Мысли о прекрасном. Встреча с Народным артистом РФ, Лауреатом Государственной премии СССР Евгением Крылатовым. Часть 1

10 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Незабываемые мелодии его песен узнает каждый с радостью: «Прекрасное далеко», «Лесной олень», «Крылатые качели», «Песня о шпаге»... Его музыка к мультфильмам «Умка», «Трое из Простоквашино», «Дед Мороз и лето», фильмам «Русалочка», «Достояние республики», «Приключения Электроника», «Ох,уж эта Настя», «Дети из будущего» не только создала успех картин, но и наполнила их тем великолепным содержанием добра, которое не увядает во времени. Его музыка из кинофильма «О любви» сейчас звучит повсюду. Этот композитор воспел в своем творчестве подлинную любовь к Родине, к семье... застенчиво, без показухи и пафоса. И передал нам в своей музыке такую искреннюю любовь, которая без Бога невозможна. С Народным артистом РФ, Лауреатом Государственной премии СССР Евгением Крылатовым встретился Олег Молчанов.

— Народный артист — человек, которого любит народ. Вы ощущаете эту взаимную связь, взаимообратную связь?

— Я уже не молодой человек, давно нахожусь в сфере искусства и, конечно, сделал за это время немало. Но когда я проходил свой творческий путь, то не думал об отдаче. Моя жизнь связана с кинематографом. Кинематограф — это, в первую очередь, производство, как завод, где есть свои сроки. Некогда было думать о вечном — надо было думать о соответствии своей работы, об общем товарищеском производстве, чтобы все было сделано качественно. Но прошел определенный период времени — и вдруг пошла духовная, человеческая отдача. Часть моей музыки начала жить своей собственной жизнью — независимой ни от автора, ни от фильмов, ни от чего.

Звучит отрывок из песни «Прекрасное далеко»

Я и сейчас получаю очень много откликов, что стало для меня большим открытием. Сейчас появился Интернет, который позволяет посмотреть на себя со стороны. В силу своей некоммуникабельности и раньше, в годы активной работы, я мало появлялся на телевидении, а сейчас это редкий случай. Сколько прошло времени, прежде чем у Вас получилось вытащить меня на передачу. Поэтому я не имел понятия, что собой представляет мое, в общем-то, скромное творчество. В этом смысле Интернет, показал мне, хотя это и звучит нескромно, что я не зря прожил жизнь: сделал что-то хорошее в своей жизни для нашей Родины, нашего искусства, нашего народа.

— Это большая скромность с Вашей стороны. Этот год для Вас юбилейный — 23 февраля Вы отмечаете свое 80-летие. Хочется Вас еще раз поздравить.

— Спасибо.

— Творчество — это то, что нельзя остановить или выключить, это постоянный процесс в человеке. И, безусловно, у Вас он начался с детства благодаря Вашей маме, ее православной сущности.

— Благодаря и маме, и папе. Безусловно, когда ты совсем маленький, мама всегда ближе. Но я не совсем типичный по своему происхождению. Музыка — это очень специфическое занятие, само сочинение музыки требует определенной атмосферы. И поэтому неслучайно большинство творческих людей они выходят из творческой среды, их с детства готовят к этому. Это предпосылки, окружение. А у меня так получилось, что я родился в городе Лысьва в простой семье: отец в молодости работал на Лысьвенском заводе, там же, где работали дедушка и моя мама, приехавшая в Лысьву из деревни. Оттуда началась моя жизнь.

Но на генетическом и душевном уровне у меня сильная связь с моей малой родиной. Я всегда вспоминаю слова Льва Толстого из «Севастопольских рассказов»; когда я их прочитал, мне было уже лет 60, но я чуть не заплакал. Толстой рассуждает о том, что Севастополь всегда будет для России святыней, и его невозможно победить. Пишет, что в русском человеке, в глубине души всегда таится такое стыдливое чувство любви к Родине.

— Но наибольшая популярность пришла благодаря мультфильмам?

— Самая большая популярность была у людей, которые работают в вокальном жанре: это самый демократичный, народный жанр. Специально в жанре песен я не работал, они появлялись по мере необходимости в фильмах, поэтому известность, хотя бы в среде кинематографистов, у меня появилась в 1971 году, когда вышли такие фильмы, как: «Достояние Республики», «Ох уж эта Настя», «О любви». Музыка из фильма «О любви» стала очень популярной, ее и сейчас играют повсюду: в самолетах, в метро. Вот это был рывок, а я уже был достаточно немолод для дебюта: мне было под 40 лет.

Звучит мелодия из фильма «О любви»

— Хорошо известны Ваши песни из мультфильмов. И хотя время было советское и такими критериями не рассуждали, но в этих мультфильмах прослеживается доброта, человечность и душевность.

— Я думаю, что каждый художник, каждый творческий человек в любой сфере реализует то, что в него заложено свыше. Это определено помимо его воли. Я всегда говорю, что главное условие творчества — упорная работа. И когда задают вопрос о творчестве, всегда вспоминаю слова Чайковского: «Вдохновение не посещает ленивых. Композитор должен работать как ремесленник». Когда начинаешь работать — тогда и вдохновение приходит. Бывают, конечно, исключения, когда начинаешь что-то насвистывать. Иногда спрашивают: «Вы не сочиняете во сне?» -утром просыпаешься и быстрей бежишь к роялю. Творческий процесс у всех происходит по-разному. Например, о Моцарте говорят, что он был повеса, гуляка; но он прожил очень короткую жизнь и при этом очень много сочинил. На самом деле, это был колоссальный труженик, но другим этого не было видно.

— Существует высказывание об искусстве: «Вдохновение должно застать тебя уже за работой». Потому что такие высокопарные понятия, как «вдохновение», «творчество» наталкиваются на такие, как преодоление, переработка жизни. Внутренняя работа идет у человека постоянно, и сопереживание миру, наверное, — основное.

— Я считаю, что все предопределено. Есть творческие люди, которые ставят себе грандиозные задачи, позиционируют себя — и это все сходится в итоге. А есть люди, которые об этом не думают и поют что-то, как птица что-то поет в лесу, а в результате выясняется, что это приносит людям радость.

— В ваших песнях из фильмов есть и лиричность, и ироничность, например, в «Песне о шпаге».

— Скорее, не ироничная, а романтичная, кстати, это моя слабость. В картине я, как профессионал, должен уметь делать разное. Я не композитор в чистом виде, раньше я из-за этого переживал, но это не моя судьба. Композитор -человек, который садится и пишет какой-нибудь шестой квартет, и нет никакого специального производства. А музыка в кино — это прямая связь с производством: ты как угодно можешь любоваться своей музыкой, а она, может быть, не помогает фильму, а иногда даже и мешает. Работа композитора в кино, главная его задача - чтобы музыка была нужна в общей конструкции.

Звучит песня «Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника»

Эпизод из фильма «И это все о нем».

— Я очень люблю эту картину, потому что это была моя первая встреча (шел 1978 год) с великим русским поэтом Евгением Евтушенко. Я счастлив, что мне довелось работать с замечательными поэтами: Евгением Евтушенко, Бэллой Ахмадуллиной, Робертом Рождественским (хотя с ним написано мало, но есть песня, как «Земле моей»), Леонидом Дербеневым, и, конечно, Юрием Энтиным.

— Всего Вами написано около 70-ти песен?

— Да. Хочу подчеркнуть, что мне выпало счастье на протяжении всей жизни работать с поэтом Евгением Евтушенко. Считаю, это подарок судьбы. В фильме «И это все о нем» все песни написаны на его стихи, и это мощные стихи. Песня «Сережка ольховая» — самая популярная из них. Для фильма Евтушенко специально написал новые стихи и дал два старых стихотворений, в том числе «Сережку ольховую».

Потом я делал в Киеве фильм «Только каплю души» с режиссером Володей Городько, к сожалению, уже ушедшим. Была нужна песня, и аопались замечательные стихи Евгения Евтушенко «Зашумит ли клеверное поле:

Зашумит ли клеверное поле,
Заскрипят ли сосны на ветру,
Я замру, прислушаюсь и вспомню,
Что и я когда-нибудь умру.

Это была моя вторая творческая встреча с Евтушенко. Потом я делал фильм «В небе „ночные ведьмы“», который снимала военная летчица из этого знаменитого полка Евгения Жигуленко. Евгений Александрович написал для песни к фильму замечательные стихи. Потом на протяжении жизни и в последние десятилетия были какие-то фильмы, которые сейчас, может быть, не все смотрят и не все знают. Но каждый раз, когда была потребность в какой-то песне, и она подходила к направлению фильма, я обращался к Евгению Евтушенко, и он никогда не отказывал. Он всегда работает с таким энтузиазмом, отдачей, с такой страстью! Меня всегда это потрясало. И не важно, какой фильм — работает до последнего слова, хотя бывало, мы с ним и спорили. Последняя работа, которую мы делали, фильм «Аннушка», которую Сергей Никоненко снял еще лет пять назад. Фильм так и не вышел на экраны, прошел только на Украине по каналу «Интер». Там была наша с Евтушенко песня «Не бойся полюбить», которая ему очень нравится.

Звучит песня «Не бойся полюбить»

Ведущий: Олег Молчанов
Расшифровка: Наталья Харитонова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 27 января: 02:05
  • Воскресенье, 27 января: 12:05
  • Воскресенье, 03 февраля: 02:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы