Московский казачий кадетский корпус имени М.А. Шолохова

11 января 2015 г.

Аудио
Беседы_11-01-2015_Кравченко_(МСК).mp4.mp3"> Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает священник Марк Кравченко, настоятель храма святого равноапостольного великого князя Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе имени М.А. Шолохова. Передача из Москвы.

 

- Здравствуйте, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе имени М.А. Шолохова, иерей Марк Кравченко.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

- Бог благословит. Всех поздравляю с Рождеством Христовым!

 

- Батюшка, несмотря на молодой возраст, Вы несете свое служение в двух храмах, являетесь духовником Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова, многодетным отцом. Какое служение для Вас является главным?

- Самым главным служением является священническое, потому что оно вмещает в себя все вышеперечисленное и не только. Есть еще послушания, которые я исполняю согласно благословению священноначалия в меру моих человеческих сил. Как говорил апостол Павел: «о немощи моей похвалюся», поэтому все осуществляется благодаря благодати Божией, которая, как сказано в молитве во время хиротонии во пресвитера, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Если брать за образец служение Святейшего Патриарха, то мы увидим, что трудно вместить в человеческий разум великий груз, который несет наш Предстоятель.

Являясь настоятелем храма святого равноапостольного князя Владимира в Кузьминках, могу сказать, что он является вновь устроенным. Сначала появилась часовня и была увеличена до размеров небольшого приходского храма, который сейчас осуществляет свое миссионерское служение по окормлению Московского казачьего кадетского корпуса. Идею строительства поддержали Александр Гаврилович Мартынов, верховный атаман союза казаков, и префект Юго-Восточного округа г. Москвы Владимир Борисович Зотов.

Ранее казаки ходили в другие храмы, но в условиях опасного московского движения сопровождать группу учащихся проблематично. На территориях учебных заведений строить храмы запрещено, поэтому был выделен отдельный небольшой земельный участок для строительства часовни, а итоге получился храм. Сначала он был рассчитан на 50 человек, но оказался слишком мал. Увеличили алтарь и трапезную часть храма, пристроив над ней колокольню. С Божией помощью сформировался приход, и теперь можно помолиться в храме, поставить свечу. В Рождественские каникулы, когда ребята находятся у себя дома и ходят с родителями в ближайшие храмы, к нам приходят местные жители. У нас совершаются все требы, как и в любом московском храме. Есть только небольшая проблема: храма на 150 человек для района Кузьминки действительно мало. Сейчас идет речь о строительстве еще одного храма в микрорайоне, так как к нам приходят и жители окрестностей. Все они наши чада, и никого нельзя обидеть. Это наш общий храм. Когда кадеты бывают на богослужении, прихожан это трогает до слез. Они радуются, что у России есть будущее. И это очень плодотворно влияет на городских мальчиков и девочек, которые смотрят на ребят в форме, интересуются кадетским корпусом и пытаются равняться на его учеников.

Основополагающие принципы, которые взращиваются в казачьем кадетском корпусе: «Казак без веры – не казак» и «Кровь казачья – это вера Православная». У нас есть несколько ребят мусульман, родители которых знали, куда отдают своих чад, и осознанно делали такой выбор. Это тоже положительный момент, так как кадеты видят иноверца рядом с собой. Ребята учатся жить в мире, чем и прославились казаки испокон веков, малым числом покоряя большие территории. Любовь к Богу и ближнему, готовность жертвовать собой взращиваются в кадетах с детства, в том числе благодаря тому, что теперь у них есть православный храм. Сюда они могут прийти помолиться за своих родителей, братьев, сестер, за самих себя. Очень трогательно наблюдать, как дети молятся за невоцерковленных родителей, и они через детей, а также через миссионерское и пастырское служение, которое осуществляет храм по отношению к данному учебному заведению, приходят к Богу. В этом мы стоим у истоков: кадетскому корпусу двенадцать лет, храму три года, и нужно еще многое сформировать, чтобы все привести в порядок.

 

- Батюшка, Вы являетесь многодетным отцом, а также занимаетесь душепопечением молодого поколения - Вам хорошо известно, какие сегодня у молодежи нравы. Есть ли надежда на хорошее будущее поколение?

- На надежде и уповании на Бога построена наша вера. Говорить, что все плохо мы не можем никогда. Конечно, врагам нашего Отечества растиражировать негативную новость гораздо легче, дешевле, и прибыли может быть больше. Но есть невидимый труд, который совершают патриоты России на тех местах, куда их призвал Господь. Если мы мало видим, мало ощущаем, это не значит, что нет этого подвига, нет хороших людей.

То же самое и с нашей молодежью. Мы видим, как она реагирует на те или иные события в стране. Как шутил один герой Советского Союза, летчик-испытатель, кадетский корпус воспитывает таких людей, которые не будут хранить свои деньги в швейцарских банках, потому что здесь растет человек, осознающий себя гражданином России. А становясь достойным гражданином Земли, он становится и достойным гражданином Неба.

Молодежь вырастает, укрепляется и, может быть, делает свои ошибки. Я говорю и про своих детей и про детей кадетского корпуса, потому что за них так же переживаю и понимаю, что в какой-то мере тоже несу за них ответственность. Мы боремся за то, чтобы их души утвердились в вере православной, чтобы они могли отличить добро от зла и не прилеплялись ко греху, а противостояли тому ожесточению, что им навязывается и пропагандируется. Стараемся все объяснять как можно проще и доступнее, чтобы слово Божие пустило корни в их сердца и умы, тогда сорняки сажать будет некуда.

Есть будущее у России, как мы видим по кадетам. Не все ходят ходить в храм, но большинство ребят отзывчивы, хотя бы из любопытства что-то узнать и увидеть. Конечно, большую роль в семье играют отец и мать, а в кадетском корпусе – воспитатели. Успехов больше у верующих воспитателей, которые своим примером проповедуют правильный образ жизни. И выпускники приходят венчаться, крестить детей, но это только начало того жизненного пути, который они стали проделывать благодаря тому, что обратились к Богу. Это очень отрадно:  вселяет уверенность в будущем? России.

 

- Какие доводы Вам приходится приводить, чтобы вести подрастающее поколение по духовно-нравственной тропе?

- Самое главное – объяснить ребятам азы Православия. Беседу с вновь поступившими всегда начинаю с объяснения, что есть Бог и заповеди, касающиеся духовного мира, а есть законы физики, химии, которые ученые продолжают открывать. И верует человек или нет, все равно он этим законам подчинен. Как духовным, так и телесным. И можно сколько угодно прятаться от Бога, но если мы, зная, что это горячо, трогаем и обжигаемся,  не надо потом винить Бога, родителей. Дети сейчас очень развиты и все понимают. Ребята сталкиваются со злом, которое распространяется через интернет, и задают те вопросы, о которых им лучше бы не знать, а мы рассказываем, чем это все заканчивается. Говорим про Содом и Гоморру, потому что им предлагают яд в красивой упаковке, пропагандируют то, что губит молодежь, которая еще не окрепла.

Наша главная задача – дать духовный стержень. И главная проповедь о Боге – это наш личный пример, который стараюсь, в меру своих сил, дать я и все, кто трудятся в храме и в кадетском корпусе, а также казаки, герои Советского Союза, России, ветераны, которые к нам приходят. Будем надеяться, что с Божией помощью, нам удастся отстоять подрастающее поколение, которое вверено нам Божиим Промыслом. И даже если человек оступится, нужно, чтобы он знал, ради чего ему стоит подняться и идти дальше.

 

- Батюшка, существует ли у кадет регламент на посещение храма?

- По воскресеньям кадеты уезжают пообщаться с родителями, и некоторые ходят в те храмы, которые ближе к дому. А в учебные дни мы проводим так называемую «Кадетскую Литургию» специально для учащихся: начинаем на час раньше обычной, в семь утра. Желающие исповедуются накануне, затем причащаются и успевают к первому уроку. Все это осуществляется в рамках договора о сотрудничестве между кадетским корпусом и нашим приходом, чтобы не было накладок или проблем с учебой и расписанием у ребят.

                

- Много ли молодых людей причащается и исповедуется?

- Многое зависит от воспитателей и возрастной группы кадет. И нам еще предстоит длительная борьба за души воспитателей и учеников. Среди ребят постарше, выросших без храма, число желающих причаститься и исповедоваться меньше. А из тех, кто поступил сейчас и сразу начал потихонечку воцерковляться – больше, потому что они менее испорчены, менее ленивы и больше способны на подвиг.

Если есть хотя бы несколько верующих кадет в классе, группе, то они в какой-то мере действуют своим примером на одногруппников. Но важно даже не то, сколько человек посещает храм сейчас, а сколько будет посещать через год, через пять лет, потому что мы знаем, что часто воспитанники воскресных школ, выпускаясь, все реже ходят в храм и перестают совсем, а возвращаются лишь, когда наступят на какие-то грабли. И несмотря на большое количество хороших примеров, о плохих тоже не стоит забывать, чтобы подобные ситуации не повторялись.

             

- В первую очередь с каким пороком приходится сталкиваться?

- Современную молодежь захлестнул бич, который называется ругательства, в том числе и матные. И эта «молитва к дьяволу» является одной из самых больших бед для нашей молодежи. Совсем недавно люди стеснялись ругаться матом на улице, при детях, при женщинах - сейчас мы видим противоположное. Когда родители забирают кадет, и мы слышим, как они разговаривают с ребенком матом, то понимаем, что пять дней мы воспитывали ребенка одним образом, а сейчас, за два дня его перевоспитают совсем по-другому. Иногда у ребенка происходит срыв, и бывают случаи, когда ребенок не хочет возвращаться в семью. И это самое трагичное: ведь родители, потеряв веру в Бога, утратили образ и подобие Божие, которые они должны в себе сохранять и стяжать благодать даров Духа Святого. Тем самым родители лишают детей дома, губят себя и душу своего отрока.

Часто родители учат выбирать овощи, фрукты, одежду, породистую собаку, машину, телевизор, а как выбрать жену или мужа не учат - и это беда. Потому что человек в итоге находит супруга такого же, как он сам. Когда на исповеди жалуются, что с женой не повезло, я всегда спрашиваю: «Вас как, насильно заставляли?». То есть все вопросы должны быть к самому себе. Тоже самое с сетованиями насчет зятя, свекрови, снохи или тещи.

 

- Какие цели преследуют в жизни молодые люди, в том числе и шолоховские кадеты?

- Выпускники нашего казачьего кадетского корпуса в основном идут на воинскую службу, потому что обучение проходят с элементами военной подготовки, также они принимают участие в параде на Красной площади. Наш корпус считается лучшим в России, поэтому для нас важно объяснить ребятам, что главное не просто устроиться на работу, а служить Отечеству, казачеству и Вере Православной. Именно тогда человек перестает быть наемником, а становится служивым. Всех приучают говорить, что мы ходим на работу, а ведь человеку нужно осознать, что он служит Родине, служит ближнему. А это самое трудное. Священник служит и Богу, и людям. Учителя, врачи – в основном людям, но есть примеры верующих представителей этих профессий, которые могут научить верить одним своим примером. Они более интеллигентны, выдержаны, вежливы, ведь печать от Бога затмевает всякую печать греха.

 

- Вы несете свое служение в храме святого благоверного князя Владимира, и в этом году вся страна будет отмечать тысячелетие со дня преставления Крестителя Руси. За это время многое было привито в христианском плане, но и многое утеряно. Как Вы считаете, эпоха, в которую мы живем, может ли считаться в какой-то мере вторым Крещением Руси?

- Вторым Крещением ее можно назвать условно, ведь даже в советские годы священники и миряне были крещеными. Возврат к вере, возрождение в душах людей – да. Крещение Руси было более массовым, нежели то, что происходит сейчас. И войны, и катаклизмы все равно показывали, что вера в народе жива, ведь храмы были заполнены до отказа и дома матери обращали столь горячие молитвы к Богу, какие в обычное время ни один человек, возможно, не вознес.

Тысячелетие со дня кончины святого благоверного Владимира для нашего храма сугубый праздник. Мы постараемся, чтобы в нем могли максимально поучаствовать и наши кадеты. Помимо этого, мы должны помнить, что князь прославлен именно как равноапостольный, потому что проповедовал своей жизнью, обратившись от язычества в ту подлинную жизнь христианина, которая сильно разнилась с языческой. И народ, доверяя князю, относился к нему, как к отцу, и принимал веру православную. Начало положено святой равноапостольной княгиней Ольгой - с христианством Русь была знакома. А князь вместе с дружиной и народом на государственном уровне обратился к Богу.

Сейчас нет того доверия к правительству, которое было во времена князя Владимира, иначе его бы не назвали с любовью Красным Солнышком. Большая часть населения, к сожалению, относится к руководству страны примерно так, как к самим себе. Ко мне обращалась женщина за благословением, чтобы пойти на Болотную площадь, на что мной был дан категоричный отказ, ведь Серафим Саровский сказал: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Я спросил ее, спасла ли она саму себя и свою семью, раз идет перевоспитывать правителей, которых не она родила и вырастила, за которых она не молилась. Помните известное высказывание о том, что первым революционером был сатана. Почему? Из-за гордыни. Поэтому если хочется уподобляться ему, не стоит просить благословения. В советской школе во мне и братьях все видели белую ворону,  но мы ни на кого не озлобились, власть не ругали, пионеров не презирали, ко всем относились с христианской любовью.

 

- Что нужно сделать, чтобы наше общество сегодня и, может быть,  все следующие поколения стали христианами не по названию, а по существу?

- В первую очередь люди должны осознать, что не Бог нуждается в нас, а мы нуждаемся в Боге. До тех пор, пока человек не будет готов что-то отдать Богу, чтобы затем что-то достойно получить, он ничего не приобретет. Господь пришел на землю, предоставил все необходимое, дал Таинства. Но человек, крестившись, вместе со своими крестными родителями забывает о том, что дальше должны делать православные христиане, какая на них лежит ответственность, к чему они призваны, и вспоминает о Боге, только когда с ним произошло что-то трагическое. Тогда он задает вопрос: «Куда Бог смотрит?». Пока человек не осознает, что вера живая нужна для спасения души, вряд ли с ним что-то будет происходить. Это труд, которого многие пытаются избежать, и к старости им приходится пожинать такие плоды, когда они видят наказание в детях и внуках, но тогда уже поздно: ничего не изменишь.

 

 - В Праздник Рождества Христова Вы с семьей и другими многодетными семьями встречались со Святейшим Патриархом Кириллом. Расскажите, чем запомнилось это событие Вам?

- Это была праздничная встреча Святейшего Патриарха со своей паствой, во время которой было показано значение семьи, как малой Церкви, как основы государства. Это великолепный пример для наших государственных деятелей, которые подчас забывают, что призыв и поддержка государства и Церкви должны быть обращены к основам. А основа государства – это семья. Усилия Церкви направлены не только на рост рождаемости, но и на взращивание в семье православных граждан, достойных Отечества Небесного и земного.

 

- В чем самая большая трудность многодетной семьи сегодня?

- В многодетной семье помимо проблем, которые могут быть связаны с бытовыми условиями, с расходами, есть положительный момент: дети учатся с детства делить друг с другом радости и горести, сопереживать и сострадать. Это очень важно. Ведь если ребенок привык быть эгоистом, то это сказывается на всей последующей жизни. Многие великие люди произошли из многодетных семей и стали для нас светилами и авторитетами в науке, культуре, искусстве и в Церкви. Поэтому нам очень приятно, что Патриарх уделил внимание, и дети могут помнить эту историческую встречу с Главой Церкви.

 

- Почему в наше время многодетные не считаются эталоном счастливой семьи?

- Для тех, кто вырос один, не представляется какая-то другая жизнь. Существует стереотип, что много детей не воспитать и не прокормить. Это происходит от маловерия и нежелания трудиться. Создавая семью, будущие супруги не расписываются и не венчаются не из-за бедности, а из-за того, что не хотят брать никакой ответственности на себя не только за детей, но и за самого близкого и родного человека. Проживая без благословения и без благодати Божией, ждут момента, когда семья развалится, потому что смысл жизни – в Боге. У человека меняются приоритеты, меняется сознание, мироощущение.

 

- Какой, по Вашему мнению,  должна быть счастливая семья?

- Само слово счастье обозначает часть жизни с кем-то. А это наш Господь Бог. Когда мы живем с Богом, мы действительно счастливы, независимо от достатка, положения в обществе и жизненной ситуации. Благодаря своему отцу – священнослужителю – мне запомнился благочинный, который много времени провел в лагерях за веру. И после скорбей у него не было озлобления на советскую власть, а он еще и благодарил Бога. Это мы можем увидеть и в жизни других подвижников благочестия, таких, как Иоанн Крестьянкин и другие. И вот пример, когда человек, с точки зрения других, прожил страшную жизнь, но не хотел другой, потому что эту жизнь он провел с Богом, и она для него была счастливой. Мы всегда будем счастливыми, если будем жить с Богом и по Его заповедям. Тогда ничего не страшно.

 

- Время нашей программы подошло к концу. Сердечно благодарю Вас за сегодняшнюю беседу и прошу благословить наших телезрителей.

- Телезрителям хотелось бы пожелать помощи Божией и веры несомненной. И, конечно, здоровья духовного и телесного, чтобы могли потрудиться на благо Церкви, Отечества, своих семей и казачества. Храни всех Господь!

 

Ведущий: Сергей Юргин

Расшифровка: Полина Капранова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель киевской церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение», писатель, директор Международного фестиваля православного кино «Покров» протоиерей Александр Акулов. Тема беседы: «Что значит быть настоящим христианином».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы