Аудио |
|
Скачать .mp3 |
— Народный артист — человек, которого любит народ. Вы ощущаете эту взаимную связь, взаимообратную связь?
— Я уже не молодой человек, давно нахожусь в сфере искусства и, конечно, сделал за это время немало. Но когда я проходил свой творческий путь, то не думал об отдаче. Моя жизнь связана с кинематографом. Кинематограф — это, в первую очередь, производство, как завод, где есть свои сроки. Некогда было думать о вечном — надо было думать о соответствии своей работы, об общем товарищеском производстве, чтобы все было сделано качественно. Но прошел определенный период времени — и вдруг пошла духовная, человеческая отдача. Часть моей музыки начала жить своей собственной жизнью — независимой ни от автора, ни от фильмов, ни от чего.
Звучит отрывок из песни «Прекрасное далеко»
Я и сейчас получаю очень много откликов, что стало для меня большим открытием. Сейчас появился Интернет, который позволяет посмотреть на себя со стороны. В силу своей некоммуникабельности и раньше, в годы активной работы, я мало появлялся на телевидении, а сейчас это редкий случай. Сколько прошло времени, прежде чем у Вас получилось вытащить меня на передачу. Поэтому я не имел понятия, что собой представляет мое, в общем-то, скромное творчество. В этом смысле Интернет, показал мне, хотя это и звучит нескромно, что я не зря прожил жизнь: сделал что-то хорошее в своей жизни для нашей Родины, нашего искусства, нашего народа.
— Это большая скромность с Вашей стороны. Этот год для Вас юбилейный — 23 февраля Вы отмечаете свое 80-летие. Хочется Вас еще раз поздравить.
— Спасибо.
— Творчество — это то, что нельзя остановить или выключить, это постоянный процесс в человеке. И, безусловно, у Вас он начался с детства благодаря Вашей маме, ее православной сущности.
— Благодаря и маме, и папе. Безусловно, когда ты совсем маленький, мама всегда ближе. Но я не совсем типичный по своему происхождению. Музыка — это очень специфическое занятие, само сочинение музыки требует определенной атмосферы. И поэтому неслучайно большинство творческих людей они выходят из творческой среды, их с детства готовят к этому. Это предпосылки, окружение. А у меня так получилось, что я родился в городе Лысьва в простой семье: отец в молодости работал на Лысьвенском заводе, там же, где работали дедушка и моя мама, приехавшая в Лысьву из деревни. Оттуда началась моя жизнь.
Но на генетическом и душевном уровне у меня сильная связь с моей малой родиной. Я всегда вспоминаю слова Льва Толстого из «Севастопольских рассказов»; когда я их прочитал, мне было уже лет 60, но я чуть не заплакал. Толстой рассуждает о том, что Севастополь всегда будет для России святыней, и его невозможно победить. Пишет, что в русском человеке, в глубине души всегда таится такое стыдливое чувство любви к Родине.
— Но наибольшая популярность пришла благодаря мультфильмам?
— Самая большая популярность была у людей, которые работают в вокальном жанре: это самый демократичный, народный жанр. Специально в жанре песен я не работал, они появлялись по мере необходимости в фильмах, поэтому известность, хотя бы в среде кинематографистов, у меня появилась в 1971 году, когда вышли такие фильмы, как: «Достояние Республики», «Ох уж эта Настя», «О любви». Музыка из фильма «О любви» стала очень популярной, ее и сейчас играют повсюду: в самолетах, в метро. Вот это был рывок, а я уже был достаточно немолод для дебюта: мне было под 40 лет.
Звучит мелодия из фильма «О любви»
— Хорошо известны Ваши песни из мультфильмов. И хотя время было советское и такими критериями не рассуждали, но в этих мультфильмах прослеживается доброта, человечность и душевность.
— Я думаю, что каждый художник, каждый творческий человек в любой сфере реализует то, что в него заложено свыше. Это определено помимо его воли. Я всегда говорю, что главное условие творчества — упорная работа. И когда задают вопрос о творчестве, всегда вспоминаю слова Чайковского: «Вдохновение не посещает ленивых. Композитор должен работать как ремесленник». Когда начинаешь работать — тогда и вдохновение приходит. Бывают, конечно, исключения, когда начинаешь что-то насвистывать. Иногда спрашивают: «Вы не сочиняете во сне?» -утром просыпаешься и быстрей бежишь к роялю. Творческий процесс у всех происходит по-разному. Например, о Моцарте говорят, что он был повеса, гуляка; но он прожил очень короткую жизнь и при этом очень много сочинил. На самом деле, это был колоссальный труженик, но другим этого не было видно.
— Существует высказывание об искусстве: «Вдохновение должно застать тебя уже за работой». Потому что такие высокопарные понятия, как «вдохновение», «творчество» наталкиваются на такие, как преодоление, переработка жизни. Внутренняя работа идет у человека постоянно, и сопереживание миру, наверное, — основное.
— Я считаю, что все предопределено. Есть творческие люди, которые ставят себе грандиозные задачи, позиционируют себя — и это все сходится в итоге. А есть люди, которые об этом не думают и поют что-то, как птица что-то поет в лесу, а в результате выясняется, что это приносит людям радость.
— В ваших песнях из фильмов есть и лиричность, и ироничность, например, в «Песне о шпаге».
— Скорее, не ироничная, а романтичная, кстати, это моя слабость. В картине я, как профессионал, должен уметь делать разное. Я не композитор в чистом виде, раньше я из-за этого переживал, но это не моя судьба. Композитор -человек, который садится и пишет какой-нибудь шестой квартет, и нет никакого специального производства. А музыка в кино — это прямая связь с производством: ты как угодно можешь любоваться своей музыкой, а она, может быть, не помогает фильму, а иногда даже и мешает. Работа композитора в кино, главная его задача - чтобы музыка была нужна в общей конструкции.
Звучит песня «Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника»
Эпизод из фильма «И это все о нем».
— Я очень люблю эту картину, потому что это была моя первая встреча (шел 1978 год) с великим русским поэтом Евгением Евтушенко. Я счастлив, что мне довелось работать с замечательными поэтами: Евгением Евтушенко, Бэллой Ахмадуллиной, Робертом Рождественским (хотя с ним написано мало, но есть песня, как «Земле моей»), Леонидом Дербеневым, и, конечно, Юрием Энтиным.
— Всего Вами написано около 70-ти песен?
— Да. Хочу подчеркнуть, что мне выпало счастье на протяжении всей жизни работать с поэтом Евгением Евтушенко. Считаю, это подарок судьбы. В фильме «И это все о нем» все песни написаны на его стихи, и это мощные стихи. Песня «Сережка ольховая» — самая популярная из них. Для фильма Евтушенко специально написал новые стихи и дал два старых стихотворений, в том числе «Сережку ольховую».
Потом я делал в Киеве фильм «Только каплю души» с режиссером Володей Городько, к сожалению, уже ушедшим. Была нужна песня, и аопались замечательные стихи Евгения Евтушенко «Зашумит ли клеверное поле:
Зашумит ли клеверное поле,
Заскрипят ли сосны на ветру,
Я замру, прислушаюсь и вспомню,
Что и я когда-нибудь умру.
Это была моя вторая творческая встреча с Евтушенко. Потом я делал фильм «В небе „ночные ведьмы“», который снимала военная летчица из этого знаменитого полка Евгения Жигуленко. Евгений Александрович написал для песни к фильму замечательные стихи. Потом на протяжении жизни и в последние десятилетия были какие-то фильмы, которые сейчас, может быть, не все смотрят и не все знают. Но каждый раз, когда была потребность в какой-то песне, и она подходила к направлению фильма, я обращался к Евгению Евтушенко, и он никогда не отказывал. Он всегда работает с таким энтузиазмом, отдачей, с такой страстью! Меня всегда это потрясало. И не важно, какой фильм — работает до последнего слова, хотя бывало, мы с ним и спорили. Последняя работа, которую мы делали, фильм «Аннушка», которую Сергей Никоненко снял еще лет пять назад. Фильм так и не вышел на экраны, прошел только на Украине по каналу «Интер». Там была наша с Евтушенко песня «Не бойся полюбить», которая ему очень нравится.
Звучит песня «Не бойся полюбить»
Ведущий: Олег Молчанов
Расшифровка: Наталья Харитонова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!