Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Мы уже как-то встречались, и я слежу за вашей деятельностью, вы мелькаете на горизонте. Я чувствую, что вы ведете активную концертную жизнь. Расскажите, пожалуйста, о себе, как вы встретились, что такое «кунаки».
Андрей Панин:
– Если сказать просто, не углубляясь далеко, кунак – это друг. На Кавказе даже отдавали детей кунаку на воспитание, кунаки примиряли враждующие стороны. То есть они как мосты между народами. Познакомились мы в Валерием Павловичем в Москве на фестивале – я туда приезжал из Ингушетии со своим коллективом, а он приезжал отсюда, из Санкт-Петербурга. Мы увидели друг друга, он говорит: «Поехали к нам!» Я отвечаю: «Поехали!»
Вот приехал я в Санкт-Петербург, и мы вначале решили организовать коллектив вдвоем, потом появились девочки, которые поют с нами. Подбирали репертуар, песни, костюмы. Почему «Кунаки»? Помните, в фильме «Кавказская пленница» у Вицина была папаха? И вот многие стали нас ассоциировать с теми кунаками. Ну, «Кунаки», значит, «Кунаки». Долго, конечно, искали название, в Санкт-Петербурге много ансамблей: и «Казачья доля», и «Станица», и другие. Мы решили взять какое-то необычное – и вот «Кунаки». Получилось так, что «Друзья». И запоминается.
– В данном случае еще и творческий союз.
Андрей Панин:
– Да. Валера пишет музыку на стихи разных авторов. Например, в этом году мы выпустили спектакль с участием заслуженного артиста России Юрия Александровича Кузнецова, посвященный творчеству казачьего поэта Николая Николаевича Туроверова. Валера написал музыку на четыре стихотворения. Он пишет музыку, слушает стихи – вот так находим репертуар.
– То есть вы нашли друг друга, поняли, что можете что-то сделать вместе, что у вас совпадают тембры, музыкальный уровень, восприятие; у вас появилось единомыслие, да?
Андрей Панин:
– Валера 30 лет проработал в Михайловском театре.
– До сих пор работаете?
Валерий Корженский:
– Сейчас не работаю.
– На заслуженном отдыхе?
Валерий Корженский:
– Нет, не отдыхаю. Я никогда столько не работал даже в театре, сколько мы вдвоем работаем. День и ночь работаем.
Андрей Панин:
– Мы и благотворительные концерты проводим.
– Хорошо, прекрасно. Мне кажется, что Вы прожили такую жизнь… Вы же заслуженный артист Ингушетии?
Андрей Панин:
– Да. Я родился в Нальчике, потомственный терский казак, у меня весь род из города Прохладного. На Кавказе жил в Нальчике, в Ставрополе, в последнее время работал в Ингушетии. У нас там был коллектив, там я получил звание заслуженного артиста Республики Ингушетия – посмотрели на наше творчество и оценили.
– Спаси Господи. Думаю, что пришла пора послушать песню.
– Песня называется «Хуторок» – о том, как ехал казак по степи, завернул в хуторок, влюбился и остался там навсегда.
Сыпал снег буланому под ноги,
С моря дул прохладный ветерок.
Ехал парень дальнею дорогой,
Завернул погреться в хуторок.
Ехал парень дальнею дорогой,
Завернул погреться в хуторок.
А хозяйка еще молодая,
Как родного встретила меня,
В горницу любезно пригласила,
Чарочку с дороги налила.
Ай, в горницу любезно пригласила,
Чарочку с дороги налила.
А наутро рано-спозаранку
Вышел я буланого поить.
Вижу, загрустила хуторянка
И не хочет со мной говорить.
Вижу, загрустила хуторянка
И не хочет со мной говорить.
На прощанье подала мне руку,
Опустила вниз она глаза.
Снял тогда золоту уздечку,
Расседлал буланого коня.
Снял тогда золоту уздечку,
Расседлал буланого коня.
Так и не доехал я до дому,
Затерялся где-то в хуторке.
Что же делать парню молодому,
Коль пришлась девчонка по душе?
Что же делать парню молодому,
Коль пришлась девчонка по душе?
Сыпал снег буланому под ноги,
С моря дул прохладный ветерок.
Ехал парень дальнею дорогой,
Завернул погреться в хуторок.
Ехал парень дальнею дорогой,
Завернул погреться в хуторок.
– Спасибо за песню. Очень интересная история. Я так понимаю, что казакам присущи обыкновенные человеческие чувства. Не только стремление воевать…
Андрей Панин:
– Любовь, да. Любовь к родине, к земле, на которой человек живет, любовь к женщине. Казак же всегда воевал, охранял, пахал, сеял.
– Конечно, хотелось бы побольше узнать о быте казаков. Но мы сегодня в передаче касаемся в основном их песенного творчества. Это те песни, которые пели казаки? Или это сочинял наш современник?
Андрей Панин:
– «Хуторок» – это современная песня. Почему надо обязательно петь песни только прошлых эпох?
– То есть у вас не чисто фольклорный ансамбль?
Андрей Панин:
– Да, у нас более широкий репертуар. Мы поем популярные песни, чтобы зрителю было понятно и было приятно находиться на концерте. Помимо казачьих мы исполняем также песни времен Великой Отечественной войны. Это патриотизм, то, что надо прививать детям. Бывает, мы поем в школе или еще где-то для деток, и они с удовольствием начинают вместе петь ту же «Катюшу», «Землянку»…
– «Едут по Берлину наши казаки»… Хорошая песня.
Андрей Панин:
– Да. Вот недавно мы услышали в Интернете песню, которая называется «Береза». Она о Великой Отечественной войне – там не указывается, что именно о ней, но понятно, о чем речь. Такая песня у нас еще есть. Еще эстраду поем. Казаку ничто не чуждо.
– Понятно. Очень хорошо, что у вас такое творчество. Думаю, что у вас есть перспективы. Вы собираетесь расти, да?
Андрей Панин:
– Конечно.
Валерий Корженский:
– Мы сейчас увлеклись духовной музыкой – матушка Людмила Кононова нас вдохновила. У нее шикарные песни, нам они так нравятся! Мы хотим сделать отдельный концерт.
– У нее есть царская тема, тема мучеников, тема Серебряного века.
Андрей Панин:
– Мы одну ее песню уже исполняем – «Было их с урядником тринадцать», по Туроверову. Просто прекраснейшая песня.
– Здорово! Здорово то, что вы реагируете на все; то, что вы держитесь традиции. Ведь сейчас много всяких отклонений, экспериментов, люди равняются на Запад… То, как вы работаете, очень нужно в нашем православном культурном слое. Знаете, о чем я хотел поговорить с вами в этой передаче? О песне в нашей современной жизни. Почему люди живут без песни? Почему перестали петь?
Андрей Панин:
– Я считаю, без музыки, без песни жить нельзя.
– Но это Вы. А как это людям рассказать?
Андрей Панин:
– Я считаю, что музыка, песня может все сделать. Думаю, главное – это хорошее исполнение. И слово в песне должно быть. Бывают такие песни – и музыка хорошая, а текст непонятен.
– А что бы Вы посоветовали современным людям? Не все же могут надеть казачью одежду.
Андрей Панин:
– Зачем ее надевать? Главное, чтобы в душе…
Валерий Корженский:
– У казаков, помните, песня «Не для меня придет весна»? Там финал: «А для меня кусок свинца». Там тоже веселого-то мало.
– «Он в тело белое вопьется».
Валерий Корженский:
– Но герой верит, у него нет безысходности. Кусок свинца; а повезет, значит, не будет куска свинца.
– Это целый пласт, целое мировоззрение, оно в основном связано с православием, с верой.
Андрей Панин:
– Конечно. Я считаю, что молодежь у нас сейчас очень хорошая, она идет в Церковь, к Богу, она идет к хорошим песням, к хорошим манерам, становится более патриотичной. Не знаю, какие еще можно подобрать слова.
– Может, раз затронули, вы споете песню «Не для меня»?
– Давайте.
Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольется,
И сердце девичье забьется
С восторгом чувств – не для меня.
Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.
Не для меня журчат ручьи,
Текут алмазными струями,
Там дева с черными бровями,
Она растет не для меня.
Не для меня придет Пасха,
За стол родня вся соберется,
«Христос воскрес!» – из уст польется,
Пасхальный день не для меня.
Не для меня цветут цветы,
Распустит роза цвет душистый.
Сорвешь цветок, а он завянет.
Такая жизнь не для меня.
А для меня кусок свинца –
Он в тело белое вопьется,
И слезы горькие польются.
Такая жизнь, брат, ждет меня.
И слезы горькие польются.
Такая жизнь, брат, ждет меня.
– Спасибо. Песня очень хорошая. У меня на приходе тоже есть люди, которые поют казачьи песни. И казачьи коллективы ко мне приходят. Хочу вернуться к разговору о молодом поколении, о детях. Вот мне кажется, что это все должно быть с молоком матери, культура должна впитываться. Я сегодня литургию служил, подносят мне мальчика под благословение, ему всего два годика, а у него в руке молитвослов, он держит его, как бабушка. Я его благословляю, он склоняет головку, крестится. И вот насколько в жизни это ему поможет! Конечно, разные бывают периоды…
Есть ли в Петербурге или вообще где-то центры, школы, где можно воспитать маленького казачонка, чтобы он впитал эту культуру, и песенную, и любую?
Андрей Панин:
– Мы шефствуем над школой в Парголове, там у нас есть маленький казачий класс.
– Это ваш личный опыт?
Андрей Панин:
– Да. Я приезжаю туда, мы с детьми учим казачьи песни. Знаете, дети потянулись. Во время первой встречи, когда они меня увидели, то подходили, трогали папаху и спрашивали: «Это у Вас настоящие волосы?» И как-то все пошло. С детьми же нельзя сразу так: «Равняйсь! Смирно!», надо где-то с песнями, с шутками. И знаете, дети потянулись. И не просто потянулись, а тут получается так: за детьми пошли родители. Им стало интересно. Родители приезжают с детьми к нам на концерты и в церковь ходят.
Валерий Корженский:
– Пацаны довольные, что родители с ними приехали, а они в форме, казачата, дисциплинированные уже. Смотреть на них – одно удовольствие.
– Валера, а ты имеешь отношение к казачеству?
Валерий Корженский:
– Нет.
– Ты по духу казак?
Валерий Корженский:
– Ну да.
– Как ты в это окунулся? Ведь у тебя классическое образование, ты по нотам все поешь.
Валерий Корженский:
– Да-да, но я 25 лет прожил в деревне, мое любимое животное – лошадь. Катался на лошади, в ночное ходил. До сих пор собираю коллекцию живописи, она почти вся о лошадях. У меня казачья тема, можно огромную выставку сделать! Но я пока не знаю, где. У меня даже на три гигантские выставки наберется, все художники – настоящие казаки: например, Петренко, Герасименко – они здесь жили, но настоящие казаки!
– То есть ты какое-то время работал честно, пел арии…
Валерий Корженский:
– Да, в опере пел.
– Какую, например, ты арию пел?
Валерий Корженский:
– Пинкертона я пел, «Русалку», «Пиковую даму»… А потом наступило время, и захотел поменять все!
– А как же постановка голоса? Это же по-другому все.
Валерий Корженский:
– Конечно, по-другому. Первое время я очень уставал, потому что здесь совсем другая манера пения. Четыре-пять песен – и все, я больше не мог. А сейчас мы с Андреем поем на сольных концертах, третий год уже пошел. Пришлось поменять и подачу, и мышление.
Андрей Панин:
– Казачья песня что-то делает с человеком. Его жена говорит: «Андрей, что ты с ним сделал?» Спрашиваю: «А что такое, Оля? Ничего не делал». Она тоже солистка театра, Мариинского. Отвечает: «Он утром встает и начинает петь ваши казачьи песни». Цапануло его!
Валерий Корженский:
– А потом сам стал писать. И вот одну песню написал – «Словно по полю», на стихи московской поэтессы Марианны Захаровой. Шикарная поэтесса, я две песни написал на ее стихи. Но вот с этой песней мы заняли первое место.
– Где?
Андрей Панин:
– Мы выступали здесь, в лавре, на Александро-Невском фестивале духовно-патриотической авторской песни, и вот как автор Валера занял первое место. А мы вдвоем заняли первое место как ансамбль. И приз зрительских симпатий получили.
– Тут уж точно перед вами мало кто устоит.
Словно по полю снежному мчатся ретивые кони,
Белой вьюгой российской мои заметая следы...
Сколько лет я скитаюсь, но как я отчаянно помню,
Что хлебнул благодати от мутной весенней воды...
Эполет мой сорвало осколком в последней атаке,
Пуля-дура пробила фуражку чуть выше виска.
Но тогда я еще не умел ни прощаться, ни плакать,
Но как строить умел золотые дворцы из песка...
Я рукою едва к шелковистой траве прикоснулся –
Уходя, уходил, мне казалось, что я уходил,
Но Господь мне судья, я опять из похода вернулся –
Через годы вернулся к единственной той, что любил.
Лишь она целовала с тоскою в холодные губы.
Я обвенчан с ней был благовестами древних церквей.
Пусть не встретят меня у порога победные трубы –
Мне наградою будет дождинка из хляби твоей...
И опять по морозу несутся ретивые кони –
Белой вьюгой российской мои заметая следы.
Над растерзанной Русью мне слышится звон колокольный
И в последней атаке пехота смыкает ряды.
Эполет мой сорвало осколком в последней атаке,
Пуля-дура пробила фуражку чуть выше виска.
Но тогда я еще не умел ни прощаться, ни плакать,
Но как строить умел золотые дворцы из песка...
Но тогда я еще не умел ни прощаться, ни плакать,
Но как строить умел золотые дворцы из песка...
– И по поводу детей еще мы не договорили. Как это происходит?
Андрей Панин:
– Мы приезжаем туда. Я занимаюсь с ними – песни поем.
– То есть ты им напеваешь что-то? Ребята садятся вокруг или в классе?
Андрей Панин:
– За партами в классе.
– Как урок пения?
Андрей Панин:
– Получается, да. Я им напеваю, они повторяют.
– Тексты раздаешь?
Андрей Панин:
– Они уже знают. У них прекрасный преподаватель Елена Николаевна, она с ними занимается, потом говорит: «Андрей Георгиевич, приезжайте! Мы уже готовы». Вы знаете, смотришь на них – а у них открытые чистые глаза. Дети – это ни с чем не спутать.
– Передача подходит к концу.
Андрей Панин:
– Спасибо Вам за приглашение. Для нас это честь.
– Но я думаю, еще встретимся. Еще ведь следующая передача будет. Божьей помощи, ангела-хранителя вам и творческих успехов!
Андрей Панин:
– Спасибо. Надеемся, что наше творчество нравится людям.
– Держитесь друг друга, будьте действительно настоящими кунаками, это дорогого стоит. Я даже счастлив, что открыл вас для себя по-другому.
Ведущий – священник Анатолий Першин
Записал Игорь Лунев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!