Мысли о прекрасном. Встреча с русским православным художником Максимом Фаюстовым. Часть 1

26 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске - встреча с русским православным художником Максимом Фаюстовым. В своем творчестве он обращается к теме русской деревни и воспевает её очарование. Большое место в творчестве мастера занимает историческая картина. Подробнее об этом замечательном художнике вы узнаете в нашей передаче.

– Сегодня мне особенно приятно быть в гостях у моего давнего друга, художника Максима Фаюстова, очень творческого и активного молодого человека. У нас говорят: художник лет до пятидесяти – молодой, а после пятидесяти – уже старый. Расскажи немного о себе, потому что большинство людей, интересующихся искусством, знают только то, что ты пишешь в реалистической манере, занимаешься в большей степени историческим жанром.

– Историческим жанром я занимаюсь не из-за его востребованности. Я всегда был неравнодушен к истории: мой отец ею очень увлекался, много читал мне. В зрелом возрасте сомнений не было: хотелось стать только художником. Поступил в Пензенское училище, где очень хорошие традиции. Здание такое огромное, старинное, красивое. В свое время для создания этого училища генерал-губернатор пожертвовал большую сумму денег и собственную коллекцию книг и картин. Представьте ситуацию, чтобы сейчас кто-нибудь из губернаторов сделал такой жест.

– Конечно, это исключено, сейчас несколько другие ценности. Училище имени Савицкого?

– Да, Савицкий выпускался в одной группе с Репиным. Тоже был передвижником, только чуть менее на виду. Ему предложили стать директором училища и преподавать, он согласился. Благодаря Савицкому и тем преподавателям, которых он пригласил, училище до сих пор – одно из самых известных в России.

– Это как раз говорит о роли личности в истории. Павел Михайлович Третьяков не был искусствоведом, нигде этому не учился, но, имея чутье и немного денег (он был не самый богатый купец), создал коллекцию, которая и сегодня является украшением страны. То, что ты попал в Москву, - не случайность, рост мастерства и привел тебя в академию.

– Конечно, когда подошло время продолжить образование, выбор был очевиден – академия И.С. Глазунова. В свое время Илья Сергеевич провез по России выставку своих учеников. Я не ожидал, что мои современники могут такие вещи писать. У нашего провинциального училища направленность была иная – суровый стиль, импрессионизм… А чтобы писать в реалистической, старой традиции – этого, конечно, не было.

– Мы говорим не только о традиции, стиле, манере, мы еще говорим о том, что искусство должно быть духовно. Академия Глазунова – единственное в стране художественное учебное заведение, где есть понятие о религиозности, духовности, ответственности, а это очень важно. Годы обучения быстро прошли?

– Это были непростые годы: армейская, жесткая система, никого не разжалобишь, даже если будешь плакать. Нужно было много-много трудиться.

– Все-таки ты получил большой багаж, потому что у тебя крепкая живопись. Твоя дипломная работа «Подвиг Ивана Сусанина» мне очень нравится. Расскажи немного о ней.

– Эта тема у меня зрела очень давно. Меня часто спрашивали: «Почему именно Сусанин? Ты что, из Костромы?» Я говорил: «Нет, я не из Костромы. А Сусанин не костромской герой, а общерусский – наша общенациональная гордость». Хотя у меня есть там родственники, я к ним ездил, так что с костромской природой был знаком. И когда готовился к диплому, ездил в те места.

– Село Сусанино – это бывшее село Молвитино, где Саврасов написал «Грачи прилетели». Храм, который изображен на картине, и сейчас там стоит, в нем находится экспозиция, посвященная Смутному времени. В селе Домнино Сусанин был волостным старостой. Он вообще был легендарной личностью, и многие сегодня спорят, а существовал ли вообще Сусанин. Но ведь проведены археологические раскопки, найдены останки Ивана Сусанина в селе Исупово. У него осталось много потомков, проводились исследования ДНК, которые подтвердили, что это действительно его останки... Я хотел бы поговорить немного о самой картине. Ты ездил туда, на это место, делал наброски, этюды…

– Да, я ездил зимой, чтобы лучше прочувствовать саму атмосферу. Ехал в полную неизвестность, как первопроходец, не зная, что это за место, где оно. Когда ты идешь по дороге и видишь, что, кроме твоих следов, больше ничьих нет, то понимаешь, что здесь действительно глушь. В селе Домнино есть монастырь во имя царственных страстоте рпцев (подворье костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. – Примеч. ред.). Матушки принимали меня, чаем угощали.

– Картина у тебя получилась такая вдохновенная. Ты молодец, что берешь исторические темы, в частности по Смутному времени. Ты написал «Воззвание Минина и Пожарского».

– Да, я написал этот сюжет, когда оказался в творческих мастерских академии, где руководят братья Ткачевы. Конечно, такие картины уже были, но подходила памятная дата, хотелось на нее откликнуться. Мне вообще близка эта эпоха. Русь, ее древняя история – всё это мне нравится. Подумал, что это благодатная почва, почему бы не сделать такую работу? И сделал. Дата никак не отмечалась, никаких к ней выставок не было, хотя я эту работу выставлял в Москве неоднократно.

–На одной из твоих выставок я и познакомился с этой картиной.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – героические личности. Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей. Если бы он стал царем, думаю, все было бы иначе. Ополчение могло выбрать Пожарского.

– Надо было быть интриганом-политиком.

– Да, там все было очень смутно… Кузьма Минин появился рядом с Пожарским не случайно. У его отца было общее дело с Дмитрием Пожарским – соляные варницы. Минин и Пожарский были надежными партнерами, не могли друг друга подвести.

– Удивительная самоорганизация у этих людей, их же никто не принуждал, они шли по призыву собственной совести. Хотя есть свидетельство, что Кузьме Минину являлся преподобный Сергий. Минин взял на себя организацию ополчения, хотя это было непросто, мало кто хотел жертвовать свои деньги.

– Тогда примерно так рассуждали: где-то там Москва – это их дело, вот когда придут к нам в Нижний, тут уж мы встанем горой. К сожалению, мы часто упускаем из виду, отсиживаясь по своим углам, что у нас одна страна. Минину и Пожарскому удалось всколыхнуть народное самосознание. В русском обществе всегда был поиск национального героя, личности, объединяющей народ. А сейчас национальной идеи нет. 13-я статья Конституции запрещает иметь в государстве какую-либо главенствующую идеологию.

– На самом деле идеология есть: служение «золотому тельцу». Обогащайтесь - и в этом будет смысл вашей жизни.

– Это не идеология, это такая «несвежая» идея, которая еще при Моисее бытовала… Вернемся к поиску национального героя. Я был опечален, что 700-летие преподобного Сергия Радонежского так мало отмечалось. У тебя есть картина «Благословение преподобного Сергия». Расскажи о ней. Ты ведь и в Лавру ездил?

– В Лавру я много раз ездил, прикладывался к мощам преподобного. Тема объединения русского народа всегда была мне близка, тем более сюжет очень драматичный. Это мы сейчас знаем, что закончилось все победой русского войска. А тогда монголы постоянно нападали, сжигали города… Русские впервые объединились и выступили против врага.

– Как говорят, ушли на войну люди различных княжеств, а с Куликова поля вернулся русский народ. Объединяющий фактор.

– Тем более мы привыкли думать, что православный монах должен всегда смиряться, но когда встал вопрос о защите Родины – преподобный благословил князя Дмитрия и отправил с ним на войну двух иноков.

– Они же до пострига были воинами, у них был опыт.

– Да, они были профессиональные воины, и это сыграло свою роль. Монах Пересвет способствовал победе своим жертвенным подвигом перед началом битвы.

– А вот твоя картина «Благословение преподобного Сергия».

– Да, здесь князь Дмитрий с воинами в монастыре у преподобного. Я изобразил такое место, где монастырь еще необжитой, заросший лесом. Это даже не обязательно может быть в самом монастыре, а где-то рядом… Часто изображают монастырь чуть ли не с евроремонтом, газонами.

– Конечно, художник имеет право вносить свое авторское видение, главное, чтобы сюжет был прочувствован. Все художники, которые ответственно относятся к русской истории, берутся за эту тему. У тебя еще были подобные работы?

– У меня три работы на эту тему. Еще есть «Проводы войска», когда войско выходит из города, и «Князь Дмитрий на Куликовом поле». Это более крупная работа.

–Триптих получается.

– В общем, да. Получилось, что они все связаны. Еще в художественной школе у меня были какие-то попытки, небольшие эскизы, но сейчас, видимо, пришло время, появилась возможность – написал картину.

–Ты трепетно относишься к работе, внимательно изучаешь ландшафт. Но в картине «Воззвание Минина и Пожарского» ты изобразил пятикупольный храм, а в то время таких на Руси не было. Их начали строить только после реформы патриарха Никона, до этого строили шатровые церкви.

– Возможно, я этого не учел. На картине изображен Преображенский собор Нижегородского Кремля, где был захоронен Кузьма Минин.

– Да, его останки были туда перенесены по настоянию Петра I, когда он шел в Азовский поход. Тогда с трудом нашли заросшую бурьяном могилу, предположительно Кузьмы Минина, поскольку там было много костей: и мужские, и женские. Заброшенное захоронение.

– Та же самая ситуация и с захоронением князя Пожарского в монастыре в Суздале. Когда в XIX веке кто-то из великих князей приехал и попросил показать могилу, монахи не знали точного места. Только тогда и занялись этим вопросом и всё восстановили, построили часовню над могилой.

– Тебя привлекает радостная гамма цветов, яркий колорит, ты любишь освещение «под закат»?

– Это напряженные цвета, доведенные до такого эффекта.

– Чем это вызвано? Тебе кажется, что так более эмоционально?

– У всех у нас жизнь – не сахар. Мне хотелось изображать старую Русь в наиболее радостном цвете, ведь и темного в русском народе хватало. Я стремился выделить что-то светлое и радостное.

– Я думаю, все есть в русской душе: и молитва, и напряженный труд, и радость, и веселье. Только наши враги гротескно изображают русского человека в виде медведя в лаптях или смурного, вечно пьяного.

– Такими они хотят нас увидеть, под этот образ всё и подгоняют. Даже, по-моему, на Венецианском фестивале представили такой фильм: сняли бомжа на камеру и по казали, как он моется, как ходит по помойкам. И привезли фильм на фестиваль: видите, на самом деле русские вот такие. И все радостно хлопают, приз даже какой-то дали.

– Вранье – это сейчас такая идеология… Наша забота – сохранить государство Российское, его духовные корни, которые мы почти утратили. И задача художников, работающих в историческом ж анре, – найти лучшее, но не идеализируя. Позитив в искусстве – это очень важно. Например, на твоей картине изображена размытая, грязная дорога, но люди идут в красивых русских одеждах, с куличами, баранками. Всё в очень позитивном колорите. Он во многих твоих работах, особенно в последних: талый снег, предчувствие весны, возрождения.

Мы продолжим нашу позитивную беседу с замечательным русским художником Максимом Фаюстовым. Надеемся, что вам тоже будет интересно.

 

Ведущий: Олег Молчанов
Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 27 января: 02:05
  • Воскресенье, 27 января: 12:05
  • Воскресенье, 03 февраля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Гость передачи - живописец Андрей Геннадьевич Подшивалов. Разговор пойдет о творческом облике художника, темах его художественного поиска и пути в искусстве. Живопись Андрея Подшивалова напоминает об исконных смыслах мироздания, духе русской земли, добре, любви и гармонии.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы