Аудио |
|
Скачать .mp3 |
- Вы ставили себе задачу проповеди в песнях, или это что-то сопутствующее?
- Наверное, все произошло естественным образом. Конечно, песня для меня всегда имела большое значение в жизни. Когда я был невоцерковленным человеком, она помогала мне в минуты сложного периода жизни держаться на плаву. Самовыражение в песне заставляло пересмотреть какие-то трудные жизненные моменты, преодолеть их. Уже в то время я понял, что никогда не расстанусь с песней, ставшей своеобразным спасательным кругом. Когда я стал человеком воцерковленным, а потом священником, понял, что надо не просто петь песни, которые тебе абстрактно помогают, но стараться делать какие-то акценты. Пришло понимание того, что Слово Божие не просто должно присутствовать в песне, но стоять на первом месте.
Это произошло не по чьей-то указке: ты должен петь только православные песни, песни духовного содержания либо патриотические - все случилось естественным образом. В какой-то момент жизни человек начинает верить в Господа, осознавая, что нуждается в Боге. В песнях, в творчестве то же самое: чувствуешь, что эта тема должна быть главенствующей. Потом уже сан обязывает – нужно придерживаться того, что тебе Господь дал и этот дар воплощать.
- С какой песни Вы бы хотели начать?
- С самой первой моей песни, которая называется «К спасению путь». Теперь я редко пою ее: думаешь, что раз песни где-то изданы, люди все равно их так или иначе услышат. Конечно, это не совсем правильно - надо стараться использовать все моменты, когда можно озвучить то, что уже записано. Нужно возвращаться к живому исполнению. На концертах я стараюсь исполнять и старые песни.
Звучит песня «К спасению путь».
- Вопрос телезрителя: «Хочу поздравить батюшку с десятилетием хиротонии: он у нас недавно, но всех своей любовью привел к Богу, создает Воскресную школу, детский приют. Батюшка всегда выслушает, поможет советом и делом, если даже человек не может прийти в храм, заболеет – он обязательно его посетит, причастит. Больше бы таких батюшек и тогда бы, наверное, лицо земли изменилось».
- Спаси Господи. Единственное уточнение. Сегодня не день моей хиротонии. Десять лет назад, на Сретение Господне была моя хиротесия в чин чтеца.
- Как Вы считаете, что является наиболее эффективным для проповеди в песнях: собственный пример или какое-то наставление в самом тексте песни?
- Что касается примера, всегда на этом стараюсь делать акцент. Иногда даже смущаюсь произносить проповедь с амвона, потому что всегда себе задаю вопрос: а соответствую ли я тому, что сейчас говорю? И это смущение меня порой сковывает. Казалось бы, говоришь правильные вещи, евангельские истины и понимаешь, что сам этому не соответствуешь. И эта неискренность порой проскальзывает. Под музыкой в песне все немножко завуалировано, и ты там немножко актерствуешь. С амвона невозможно актерствовать: здесь идет диалог священника, который истолковывает людям Слово Божие, сообразуясь со Священным Писанием и святыми отцами. В песнях это преподносится несколько иначе: здесь ты можешь, даже не будучи таковым, призывать людей к чему-либо. Проповедь с амвона дается тяжелее, чем проповедь через песню.
- Дайте, пожалуйста, еще образец проповеди в песне.
- Скоро начинается Великий Пост, песня, которую я исполню, была написана на Первой неделе Великого Поста, когда мы читали Великий канон святого Андрея Критского. В нем заложен глубокий, всепоглощающий смысл. Если в начале Поста зарядиться всем, что дает Канон, тогда и Пост по-другому проходит. Наверное, многие люди, которые ходят на чтение Канона переживают то же самое.
- Великий пост нас ведет к Светлому Христову Воскресению. У Вас что-то есть на тему Пасхи?
- Да, есть, но в преддверии этой темы хотелось бы спеть песню, олицетворяющую путь человека к Богу. В ней в форме притчи показан образ каравана, который идет и оставляет свой след в пустыне жизни.
Звучит песня «Караван».
- Почему именно такие образы возникли: караван, пустыня, шакал?
- Не я автор этого образа - сама притча об этом говорит. Для человека, который хочет уверовать в Бога, достаточно, как сказал один философ, «крыла бабочки», чтобы посмотреть на него и увидеть, что Бог есть. Человек посмотрит на крыло, на глаза бабочки и убедится, что не могли они появиться просто так, из ничего. Следы Бога – вокруг нас, их можно увидеть везде, если этого захотеть. Кто не хочет, тот будет всю жизнь ходить, уткнувшись в землю, и искать там что-то свое.
- Вопрос телезрителя из Подмосковья: «Во время чтения молитв или текстов духовного содержания у меня одни чувства. А когда я слушаю духовные стихи, переложенные на музыку, в исполнении каких-то авторов, возникают покаянные слезы. По этому поводу у меня смущение: не чувственность ли это, не является ли это грехом?»
- Смущаться не стоит, ведь мы люди больше душевные, чем духовные, нам понятнее язык музыкальных песен. Почему появились песнопения? Ведь могли все просто читать, как и было раньше. Нисходя к нашим немощам, Господь так устроил, что песнопения помогают восприятию молитвы, богослужения. От этого происходит большее проникновение в глубину нашей души. Если бы мы были духовными людьми, то достаточно было бы чтения Иисусовой молитвы, как это делают монахи на Афоне. Для них она и музыка, и песня. Они от этого плачут. А нам, людям несовершенным, в том числе и мне, к такой высоте надо прийти через молитву в плане музыкальной песни.
- Звонок телезрителя: «Добрый день. Мы хотели вас поздравить с хиротонией, и пожелать всего самого лучшего. Огромный привет из Берново. Я глаза закрываю и представляю себе каждый вечер те места».
- Спасибо большое за поздравление! Всех тянет в Берново: «Там русский дух, там Русью пахнет». Пушкин недаром несколько раз туда приезжал. Ему было куда поехать, однако, он выбрал Берново. Как оказывается, для современного человека это место тоже что-то значит.
- Как Вы считаете, помогает или мешает музыкальной проповеди то, что Вы находитесь в удалении от больших городов?
- Сейчас есть телевидение, Интернет, «ВКонтакте» существует группа почитателей моего творчества из Петербурга. Там выложены все песни, которые были изданы. Посредством этого не чувствуешь какую-то изолированность от публики. Конечно, общение на концертах не заменит того, что можно скачать из Интернета - на концертах эмоции совершенно другие: живое общение с людьми, глаза в глаза, без всякой фальши. Когда песня записывается, теряются живые моменты.
- Исполните, пожалуйста, песню на тему Пасхи.
- Давайте попробуем. Я эту песню давно не пел – с самой Пасхи.
Звучит песня «Ночь Пасхальная».
- Тема Крестного пути, крестных страданий Спасителя проходит в Ваших песнях?
- Да, обязательно, ведь это основа нашей веры. Если мы не будем помнить о том, какие страдания Сын Божий Иисус Христос вынес за нас, взяв на Себя все грехи человеческие, как мы сможем это оценить. Конечно, мы должны быть обязаны Богу всей своей жизнью и подтверждать это ежесекундно, ежеминутно, ежедневно. Если этого не будет, вера наша ничего не будет стоить. Это основа, и поэтому в песнях она тоже отражается.
- Вопрос телезрительницы из г. Челябинска: «Если простому человеку начинают приходить рифмы на волнующую тему, как определить - действительно это дар Божий или нет?»
- Быть критиком чужого творчества - дело неблагодарное. Если чувствуешь, что твои стихи на духовную тему дают надежду, отвечают на какое-то сомнение, вносят долю оптимизма, наполняют тебя светлым взглядом в будущее - тогда они имеют право на существование. Если же они говорят о чем-то гнетущем, ввергают человека в еще более глубокие раздумья о том, что выхода нет, - тогда писать не стоит, тем более не следует кому-то читать.
Есть такая тема: духовные и недуховные произведения, духовная и недуховная литература. Вся классическая литература в какой-то степени духовна, даже если там конкретно ничего не сказано о Церкви и Боге. Если она учит чему-то хорошему, нравственному, жизнеутверждающему - это духовно.
- Телезрительница рассказала, что к ним в город приезжали канадские миссионеры с медицинской целью: проверяли зрение, раздавали очки, но, помимо этого, дарили Новый Завет и Псалтирь на русском языке в Синодальном переводе. Они не православные, принадлежат к обществу «Гедеоновы братья». Что делать с книгами, литературой, которую раздают те или иные сектанты?
- Если это Синодальный перевод, значит, ничего крамольного в этих книгах быть не может. Священное Писание трудно переделать. Его можно как-то перефразировать или цитировать на свой лад, как делают сектанты. Но если это Священное Писание в Синодальном переводе, им можно пользоваться и читать.
Звучит песня «Молитва».
- Насколько сочетается оптимизм в песне с минором, с музыкальной грустной манерой исполнения?
- Вся наша жизнь проходит в миноре, но с долей оптимизма. Так же и в песнях. Если петь радостно, улыбаясь о чем-то всегда хорошем, то в этом не найдешь философского смысла, понимания жизни. Тем более, когда поем о вещах, приближенных к духовности, им всегда присущ минорный оттенок: он дает более глубокое проникновение в тему. Мне кажется, что мажорные тона нужны для другой стороны нашей жизни. А духовная часть - это преодоление, борьба внутри себя. Поле брани находится в сердце каждого человека. Минор – это постоянная борьба, но борьба с оптимистичной надеждой на будущее: на то, что Господь, несмотря ни на что, примет человека ради его покаяния и стремления. Важно не достичь чего-то, а стремиться к этому, потому что стремление оправдывает. «В чем обрящу, в том и сужу», - сказано в Евангелии. Таким образом, в песнях отражается момент стремления через преодоление препятствий, жизненных катаклизмов.
- Какую из своих песен Вы назвали бы самой оптимистичной?
- У меня, наверное, все песни оптимистичны. От духовного отца мне был дан завет: если пишешь что-то для людей, то всегда привноси туда оптимизм, чтобы слушатели ощущали надежду. По-другому нельзя писать, иначе это будет очень тягостно для человека. Как яд: в одном случае может помочь, в другом – при передозировке - человек погибнет. В каждой песне есть доля оптимизма, даже в самых серьезных песнях.
Звучат песни «Молитва к Богородице», «С нами Бог».
Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев.
Расшифровка: Вероника Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!