Мысли о прекрасном. Беседа с главным редактором журнала "Славянка" Сергеем Тимченко. Часть 1

18 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
Лучезарные девушки, целомудренные по своему воспитанию в православной культуре, - исчезающее в мировой демографической войне сокровище России. О нём - в беседе с Сергеем Тимченко, главным редактором светлого, вдохновляющего журнала «Славянка», не изменяющего духу любви к Отчизне, к народу своему, к детям, к женщине - ко всему, что Господь вложил в природу человека.

 

Гостем нашей сегодняшней передачи является замечательный русский патриот, человек русского духа, издатель многочисленных книг и журналов, Сергей Тимченко.
Журнал «Славянка» - один из тех журналов, который не оставлял равнодушным никого.

Почему «Славянка»? Такое очень приятное, радостное для всех нас название.

– Недавно с коллективом отмечали 8-летие журнала, и я спросил, все ли знают, почему журнал называется «Славянка»? Возникло замешательство. У названия журнала совершенно прозаическая история, как и история возникновения самого журнала. Дело в том, что вся моя жизнь прошла в Закавказье. Отец мой был пограничником, защищал 30 лет границу нашего Отечества. Я родился в Армении, потом жил в Грузии, а уже из Грузии приехал сюда. И вот на моих глазах проходила армейская жизнь. Приезжали молодые ребята из таких перенаселенных, промышленных городов, совсем еще юные ребятишки: слабенькие, худощавые, бледные, на стадионе едва пробегали круг-два. Так как я жил в армейском городке, и жизнь моя проходила среди солдат, офицеров, то возмужание, становление этих мальчиков, превращение их из мальчишек в мужей происходило на моих глазах. Когда они уезжали (это был момент так называемого дембеля), звучала торжественная речь командира, всех сажали по машинам ГАЗ–66, и под марш «Прощание славянки» они уезжали за ворота. Я видел слезы этих ребят, уже возмужавших, крепких, красивых мужчин, получивших образование, закалку, мужество, проживших в кругу себе подобных сверстников. Фуражки, слезы пограничные навсегда остались в моей душе, и как дань этому я решил назвать журнал «Славянка». Для меня это не просто слово, а целый жизненный опыт, символ процесса возмужания русских ребятишек и дань памяти об этом.

Это все не оставляет равнодушным, потому что в этом есть какой-то дух, который не был тогда религиозным, но, тем не менее, это была некая часть духовной жизни этих людей. Такие параметры, как: возмужание, крепость, выносливость, терпеливость - это все из области духа. Да, это было не оформлено, искажено идеологией того периода, но в крови этих людей уже были такие генотипические черты, как: терпеливость, смиренность, мудрость, не гордыня, а чувство достоинства.

«Славянка» - это журнал для женщин в большей степени?

- К сожалению, да. Не удается окормлять всех. Я вел полгода «Русский журнал». Обстановка в стране сейчас такова, что такие журналы требуют очень серьезных средств, так как идеология - это всегда затратная часть.

Тот был серьезный журнал?

– Журнал, где рассматривались серьезные проблемы национальной безопасности, экономики, политики, армии, вооружений, сельского хозяйства. Я привлек туда очень сильный штат сотрудников: писателей, издателей, бывших и действующих генералов. Но как говорится, на безрыбье и рак рыба - средств нет, значит, издаем женский журнал. Не издавать женский журнал в России грешно, потому что женщина не просто вторая часть – это мать, сестра, супруга, воспитательница – больше чем вторая половина.

В журнале очень качественные фотографии, съемки, одухотворённые лица, очень разная подборка типажей.
– Когда начинал делать журнал (я не журналист), знакомств в этой области не было, и я обратился к человеку, который сейчас является духовным редактором – Елене Ивановне Смольниковой. А отец Тимофей Куропатов мой бильд-редактор. Факт, что фоторедактором является священник, одаренный чувством вкуса – милость Божия. Честно сказать, он был тем из моих немногих знакомых, который согласился в этой области работать фоторедактором. Отец Тимофей был тогда диаконом. Естественно, когда фоторедакотором работает русский священник, который стоит у алтаря, а у самого пятеро детей, то и лица он подбирает соответствующие.

Мы с ним по нашей журнальной формуле составляем среднестатистическую женщину. Если понравится нам обоим, тогда должно понравиться и женщинам. Как видим, получается.

Что составляет быт женщины, ее окружение и внутреннее наполнение?

– Важно, конечно, все, что составляет быт. Вообще все важно в жизни – нет случайного, второстепенного, нет малого, которое не переросло бы в великое при каких-то обстоятельствах. Хочется сделать то, чего, на мой взгляд, не хватает в жизни. Мне в жизни не хватает понимания, как окормляется государственной заботой наша молодежь.

Когда я вижу девушек в нашем храме, вижу чистые, юные, не испорченные современной идеологией лица молодых ребят, мне хочется сделать все от меня зависящее, чтобы эти лица стали нормой для моей страны.

Благодаря деятельности так называемых реформаторов в 90-х годах, графу об идеологии убрали из конституции, тем самым, якобы лишили ее финансирования, и наша молодежь, получается, предоставлена сама себе. На самом деле это не так – ею управляют, создают такие социальные и материальные условия, при которых она вынуждена обращаться к тем или иным средствам коммуникации, а там сплошная идеология: идеология потребительства, эгоизма, революционных лозунгов и идеалов – всего того, что приводит в ад и государство, и человека, и всякую живую душу. Всякая душа чистотой и присутствием Святого Духа поднимается и возрастает. То есть, если нет Духа Святого, чистоты, то душа, как и цветок, который не поливают, начинает чахнуть.

Конечно, мы ищем такие судьбы, в которых женщина предстает именно как существо высшего духовного порядка. Помню одну из проповедей наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископа Феогноста, который сказал: «Самое страшное, что сейчас есть в нашей жизни, это даже не то, что мы не ходим в церковь, не то, что мы как-то разобщены, мало причащаемся, не исповедуемся… Самое страшное – это то, что мы все поражены эгоизмом». Эгоизм – это одно из страшнейших заболеваний и человека, и общества, и семьи, когда человек старается жить сам по себе, когда он свои удовольствия и таланты превозносит в своей душе и поклоняется только им, создает из них кумира. Я знаю многих талантливых людей, но они служат только таланту – у них талант превращается в кумира. Также и женщина. Женщину превращают в существо, о котором должны заботиться, а ведь ее сущность в жертвенности, в том чтобы прилепиться к мужчине и быть ему помощницей. Ева, как мы знаем, это «жизнь», а Адам –«человек», то есть она прилепляется к человеку и дает ему жизнь. Дает, но не берет.

Сейчас у нас идеология потребления – люди хотят только получать. И в Церкви это так, к сожалению. Я разговаривал с одним архиепископом, который говорит, что священники советского периода отличались от современных тем, что тогда была занижена рамка потребности: люди приходили с очевидным желанием служить Богу, и это стояло на первом месте. Сейчас же нередко можно встретить, когда приходит батюшка на приход и сразу: а где я буду жить, какая зарплата.…Ну, это все дух современного времени.

Как раз, наверное, один из таких камней преткновения эмансипация, которая порождает эгоизм и себялюбие?

– Вообще-то эмансипация, как и феминизм, это явление сатанинского порядка. Эмансипация и феминизм – это свобода женщины от чего? Свобода, если анализировать само слово, есть некое понятие, которое пребывает в пространстве, не имеющем границ во времени, когда мы уходим куда-то на простор «свободы». Это условное название, некий символ. Свобода – это то, что в нашей жизни не имеет границ ни во времени, ни в пространстве, ни в силе – ни в чем – это Господь Бог. Полностью свободным можно быть только во Христе, а все остальное имеет ограниченность, потому что Господь создал этот мир из ничего. Это тайна! Все, что создано, имеет границы, понимаете? Если вы пребываете в том, что имеет границы, вы уже ограничены. Всегда будет нечто, что будет ограничивать вас в духовности, в таланте или в питании.

Чаще всего свобода принимается за вседозволенность. Совершать грех или нет это есть свобода выбора, на который даже Господь не посягает. Здорово, что в Вашем журнале дается образец чистоты: чистые глаза, чистые помыслы и поступки, целомудрие.

– Если посмотреть трезвыми глазами на мир, то в нем много того, что противоречит христианскому взгляду. Все это было, есть и, наверное, будет долго – до Второго Пришествия. Еще царь Давид взывал к небесам и возмущался той безнравственностью, которая творилась вокруг, а это порядка тысячи с половиной лет до Рождества Христова. Никогда не было идеальной жизни.

После того, как первые люди согрешили, в мире воцарился грех. Мы же князя бесовского называем: «князь мира сего». Все, что нас возмущает, относится к его епархии. Моя задача не концертировать внимание на недостатках.

Может быть, со временем произойдет какая-то такая переоценка и церковных кругов, и светских.

– Думаю, те люди, которые ходят в храм, причащаются, понимают и чувствуют, что вся эта пропаганда направлена не просто на то, чтобы восхвалить человека как творение Божие, а именно для того, чтобы утвердить ценности самолюбия, эгоизма, поклонения кумиру. Это все делается очень тонко. Правда всегда прямая – она не может иметь отклонения ни в право, ни в лево, а есть лукавость. Я не знаю других существ, которые бы были хитрее лукавого.

Сам журнал «Славянка» начал создаваться после того, как на обложке одного из журналов я увидел фотомодель и слоган, который звучал так: «Каждый должен согрешить». Я понял, что это говорила не фотомодель, и даже не редактор этого журнала, а его устами, его сознанием говорил сам дьявол. Эта установка была настолько сильная, и я понимал, что человек прочитав такое, возьмет это себе в душу.

Человеческое существо впитывает очень многое. Мы можем многое не помнить, но оно остается в нас и начинает действовать, как микроб или бактерия, которая может перерасти потом онкологическую опухоль. Именно поэтому эта обложка со слоганом перевернула все: я понял, что буду делать журнал, который будет как-то противодействовать этой мощной пропагандистской машине, которая называется современными СМИ. У меня к тому времени уже был опыт церковной жизни, а начинал я еще в то время, когда церковное искусство было под запретом. И помню времена, когда приходилось стоять в храме только с одними бабушками. Конечно, молиться было легче тогда. Сейчас народу больше, но душа радуется, когда видишь молодежь. Мне кажется, самое главное для нас, поколению, перешагнувшему 25-летний рубеж, – это передать опыт, сплотить молодёжь. Посмотрите, что происходит в религиозные праздники мусульман. Это десятки тысяч молодых людей идут в мечеть, молятся – они сплочены идеей, для них эта идея очень важна.

Какая идея важна? Есть религиозная установка, которая иногда меняется. Сегодня она ориентирована больше на экстремизм. Человечество живет в духе борьбы, сопротивления, особенно в молодом возрасте.

– Экстремизм привлекателен для молодежи, потому что в нем кипит сила.
Часто русских людей упрекают в том, что мы разобщены. Ну, какая-то доля правды в этом присутствует. Даже разобщенность внутри Церкви: каждый приход думает о себе, епархия о своих нуждах; у нас, конечно, это проблема идет из прошлых веков, но, тем не менее, я убежден, что русский народ самый сплоченный народ в мире! Почему? Потому что, допустим, говорят, что кавказцы в армии «держат» впятером десятерых или двадцать сослуживцев, то я говорю, что у нас десять держать всю Россию.

У нас молятся. Наше единение другое. Мы молимся не друг за друга, а за то, чтобы Господь дал нам силу удержать Россию. Кто еще молится за своих врагов? Кто молится за своих ближних? Как бы мы ни были разобщены – это все пропаганда, поверьте. Господь дает нам силу держать Россию, еще Китай держим. Господь вымыл часть китайцев наводнением, но мы держим. И Сибирь держим, и Урал держим.

Наше сплочение вокруг Бога, вокруг Христа Спасителя.

 

Расшифровка: Ольга Ксендзова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 27 января: 02:05
  • Воскресенье, 27 января: 12:05
  • Воскресенье, 03 февраля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Гость передачи - живописец Андрей Геннадьевич Подшивалов. Разговор пойдет о творческом облике художника, темах его художественного поиска и пути в искусстве. Живопись Андрея Подшивалова напоминает об исконных смыслах мироздания, духе русской земли, добре, любви и гармонии.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы