «Теплый океан»? (на экране очередная скульптура).
- Да, это «Теплый океан», девочка-ныряльщица. Наверное, это мечта каждого человека - быть своим среди животных, частью природы. И здесь прикосновение к осьминогу, рыбам…
- Красивая вещь, не устаю наслаждаться. Насколько прочувствовано движение подводных растений, ракушек, осьминога…
- Здесь много деталей для подробного рассматривания: рыбки, морские коньки прячутся. В общем, я насытил деталями, чтобы воссоздать подводный мир.
- Ты художник очень высокого уровня, именно художник в материале, ведь у тебя все в бронзе. Ты достигаешь уже профессиональной завершенности. Хотя, надо отдать должное, ты еще и великолепный рисовальщик. И даже подготовительные материалы и отдельные графические листы, посвященные людям и животным, просто великолепны. У тебя выпущено несколько отдельных книг с рисунками?
- Я стараюсь их издавать отдельно.
- И они самодостаточны и интересны. Я, конечно, всем советую следить за твоим творчеством. Постоянно идут выставки и в регионах, и в Москве.
Другая большая и очень колоритная тема – это дети и детский мир. Это такой легкий юмор, даже где-то гротеск, удивление, подмеченные необычные детские состояния. У тебя самого трое детей, а Бог даст, скоро четвертый будет, так что ты богатый папа. Как этот мир для тебя открылся и стал таким близким, сокровенным, действительно вывел на переосмысление детской темы?
- Мелких тем не бывает. Если мы не изображаем что-то героическое, то это вовсе не значит, что мы слабые художники. Вспомним голландские натюрморты. Это же высочайшее искусство.
Я живу среди детей, и они вокруг меня. Дети сами по себе интересны - их суть и внешность. Интересно наблюдать, как они меняются, растут. Я некоторые композиции создал по памяти из своего детства. Допустим, автопортрет «Как я пошел в 1 класс». Немножко испуганный, робкий первоклассник с портфелем и букетом цветов.
- 1 сентября традиционно несли гладиолусы.
- Да. Это жанровые детские сценки, они скорее даже литературные. Допустим, такая работа (показывает) называется «После уроков» - дети бросили два портфеля, обозначили ворота и погнали. Они орут, толкаются.
- «Непричесанная» жизнь. Или поющая девочка на табурете.
- Девочка, поющая взрослые песни. Мальчик-рыбак с консервной банкой.
- Рыбу упустил?
- Чуть не поймал. В общем, сюжеты я где-то подсматриваю, где-то выдумываю, подыгрываю, порой даже заостряю до шаржа. Ведь каждый готовит себе пищу по вкусу, со своей мерой соли и перца. Автор своего блюда, своей скульптуры, картины – это уже разговор со зрителем. Очень важно, чтобы авторы обращались к зрителю, приглашали их к диалогу, стремились чем-то делиться. Я провожу много выставок и сам от себя требую чего-то нового, пытаюсь развиваться дальше. Своего рода самоотчет и попытка увидеть себя со стороны.
- У тебя есть и пластические женские изображения. Ты эту тему глубоко почувствовал.
- Это же огромная красота, созданная Богом.
- У тебя охвачена вся цепочка жизни: природа – женщины – дети. Ты, конечно, молодец. Кстати, у тебя много и графических портретов. Например, галерея московских глав.
- Да, есть серия из 30 портретов в Мосгордуме. Сейчас эта должность называется председатель, а тогда был городской глава. В основном это ХIХ век, поскольку в советское время Московская городская Дума была закрыта. Среди них: В.М. Голицын, Б.Н. Чичерин, С.М. Третьяков и многие другие славные сыны не только Москвы, но и всей России. Это известнейшие люди. Пока я работал над этими портретами, перечитал много биографий и исторического материала. Это были благотворители, которые готовы много жертвовать для города и для людей.
- Позиция была «дать».
- Вот именно. Не разграбить и удрать, а дать. Сейчас многим эти поступки покажутся даже странными. Но ведь были времена, когда в Москве не было ни водопровода, ни канализации, ни дорог. И их нужно было строить. А кто бы дал денег? Америка? Конечно, нет. Купцы скидывались. Были благотворительные общества, и так всем миром строили, создавали. Это здорово.
- К примеру, купец не мог попасть в первую гильдию, если он не построил храм. Это было одним из показателей ответственности перед миром. Боткины, Морозовы – можно много перечислять тех, кто оставил большой след в нашей культуре. А что нового сегодня остается для города? Мы живем ностальгией. Сегодня, к сожалению, из области культуры мало что привносится. Поэтому отрадно, что ты исповедуешь традиционные человеческие ценности и нашу, отеческую, изобразительную манеру. Твой язык понятен всем людям. На таком языке и нужно разговаривать со зрителем и слушателем. Думаю, если ты еще лет 10-15 активно поработаешь, то пора будет открывать небольшой музей или галерею. Ведь и работ много накопилось, и хочется, чтобы это всегда было доступно людям.
- Я хочу к этому прийти и постоянно об этом думаю. Часто задают вопросы: выставка закончится, а где дальше ваши работы увидеть? Я развожу руками и говорю: не знаю, ждите следующей выставки. Так что, думаю, людям это нужно.
- Пока оптимальный вариант – это выставки. Мы сейчас у тебя в мастерской в центре старой Москвы. Хотелось бы побольше маленьких галерей. Почему бы не открывать маленькие галереи и маленькие творческие мастерские?
- …которые были бы доступны простым прохожим.
- Именно, идешь и натыкаешься. В старой Москве каждая улица имела название храма, который стоял на этой улице. В нынешнем веке мы натыкаемся на чужеродные слоганы, плакаты, лейблы, компании, которые неизвестно что производят и что тут делают, вместо того, чтобы натыкаться на свою культуру.
- Такое коммерческое отношение к жизни для рекламы, бизнеса, но не для души. И мы должны себя ловить на этом.
- Московские дворики сейчас или точечно застроены, или все закрыто шлагбаумами, решетками, железными дверями. Понятие «московские дворики», конечно, исчезло.
- Но все же в Москве появляются пешеходные зоны. Москва перестает быть просто городом для работы и становится городом для жизни: появляются зоны, где хочется присесть на лавку с газетой, съесть мороженое и так далее.
- Сейчас в различных городах, например, в Нижнем Новгороде, Покровском, очень много парковых скульптур. Тебе приходилось участвовать в подобных проектах?
- К сожалению, не так много, как хотелось бы. Можно насытить пешеходные зоны разными формами, и это будет передышкой для глаз.
Ведущий: Олег Молчанов
Гость программы: Олег Закоморный
Расшифровка: Екатерина Барри
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!