Ложные представления о Боге и церкви

27 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Георгий Иоффе, председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии. Передача из Екатеринбурга. Эфир 27 марта 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Георгий Иоффе.

Здравствуйте, батюшка.

 

- Здравствуйте, Михаил. Здравствуйте, дорогие телезрители. Господь да благословит всякое доброе намерение всех нас. Спаси Господь.

 

- Наша сегодняшняя тема «Ложные представления о Боге и Церкви».

Не так давно в «Святодуховском центре» Александро-Невской Лавры у Вас была встреча с молодежью, и тема ее была созвучна сегодняшней. Расскажите, пожалуйста, почему Вы выбрали именно эту тему?

 

- Сами встречи в «Святодуховском центре» - замечательное начинание, которое поддержал  владыка Назарий совместно с миссионерским апологетическим движением «Ставрос», который действует по благословению священноначалия и под эгидой Миссионерского отдела. Это апологетический лекторий, открытый для всех, и мы приглашаем всех, расписание и анонсы размещены на сайте http://stavroskrest.ru/ Мы затрагиваем самые актуальные, порой очень острые вопросы современной церковной жизни, взаимодействия Церкви и общества; основная наша тематика – ложные представления о Боге, не имеющие отношения к евангельской истине.

Темой первой встречи было «Почему христиане не верят в переселение душ», а темой второй встречи как раз «Ложные представления о Боге и Церкви». Поскольку эти ложные представления питают суеверия и могут увести человека в сектантские группировки, лидеры которых как раз пользуются такими ложными представлениями для манипуляции людьми.

 

- СМИ постоянно обостряют негативные моменты, связанные с церковной жизнью.

 

- Существует так называемый «черный пиар», но есть и то, что в сектоведение именуется оккультная среда, то есть огромный комплекс ложных представлений, древних суеверий и псевдонаучных басен, который практически не уничтожим: астрология, вера в порчу, в сглаз, дети индиго, НЛО и прочее.

 

- Кто наиболее подвержен риску суеверий и существует ли группа, которая абсолютно защищена от них?

 

- Скажу честно, к сожалению, такой группы нет, всякий из нас имеет свое слабое место, на котором и враг рода человеческого, и какой-нибудь манипулятор могут сыграть. Нашим главным противоядием является евангельское благовестие именно в церковных взглядах на жизнь, на Бога, на самих себя. Изучая нашу веру, мы будем все больше и больше трезвиться. Покаяние и трезвение – это наш путь ко Христу.

Наиболее подвержены риску люди, не утвержденные в вере. С одной стороны, их достаточно много. В разных регионах с православием себя ассоциирует весьма большой процент населения от 75 до 90%. При этом людей церковных, регулярно исповедующихся, причащающихся, ведущих церковный образ жизни, в среднем порядка 5-7%, редко 15% от тех, кто считает себя православными. Это немного, и даже среди этих людей, старающихся не просто участвовать в обрядах Церкви, но сознательно относиться к своей вере, еще меньше. Поэтому поле внутренней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви весьма обширно.

 

- Какие суеверия наиболее распространены и наиболее опасны?

 

- Суеверий очень много, лучше говорить об их причинах. Уместно говорить, прежде всего, о ложных представлениях о Церкви и о Боге, которые их порождают и питают.

Прежде всего, стоит говорить о таком индифферентном, теплохладном отношении даже тех, кто именует себя православными, которые Бога представляют как персонажа из рисунков Жана Эффеля, где сотворение мира подавалось как басня, в ироническом ключе. Такой карикатурный образ Бога не предполагает никакой личной ответственности человека и общения с таким ложным божеством.

Соответствующий образ Церкви, как раз навязываемый черным пиаром, это некий «культурный заповедник»: сидеть за своей оградой, никоим образом не участвуя ни в образовании, ни в общественной жизни, не давать нравственные оценки законам и событиям. Что самое страшное среди части церковного народа этот образ принимается, но уже как гетто, запертое изнутри. Это общество некоторых избранных спасаемых, а весь остальной мир лежит во зле и пусть он погибает. Определенная атрибутика и даже внутренний псевдоцерковный язык, внешне благочестивый.

Внешний индифферентизм большей части общества порождает такую внутреннюю реакцию - псевдоультраортодоксия, как бы самое православное сообщество, которое из себя должно исторгать все, по их мнению, нечистое, ложное. Некоторые такие секты находятся в лоне Церкви, поминая и церковную иерархию, но внутри себя имеют идеологию, которая, конечно, отличается от точки зрения и соборной, выраженной в решениях Архиерейских соборов.

Рекомендую всем нашим телезрителям найти и почитать решения наших Архиерейских соборов, где выражены четкие, ясные оценки нашего соборного церковного разума, в том числе и об общественных явлениях, например, по различным вопросам биоэтики, об отношении к тем или иным документам, гражданскому браку и так далее. Потому что незнанием церковного мнения пользуются разного рода шарлатаны, не побоюсь этого слова, и манипулируют своими прихожанами, отвращая их от подлинно церковного понимания ситуации.

 

- Сейчас существует мода на духовные восточные веяния: буддизм и прочее.

 

- Скорее, это оккультизм такого восточного толка, достаточно много прихожан, воцерковлявшихся на рубеже 80-90-х годов прошлого века, не отделяли одно от другого, увлекались экстрасенсорикой, йогой, астрологией, эзотерическими книжками. Хотя, придя в Церковь, они, скорее всего, покаялись, тем не менее, оккультные занятия оставляет сильные раны на душе.

Начиная с гностицизма и заканчивая теософией и антропософией, Бог – это некий безличный абсолют, холодный, непричастный миру или растворенный в нем, с которым невозможно общаться, поэтому есть некая иерархия или учителя, которые только и могут общаться с Ним. Церковь оказывается не нужна, поскольку есть человеческие сообщества, где путем медитации происходит некое приобщение. Это уже путь к прелести, если рассматривать с духовной точки зрения.

 

- Святые отцы говорили, что в корне любой прелести лежит гордыня.

 

- Конечно, гордыня и заблуждение, когда мы создаем образ Бога по нашим человеческим представлениям, создавая идола. Об этом предупреждал апостол Павел, говоря «дети, берегитесь от идолов». Эти идолы – ложные представления о Боге, когда человек по своим греховным понятиям или опыту создает такого идола и может кардинально уклониться от пути евангельского.

 

- Например, в индуизме есть целый ряд практик, мантр, призванных внушить человеку, что он сам есть бог. Вспоминается библейский текст о первом искушении «будете, как боги». Не к этому ли ведут все ложные представления?

 

- Конечно, враг рода человеческого стремится снова и снова ставить человека в ситуацию, когда он вместо служения и любви к личности Создателя и Спасителя выбирает магический, манипулятивный путь. Искушение магией может выражаться в обрядоверии: я совершаю все обряды, как положено, и потому Бог мне теперь обязан послать то, что я прошу. Ритуализированное православие тоже встречается часто. Сделаю все, как надо, и будет так, как я хочу, и это тоже путь к прелести.

 

- Что можно сказать о заблуждениях, касающихся Церкви?

 

- Ритуализированное представление о Боге ведет к представлению о церкви как «магазину духовных услуг». Если с «богом» можно договориться, то и церковь должна быть неким супермаркетом, где можно реализовать эту сделку. На этом строятся определенные спекуляции.

В советское время было такое высказывание об «удовлетворении духовных потребностей». Искушением для клирика, священника может стать такое представление о себе как таком «удовлетворителе» духовных потребностей. Тогда он перестает быть пастырем овец словесных, а становится жреческим истуканом, который возносит себя над толпой.

 

- Насколько незаметно и коварно может подкрасться заблуждение или прелесть?

 

- Как я уже говорил, у каждого человека есть слабое место, за которое его можно поймать. Это, конечно, происходит незаметно, путем компромиссов с совестью. Здесь важно держаться «царского пути», о которых мы читаем в Древних Патериках «не верь себе, пока в гроб не ляжешь». Нужно все время испытывать движения своей души, контролировать, чтобы совесть не спала. Если почувствуем, что что-то не так, исповедовать это Господу и просить Его о помощи.

 

- Чего стоит остерегаться людям, которые считают себя воцерковленными людьми и находятся уже в русле Церкви, в русле годичного круга, даже если они регулярно исповедуются и причащаются?

 

- На этот вопрос нет конкретных рекомендаций. Общее – это, наверное, остерегаться иллюзий, которыми можно подменить церковную жизнь. Опасаться, когда идеология пытается подменить Евангелие. Когда мы слышим то, что идет вразрез с тем, что до нас доносит Священное Евангелие, видим какую-то манипуляцию, нам нужно аккуратно отстраниться от этого. Может быть, не обличать впрямую, но порассуждать, как то, что мы слышим, соотносится с нашей верой.

Мы живем в информационном обществе, которое достаточно скептически настроено к Церкви. Я довольно активный пользователь интернета, читаю не только церковные сайты и вижу общий тон, который направлен на то, чтобы человека колеблющегося сбить с его пути в сторону Церкви. Вижу пропагандистские приемы, которые совершенно нечестные с точки зрения правды Божией, но, к сожалению, они используются.

 

- Вопрос телезрителя из Тамбовской области: Я заметил, что в Церкви надо не столько просить, сколько благодарить за Господа, тогда начинаешь чувствовать Его помощь и участие в твоей жизни.

 

- Вы сказали замечательно, но это не значит, что не надо просить Господа. Ведь Он сам учит “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Вопрос затронул тему о трех образах молитвы. Прошение – первая из них, мы просим, поскольку ощущаем нищету своего духа, которая и вменяется в блаженство. Мы просим потому, что понимаем, что все дает нам Господь. Второй образ молитвы – благодарение. Это, конечно, более высокий образ молитвы: мы принимаем все, что посылает Господь: и радость, и горе, и благодарим за все. Выражение «Слава Богу за все», с которым почил Иоанн Златоуст, это одна из самых высоких форм молитвы. Самый высокий образ молитвы – славословие. По святоотеческим рассуждениям, это уже образ ангельской молитвы.

 

- Чтение Священного Писания очень важно для здорового духовного образа жизни. Но часто те или иные цитаты, вырванные из контекста, используются лжепроповедниками, чтобы уклонить от Церкви. Где искать авторитет, и кому доверять?

 

- В Церкви есть иерархия авторитетов. Прежде всего, само Священное Писание, потому что это богодухновенные тексты, которые Церковь для нас сохранила и которые именно Церковь имеет право трактовать. По выражению одного из богословов, все святоотеческие сочинения – это комментарии к Священному Писанию.

На втором месте по авторитетности идут богослужебные, литургические тексты. Канон Священного Писания был утвержден в начале VI века. Литургия была еще до того, как были написаны Евангелия и Послания, совершалась еще в апостольские времена. Потом она стала дополняться другими службами. Литургические тексты очень выверены со всей церковной догматикой, и в сочетании с книгами Октоиха, праздничными Минеями – также очень авторитетные для нас тексты.

Следующие по значимости – решения Вселенских соборов, касающиеся догматики, исповедования веры, которые для нас обозначают границы православия.

Затем идут святоотеческие сочинения. Здесь надо сказать, что не у всех отцов есть согласное мнение по некоторым вопросам, на латыни это называется «consensus patrum» - согласие отцов. Здесь есть то пространство разномыслия, о котором писал апостол Павел «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».

Вопросы толкования Священного Писания чрезвычайно важны, и мы должны читать толкования Иоанна Злотоустого, Феофилакта Болгарского и других святых отцов, которых мы можем и должны изучать.

Библеистика за две сотни лет продвинулась далеко. Есть замечательные современные исследователи, такие, как архимандрит Ианнуарий (Ивлев) и другие, у которых учились многие священнослужители. Они крайне интересны и доступны в виде аудио дисков на радио «Град Петров»  и аудио версий. Если мы целенаправленно ищем, интересуясь определенными вопросами, мы всегда можем найти необходимые материалы в доступном пространстве интернета.

 

- Вопрос телезрителя из Краснодара: «Откровение» Иоанна Богослова не изучается в Церкви, но это очень важная книга, и человек не может ее правильно понять, читая только самостоятельно.

 

- Вынужден с Вами немного не согласиться. Есть святоотеческое толкование на «Апокалипсис» святого Андрея Неокесарийского. Есть современные толкования, из них я знаю четыре изданных в последние десятилетия. По дате выхода это: толкование протоиерея Александра Меня, затем прот. Геннадия Фаста, прот. Олега Стеняева и замечательное толкование архимандрита Ианнуария (Ивлева), на мой взгляд, самое адекватное по современному толкованию библейской науки. Это толкование опубликовано на сайте, который я рекомендую всем нашим телезрителям, это «Азбука веры», где есть личный сайт отца Ианнуария http://azbyka.ru/ivliev/.

 

- Почему на «Откровении» строят свои заблуждения очень многие околоцерковные сектанты.

 

- «Откровение» - единственная полностью пророческая книга Нового завета. Говорит она прикровенным, символическим языком, который требует внятного и тщательного толкования. Это область, которую людям, не очень сведущим в церковной науке, трудно затрагивать. Образы Апокалипсиса были вполне понятны людям конца первого века, когда он был написан, но совершенно не понятны в нашем историческом культурном бытии. Поэтому требуется тщательное и аккуратное истолкование. К сожалению, ряд недобросовестных людей занимается спекуляцией на прикровенных апокалиптических образах.

 

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, что такое прелесть.

 

- Наверное, самым тщательным исследователем этого явления был святитель Игнатий Брянчанинов, у него есть целое рассуждение на эту тему. Рекомендую нашим телезрителям почитать его труды.

Прелесть – это превосходная степень лжи. Состояние тонкого заблуждения, когда человек считает себя непогрешимым, а свое мнение происходящим непосредственно от Бога. Это происходит не мгновенно, а путем определенных «упражнений» в самообмане или внешней манипуляции. Это состояние чревато и душевными расстройствами, и психиатрией.

 

- Вопрос телезрительницы из Астрахани: Читаю и люблю Псалтирь, читаю  Толкование на нее Афанасия Великого, но бывает порой трудно понять какие-то фразы и строки. Можете ли Вы посоветовать еще какое-то толкование?

 

- Существует довольно известное в Церкви толкование Евфимия Зигабена, существует ряд святоотеческих толкований. У меня есть афонское издание Псалтири, где есть целый ряд толкований на каждый стих. Чтобы изучать Псалтирь, рекомендую, кроме молитвенного, такой способ изучения Псалтири. Во-первых, чтобы изучать, мы должны прочитать перевод Псалтири на современный русский язык. Потом почитать комментарии, возможно, не один, и сделать какие-то выводы. Есть поэтический перевод Аверинцева, есть комментарии, в том числе современных наших авторов.

Понять поэтический язык семитической поэзии конца I тысячелетия до Рождества Христова нам непросто, но это образец высочайшего молитвенного языка. Псалтирь дает правильный молитвенный камертон, и Церковь считает ее жемчужиной Священного Писания. Ранее детей учили читать именно по Псалтири.

 

- Вопрос телезрительницы о Священном Писании, изданном «Гедеоновыми братьями» и которое раздается на улицах. Можно ли его читать, и что там за текст?

 

- «Гедеоновы братья» - это межконфессиональное протестантское движение, которое свое целью ставит распространение Священного Писания. Это не секта, а определенное библеистическое движение, которое в целом можно только приветствовать. Те издания Священного Писания, которое оно распространяет, это немного усеченный вариант протестантской Библии, там нет неканонических книг. Но в принципе это текст в синодальном переводе, его можно читать и принимать эти книги с благодарностью.

 

- Исторически сложилось, что Миссионерский отдел больше занимается сектантами и проповедью внутри Церкви. Как Вы считаете, сколько человеческих ресурсов требуется, чтобы эта работа велась наиболее продуктивно.

 

- Святейший Патриарх не раз говорил о том, чтобы божье дело делалось, необходимо три компонента: люди, идеи и средства. Идей очень много, людей и средств, как всегда, не хватает, поэтому мы рады любой помощи на миссионерскую деятельность. Жертвовать на миссионерскую деятельность непросто, потому что она направлена на перспективу, нет мгновенного видимого результата. Это вложение в поколение, которое только может воспринять Божие слово. Нам очень нужны люди, которые могли бы профессионально и сознательно заниматься миссией.

 

- Мое мнение таково, что для того чтобы заниматься миссией, необходимо хорошее духовное образование. Однако если мы посмотрим на протестантов или сектантов, то, не имея никакого образования, они активно трудятся в своей внутренней миссии.

 

- Миссия сектантов как раз направлена вне их организации, и если говорить о протестантах, нельзя сказать, что они совсем без образования. У них есть Библейские школы, есть семинарии с достаточно приличными богословскими отделениями.

Если мы говорим о сектантах или неопротестантах, там образования нет, но есть натаскивание миссионеров на определенные ситуации и определенный способ диалога по принципу натаскивания «вопрос-ответ». Те же «Свидетели Иеговы» очень плохо знают Священное Писание, лишь надерганно, в том направлении, в котором их натаскали руководители.

 

- Хотелось бы услышать от Вас о заключительном этапе и результатах миссии.

 

- Миссия может восприниматься по-разному. На мой взгляд, это не просто механическое увеличение количества храмов и прихожан, это скорее следствие. Но, прежде всего, увеличение в обществе доли людей, которые сознательно и тщательно изучают свою веру и следуют ей в жизни. Когда нет никаких суеверных или меркантильных идей и целей. Как пишет апостол Павел, путь по стихиям мира – это путь против Христа. Когда будет больше людей, сознательно верующих и сознательно принимающих евангельскую полноту, которая всегда была и будет в нашей Церкви, тогда мы будем считать, что наш труд не бесполезен, и мы сделали то, что могли и хотели.

 

- А если говорить о нравственном примере?

 

- Нравственный пример – это прикладная вера. Мы живем так, потому что мы так верим. У христиан не должно быть двойных стандартов. Важно, чтобы наша жизнь соответствовала нашей вере, и тогда наша жизнь будет нравственна, потому что Евангельский идеал задает очень высокую планку, и насколько мы можем, мы должны соответствовать ему.

 

- Пожалуйста, на прощание напутствуйте наших телезрителей в рамках развития Вашего отдела.

 

- В нашей Санкт-Петербургской митрополии и епархии есть горящие духом и делом замечательные люди, которые сотрудничают с нами. Всех призываю к церковному образованию, к участию в просветительских церковных программах. Тех, кто владеет информационными технологиями, посещать информационные православные ресурсы, которых немало, где можно найти многое для себя. Призываю заниматься самообразованием и, конечно, читать Священное Писание, потому что этот тот Божий свет, который через слово проникает в нашу жизнь. Стараться соответствовать евангельскому идеалу.

Спаси Господь. Божие благословение, мир, милость и радость Господа нашего Иисуса Христа да пребудет со всеми нами.

 

     Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать