Беседа с профессором А.И. Осиповым. Часть 3

10 марта 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседа с профессором московской православной духовной академии, Алексеем Ильичем Осиповым. Часть 3.

- Почему Святые мощи не предают земле, как принято по православным традициям? Зачем разносить части тела по земле, ведь душам нужен покой, да и не гуманно это.

- Мощами становится то тело, которое взяли из земли, которое обрели. Всегда мощи обретали так: вот вдруг на этом месте, на могиле стали совершаться чудеса или происходят какие-то другие явления, явно указывающие… Только тогда с величайшим благоговением поднимали эти останки и делали их достоянием Церкви. Конечно, когда просто канонизируют и вынимают из земли, это некий новый странный обычай. Всегда было обретение мощей, а не вынимание. Но еще раз говорю, мощи земле не предают – они взяты как раз из земли и потому являются мощами.

 

- Вызывают большую симпатию моменты Устава и жизни монашеского Ордена картезианцев (католическая конфессия), касающиеся полного закрытия монастырей от мира, любых посетителей, суровой аскезы и обета молчания. Почему в православном устройстве монашеской жизни не имеем такого? Почему монастыри не закрыты от мира, от паломников? Монах думает, что уходит от мира, а тут мир сам идет к нему. К чему такое создание искушений? Где аскеза, где безмолвие?

- Монастыри именно таковыми и были вначале и на востоке, и на западе (потому что Церковь почти 1000 лет была единой). Безмолвие хотя и не носило всеобщего характера, но также очень часто встречалось. Также были и еще кое-где остаются, например, мужские монастыри, куда доступ женщинам запрещен. Так, обитель Саввы Освященного (Палестина). Я помню, как нас монахиня сопровождала, мы подошли к монастырю, монахиня осталась за стенами, а мы пошли туда. Т.е. берегли монахов от искушений и соблазнов! Еще бы, потому что они ведут образ жизни не естественный, а «вышеестественный». Как нужно быть осторожным, чтобы они не оступились, помочь им в этом! Когда монастыри становятся открытыми – это все равно что раскрыть теплицу, и тогда посмотрите, какие у вас там будут тропические растения и цветы, ничего там не будет.

Видимо так происходит потому, что монашество все менее становится монашеством. Посмотрите, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник с чего начинают свои замечательные творения – отречение от мира. Т.е. монашество это максимальное ограничение всех связей с мирскими делами, мирскими людьми, мирскими проблемами. Только в таком состоянии монах может действительно углубиться в молитву, приобрести эту молитву, заниматься так называемым «умным деланием». Когда же монах занят бесчисленными вопросами хозяйственной и прочей службы, когда он постоянно вращается в человеческом обществе, когда молодой монах просвещает о христианстве молодых девица и молодых людей, или молодые монахини с молодыми людьми, тогда мы все прекрасно понимаем, к чему все это приведет.

Уже давно писали о том, что монашество перестает быть. Все больше остается формы, и все меньше остается тех монахов, которые действительно искренне посвящают и имеют возможность посвятить свою жизнь исключительно монашескому деланию – «умному деланию», молитве. Я помню, давно еще где-то в Италии был монастырек траппистов, кажется, где были именно молчальники, тогда их было человек 5 или 6. Сейчас, насколько мне известно, этих траппистов уже не осталось. И в нашей православной Церкви, к сожалению, уже давно нет. Идет процесс обмирщения христианства. Посмотрите, чем мы заняты – решением исключительно земных проблем. Много ли мы занимаемся вопросами духовной жизни? Где речь идет о духовных законах? Где конференции, посвященные актуальным проблемам духовной жизни? Мы чем угодно занимаемся, только не этим. А монашество получает кандидатов из мира. Если все наше христианство обмирщается, то соответственно понижается и уровень монашеской жизни.

Так что монахам может только глубоко посочувствовать. Когда современные монахи должны работать, трудиться вместе с женщинами, с девчонками... Что они, из другого теста сделаны? Когда молодые монахини должны работать вместе с мужчинами, с молодыми ребятами… Помоги им Бог – единственное, что можно сказать.

 

- Как должна совершаться молитва в семье, когда присутствует несколько человек? Какова правильная совместная молитва? И можно ли молиться Иисусовой молитвой совместно?

- Очень полезно по возможности совершать молитву совместно, т.е., например, глава семьи или кто-то из других членов семьи вместе читают утренние или хотя бы только вечерние молитвы (мы понимаем, что утром кто-то учится, кто-то на работу). Пусть хотя бы небольшое правило, но вместе. И читать нужно с вниманием. Очень важно особенно детей воспитывать, чтобы молитву они совершали внимательно, а не как попугаи вычитывали. Мы религиозно развращаем детей, когда приучаем их читать молитву кое-как.

Насчет молитвы Иисусовой – всей семьей это едва ли возможно, особенно при нашем уровне. Дай Бог, чтобы молитву Иисусову человек хотя бы несколько раз в день, когда вспомнит только, произнес раз, другой, третий. Это было бы в высшей степени полезно. И к этому нужно приучать, просить своих членов семьи, детей. Конечно, можно собраться и договориться «Давайте, сейчас мы все вместе 10 молитв Иисусовых», но нужно быть осторожными. Расскажу один интересный случай. Одна женщина вышла на пенсию (врач, кандидат медицинских наук), пришла к игумену Никону (Воробьеву) и сказала: «Батюшка, дайте мне правило молитвы Иисусовой, сколько раз в день ее произносить». Он сказал: «Я бы не хотел давать, но если просите, пожалуйста – 10 молитв Иисусовых». Она вознегодовала: «Вы шутите, батюшка, надо мной, смеетесь?». Он говорит «Ну как хотите, я сказал». Через несколько дней она говорит: «Утром я плохо просыпаюсь, думала, днем сделаю. Днем не могла, вечером сделаю. Вечером я уже засыпаю, не могу. Вот уже целая неделя прошла, я никак не могу сделать 10 молитв Иисусовых». Он только улыбнулся. Мы все время мечтаем делать сотни и тысячи, дай Бог приучить себя хотя бы несколько раз в день от всей души сказать молитву Иисусову. А уж если в семье – не надо много: 5-10 молитв Иисусовых – Слава Тебе, Господи. А если погонимся за многим, то есть опасность потерять вообще все.

В этих вопросах, конечно,  надо разбираться людям понимающим, я только передаю некоторые вещи, которые мне известны.

 

- Вы упомянули, что «Бог есть врач, а не палач», что Бог есть Любовь, Бог никого не наказывает. Второзаконие 32:39: «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей». Исходя из этих слов, т.к. открыл это Сам Бог, можно понять, что Бог есть Любовь, но Он еще есть и справедливость.

- В Библии, особенно в Ветхом Завете (но и в Новом Завете) очень много высказываний, которые Вы процитировали. Бог гневается, Бог ненавидит, Бог мстит, Бог наказывает. Как это понимать? Я бы мог Вам привести целый ряд высказываний отцов по этому вопросу. Все они сводятся к тому, что Бог никому не мстит, никого не ненавидит, никого не наказывает, никому не причиняет зла, ибо Бог есть Любовь и только Любовь. Наказываем мы сами себя своими делами. Но поскольку наше естество является творением Божиим, и Бог дал законы существования нашей природы, то калеча себя, мы оказываемся плодом нарушения закона Божьего. Отсюда и выражения «Бог наказал». Иоанн Златоуст говорит, что все эти слова написаны для простого, грубого народа, который не может понять: «Как, у меня цирроз печени?..» – оказывается, пьянствовал. «Как это я весь поражен?» – оказывается, наркомания. Понятно, что человек сам разрушил свой организм своими деяниями. Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Богохульно думать, что Бог может мстить, злиться и т.д.». Антоний Великий пишет: «Бог Благ и только Благ, и творит только благое». Апостол Иаков пишет: «Каждый наказывается, влекомый своею похотью», Бог никого не искушает, но каждый искушается сам.

Посмотрите проповеди того же Иоанна Златоустого, он «гремит»: «Покарает вас Бог, накажет вас Бог» и т.д. Когда людям скажешь «накажет» – это они понимают, когда говорят «ты сам себя наказываешь» – думают «ну, сам себя наказывать не буду». Примитивность ума. Содом и Гоморра – вы думаете, Бог взял и сжег их? Неужели непонятно, что они своей гадкой жизнью себя погубили, изрезали, истолкли свое тело, изранили его и погибли, потому что нарушили все законы своей духовной и нравственной жизни.

Если бы Бог действительно наказывал, злился, мстил, это было бы самое страдающее существо, потому что мы знаем – кто в гневе, тот и страдает. А Бог Благ и только Благ, Бог всеблажен, и Он есть Любовь (не имеет Любовь, а сам есть Любовь).

И потом, подумайте. У соседа сгорел дом – «Так и ему и надо, а у меня Слава Тебе, Господи, все в порядке, все стоит». Тот разбил машину – «Ясно, воровская, Бог его и наказал, а у меня все хорошо». Я праведник? Когда Господь сказал «Трудно богатому войти в Царство Небесное», ученики в ответ: «Кто ж тогда спасется?». Что стоит за этим вопросом? Если ты богатый, значит ты праведник, значит, тебе Бог дает богатство. И вдруг Христос говорит «Трудно богатому…». Ученики в полном недоумении. Вот психология людей: у меня все «Слава Тебе, Господи» – я хорош, праведник; у него скорби – грешник. Нет! Бог врач, человеку больному аппендицитом Он делает операцию, животик разрезает, а у кого туберкулез легких, он посылает на курорт. А мы говорим: «Значит, тому Бог мстит, порезал его врач, а этого, наверное, очень любит, на курорт отправил». Вот как мы рассуждаем примитивно. Наверное, этот с туберкулезом легких предпочел бы операцию, чем болеть. Потому мы и говорим: «Бог врач, а не судья и не палач», который приговаривает нас к какому-то наказанию.

 

- В чем смысл жизни с христианской точки зрения?

- Вопрос очень важный. Если Христос есть Истина, если Он есть Спаситель, как мы, христиане, веруем, следовательно, смысл человеческой жизни должен состоять в том, чтобы мы могли увидеть в Нем этого Спасителя, обратиться к Нему и избавиться от погибели.

Парадокс в том, что мы, будучи грешными, нисколько не видим, что погибаем от своих грехов. Смысл человеческой жизни в том, чтобы, наконец, увидеть, что я действительно грешный человек, что я действительно от этих грехов погибаю и погибну (в этой жизни и, следовательно, в будущей); увидеть, кто я на самом деле, хотя думаю о себе, что я лучший в мире. Только увидевший свои грехи и увидевший, какое зло они могут причинить и причиняют, что самому не исцелиться от этого зла, может обрести спасение, обратившись ко Христу.

Смысл человеческой жизни в том, чтобы увидев это, смириться хоть немножко. Как Достоевский писал: «Смирись, гордый человек!», будучи никто, ты о себе что думаешь только. Только увидевший и смирившийся обратится к Христу. Христос есть Спаситель, и мы видим, что даже разбойник, бандит, весь в крови человеческой – покаялся, вошел в рай, оказался спасенным. Смысл увидеть себя, как разбойник, что «достойно по делам своим принимаем», «помяни Ты меня Господи, я никогда там не буду и не могу быть, вот насколько я недостойное существо». Все великие святые достигали святости только таким образом. Пимен Великий говорил: «Поверьте, братия, куда будет ввержен сатана, туда буду ввержен я». Макарий Великий говорит: «Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже совершил благое пред Тобою». А мы? «Ну что вы, я очень много делаю доброго, и не очень и согрешаю. А кому что я сделал худого? Ты, Христос, мне в общем-то и не нужен, меня не от чего спасать. Бытовые вещи, материальные – это да, дай-дай, а спасать меня не от чего, я хороший…». Смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы увидеть, наконец, что мы больные, а не здоровые, что мы грешные, а не праведники. Тогда только мы обратимся ко Христу, и Христос действительно спасет нас.

 

- Мне кажется, ссылки Евангелия на Ветхий Завет не содержат явных пророчеств именно об Иисусе Христе, почему же они так трактуются? Например, Мф.2:23 «и, пришед, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется». Здесь дается ссылка на Книгу Судий 13:5 «ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет Назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян». Но ведь здесь говорится о рождении Самсона. Поясните, пожалуйста.

- Нужно понимать общий принцип оценки Ветхого Завета в целом, всех Ветхозаветных историй, фактов и событий с точки зрения Новозаветного Писания. Обратите внимание, что наши богослужения наполнены Ветхозаветными текстами. Псалом «На реках Вавилонских»: «Истощайте, истощайте <…> Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень». Это что, мы, христиане, такое исповедуем? Нет. То, что для иудеев было фактом реальной жизни, то в христианстве осмысливается как прообраз того, что должно совершаться в Новом Завете. «Младенцы» это злые помыслы наши и чувства, которые нужно тут же побивать и не давать возможности им развиваться, чтобы не погибнуть. То же самое в отношении Назорея. Это действительно относилось к его сыну, но святоотеческое наследие говорит: все эти образы являются указанием на то, что будет в реальности совершено с приходом Христа. Поэтому мы постоянно видим эти прообразы и ссылки. Весь Ветхий Завет можно рассматривать как прообраз грядущих событий, грядущего Христа. Это очень важно, иначе мы ничего не поймем. Святые отцы постоянно ссылаются на это.

Есть еще очень важный факт, который мы часто забываем и без которого наша православная вера (в человеке) может приобрести совершенно искаженный характер. Каково одно из оснований протестантизма? Sola scriptura, т.е. только Писание. Никаких Священных Преданий и никаких святых отцов. Результат – протестантизм распался и распадается на десятки, сотни, тысячи разных направлений. Каждый понимает по-своему. Православие отличается от протестантизма тем, что правильное понимание священного Писания возможно только у святых отцов, потому что они святые и достигли подлинного видения, и им открыт Духом Святым подлинный смысл Писания – оно написано тем же Духом Святым, который стяживают эти святые. У нас есть критерий, по которому мы можем сказать: вот правильное понимание, потому что святые отцы пишут (один, другой, пятый), значит, это не просто мнение какого-то святого или какого-то человека. Поэтому если мы хотим понимать Писание правильно, его нужно понимать только через призму святоотеческих творений, надо смотреть их толкования. Таким образом, мы можем остаться в русле истинного понимания Писания, в противном случае располземся. Все секты и расколы появляются из личного толкования Писания. Очень советую запомнить как «символ» протестантизма высказывание Лютера, основоположника протестантизма: «Я не превозношусь и не считаю себя выше докторов и Соборов, но я ставлю моего Христа выше всякой догмы и Собора». Какое здесь смирение? «Моего Христа», «как я понимаю» – вот страшная беда, и она поразила протестантизм, поразила христианство, оно исказилось до невероятных форм. И у нас, к сожалению, бывает: начинаем обсуждать что-то, «а вот говорит Евангелие…». Давайте посмотрим, что говорят святые отцы! Очень часто вместо того, чтобы посмотреть, чему они учат, начинаем сами толковать.

 

- Преподобный Исаак Сирин в 58 Слове говорит, что страсть лучше отгонять припоминанием добродетели, чем сопротивлением страсти, потому что она может запечатлеться в уме и навредить духу. В 30 Слове он говорит, что помыслы лучше отгонять молитвой, что человек, который это делает, поистине познал премудрость, и лучше не противоречить помыслам, потому что это может повредить ум. Из предосторожности не читал Порфирия Кавсокаливита, но из любопытства вопрос, может быть высказыванием «Не боритесь со страстями, а любите Бога» он имел в виду «Не противоречьте помыслам, а предавайтесь молитве»?

- Мы можем гадать многое, но если мы посмотрим, чему научает Церковь, тогда поймем. Сейчас начнется Великий пост. Тот, кто может среди недели побывать на богослужении, тот услышит замечательную молитву Святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми...». Церковь со слезами, с земными поклонами молится – «Господи, избави!..». Под противоречием помыслам Исаак Сирин подразумевает, когда человек начинает в своем уме рассуждать об этом. Пришла мне воровская мысль, и я вместо того, чтобы отсечь ее, начинаю рассуждать: «Воровать нехорошо, я сворую – могу причинить беду такому-то человеку, с человеком может случиться то-то». Т.е. начинаю разговаривать с этим помыслом – вот этого делать не нужно. Не надо рассуждать с ними, а бороться с ними обязательно нужно! «Блаженны чистые сердцем», если мы не будем бороться со всякой гадостью, так во что же мы превратимся тогда? Это первое.

Второе, то о чем пишет Порфирий Кавсокаливит «…любите Бога». Исаак Сирин одному монаху на его «Я бы хотел любить Бога…» отвечает: «Что ты пишешь? У тебя нет никакого порядка, невозможно приобрести любовь Божию, не препобедив прежде страстей». И Апостол пишет, что любовь – это «соуз», т.е. сочетание, верх всех совершенств. А Порфирий – сразу про любовь к Богу. Это то же что у католических святых, они все горят любовью и играют в роман со Христом. Порфирий глубоко ошибается, он вопреки всему учению Церкви. Христос говорит даже так: «Соблазняет тебя глаз твой – вырви его, соблазняет рука твоя – отсеки ее». Это, конечно, образ, но борьба должна быть до крови. Есть такой лозунг отцов: «Дай кровь и прими дух». А тут нет никакой крови, сразу прими дух любви, с 1-го этажа сразу на 101-й без всякого труда. Это невозможно, это глубочайшее заблуждение, отцы назвали бы это безумием.

 

- Как будущим поколениям, которые будут жить во времена антихристовой по духу Церкви, понять, что подмена уже совершилась, и что вместо единства в Теле Христовом на самом священном Таинстве Таинств – Евхаристии – происходит мистический разврат, и подходить к Чаше будет уже нельзя? По каким плодам можно будет узнать истинную Церковь Христову остатку спасающихся христиан, чтобы им самим не стать соучастниками и сопричастниками тела антихриста вместо Христа?

- Есть положение радикального порядка, о котором пишет Иоанн Богослов: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть антихристов». Чего же мы боимся? Когда придет этот лукавый обманщик, то он же себя объявит Христом, т.е. Помазанником, Мессией, Спасителем. И тогда, даже если все останется в церквах, все будет по-прежнему, только вместо образа Иисуса Христа будет образ этого негодяя, вместо обращения к Иисусу Христу будет обращение к этому «человеку греха», как пишет Апостол Павел – значит здесь уже не Церковь Христова, а церковь антихристова. Даже если бы сохранились все внешние обряды и литургии бы совершались. Надо учесть, что антихрист будет помазан на царство. Посмотрите, какое по всему миру пресмыкательство перед сильными мира сего, перед богатыми людьми. А тут властитель мира! Будет такое торжественное коронование, такое помазание! Вот доказательство, больше ничего не надо. Когда Прп Нектария Оптинского спросили «Будет ли Царь на Руси?», он ответил «Антихрист, антихрист, антихрист». И о причинах прямо сказал: «Наш народ может и должен сделаться орудием антихриста, который, наконец, осуществит мысль о всемирной монархии», потому что ни один другой народ так не хочет царя, как наш. Поэтому есть огромная опасность, что этот негодяй, который объявит себя православнейшим, будет помазан и поставлен на царство, и в честь его начнут совершаться так называемые «богослужения». Вот явный признак, что это уже не православие, а служение антихристу.

 

- Когда делаешь какое-то дело, стараясь делать что-то доброе, все равно замечаешь, что в какой-то степени отступаешь от заповедей. Где-то немножко соврешь, где-то в интернете (сейчас все в открытом доступе) не знаешь, что можно взять, что нет для своей работы. Как поступать в этих случаях, как каяться, если не можешь бросить работу, если приходится нарушать что-то в мелочах. Ведь тебя не будут кормить твои близкие из-за того, что совесть не позволяет в чем-то мелком преступить Закон.

- На такой общий вопрос невозможно и ответить. Что за мелочь, что за работа? Действительно ли невозможно этого избежать, или можно избежать.

 

- Если будет общая экуменическая Евхаристическая чаша, то чего бояться подходить к ней? Ведь Иуда причащался с Апостолами  и Самим Христом. Просто Бог будет подавать благодать лишь избранникам Божиим и соединять их во единое Тело Христово. А другие пойдут в муку вечную, хоть и не бесконечную. Правильно ли такое рассуждение?

- Если это будет экуменическая Литургия, т.е. на которой приносится бескровная жертва (не кровная, а бескровная, не присочисление, а преложение Святых даров), то уже сам этот факт говорит о том, что никакой литургии здесь быть не может. Если православные будут совершать Литургию для всех, кого попало (католики и протестанты всех мастей), чтобы их причастить, он этим самым нарушает все нормы, все правила православной жизни, православной веры. Евхаристия совершается для  верных, даже оглашенным говорят «Изыдите», а здесь вдруг не только оглашенным, а тем людям, которые в Божество Христа даже не верят. Поэтому никакого Причастия здесь вообще не будет. А если православный будет совершать Литургию с намерением, чтобы все причащались, то он сам должен быть извержен из сана, и Литургия его не будет иметь никакого Таинственного, т.е. Божественного характера. Экуменические богослужения – это когда просто собираются люди разных конфессий, и каждый читает свою молитву. Даже это не рекомендуется правилами церковными, а совершить экуменическую Литургию – это уже просто кощунство.

 

- Существом Христианства является молитва, а молитва без внимания – это пустой звук. Из ваших лекций понятно, должно быть благоговение и покаяние, а что же такое внимание, как его концентрировать и как к этому вниманию можно приучить еще и детей?

- В отношении внимания все мы знаем, что это такое. Для приучения себя к вниманию самое эффективное средство для христианина – это попытаться «Господи, благослови, я прочитаю три молитвы Иисусовых про себя». Не получается. Одну прочитать – уже сбился. Молитва Иисусова краткая и является великолепной «тренировкой» внимания. Тот человек, который хочет приобрести его, должен стараться читать с вниманием. Только тот, кто будет стараться это делать, тот постепенно, далеко не сразу, будет приучать себя к вниманию и приобретать внимание.

Наш ум, к сожалению, настолько расслаблен, что человек только стал на молитву – уже улетел. Чем угодно будем заниматься и с каким вниманием смотреть по телевизору несчастный детектив, читать какую-то дрянь-книжку – не оторвешь. Как только молитва – все, показатель, какой в нас дух, каким духом мы одержимы. Поэтому надо просто приучать себя и не считать молитву без внимания за молитву, не надо себя обманывать. Прочитал молитву и рассеялся – повтори еще раз. Лучше меньше прочитать молитв, но с вниманием, чем много, но как попугай. Молитва без внимания – это оскорбление Бога. Попробуйте прийти к высокому начальнику и начните ему балабанить что-нибудь – выгонит, это мы понимаем. А по отношению к Богу ведем себя поразительно. Поэтому надо тренироваться. Кстати, слово аскетик от askeo – «тренируюсь, упражняюсь», так что мы все должны заниматься аскетикой. Поэтому советуют отвести себе время по часам – пять, десять, пятнадцать минут, будильник заведите, чтобы не гнаться за количеством молитв, но прочитать их с вниманием, не спеша. Так можно будет приучить себя к внимательной молитве. А когда быстро читаем утренние или вечерние молитвы – поздравляем, вы себя очень здорово обманули. Как Пушкин писал: «Обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад».

 

- Как относится Православная Церковь к производству художественных фильмов о наших святых отцах? Может ли простой актер играть, например, Серафима Саровского? Есть ли в этом грех?

- Когда мы пишем икону, мы занимаемся творчеством. Когда мы пишем картину, на которой изображаем того же Серафима Саровского, мы тоже творим. Можем вышить образ. И если человек с искренним желанием может изобразить его положительный образ (в себе), действительно стать примером для множества людей – ну что же. Мы постоянно этим и занимаемся. «Подобны мне бывайте», – пишет Апостол Павел, это касается образа нашей жизни, образа нашего поведения. Мы в жизни постоянно себя показываем как образ христианской жизни, и даже должны показывать. Но слово «игра» тут не подходит. Игра – это когда человек искусственно пытается что-то изобразить, что на самом деле не соответствует ни его взглядам, ни его убеждениям, ни его желанию сердца, т.е. обманывает. Вот так действительно нехорошо изображать святого. Кого угодно – пожалуйста. А если человек с благоговением пытается показать  святой образ и весь войдет в это, то мне кажется, это возможно, но нужно быть очень осторожным, чтобы не представить вместо этого образа карикатуру. Так же как вместо иконы можно написать кошмар. Что это, творчество? Да. Так же и написать текст можно хорошо о нем, а можно очень плохо. Так же и своим поведением, образом изобразить.

Мне кажется, театр, фильм в этом плане мог бы быть очень сильным орудием воспитания при условии, что в нем действительно показан святой образ, святой человек. О, как бы это было полезно! Мы ведь знаем, насколько сильны зрительные восприятия. 

 

- Что бы Вы могли пожелать нашим телезрителям в дни наступающего Великого поста?

- Христос сказал: «Царство Божие силою берется, и понуждающий себя приобретает Его». Он же сказал: «Сей род (т.е. наши страсти, которые соединяются с бесами) изгоняется только молитвою и постом». Поэтому дай Бог нам в эти наступающие святые дни хотя бы немножко ограничить себя в том, к чему привыкли, но что, как сами понимаем, не является христианским и должным. Хотя бы немножко ограничить себя, понудить помочь кому-то, сказать ласковое слово, потрудиться в чем-то. За пост прочитать книгу какого-нибудь святого, например Аввы Дорофея, каждый день по несколько страниц, не говоря «Мне некогда». Эти книги насыщают, облагодатствуют каждого человека. Этим самым вы бы показали верность своей вере, верность своему православию. Я думаю, Господь обязательно ответил бы нам сторицею за это малое понуждение себя.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать