Беседа с профессором А.И. Осиповым. Часть 2

9 марта 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3

Беседа с профессором московской православной духовной академии, Алексеем Ильичем Осиповым. Часть 2.

Моя мама пожилая, больная, прожила всю жизнь в советское время, честно работала. Когда в школу ходила (а она в деревне жила), учитель проверял, нет ли в доме икон. И родителей ругали, если найдут икону. Сейчас мама болеет. Конечно, она никогда в жизни не причащалась, не исповедовалась. Что могу, я делаю для ее души. На исповеди я священнику сказала, что с мамой завожу такие темы, что «мам, ну нужно покаяться, причаститься», а она только раздражается, мне батюшка сказал: «Эти люди выросли в другое время и не нужно раздражать, ты только навредишь ей и себе». У меня такой вопрос. У очень многих людей родственники умерли без покаяния, и у меня тоже папа умер и другие родственники, какая участь может ожидать наших родителей и родственников, умерших без покаяния?

Вы задали вопрос, который, по-моему, беспокоит очень многих. Я вам скажу так: вот видите, вы беспокоитесь, и еще сотни и тысячи, может быть, миллионы людей беспокоятся. Беспокоятся о чем? Как же так – люди не знали, выросли в других условиях, воспитаны в других идеях, и вдруг теперь из-за того, что не знали и были так воспитаны, погибнут!

Вы беспокоитесь. А Бог не беспокоится?

Бог, оказывается меньше любит, чем мы. Мы проповедуем в христианстве: Бог есть любовь, он видит движение каждой души человеческой. Он никогда не осудит за то, что человек не знал и не сделал. Мы пострадаем только за одно: что поступили против совести своей. Вот за это мы пострадаем. Недаром мы находим потрясающие слова, что Бог любит каждого делающего правду, каждого живущего по совести и спросит с каждого в соответствии с той мерой знания о Боге, о совести, о нравственном законе, которую тот имеет.

Так что скажу вам так. Уж если мы беспокоимся, тем более Бог!

А что он желает и сделает все возможное для каждого человека, как об этом пишет, например, святитель Феофан Затворник, нам свидетельствует не кто-нибудь и не что-нибудь, а сам крест Христов. Найдите большее выражение любви к человеку.

Вспомните, за кого Христос молился с креста. Вы помните? За распинателей: Отче, прости им, ибо они не знают, что делают.

Слышите? В Евангелии есть такие слова. Спросят с того больше, кто больше знает. А кто меньше знает, тот «и биен будет меньше». Какие замечательные слова!

А если вы обратитесь еще к святоотеческим творениям, обратитесь к нашим богослужениям, то вы найдете там много отрадного. В самом Священном Писании написано, что Христос спаситель всех человеков, а наипаче (то есть особенно) верных, то есть христиан.

Христос пострадал за всех человеков, а не за какой-то узенький круг людей. Что вы думаете, спасется только какая-то кучечка, ничтожный процент человечества, принявший христианство (да еще примут как – их крестили в детстве, и неизвестно, как он верит)?

И вот Пасха скоро будет… Христос победитель смерти. Смерть, где твое жало?! Ад, где твоя победа?! Это мы услышим в Слове Иоанна Златоуста в первый день Пасхи, на пасхальном богослужении, когда будет заявлено это исповедание христианской веры.

Так что учтите, если мы любим и мы страдаем, то уж тем более Бог. Если мы готовы простить очень многие преступления против нас и прощаем, тем более Бог простит.

Поэтому будем верить, что Господь каждого, кто стремился к правде, кто стремился к истине, кто старался жить по совести – каждого спасет Господь. Поэтому не беспокойтесь об этом. Не беспокойтесь, но насколько можно (если можно), постарайтесь поговорить, постарайтесь. Видите, что не принимает, ну что же, не надо раздражать. Значит, еще она не готова. Ничего – увидит скоро все. И только будет сокрушаться: как же это я так ошибалась жестоко.

Вы не думайте, что там душа ничего не видит. Все увидит душа после смерти. И восскорбит душа. Но будет всеобщее воскресение, когда душа обретет тело, когда человек станет полноценным человеком, и здесь вот эти переживания посмертные – «как же я заблуждалась» – они дадут возможность душе пасть перед Богом и сказать: Господи, верую в Тебя, спаси меня. И таким образом получит спасение.

Так что наше христианство – это религия оптимизма. А не религия спасения кучечки. Христос пришел ради кучечки только людей небольшой… Христианство – это не секта, а религия спасения. Еще раз говорю: Христос – спаситель всех человеков, а наипаче, конечно, верующих. Но, верно: те, кто не смог принять христианство здесь, им, конечно, придется пережить эти сокрушения сердца: как же мы заблуждались, как мы ошибались, как мы поступали неверно. Да, душа будет сокрушаться, но мы верим во всеобщее воскресение и, следовательно, в возможность обращения человека к Богу, а окончательное обращение есть спасение.

 

Может ли негативно повлиять на православную церковь приход нового Папы Римского?

Может, я думаю. Может. Вот этот папа Бенедикт XVI – он был консервативным католиком. В этом отношении интересный и в определенном смысле положительный. Почему?

Он прямо, например, говорил, что он против примитивного экуменизма. Ох как здорово. Мне, лично, это очень нравится.

Он прямо говорил: истинная Церковь – это католическая церковь. Все прочие церкви – это не церкви (в частности, восточные, то есть мы, православные), это только вероучительные доктрины на востоке. Слышите, что человек говорил? Он прямо учил против основной идеологической линии, либеральной, я бы сказал, просто сатанинской: нет-нет, мы все одно и то же, мы все сестры, мы все братья. Какое общение апостола Павла с Велиаром… Ну, он [Павел. – Ред.] ничего не понимал, конечно, и Христос и Велиар – это одно и то же…

Поэтому предшествующий папа Бенедикт XVI – он был человек строгих взглядов, истинным католиком, и я скажу, в этом плане ему честь и хвала.

А вот может новый придти папа вроде Иоанна Павла II, его предшественника, который организовал эти все встречи всемирные религиозные под флагом – слышите, какой лукавый! – молитвы о мире. Слышите, очень много сделают эти молитвы!..

Новый папа – неизвестно. Если придет такой же либерал, а может, и еще пуще… могут последовать весьма сильные вещи, в результате которых начнет бурно продвигаться процесс создания единой всемирной религии. В которой христианство будет выхолащиваться.

Вы знаете, что сейчас происходит на Западе? Какое отношение ко Христу, какое кощунство в отношении Христа?!

Вот в отношении Мухаммеда когда что-нибудь попробуют, мусульмане задают трепку этим деятелям. А в отношении Христа – что желается!..

Какие кощунства, издевательства, надругательства! То есть создается почва для борьбы. С кем? Со Христом! Подготовка почвы для Антихриста.

Христос не устраивает современное человечество! Не устраивает... Нам нужен другой! И есть большое опасение, что изберут какого-нибудь папу, который будет либералом в квадрате в сравнении с Иоанном Павлом II, и это дело пойдет ускоренными шагами. Такая опасность есть.

Боюсь попасть в пророки, но, думаю, как бы этого не случилось. Очень может быть, что это произойдет, учитывая, что и уход Бенедикта XVI очень странен. Мне кажется, что его ушли, а уж как, что – извините… Мне так кажется.

 

[Пенза] Помогите разобраться. С одной стороны, мы знаем, что по православному учению Бог благ, только благ. Но с другой стороны – человек, приходя в этот мир, уже приходит с первородным повреждением – смертность, тленность, страстность – еще добавляется родовой грех у каждого свой. И вот человек, если хочет себе счастья, должен с этим бороться. Получается, что у человека жизнь – каждодневная борьба, каждодневный подвиг. Так ли это?

В любом случае у нас каждодневная борьба. Только, к сожалению, не каждодневный подвиг… Ежедневно у нас какие-то проблемы. И когда мы говорим о житейских проблемах, то как-то мы рассматриваем их как естественные. А сколько их у человека? Всю жизнь…

А сколько у нас проблем возникает в семейной жизни? Боже мой!..

А сколько в коллективах, в общественной жизни? А сколько нам сейчас создают проблем СМИ, одно телевидение только, Интернет и т.д. Так что проблем всюду много. Но христианство ориентирует человека на что: не просто на то , что эти проблемы и трудности есть. Всегда они были, есть и будут.

А направить этот труд, усилия человеческие, в нужное русло. И вот это нужное русло, говорит христианство, заключается в том, чтобы человек постарался, если он верит во Христа, если верит, что заповеди Божии – это самый прямой и верный путь человеческой жизни, который приносит и принесет ему истинное благо. Если он в это верит, то он и должен предпринять небольшие хотя бы усилия к тому, чтобы не поддаваться всякой дряни, которая возникает в душе.

Насколько это возможно, ну не завидуй, ну что ты завидуешь ему?! Плюнь ты на все в конце концов и береги свое здоровье. Не зеленей ты от зависти. Не тщеславься ты.

Да, если бы не было этого, если бы у человека не было этой борьбы вот с этим всем, то кем бы он вообще был? Лежачим трупом!

С христианской точки зрения, добром и является только то, что сопрягается с определенным усилием. Даже если я не смогу победить, что, к сожалению, у нас, как правило, бывает, Бог видит наше усилие. Есть замечательные слова у Георгия Затворника. Был такой подвижник в XIX веке замечательный. Я мысль скажу точно: да, мы не можем победить ни одной страсти. Но мы должны это делать. Не сделать, а должны это делать. Поскольку сам Бог сказал нам: Царствие Божие нудится и употребляющий усилия получает его. Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен есть.

Вот в чем дело. Да, конечно, борьба… но какая это борьба! Вы подумайте только! Это борьба за истинное счастье. А не все те эфемерные наши сражения с людьми, обстоятельствами – с чем угодно, со своими родными и близкими, когда мы практически ничего не получаем.

Как важно верить… Что заповеди Христовы дают нам благо, что борьба за них дает нам счастье, и тогда эта мысль, эта идея окрыляет человека и действительно приносит в полном смысле слова счастье.

 

Что дает православие человеку?

Очень многое. Прежде всего – если подойти с точки зрения такой… интеллектуальной – дает человеку мировоззрение, полноценное, оправданное, которое отвечает на важнейшие вопросы его жизни.

Какие вопросы? Это вопросы смысла жизни. Это же первый вопрос: есть Бог или нет Его? Есть вечность или нет ее? Что самое главное в человеческой жизни? Оно дает человеку не какой-то придуманный, а реальный образ совершенного человека. Не Дон Кихота, не князя Мышкина. Не какого-то героя из романа. А дает реальный образ Христа. Вот Он, тот идеальный человек, о котором мы думаем, гадаем, где он и какой он.

Христианство дает верные нравственные нормы жизни. Это в высшей степени важно. Ведь помним же все: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха, что такое хорошо, а что такое плохо».

Действительно, что такое? Где оно? Кто скажет? Мережковский, помните что писал: «И зло и благо – два пути, ведут к единой цели оба. И все равно, куда идти». Здорово? Лучше не придумаешь!..

Христианство дает твердые нравственные и даже духовные ориентиры.

Это первое. Христианство отвечает на вопрос, главнейший вопрос человека: зачем я живу? Зачем? Какой смысл? Какой смысл жизни человечества, если все умрут? А все действительно умрут.

Как [считает современная наука], человечество как биологический вид смертно. Смертно! То есть всё, скоро-скоро окончится вообще все человечество как биологический вид. И зачем мы все живем? И какой смысл?

Как это важно!.. Для ищущего человека не ответить себе на этот вопрос – смерть. И многие кончали жизнь самоубийством. Православие отвечает со всей определенностью, ясностью: вы боги – вот кто такие люди. Вы боги и сынове Вышнего все вы, но чтобы стать богами, для этого нужно потрудиться.

Это первое, что христианство дает человеку мыслящему.

А если хотите дает в практическом плане. У кого из нас нет скорбей? Поискать такого человека… Правда, об одном я слышал – это папа Иоанн XXIII, который говорил: у меня не было никогда никаких скорбей. Но если бы вы посмотрели на его портрет, вы б поняли все сразу. Это колобок такой – полненький, толстенький, жирненький, улыбающийся. Может быть, у него действительно не было скорбей. Но это уникальный человек…

На самом же деле все мы исполнены скорбей. И как к ним относиться? Как их понимать? Христианство, православие, дает замечательное средство. Оказывается, все что с нами происходит, говорит оно, это вовсе не злоба людей, которых я знаю – вот мои враги, злодеи, которые ножки ставят. Это вовсе не случайности, это вовсе не общественные катаклизмы, которые произошли независимо от меня, это совсем не случайность природного характера, что налетела на меня та или иная болезнь, то или иное обстоятельство…

Нет, нет, нет, – говорит христианство. Ты ошибаешься, если так думаешь. Если будешь так думать, у тебя вечно будут враги, вечно будешь дрожать, как бы что не случилось. Как бы у тебя что-нибудь с работы не свалилось. Как бы ты не остался без того, сего и прочего.

Вечное напряжение… Сейчас мы начинаем понемножку сознавать, как бы не остаться без работы. Посмотрите, как многие страдают. На Западе что! Я вот в Германии встречался… в других странах. Молодежь сейчас думает, как бы найти место работы. Страдают! А сколько мы страдаем от недругов всяких.

Что говорит православие? Оно говорит следующее.

Приведу хотя бы Исаака Сирина, святого, который просто выразил учение православное. Он писал так. Ни одна тварь (ни одно творение), ни одно животное – ни духи, ни бесы, уж тем боле ни ангелы, ни человеки – никто не может принести человеку ни малейшей скорби без Бога любви и премудрости, всеблагого и всепремудрого Бога, который, если и дозволяет чему случиться, то только по одной причине: ради пользы человека.

Представьте – оказывается, я не в руках каких-то злодеев нахожусь, которые готовы в любой момент со мной сделать что угодно, – нет! Я нахожусь перед лицом любвеобильного и премудрого врача! Вы подумайте только!

Врача… а не палача! Который – вот, я наделал то-то и то-то – и он меня казнит, как это очень многие, к сожалению, думают, что Бог нас казнит за то, за другое, за третье…

Бог – врач. И когда случаются с нами неприятности и прочие вещи – это что такое? Врач вынужден сейчас вспороть мой живот, чтобы отрезать аппендикс, иначе я погибну. Вот что такое делает. Врач, повторяю еще раз, а не палач!

И это вера в то, что все совершается по всеблагой и премудрой воле Божией. Что люди даже, враги, злобные враги, есть только бессмысленные орудия в руках воли Божией – вы слышите, что дает?!

Что дает человеку! Какое утешение! Какую благодарность, какую даже радость!

Вот как важна эта вера. И чем более человек искренне верит, по-православному верит – вот так верит, тем меньше он страдает даже в тех случаях, когда, кажется, Боже мой, смотрите, что с ним произошло!.. С великомученика Евстратия кожу сдирали и поливали горячим маслом, а он воскликнул, эти мучения суть радость рабам Твоим, Господи.

Неслучайно мы видим в истории христианства, когда палачи бросали орудия пыток и заявляли «Я христианин».

Вот что дает православие человеку. Это нам ежечасно, ежеминутно важно. Потому что мы постоянно сталкиваемся со множеством неприятностей. Оказывается – вот от кого это исходит. От любвеобильного и премудрого врача.

О, слава тебе, Господи. Я достоин действительно. Я не вижу своих болезней. Но ты видишь, ты истинный врач. Я считаю себя хорошим, лучшим в мире. А на самом деле – дрянь. Как сказал Феофан Затворник: сам дрянь дрянью, а все трвердит «несмь якоже прочии человецы». И вот пока мы видим себя хорошими, и приходится оперировать нас – вырезать и аппендиксы, и другие операции делать.

Вот что дает православие человеку.

Это самое главное. Есть еще целый ряд моментов. Но мы так и до завтрашнего утра не закончим.

 

Чем грозит нам будущая чипизация? Не будет ли принятие чипа отречением от Христа?

Правильно сформулировано: грядущая чипизация. Мне хотелось бы подчеркнуть: она не просто грядущая – это будет явлением повсеместным и непременным. И никто и никуда от этого не сбежит. Это очень важно видеть и понимать. Потому что чипизация является ничем иным, как из тех же явлений, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Таким же как радио, как телевидение, айпады и айфоны, как Интернет и прочие вещи.

Для их внедрения в жизнь не требовалось никаких законодательных актов. Так и чипизация. Ведь мы буквально перед чем стоим? В течение немногих лет, может быть двух-трех, не знаю, это неважно, деньги постепенно выйдут из употребления. При этом никаких законов не надо издавать. Просто все перейдет на работу на электронных носителях. Денег не будет. И поэтому каждый, кто что имеет, будет получать, продавать, рассчитываться только через электронные средства.

В каком виде будут эти электронные средства – это уже вопрос не имеющий никакого существенного значения.

Так и здесь. Будет ли это карточка, или нечто, что носится в кармане, или будет этот микроэлемент под кожей, в котором будет вся эта информация, – это не имеет значения. Уже сейчас необязательно соединять проводками два носителя, чтобы передать полную информацию.

Это явление, чипизация, не только грядущее, но непременно которое будет.

И это не происки кого-то. А это закономерное развитие научно-технического прогресса. Как от компьютеров, от Интернета никуда не денемся, так и от этого. Это непреложный, увы, но факт.

Беспокойство, что здесь мы оказываемся под контролем, почти детский характер носит. Потому что мы уже под контролем, под полным контролем.

Каждый, кто имеет тот же мобильный телефон – уже известно, где он находится, уже можно узнать, с кем он разговаривал, когда, сколько и о чем. И чем дальше, тем будет больше. Все человечество постепенно входит в сужающийся круг, в круг, в котором все дела каждого человека, а то и, не дай Бог дойдет, и все его мысли, станут открыты, фиксированы, и на этом основании в отношении человека можно будет принимать какие-то решения.

Это, увы, факт. Нравится он, не нравится – никуда мы не денемся. Если телевизор можно выключить и выбросить из окна, то электронные средства вы никуда не выбросите, потому что мы останемся без средств к существованию.

Не грозит ли это отречением от Христа?

Не чипами человек отрекается от Христа, а характером своей жизни. Как в индивидуальном плане, так и в общественном. Мы что думаем, эра, в которую мы входим, которую можно назвать электронной эрой, это случайность, что ли? Это не что иное как порождение человеческого духа. Какого духа? Который хочет поменьше делать, побольше получать. Ищет удобств, ищет развлечений.

Это же наше общее сейчас состояние! Мы все живем в чем: хлеба и зрелищ. В том, о чем кричали римляне. И сама чипизация является только следствием этого нашего духовного состояния.

Такое наше духовное состояние – оно нас уводит от Христа. Мы ищем даже не смысла жизни, если сейчас сказать подавляющему большинству христиан: вы хотели бы оставить сейчас земную жизнь, как вот она у вас есть, и сразу прямо в рай? Спросите, вы хотите сейчас умереть – и в рай? Нет-нет, лучше в другой раз, но не сейчас…

Если апостол Павел пишет: «Желание имею разрешиться (то есть умереть) и быть со Христом», – то мы: нет-нет, в следующий раз, только не сейчас.

Мы никто не хотим Христа. Мы вовсе не хотим этой жизни, Христовой жизни. Мы никакого Царствия Божия не хотим!

Царствие Божие – это какой-то икс. А мы чего не хотим? Мы не хотим святости, жить святой жизнью, жить по заповедям Божиим. Так вот: не чипами мы отрекаемся от Христа, а своей жизнью, которая вся проходит в противлении заповедям и вопреки воле Божией. И вот эти-то все вещи – вы что думаете, Интернет, телевидение и прочие штучки – что это, случайность, кто-то придумал, или просто научно-технический прогресс? Нет, это все порождения нашего духа, который все дальше и больше уходит от жизни по Христу и не хочет этой жизни по Христу. Вот что стоит за чипизацией. Поэтому не чипами мы отрекаемся от Христа. Неважно, на карточке вы будете иметь все свое электронное состояние, под кожей будете иметь электронное состояние, но вы будет его иметь и без него ничего не купите и не продадите.

Неважно – где, важно – как мы относимся ко всему этому. От Христа отречется тот, кто впоследствии, когда вдруг появится видимый знак, принятие которого – открыто заявленное – будет означать отречение от Христа и принятие этого изверга человечества, обманщика, который Антихрист именуется, – вот когда будет отречение уже открытое и явное.

Явное и открытое… Но необходимо нам знать, что мы сейчас отрекаемся от Христа. Без всяких чипов еще. Отрекаемся своей жизнью. Своими стремлениями. Своим отношением, в частности к другим людям. Как мы относимся… Апостол пишет: Бог есть любовь, и пребывающий в любви в Боге пребывает и Бог в нем.

Это мы-то пребываем в любви?

И мы на чипы это сваливаем… Как легко! Чип принял или не принял… Ах как легко! А я как был бесом, таки остаюсь им, да?

Как легко заменили эти все бесовские вещи… свое бесовское состояние заменил просто чипом.

Своей жизнью отрекаемся! И без чипов и с чипами можем отречься от Христа. А можем и не отрекаться. И надо обратить внимание как раз на это.

 

Многие опасаются, что все наши мысли и поступки будут контролироваться за счет того, что будет стоять чип. Так?

Насчет того, чтобы мысли контролировались, сказать очень трудно. Состояние человека – возбужденный, спокойный – в какой-то степени да.

А в отношении того, что поступки будут контролироваться – это детский сад. Да все уже контролируется! В отношении любого человека, которого захотят проконтролировать. Неужели мы этого не понимаем в наше-то время. За километр можно прослушать, что в квартире говорится и делается. Или люди не знают, что ли?

Мы все под контролем. Просто на одних сосредоточено больше внимания. На других – меньше. Но любого человека ничего не стоит проверить. Все его поступки, все его дела, все его слова – любого… Чипы тут ничего нового не дадут.

 

Как вырвать себя из духовно-нравственного падения в мире, где столько пропаганды греха, искушений, в телевизоре, в Интернете, на улице – везде в обществе. Еще в церкви я вспоминаю о Боге, молюсь, а вне храма молитва не всегда идет от сердца. Думать о Боге, каяться в грехах тяжело – даже замечать грехи. Посоветуйте, пожалуйста.


Я бы, конечно, советовал обратиться к людям духовно опытным. Сами понимаете, этот вопрос относится к категории духовной жизни.

Меня иногда спрашивают: поделитесь своим духовным опытом. Я отвечаю: если я только поделюсь, то мы все в болоте утонем…

Нам нужно делиться не своим духовным опытом – да избавит Бог от этой горделивой мысли, а опытом и учением святых отцов – святым опытом, то есть правильным опытом, чистым опытом. В данном случае я могу только сказать: обратите внимание на некоторые принципы.

Христос сказал, что верный в малом над многим будет поставлен. Мы не придаем никакого значения так называемым мелким грехам. Мы совершенно не следим за своими словами, за своим отношением к людям, за своей душой.

Как мы относимся к другим людям? Мы совершенно спокойно осуждаем направо и налево, сверху и донизу. И абсолютно не раскаиваемся в этом.

Верный в малом над многим будет поставлен. Если мы не будем следить за собой в малых вещах, то мы, конечно, конечно ничего не избежим.

Есть закон, открытый святыми. Закон взаимной связи как грехов, так и добродетелей. И отцы прямо говорят (и это важно бы изучить), что некоторые грехи порождают другие и невозможно справиться с другим, пока мы не справимся с предыдущим.

Почему? Потому что он порождает это.

Приходится постоянно приводить пример: с аллергией мы не справимся никакими мазями – сколько бы ни мазали свой нос, – а нужно узнать у врача: от чего аллергия? От апельсинов. Всё! Бросьте есть апельсины! И аллергия прошла. А никакие примочки и мази не помогут.

Так и здесь – то же самое. Очень важно нам знать, что наша невнимательность по отношению к своим мыслям, к своим чувствам, к своим желаниям обязательно приводит к поступкам. К общему духовному и нравственному состоянию. Никто никогда не становился убийцей просто так. Он в мыслях совершал все это! Сотни и тысячи раз… Его дух наконец окончательно утверждался в этом, и после этого он становился убийцей. Это закон, психологический закон. Так и здесь.

Теперь в отношении молитвы, о которой сказали: молюсь и прочее.

Какая молитва?.. Что проку, если мы молимся и не делаем ничего того, что должно соответствовать молитве?

Надо вспомнить замечательную Евангельскую притчу, как один был должен 10 тысяч талантов (кстати, талант золота – это 50 кг, талант серебра – 25 кг, и понятно, какая сумма, : хоть золота 10 тысяч, хоть серебра).

И помните, когда этот пал перед господином: прости меня. Тот простил. А что дальше? Тот встретил своего товарища, который должен ему 100 рублей. Тот просит: прости меня. Не простил.

И какой результат? Господин говорит: ты, злой раб, я тебе простил столько, а ты ему – копейку? Так вот – все у него забрать.

О чем разговор идет? Мы часто говорим: я молился, я молилась… Как ты молилась? Ты обещала Богу: Господи, постараюсь больше не повторять того, другого, третьего? Есть ли искреннее покаяние? Есть ли обещание Богу доброй совести? Или нет?

Молитва без покаяния – не молитва. Молитва без внимания – пустой звук. Это же надо понимать.

И более того даже. Если уж о чем-то серьезном мы говорим, то Господь сказал: молитва без поста, то есть без хотя бы элементарного понуждения в области даже внешней жизни, оказывается, бессильна. Помните, ученики не смогли изгнать беса. Христос изгнал. Они спросили: почему? Христос сказал: сей род изгоняется молитвою и постом.

А мы… Помолиться – ладно, свечку поставить – хорошо, и записку написать.

Это молитва, да? Или помолиться: дай, дай, Господи, мне того и другого. Это молитва?..

Истинная молитва сопряжена, во-первых, с покаянием во грехах; во-вторых, с элементарным, хоть небольшим подвигом понуждения себя.

Вот так, я думаю, можно вырвать себя из такого духовно-нравственного состояния. Нужно начать понуждать себя, начать правильно молиться, начать следить за своим внутренним миром.

И если мы хотя бы в малом – в том, на что еще способны, будем что-то делать, тогда Господь поможет нам сделать и большее.

 

[Иваново] Дайте, пожалуйста, характеристику духовного состояния сегодняшней российской церкви.

Нет у меня видения всего. Я себя не вижу! Вот в чем дело-то… И до тех пор, пока человек не видит себя, он не может дать объективной оценки других. Вот интересный закон… По мере видения себя человек может объективно и правильно судить об окружающем мире.

Вот мы все поносим сейчас все на свете. Как все плохо, как все грязно, и что только творится, правда?

Это непрерывно! Это на каждом углу! При каждой встрече. Только одна сплошная критика. Верно это или лживо? Неверно!

Почему неверно? Кажется, объективно говорим, что есть. Да не это неверно, а другое…

Мы неправильно оцениваем это. Поскольку сами себя нисколько правильно оценивать не научились.

Я думаю так: все эти вещи происходящие – они очевидны для всех, но чтобы правильно судить, надо хотя бы немножко обратить внимание на себя. И тогда мы увидим, какие мы.

Приведу один пример. Я неоднократно его привожу. В Византии, в шестом столетии, главнокомандующий Фока совершил государственный переворот и оказался человеком очень жестоким. И один подвижник молился: Господи, за что же ты посылаешь нашему православному государству, нашему православному народу, нашей православной церкви такие страдания? [За что] послал такого изверга и кровопийцу? Ему был ответ: искал худшего, но не нашел.

Тут только он понял, что видит только внешнюю сторону, а не видит состояние душ человеческих. Форма-то православная, а что творится в сердцах человеческих?

Понял он… Искал худшего, но не нашел.

Так и мы сейчас оцениваем. Ух, как оцениваем! Все кругом грязь, кругом плохо, все никуда не годится. А знаете, что за этим стоит? И вот один я хороший только. Ну и я, конечно, не очень, но все-таки хороший. А кругом – Боже мой! Мне кажется, вот где корень ошибки – в оценке окружающей действительности. И нужно обратить внимание на это. Тогда мы правильно сможем оценить и всю окружающую ситуацию.

Тот подвижник понял и раскаялся перед Богом. И нам надо то же сделать.

 

[Жуковский] Я бы очень хотела, чтобы вы объяснили мне как верующему человеку, как отвечать другим людям, которые, к сожалению, как и я, необразованны в нашей православной вере. Мы не знаем ничего по существу: откуда пошло наше почитание святых мощей. Мы поклоняемся, верим, почитаем...

Почитание возникло из совершенно естественного свойства нашей души. Посмотрите, с каким благоговением мы относимся к умершему, к покойнику. Как мы его одеваем. Какой гроб делаем. Как мы хороним. Все это понятно.

С особенным уважением мы относимся к тем, кто уже при жизни показал, насколько он свят. Еще с большим благоговением относимся, если даже прикосновение к их телу вдруг исцеляет человека.

Представьте – прикосновение!.. И молитва перед телом вдруг совершает такие чудеса.

Вот откуда возникло почитание мощей. Но нужно здесь не смешивать. Это ПОЧИТАНИЕ мощей.

И через это тело действует, оказывается, дух этого человека, дух этого святого, действует благодать Божия через этого человека, его останки, мощи. Это почитание должно быть именно почитанием.

В греческом языке есть два слова. Одно из них проскинисис – поклонение, почитание. Другое слово – латрия, то есть служение. Так вот, когда мы говорим о Боге, то мы говорим о чем – о латрии. И это единственное, кому мы кланяемя. Мы благоговеем и чтим. И совсем другое, когда мы относимся с почитанием, то есть, по светски сказать, с уважением к такому-то человеку, к таким-то святым. А мощи являются потому почитаемыми, что от них всегда – и мы видим это в истории – происходила масса явных свидетельств святости этого человека. И святости даже его тела – даже тела, от которого совершались чудеса!

Вот в чем причина такого почитания, такого отношения к мощам. Это естественное чувство благоговения.

Но во всем должна быть мера.

Иногда у нас без меры. Иногда это почитание превращается даже в недолжное. Приходится часто говорить: стоят к мощам с чем и зачем?

Кажется, мы обращаемся через эти мощи к святому. Что главное должно быть? Ну конечно состояние нашей души! Должны позаботиться о душе нашей. Потому что все наши скорби чем обусловлены? Как мы и говорили, грехами, то есть ранами, которые мы наносим себе духовно негодными поступками. Так вот, когда мы стоим к мощам, о чем мы должны молиться? Ясно же – об исцелении от этих ран. От злобы, неприязни, вражды, гордыни.

Не-ет, ну что вы!..

Настолько примитивны – молимся только об одном, как бы мне получить работу, как бы у меня не болели печенки-селезенки, как бы моя дочка, мой сын устроились – и так далее. Материалисты – вот это уже беда!

Только материальное нас интересует. То есть следствие. Как мы говорили об аллергии: вместо того чтобы посмотреть внутрь, от чего эта аллергия, – мы начинаем примочки искать. Так и здесь ищем не того.

Помолись, святой угодник, Господу вместе со мной, чтобы исцелиться мне от этих вот гадостей. Нет, я не собираюсь исцеляться. Мне дай, Господи, вот то, другое дай, третье.

И потому, кстати, мы ничего не получаем или получаем в высшей степени редко, когда пробуждается в нас некое искреннее осознание своей греховности. Вот в чем дело.

Так что почитание – это явление естественное. Уже древние христиане собирали останки мучеников, когда их убивали. Уже тогда почитали! Более того, на их останках, в том месте, где их убивали, совершали литургию, и до сих пор эта традиция у нас сохраняется. Под престолом, то есть в антиминсе есть частичка мощей святых. Вот с чем связано почитание. На ней [частичке мощей. – Ред.] мы совершаем евхаристию. Тем самым свидетельствуем о нашем единстве – о желании единства с этими святыми. Вот так…

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать