Лаврские встречи. Актеры театра Вахтангова Александр и Елена Михайловы

7 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В гостях у отца Анатолия Першина на этой неделе - актеры театра Вахтангова Александр и Елена Михайловы. В эфире программы прозвучат произведения: “За отрока, за голубя, за сына”, “Золотила храмы летняя заря” и “Патриотический Романс”.

– Здравствуйте, мои дорогие, с вами передача «Лаврские встречи» и я, ее ведущий, священник Анатолий Першин. У нас в гостях актеры московского театра имени Евгения Вахтангова Александр и Елена Михайловы.

Александр:

– Здравствуйте.

Елена:

– Здравствуйте.

– Творческий семейный дуэт. Сколько мы уже не виделись?

– Два года.

– Интересно, что произошло за это время с вами.

Александр:

– Здравствуйте, дорогой отец Анатолий. Очень приятно, что Вы нас сегодня пригласили, мы очень благодарны Вам. Что у нас произошло? У нас все по-прежнему, слава Богу, держимся в театре Вахтангова со спектаклем «Матренин двор». Недавно перенесли сюда наш спектакль «Тихая моя родина». Нам дали Симоновскую сцену, так что сейчас делаем спектакль-концерт «Тихая моя родина». Также у нас проходит такой концерт на новой сцене, которая называется «Арт-кафе Вахтанговского театра», это очень уютный зальчик, и мы там проводим такие концерты.

– А какой адрес?

– Такой же – театр Вахтангова.

Елена:

– Это пятая площадка театра Вахтангова.

– Это Арбат?

Елена:

– Арбат, 26, внутри основного здания.

– Это какой-то новый формат?

Елена:

– Совершенно новый формат, очень интересный проект, в котором участвуют некоторые актеры Вахтанговского театра и гости – друзья театра, это тоже очень интересно. Директор и главный режиссер предложили нам провести творческий вечер. Надо было придумать название, и мы назвали его «Мелодия на два голоса». Мелодия – это не только музыка, но и мелодия жизни, мелодия души. В этом формате нам очень интересно существовать, потому что режиссер Владимир Владимирович Иванов, который поставил нам и «Матренин двор», – ведущий режиссер театра Вахтангова, профессор Щукинского училища, он и к нам продолжает относиться как к студентам, что нам очень нравится. Он нам все время ставит задачи, сказал: «У вас есть уникальная возможность в каждом “Арт-кафе” спеть две новые песни». А «Арт-кафе» идет раз в месяц.

Мы попробовали. Вы знаете, чтобы сделать песню хорошо, так, чтобы нам казалось, что это хорошо, у нас получалась только одна, а вторую мы вытаскивали из запасников. И получилось, что за этот год и четыре месяца мы разучили 12 новых песен. Мы их сделали от души и с музыкантами, и это очень интересно для нас.

Александр:

– Что интересно, у нас там проходят тематические мероприятия. Например, первый наш концерт в «Арт-кафе» был рождественский. Мы действительно прославляли Рождество Христово. Потом у нас была масленица, мы пекли блины.

Елена:

– Угощали всех зрителей бесплатно.

Александр:

– Мы думали, что, наверное, не будут есть – все съели! Замечательно было! Потом на пасхальном концерте яйца красили. Бывает, делаем тематические концерты, посвященные авторам. Многих можно назвать, но мне вспоминается дата Марины Ивановны Цветаевой.

Елена:

– В октябре было 125 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, и мы специально разучили посвященный ей цикл.

Александр:

– Была песня «Красной кистью».

Елена:

– И песня «За отрока, за голубя, за сына» про царевича Алексея.

Александр:

– Раз мы сейчас вышли на Марину Ивановну, нам хочется открыть нашу сегодняшнюю встречу именно с этой песни – «За отрока, за голубя, за сына», потому что сейчас трагическая дата – 100-летие со дня убиения Царской семьи. И представьте себе, что это стихотворение она написала…

Елена:

– …4 апреля 1917 года по старому стилю (это был третий день Пасхи), то есть песня написана за три с половиной месяца до убиения. В этом есть какое-то пророческое дарование.

– Давайте послушаем.

За Отрока – за Голубя – за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Помолись!


Очи ангельские вытри,
Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий – Димитрий.

Помолись!

Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него – любовной благодати?

Помолись!

 

За Отрока – за Голубя – за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Помолись!

 

– Спасибо. Да, тема Царской семьи сейчас очень актуальна. Можно сказать, что отношение к Царской семье наш народ и разделяет, и объединяет. Больное место, до сих пор как рана на теле России. Хорошо, что вы поднимаете эту тему. У вас целый цикл?

Александр:

– Одна песня на стихи Марины Цветаевой. Нам также очень нравится творчество матушки Людмилы Кононовой, и прежде чем спеть одну ее песню, которая, мне кажется, замечательно отразила то время, мне хочется прочитать стихотворение Николая Степановича Гумилева. Известно, что поэты Серебряного века брали прообразы из таких поэтических произведений, как «Илиада», и он, в частности, тоже. Представьте себе, что в 1909 году он написал вот такое стихотворение, вошедшее в сборник «Жемчуга»:

Смутную душу мою тяготит
Странный и страшный вопрос:
Можно ли жить, если умер Атрид,
Умер на ложе из роз?

Все, что нам снилось всегда и везде,
Наше желанье и страх,
Все отражалось, как в чистой воде,
В этих спокойных очах.

В мышцах жила несказанная мощь,
Нега – в изгибе колен,
Был он прекрасен, как облако, – вождь
Золотоносных Микен.

Что я? Обломок старинных обид
Дротик, упавший в траву.
Умер водитель народов, Атрид, –
Я же, ничтожный, живу.

Манит прозрачность глубоких озер,
Смотрит с укором заря.
Тягостен, тягостен этот позор –
Жить, потерявши царя!

 

– Поэты – Божьи люди. Многие были пророками.

Александр:

– Да. Это только подтверждает, что «поэт в России – больше, чем поэт».

Елена:

– Он написал это стихотворение за девять лет до событий, столетие которых мы сейчас отмечаем.

– Так святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, просто кричал.

– Но это святые люди. А поэты – они же тоже… Удивительно!

Александр:

– Кстати, надо сказать, что Николай Гумилев остался одним из немногих верным царю. И сейчас будет уместным исполнить песню матушки Людмилы Кононовой «Золотила храмы летняя заря».

– Я знаю эту песню, все время содрогаюсь, когда ее слушаю.

Елена:

– За эту песню она получила награду – медаль от Оптиной пустыни. Мне кажется, что сама эта песня – нам всем награда.

– Я был по вашему приглашению на «Арзамасских куполах» и видел, как вы исполняли эту песню и как это затронуло публику. Никита Михалков, который подъехал как раз в это время, услышал ее и взял ее за основу своей речи. И речь у него была, я бы сказал, очень обличительная, не очень даже приятная для людей.

– Да, он сказал, что если тогда не нашлось молодчиков… Впрочем, давайте, сначала песню споем, а то мы сейчас ее расскажем.

Золотила храмы
Летняя заря.
Распинали хамы
Батюшку-царя.

Серая шинелька,
Ростом – невысок.
На Голгофу-горку
Заскрипел возок.

Перед всей страною
Лечь ему костьми,
С венчанной женою,
С малыми детьми.

Поклонясь иконам
Низко, до земли,
По кренистым склонам
Босы побрели…

Ох, не было молодчика,
Славного налетчика,
Офицера смелого!
Да не нашлось крестьянина –
Ивана Сусанина
Из народа целого…
И никто спасти не смог
Да за него костьми не лег!

Присягали свято,
Мнили – на века.
Нам триста лет, ребята, –
Словно три денька.

Где ж былая слава,
Добрый государь,
Русская держава
Да царский твой стихарь?..

Кто тебе служили
С клятвой на устах –
Головы сложили
На семи фронтах.

Кто тебя любили –
Где ж теперь оне? –
В придорожной пыли,
Их прокляли, убили

Да в мировой войне…

Ох, не было молодчика,
Славного налетчика,
Офицера смелого!
Да не нашлось крестьянина –
Ивана Сусанина
Из народа целого…
И никто спасти не смог
Да за него костьми не лег!

Всю ли душу вынут –
Воронь не сыта,
Реки крови хлынут
С царского креста.

Позабудут, братцы,
И отца, и мать,
Будут протрезвляться,
Кровью умываться,
Будут вспоминать.

Да как никто спасти не смог,
Да за него костьми не лег…

 

– Да, слушаешь и очень сильно переживаешь. Я чувствую, что эта тема близка вам, вы ее сами проживаете.

Александр:

– Нам посчастливилось побывать в Дармштадте, мы там выступали за храмом на улице и пели эту песню. Дармштадт – это город, где родились Елизавета Федоровна, Александра Федоровна и еще три принцессы, впоследствии императрицы. Была такая реакция, что один священник даже прослезился; такой молодой батюшка, подошел к нам потом и сказал: «Действительно, я как-то не думал, что такая огромная Россия и никто не мог заступиться, никто не мог оказать помощь».

Елена:

– Из целого народа! Его это просто поразило!

Александр:

– И вот этот масштаб матушка Людмила здесь замечательно показала. Она не сама это сочинила. Мы читали много книг, чувствуется, что у людей возникали какие-то проблески вины, покаяния, мысли о том, что произошло с нашей страной. Необыкновенно, что даже в советское время, в 70-е годы, печатались такие воспоминания людей в журнале «Аврора» в Питере.

Елена:

– Для нас это было вообще уникальное открытие. Одно дело эмиграция, где Царская семья была канонизирована еще в конце 60-х годов и там об этом писали замечательные поэты, такие как Арсений Несмелов и иже с ним, у нас тогда замалчиваемые и открываемые сейчас. Но и здесь в 1977 году уроженка тогда еще Ленинграда Нина Королева написала стихотворение, опубликованное в журнале «Аврора». Мы только вчера открыли для себя это стихотворение, и нас просто поразило, как может писать человек. Мы не знаем ее родословной, может быть, она тоже царских кровей, а может быть, и пролетарских или крестьянских. Но это уже не важно, потому что человек, который написал такие слова… Стихи говорят о том, что у многих людей тогда шла параллельная жизнь: мы живем обычной жизнью, а параллельно есть еще какая-то жизнь – наша совесть, осознание того, что происходит.

Мы даже выписали маленький отрывочек из этого стихотворения. Если позволите, прочитаю буквально несколько строк. Журнал «Аврора», 1977 год, Советский Союз в своем, можно сказать, апогее, и вдруг такое название – «Оттаяла или очнулась?» Замечательное стихотворение, в котором есть такие заключительные, кульминационные строки:

И в год, когда пламя металось
На знамени тонком,
В том городе не улыбалась
Царица с ребенком...

И я задыхаюсь в бессилье,
Спасти их не властна,
Причастна беде и насилью
И злобе причастна.

 

Совершенно удивительно…

– Сильно сказано.

Елена:

– А сколько таких стихотворений, которые не были опубликованы. Говорят, что редактор настолько хотел опубликовать это, что не побоялся ничего. Мы не знаем судьбу редактора, но о судьбе Нины Королевой мы прочитали, что ей на два года запретили преподавать (а она преподавала ни больше ни меньше как в университете), и два года она была невыездной.

– И ничего не издавать…

Елена:

– Ни издавать, ни преподавать. Каждый человек делает свой выбор, тут некого осуждать, мы все пришли в этот мир, чтобы пройти какой-то свой путь, сделать свой личный выбор, и потом, когда мы уже предстанем перед Всевышним, и сложится наша дальнейшая вечная жизнь. Нам хотелось бы, чтобы эта тема прозвучала в этом году особенно и не переставала бы звучать и в дальнейшем.

Александр:

– Теперь мы исполним песню матушки Людмилы Кононовой, которая называется «Патриотический романс»:

Приоткрою окошко я,
Отворю одну створочку,
И покатится прошлое
На салазках под горочку.
И проявится бывшее,
Золотое, утешное,
И, наверное, лишнее,
И так долго болевшее.

Там царевны-красавицы
Мчат на саночках под руку,
И зима улыбается
Синеглазому отроку.
На ботиночки узкие
Пыль легла карамельная,
А зима моя русская,
Не стальная, расстрельная.

Вот промчались пригожие,
Покивали головками,
И ликуют прохожие,
Сторонятся неловкие…
 – Подивись, православные,
На зарю незакатную,
На младую, державную
Родину невозвратную.

Незажившею ссадиной
Ноет память прицельная,
Но зачем-то мне дадена
Эта жизнь параллельная…
Длится, тянется бывшее,
Золотое, утешное
И, наверное, лишнее
И так долго болевшее.

Приоткрою окошко я,
Отворю одну створочку,
И покатится прошлое
На салазках под горочку.
И проявится бывшее,
Золотое, утешное,
И, наверное, лишнее,
И так долго болевшее.

 

– Спаси Господи вас за ваши откровения. Божьей вам помощи.

(Продолжение следует)

Ведущий священник Анатолий Першин

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 30 апреля: 03:00
  • Среда, 01 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать