Мысли о прекрасном. Встреча с Народным артистом РФ, Лауреатом Государственной премии СССР Евгением Крылатовым. Часть 2

17 февраля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Незабываемые мелодии его песен узнает каждый с радостью: "Прекрасное далеко", "Лесной олень", "Крылатые качели", "Песня о шпаге"... Его музыка к мультфильмам "Умка", "Трое из Простоквашино", "Дед Мороз и лето", фильмам "Русалочка", "Достояние республики", "Приключения Электроника", "Ох, уж эта Настя", "Дети из будущего" не только создала успех картин, но и наполнила их тем великолепным содержанием добра, которое не увядает во времени. Его музыка из кинофильма "О любви" сейчас звучит повсюду. Этот композитор воспел в своем творчестве подлинную любовь к Родине, к семье... застенчиво, без показухи и пафоса. И передал нам в своей музыке такую искреннюю любовь, которая без Бога невозможна. Встреча с Народным артистом РФ, Лауреатом Государственной премии СССР Евгением Крылатовым.

- У Вас широкий круг друзей музыкантов, композиторов. Такая плотная многоплановая творческая связь становится хорошим подспорьем для рождения песен, музыки. Как это происходит у Вас?

- Бывает по-разному. В основном я пишу музыку на стихи. Что касается моих друзей и коллег, к сожалению, время идет, многие потихонечку покидают эту сферу. У меня есть близкие друзья режиссеры, с которыми я работал, кто-то из них уже ушел из жизни – это Владимир Бычков и Павел Арсенов; другие уехали - Михаил Богин, Константин Бромберг. Сейчас кино - искусство молодых, и, естественно, что туда пришло поколение даже не моих детей, а уже внуков. Тем не менее, я периодически продолжаю работать в кино, хотя сейчас больше пытаюсь создавать произведения, не связанные с ним, пусть и немного. Недавно я написал вокальное произведение акапелла для хора. Когда болела моя супруга, единственное сочинение, которое я написал – ария Русалочки «Отпусти меня море». Мы с Юрием Сергеевичем Энтиным давно вынашиваем мечту создать мюзикл по «Русалочке» на основе советско-болгарского фильма, вышедшего в 1975 году, к которому я писал песни на стихи Юрия Энтина.
Видеоролик: отрывок из к/ф «Русалочка».

- Все, конечно, знают фильм «Ох уж эта Настя», и даже не столько помнят сам фильм, сколько песни, которые уже живут отдельно.

- Если Вы сейчас зайдете в «YouTube» и наберете любую песню – автора никто не помнит, не знает. Я сейчас говорю абсолютно серьезно, это особенность нашего времени. Взять даже «Прекрасное далеко» - все поют: и дети, и взрослые, и рок-группы, и солисты; мне, например, очень нравится исполнение Ирины Ваймер. Так же с песней «Качели».

- Как принято сейчас говорить, это Ваш «бренд».

- «Кабы не было зимы». В фильме пела Валентина Толкунова, а сейчас поют тоже все. Видеоролик: отрывок из м/ф «Каникулы в Простоквашино».

- Музыка кружится где-то в воздухе или она приходит спонтанно? За что ее ухватить, как поймать эту Жар-Птицу?

- Понимаете, это и есть самое загадочное искусство. Живопись - ты видишь и рисуешь, поэзия – тоже огромная тайна, но все равно мы говорим и речью создаем произведение. А тут ты слышишь шум природы, плеск воды, пение птиц - отсюда, наверное, и начинается музыка. Конечно, музыка – это мистическое искусство, и потому очень сильное. Жаль, что сейчас в нашем мире агрессивное засилье музыкальных СМИ «давит» классическую музыку, духовную по своей сущности. Я вовсе не против популярной музыки, потому что сам работаю «на стыке» популярной и классической музыки – это то, что в свое время Микаэл Таривердиев называл «третье направление». То есть, с одной стороны, музыка доступная, легкая, а с другой - она несет в себе глубокие духовные ценности.

- Конечно, для написания музыки важны и стихи, и определенное настроение. Вас же наверняка волнует, что происходит в нашей сегодняшней жизни?

- Безусловно. Должен сказать, что моя жизнь даже с бытовой стороны была очень непростая. Я все-таки приехал с Урала, очень трудно было «зацепиться» в Москве: у меня не было никаких прописок. Лучше даже и не вспоминать, как мы с женой мотались по частным углам. Свое первое жилье я получил в 1965 году, в Алешкино, благодаря Тихону Хренникову и Вано Ильичу Мурадели. С этого и началась моя «нормальная» жизнь в Москве, а то я был как изгой.

- Наверное, Вас Господь провел по каким-то сложным тропам наверх. Тайный путь, как говорится.

- Безусловно. Есть категория людей, которых я очень уважаю и даже в какой-то степени им завидую - они бойцы, понимаете? Когда у такого человека появляется какое-то препятствие, он его преодолевает. Если же передо мной встает какое-то препятствие, то я говорю себе: «Значит, не судьба». Но обязательно вдруг кто-то или что-то появляется, из ранее мне неизвестных, и благодаря им я это препятствие прохожу - и так всю жизнь. Может быть, именно поэтому у меня в жизни все процессы происходят замедленно. Может быть, мне нужно было дебютировать не в 37 лет, а в 25, как все мои коллеги. Ну, вот так я устроен. Любой человек устроен так, как его создал Господь.

- В этом году исполняется 10 лет телеканалу «Союз», и мы бы очень хотели попросить у Вас какое-то доброе напутствие сотрудникам канала и нашим зрителям.

- Во-первых, я хочу поздравить сам телеканал. Замечательно, что у нас такой канал существует. Хотелось бы, чтобы его смотрели все больше людей, доступ расширялся. Также хочется поздравить с этой датой всех, кто этот канал смотрит, пожелать им процветания. Я православный человек, как сказал один политический деятель: «Я верующий, но плохо верующий». В каком смысле? В свое время нас этому не учили, мы ничего не знали, но я чисто интуитивно всегда пытался жить по этим принципам. У меня покойная жена была глубоко верующим человеком; у меня верующая дочь, которая как будто замаливает все те мои незнания, неглубокие понятия. У меня на это не было времени - я все время работал и работал.

- Да, как раз в этом мы находим такое понятие, как: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9:24). В любом случае мы ощущаем свою недостойность, и это нормальная, скромная, самокритичная позиция.

- Глубоко верующий, но плохо образованный в вере человек. Я бы так о себе сказал.

- Веру никто не измерит. Раскаявшийся на кресте разбойник первым вошел в рай. Здесь мы говорим о поступательном пути - первые могут стать последними. Смысл в том, с какими плодами в результате придем, а Ваши плоды воспитывают в людях воспоминание о Боге, оно не буквальное.

- Да, оно безусловно неприкладное. Но у меня есть и такие произведения.

- «Колокола», например.

- И не только «Колокола», но и «Будь со мною», «Господи, помилуй». Видеоролик: отрывок из песни «Господи, помилуй». - У меня есть и сочинения, близко связанные с темой веры. Пусть это будет нескромно, но мне часто пишут в гостевой книге, что мои песни, неважно, «Крылатые качели» или «Прекрасное далеко», которые совсем не связаны с верой, очень близки к духовной теме по своему звучанию и влиянию.

- Есть такое понятие: «Мир во зле лежит». Зло не то чтобы правит миром, но оно попущено, и человек должен успеть разобраться, где добро, а где зло. Кого-то ведет Господь, кто-то сам пытается это постигать, а кто-то не хочет. И Ваши песни, фильмы, музыка действительно подводят к ощущению Божественного присутствия в жизни. Ритмы, лексика, слова, образ поведения и мышления в сегодняшней жизни очень изменились. Чувствуете ли Вы, что нечто дорогое, привычное, приемлемое для Вас ускользает, может быть, даже раздражают эти изменения?

- Я очень много ездил по стране - где только не был, объездил всю Россию. Меня всегда радовал и потрясал один момент: читаешь газеты, слушаешь радио, смотришь телевидение, и все один мрак вокруг. Приезжаю в какую-то сибирскую глубинку, выхожу из самолета, еду по ночному городу и думаю: «Ну что тебе дома не сидится?». А потом вижу такую колоссальную духовную жизнь в людях, которая не уничтожена - она генетически заложена в русском народе - и свет есть. Неправда, что у нас один только мрак. Сейчас, естественно, я меньше общаюсь с окружением. Но если у меня плохое настроение, я открываю свою гостевую книгу. У меня даже есть письмо от прихожан Валаамского подворья.

- У Вас и сын тоже верующий?

- Да, он написал хорошую книгу стихов. Они все у меня очень близки к духовности. Маша (дочь) вообще святой человек. Я считаю, это мое оправдание несовершенств и каких-то неправильных жизненных шагов.

- Вы – человек довольно терпимый. Мне не нравится нынешнее слово «толерантный» - оно какое-то лукавое, потому что не ко всему же можно быть терпимым, а к некоторым вещам даже нужно быть нетерпимым. А вот эта лояльность, конформизм, безразличие – это недопустимые вещи.

- Что там говорить, это и привело к гниению на Западе.

- Мы же должны сохранять то ценное, что у нас накоплено, поколениями собрано по крупицам, а не расточать все это ради какого-то всепрощения, толерантного отношения к некоторым вещам.


- Я согласен. Нам нужно все время вспоминать, что мы, народ нашей России, обладаем уникальной культурой. Посмотрите, какая у нас литература – одна из лучших в мире. А музыка? Кино, кстати, у нас было неплохое. Может быть, оно было где-то иллюзорным и не совсем отражало жизнь, но было искренне честным.

- Даже если посмотреть, как дети умели играть - очень профессионально, жизненно. Не всякий даже взрослый актер сейчас может так сыграть.

Видеоролик: отрывок из к/ф «Ох уж эта Настя».
- Я Вам должен сказать, что лет 20 назад, круг моих почитателей распределялся так: дети-дети-дети от нуля и до переходного возраста 14 лет, дальше - подростковая зона. Потом, когда они становились взрослыми мамами-папами, снова возвращались к этому. Сейчас все изменилось: все поют мои песни на своих тусовках в рок-клубах, в ночных, молодежных клубах. Это моя гордость, что музыка и песни живы.

- Может быть, это связано с недостатком хорошей качественной музыки, песен и стихов? Баха тоже могут аранжировать под другой ритм. Я не согласен, когда постановки Большого Театра делают в неклассической манере.

- Я это не видел и даже не хочу видеть, сколько бы ни восхищались критики «лысым Онегиным», авангардной музыкой, постановками новых хореографов. Зачем? У нас есть «Евгений Онегин» с гениальной музыкой П.И. Чайковского.

- Все-таки когда есть авторство, нельзя в него кардинально вмешиваться.

- Сейчас, к сожалению, уже нет многих наследников авторского права бессмертных произведений. Я думаю, что если бы был жив Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Иванович Глинка, они бы просто это запретили.

- Думаю, Вам сейчас в этом проще - существуют юридически авторские права.

- Знаете, когда я слушаю ремейки и каверы, они мне очень нравятся.

- Итак, мы сегодня с Евгением Павловичем Крылатовым попытались подняться на крыльях его музыки на ту высоту, куда мы все призваны. Это высота гармонии к совершенству, Божиему присутствию в нашей жизни. Желаем всем сохранять в себе «детскость», незамутненность и чистоту.
Видеоролик: песня «Спаси и сохрани».

Расшифровка: Юлия Кириллова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 27 января: 02:05
  • Воскресенье, 27 января: 12:05
  • Воскресенье, 03 февраля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Гость передачи - живописец Андрей Геннадьевич Подшивалов. Разговор пойдет о творческом облике художника, темах его художественного поиска и пути в искусстве. Живопись Андрея Подшивалова напоминает об исконных смыслах мироздания, духе русской земли, добре, любви и гармонии.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы