Лаврские встречи. Авторы-исполнители Елена Долинная и Александра Заречная. Продолжение

18 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В гостях у отца Анатолия Першина на этой неделе - вновь авторы-исполнители Елена Долинная и Александра Заречная. В эфире программы прозвучат их авторские произведения: “Серебряной дорогой”, “Нет в небе рыбы”, "Солнце моё”, "Если...".

Александра Заречная и Елена Долинная исполняют песню «Серебряной дорогой»:

Серебряной дорогой, терновою тропой

Иду я одиноко, не слышен голос Твой.

Мне холодно и страшно на этом злом пути,

Я стану на колени, я не могу идти.

 

Но раздался гласа звук:

«Подними лицо наверх,

Ты услышишь тихий стук,

То стучится в сердце Свет».

 

И грусть меня оставит, скатившись вниз слезой.

И ветхость совлекая соленою волной,

Души коснется небо десницею святой,

Душа, как воск, растает, затеплится свечой.

 

С неба слышу голос Твой.

«Подними лицо наверх.

Посмотри: Я здесь, с тобой»,

Мне сказал Предвечный Свет.

– Вот уже вторая передача с вами, и я отдыхаю на ней: вы поете тихо, играете тихо. Знаете, бывают такие исполнители и люди, которые считают, что им надо что-то доказать, очень громко и выразительно петь. Они буквально чуть ли не орут. Вы знаете, когда человек говорит шепотом, к нему прислушиваются…К вам хочется прислушаться – такое мое ощущение.

Елена:

– Спасибо, нам очень приятно.

Александра:

– Спасибо, батюшка. Спасибо большое.

– И когда начинаешь вслушиваться, улавливаешь глубокий смысл: что пора уже поднять глаза, а то мы, как поросята, роемся…

Елена:

– Да, бежим, бежим... А куда бежим?

Ползем.

Елена:

– К концу бежим.

– А пора поднять глаза наверх и услышать, увидеть, почувствовать Невечерний Свет. Это очень важно для человека. В какой-то момент жизни это все равно произойдет, но лучше как-то найти это в себе заранее. Искать надо, искать. Люди перестали искать и думают, что они вечны. Я, как священник, вижу, что все далеко не так. И по своей жизни, и по жизни прихожан и окружающих вижу, как скоротечна жизнь.

Елена:

– Да, проще, конечно, нырнуть в это мирское море, ничего не видеть, ничего не слышать.

Александра:

– Да, плавать, как в море, в своем таком соку... И, как рыбы, не высовываться.

Елена:

– Не слышать ничего, кроме глубины морской.

– Я понял, к чему это ведет. Это все ведет к новой песне. Я так понял, да?

Александра:

– Да. И не подозревать, что существует другая реальность, другое измерение; как рыба, плавая в воде, не подозревает, что существует небо, птицы, что есть воздух.

– Другая реальность, духовная.

Александра:

– Да, другая реальность.

Елена:

– Да, духовная. И не можем мы в состоянии «рыбы» перейти в Царствие Небесное.

Александра:

– Да, к сожалению.

– Так летающая рыба, может быть!

Елена:

– Вот, есть компромисс.

Александра:

– Значит, есть надежда.

Елена:

– Мы будем стремиться к тому, чтобы стать летающими.

– Есть рыба-молот, есть рыба-пила, рыба-игла.

Елена:

– Электрический скат.

– Есть кашалоты и всякие подземные гады и твари подводные.

Елена:

– Ихтиология началась...

– А есть такая притча, которую рассказывал Ричард Бах (потомок композитора Баха). Интересная такая притча. Представьте себе: река с быстрым течением, и на дне живут такие существа, смысл жизни которых – держаться; вот за что схватился, за то и держаться; родился и схватился. У них должны быть сильные руки. И вот они все там держатся, а один из них говорит: «Все, я не могу держаться. Я не могу, не могу!» Они говорят: «Ты что? Не отпускай руки! Ты разобьешься, улетишь, погибнешь!» Все родственники держатся и кричат: «Не надо!» Он говорит: «Все, не могу! Я отпускаю руки». Он отпустил руки, перекувыркнулся пару раз, всплыл на поверхность и летит – руки раскинул. Они все смотрят на него: «Мессия! Мессия!» А он говорит: «Ребята, я просто руки отпустил».

Ваши песни мне нравятся, в них такая наивность есть, искренность. Я думаю, зрителям тоже понравится песня...

Александра:

– Песня называется «Нет в небе рыбы».

– «Нет в небе рыбы». И сосисок в небе нет.

Скроют твои глаза блики пустоты.

Спорят мои стихи с мнением мечты.

Рыбка, где твоя улыбка? Мы с тобой одни.

В воду ты так хочешь, в воду бьются плавники.

 

Но нет в небе рыбы; нет, нет в небе рыбы.

Нет в небе рыбы; нет, нет в небе рыбы.

Где-то там, где нет моря, наверху

Смотрят вниз и на нашу чешую.

 

Горькие слова блеска под водой

Сетью над тобой, сетью надо мной.

Рыбка, где твоя улыбка? Мы с тобой одни.

В воду мы хотели, в воду бились плавники.

 

– Оригинальная песня.

Александра:

– Вот как раз это о той теме.

Елена:

– На самом деле эта песня писалась в шутку, экспромтом. Она писалась в два этапа.

Александра:

– Никак не было идеи, о чем же написать второй куплет. Не шло как-то. Второй куплет написался через десять лет.

– А третий – еще лет двадцать пройдет.

Александра:

– Это долгоиграющая песня.

– Но «нет в небе рыбы» запоминается сразу. Ключевая фраза. У песни должна быть ключевая фраза. У меня ключевые фразы – практически только в самой первой строчке и, как всегда, в названии песни. Теперь вы, как я понял, объединились. Вас, можно сказать, мотало, да?

Александра:

– Да.

Елена:

– Да.

– Вы теперь вместе. Я думаю, что вам теперь надо складывать свой творческий дуэт и существовать в этом мире, в мире музыки, в мире авторской песни. Можно сказать –такое плавание, очень интересно; такой особый вид подвига, особенно в Петербурге, где все спят.

Александра:

– Не видят неба. Во всех смыслах.

– Не видят неба. Небо здесь нахлобученное, город «накрыт медным тазом». Давайте что-то еще споем.

Солнце мое, радость моя, где твоя вера в глазах?

Силу твою заменил горький страх, что истины нет в небесах.

Лишь верой держалась и в вере жила и ей лишь дышала душа,

Но словно разбились в глазах небеса – и сердце настигла гроза.

 

С верой любовь от тебя вдруг ушла и надежду с собой забрала.

И сколько с ней вслед ни просилась душа – с собою ее не взяла.

Солнце мое, радость моя, и вновь вижу слезы в глазах.

Вернутся все разом, лишь изгони страх, что истины нет в небесах.

 

И снова затеплится в сердце свеча, как прежде, чиста, горяча.

А небо простит за смущенье твое, лишь смиренно спроси в него.

Ведь верой держалась и в вере жила и ей лишь дышала душа,

Но словно разбились в глазах небеса – и сердце настигла гроза.

 

– Молодцы, девчонки! Поднимаете все эти духовные вопросы. И видимо, то, что происходит в вас самих, отражается в песнях. Но сейчас вы уже другие? Такие, как были восемь лет назад, или что-то изменилось в вас за эти годы?

Александра:

– Да, конечно, изменилось.

– А не стыдно петь старые песни?

Александра:

– Некоторые – да.

Елена:

– Некоторые – уже невозможно.

– Потому что я это все уже пережил, я уже другой... Но есть люди, которые понимают, о чем вы пели; бывает, что люди еще находятся в том состоянии. У меня тоже бывает такое, что приходится петь старые песни. Иллюстративно, чтобы люди понимали, что таким бывает состояние человеческой души, когда она, допустим, ищет Бога или тянется к Богу, страдает, «пробивается через асфальт» – как цветок. И что будет сейчас? Все-таки – новое творчество? Или надо... что? Сколько у вас всего песен?

Александра:

– У нас четыре тетради исписаны песнями.

– Какие? По 96 листов?

Елена:

– По 48.

– Понял!

Елена:

– Да, но, пожалуй, мы выросли из всех песен, кроме, наверное, двадцати-двадцати пяти.

– А остальные – так... Отпали как листья.

Александра:

– У меня вообще была идея оставлять мелодию и менять слова, но также были и такие мысли, как у батюшки: может быть, действительно кому-то это будет близко. Потому что некоторые песни и правда детские.

Елена:

– Некоторые песни еще помнят наши друзья и просят их спеть или хотя бы записать в какой-нибудь программе и прислать.

– Я понял, что вас надо записывать. Я думаю, что этой передачей мы действительно инициируем ваш творческий подъем, и на этом подъеме надо немножко подработать технику игры на гитаре.

Александра:

– Да.

Елена:

– Это точно.

– Для этого надо сидеть, надо играть упражнения. Я вам сразу скажу, что я очень много играл упражнений, и днем и ночью. Потом ты просто забываешь о руках, они просто играют и делают то, что нужно, чтобы усилить художественный образ. Но вы, когда играете, друг друга поддерживаете: одна забыла аккорд – другая играет...

Елена:

– Главное – вместе не забывать.

Александра:

– Ну да.

– Хорошо, молодцы, взаимовыручка такая...

Елена:

– Да, очень долго мы с Сашей вместе не пели... Сколько?

Александра:

– Если конкретные цифры привести, то вообще-то 14 лет (если быть честными).

– Вместе не пели?

Александра:

– Да, вместе не пели 14 лет.

Елена:

– А сейчас сколько раз мы встретились для того, чтобы немножечко подготовиться?

Александра:

– С батюшкой мы познакомились совсем недавно...

– Ничего, мы подходим к этому с пониманием.

Елена:

– Спасибо.

Александра:

– И вот как мы с батюшкой познакомились, так и стали снова вдвоем петь.

Елена:

– Саша просто поставила меня перед фактом: «Эй, иди сюда!»

Давай петь.

Александра:

– Но если честно, я грустила по поводу того, что Лена ...

Елена:

– …ушла в строительные технологии слишком глубоко.

Александра:

– Да, но когда у человека семья, быт, то очень трудно быть с творчеством. И благодаря батюшке у нас какое-то возрождение. Это просто чудо, потому что это чувство у нас возникло одновременно. Точнее, у меня уже давно было это чувство, я через много лет пронесла эту мечту, и оно у меня не исчезло. Для меня это был показатель того, что все-таки, наверное, нужно что-то делать: нужно заниматься творчеством, нужно петь свои песни. Но я видела, что Лена слишком занята.

Елена:

– Две работы, командировки.

Александра:

– Но некоторые события, которые произошли с ней буквально после нашего знакомства с Вами, – это просто какое-то чудо!

Елена:

– Ну да, все как-то складывается.

– Господь вас подвел к этому. Вы еще дышите... Что еще там, в песне?

Елена:

– Слышим.

Александра:

– Мы еще здесь, мы еще дышим.

– Вы еще здесь. Пока мы здесь, на этой земле, надо реализовывать талант, который дал Господь. У вас хорошие задатки. Надо сделать из этого выжимку самого лучшего...

Александра:

– Отработать технику...

– И все-таки надо выступать, надо записываться, вести концертную деятельность. Я думаю, что людям это нужно. Давайте еще песню, а потом мы уже с Сашей споем новую песню, сегодня будет премьера. Ее никто не слышал.

Александра:

– Песня называется «Если...»; она тоже относится к тем песням, в которых духовный поиск. Она как молитва. Я даже не собиралась, наверное, ее кому-то петь. Эта песня была написана как отражение того, что происходит сейчас в душе. Как молитва, обращение к Богу.

Если сойду на погибели путь,

Боже, не дай мне навеки уснуть

Совести сном и смертью души.

Боже, не дай быть добычею лжи.

 

Если пойду я дорогою в ад

Призрачных радостей, лестных наград,

Боже, дорогу мою пресеки

Чистой водою горной реки.

 

Если моя охладеет душа,

Сердце покроется толщею льда,

Господи, Боже, лучами любви

Мертвое сердце мое оживи.

 

– Спаси, Господи! Слушаю вас и размышляю. Знаете, бывает так: слушаешь людей, все красиво, все звучит, но ты им не веришь. Что-то как-то... – ради искусства, ради красоты, ради того, чтобы самому порисоваться. Человек играет так самозабвенно, красиво (как, допустим, механическая птичка), но ты ему не веришь. А вам хочется верить.

Елена:

– Играем мы плохо, но нам хочется верить.

Александра:

– Плохо, но искренне.

– Чувство юмора у вас есть! Хочется верить, честно признаться; начинаешь вслушиваться и начинаешь верить. «Боже, не дай нам быть добычей лжи!» – это очень важно. Я сам об этом последнее время думаю и везде предлагаю подумать по поводу лжи: и своим прихожанам, и на концертах. Мы так уже сами себя научились обманывать, так себя обрулим, чтобы выполнить свое какое-нибудь заветное желание и тайную страсть или что-то такое!.. И все равно мы проберемся к холодильнику ночью! Все уснут...

Елена:

– Действительно, самое страшное – когда мы пытаемся обмануть сами себя.

Александра:

– Да, это самое страшное.

Елена:

– Душа чувствует, что это обман. Мы это все понимаем, но когда это идет уже по инерции, человеку сложно остановиться.

Александра:

– Да, как эти рыбы в воде.

– Это становится видно, и ты не веришь этому. Люди чуткие не верят. Это гордыня. В чем заключается гордыня? Человек не видит самого себя. И когда ближние начинают его обличать, он, вместо того чтобы принять это, начинает раздражаться...

Елена:

– Оправдываться.

– Оправдываться, гордиться, а то еще и нападет на тебя.

Елена:

– А ты-то, сам-то...

– Лучшая защита – это нападение.

Александра:

– Давайте исполним песню, которую мы уже обещали. Новая песня «Каждая травка для Бога живет»:

Каждая травка для Бога живет,

В землю врастает, да там и умрет.

Корень останется. Ранней весной

Все покрывается новой травой.

 

Добрые люди Богу поют,

Деток повырастят, в землю сойдут.

Все, что останется, ты улови,

Новые песни о новой любви.

– Я думаю: получилось как получилось. Хорошее начало и хорошее окончание передачи… Спасибо большое за то, что вы пришли. Я был очень рад встречаться с вами в жизни. У меня такое ощущение, что Господь просто послал меня в мир искать хороших людей, добрых и талантливых людей. Божьей вам помощи и Божье благословение!

Ведущий Анатолий Першин, священник

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 23 апреля: 03:00
  • Среда, 24 апреля: 09:05
  • Воскресенье, 28 апреля: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать