Лаврские встречи. Лидер группы Roz Vitalis Иван Розмаинский. Продолжение

28 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Гостем отца Анатолия Першина на этой неделе вновь стал лидер группы Roz Vitalis Иван Розмаинский. В эфире программы прозвучат его авторские произведения: “В поисках друга”, “Доброта” и “Мечта о восхождении”.

– Здравствуй, Иван. В прошлой передаче я внимательно слушал твое творчество, которое отзывается в моей душе. Когда я был в петербургском рок-клубе, то играл в стиле арт-рок.

– Это то же самое, что прогрессив-рок. Просто получилось так, что с легкой руки критика Ухова этот стиль и в Советском Союзе, и в России стали называть арт-роком.

– И я использовал симфонические элементы в музыке, но у меня было и пение. Мне хотелось все-таки коснуться русской музыки, русской мелодики: я любитель Модеста Петровича Мусоргского, Глинки, в общем, русских классиков, их мелодизм, гармония мне очень близки. Я пытался создавать в чем-то юродивую музыку, мне показалось, что посредством этого стиля можно передавать что-то русское. Потом так получилось, что я забросил это дело, но композиции у меня остались.

– А Вы не хотите их как-то воплотить, записать?

– Хочу. Но надо собирать группу играть, а у меня сейчас очень много дел: я строю и возрождаю храмы.

– Можно записать хотя бы в акустическом варианте.

– Сейчас я как раз создаю студию, но у меня нет звукорежиссера, который бы со мной работал. Очень важно, чтобы был человек, который бы все это собирал. Нужен энтузиаст, сам понимаешь.

– Да, для такой музыки нужны хорошие звукоинженеры.

– А хорошим звукоинженерам надо платить. Поэтому пока все это висит. Но я приобретаю разные инструменты, надеюсь, наступит момент, когда произойдет насыщение, и я смогу воплотить свои замыслы. Но уже есть студия.

– Значит, уже очень много сделано. Здорово.

– Мне приходится самому изучать музыкальные программы. Может быть, даже придется самому их писать, потому что кто будет сидеть со мной ночью и записывать мои музыкальные мысли? Одно время я писал музыку на синтезаторе, у меня был Roland и программатор, много ручек. Я писал ассоциативную музыку для петербургских художников, для выставок, перформансов. Приходил на выставку, смотрел и по ассоциациям писал музыку.

В твоей музыке я пока не вижу борьбы, или, может, ты играешь такие композиции. Ты даешь настроение, такое хорошее, легкое, грустное, а должна быть какая-то еще тема – как и в душе человека.

– Могу сразу объяснить: есть технические ограничения. Для того чтобы передать состояние борьбы, нужен или состав рок-группы, или акустический рояль. А здесь синтезатор Roland Juno D, который в идеале звучит вместе с другими инструментами. Я сейчас сделал такие настройки звука, которые позволяют передать состояние грусти, радости, может быть, какого-то духовного восхождения, но передать ими именно борьбу сложнее. Я могу попробовать сделать это в одном из произведений, которые буду играть, но возможности этого инструмента довольно ограниченны. Надеюсь, когда-нибудь в будущем здесь будет акустический рояль, тогда возможности приходящих сюда музыкантов будут больше.

– Да, я тоже мечтаю об этом. Но как его сюда затащить? Я не представляю. Наверное, надо разобрать и по частям…

– Опять-таки должны найтись энтузиасты. Может быть, они появятся.

– Дай Бог. Тогда передача выросла бы. Сейчас что ты нам сыграешь?

– Я бы хотел сыграть вещь, которая называется «В поисках друга». Любой творческий человек хочет найти единомышленника или единомышленников, но сталкивается на этом пути с разными радостями и препятствиями. Наверное, композиция об этом. Кстати, в формате группы она пока не исполнялась.

Звучит композиция «В поисках друга».

– Спаси Господи. Так что, друг потерялся или его вообще нет?

– Скорее, нашелся в самом конце.

– Куда-то он пошел.

– Вот как раз вещь немножко с борьбой.

– Было тревожно – вдруг там что-то с ним случилось?

– Да, могло.

– Друзья и должны друг за друга переживать.

– Дружба – это то, что периодически обретается, теряется и вновь обретается.

– Очень ценное чувство в настоящее время. Есть ли сейчас настоящая дружба?

– Надеюсь, что есть. Думаю, что настоящее время вряд ли чем-то отличается от прошлого. В каждую эпоху есть свои проблемы, трудности, но в каждую можно найти что-то подлинное.

– У тебя есть друзья?

– Да.

– Музыканты в основном или экономисты?

– Не только. Самые разные люди. Не могу сказать, что их много, но пока они, к счастью, есть.

– Слава Богу. В твоем представлении каким должен быть друг?

– Это трудный вопрос. Скорее, это человек, с которым не нужно притворяться и с кем ты можешь быть настоящим.

– Которому доверяешь.

– Которому можно высказать все, что думаешь. Да, это некая степень доверия.

– Это высокая степень доверия. Я тоже так думаю. Друг не предаст. Ты понимаешь, что он немощен: он тоже человек, но веришь. И все это можно выразить в музыке.

– Надеюсь, что да.

– Интересно, не бывало ли у тебя такого, что ты играешь музыку, а кто-то может угадать, о чем она? Допустим, если играть эту тему про друга, а у человека возникают другие ассоциации?

– Здесь дело не в том, чтобы угадать, а в том, что музыка – такое искусство, которое может иметь разные интерпретации. Если у разных людей возникают разные ассоциации и разные чувства, это хорошо. В этом отличие музыки от тех жанров, где интерпретация более узкая, например от прозы. А музыка – это абстрактное искусство, особенно инструментальная музыка, без текстов, без стихов, – здесь у каждого человека может быть свое восприятие. Думаю, это замечательно.

Просто в России так сложилось, особенно с 60-х годов, когда стала развиваться «бардовская» песня, что текстоориентированное творчество стало доминировать над чисто музыкальным. В прошлой передаче Вы задавали вопрос, развивался ли у нас арт-рок, или прогрессив-рок. Может быть, он развивался не в той степени, как в некоторых западных странах, потому что у нас была больше ориентация на тексты, и большая часть так называемого русского рока – это текстоориентированная музыка. А для прогрессивного рока тексты хотя и могут быть важны, но не настолько, как сама музыка, ее звучание, ее настроение и так далее. Получается, сейчас есть немалое количество групп, которые играют подобную музыку, но на широкую сцену они пока пробиться не могут.

– Я поражаюсь – у нас в России существуют эти пласты.

– Конечно.

– И там можно найти единомышленников. Я вчера был в храме в честь Владимирской иконы Божьей Матери и в трапезной встретился с архитектором рабом Божьим Юрием. Оказалось, что в свободное время он собирает аналоговые синтезаторы. У него их несколько. Он садится, настраивает каждый из них особым образом, закрывает глаза и погружается в мир звуков. И он говорит, что уносится в какие-то заоблачные дали, потому что его работа архитектора очень сложная и ответственная: спроектирует балку неправильно, она рухнет – и погибнут люди. То есть большие ответственность и напряжение. В советское время он играл в рок-группе, он музыкант, играет и на гитаре, но выбрал музыку, застывшую в камне, так сказать.

– Есть выражение, что архитектура – это застывшая музыка.

– Юрий приходит домой и играет. Его никто не знает, не слышит. И он говорит, что очень важно попасть в свое собственное настроение. Притом, говорит, я оставляю ручки в определенном положении, прихожу на следующий день, а этого состояния нет, и все звучит не так. Думаю, что это зависит от его души, духовного состояния. Надо суметь в этом информационном потоке определенным образом настроить себя на музыку. Знаешь, что мне нравится в той музыке, которую ты играешь сейчас (я не всю ведь слышал)? Нравится, что она возникает из какой-то тишины. Она не бравурная, ты не хвастаешься техникой, я понимаю, что ты ищешь глубину. Каждая нота должна быть трепетной, в какой-то момент должна возникнуть именно эта нота. Пришла пора следующей композиции.

– Следующая вещь называется «Доброта». Она, наверное, самая поздняя из тех, что я исполняю. Остальные композиции, которые я исполнял, кроме импровизации, были написаны несколько лет назад или даже очень давно, а та, которую сыграю сейчас, придумана всего лишь несколько месяцев назад.

Звучит композиция «Доброта».

Доброта – это то, чего в современном мире, да и вообще всегда, не хватает и не хватало. И как попытаться ее сохранить? Это трудно.

– Трудно. Мир зол, живет по своим законам.

– Просто порой, когда добро пытается быть слишком агрессивным, оно рискует превратиться в зло. Я слышал выражение одного философа – дьявол начинается с пены на губах ангела. Думаю, это во многом так.

– Интересное сравнение. Вообще, есть такое внутреннее желание – вносить в музыку больше духовности, может быть, даже написать альбом чисто духовной музыки? Может быть, использовать органы, скрипки?

– В последнем альбоме мы задействовали струнный квартет, записали с ним четыре произведения. В то же время там есть композиции, которые звучат тяжело, агрессивно, – описана борьба.

– Но добро побеждает?

– Побеждает в тяжелой борьбе. Самая последняя композиция называется Psalm 6, передает состояние человека, который находится в стрессе. Но, по крайней мере, последний аккорд там мажорный.

– Это, наверное, для тех людей, которые находятся в депрессии?

– Не только. В этом альбоме самые разные произведения – и очень грустные, и светлые, есть даже одна несколько игривая вещь, то есть присутствует разнообразие. Тайный человек сердца может быть разным на самом деле.

– Ну и катарсис. Нельзя же постоянно погружаться в состояние мрака. Может быть, человеку нужно, как говорят, дойти до дна, но для того, чтобы оттолкнуться от него.

– Да, хотя я бы мало кому это рекомендовал – все-таки, наверное, этого не стоит делать. То есть кому-то это, может быть, помогает, но рекомендовать такой путь как универсальный, думаю, не стоит.

– Но в твоей музыке существуют катарсисы?

– Надеюсь, да. Об этом судить слушателям, а не мне. И в классической музыке, и в прогрессивном роке я это постоянно чувствую. А о том, что чувствуют слушатели и мои коллеги-музыканты, мне судить трудно.

Но вообще такая музыка имеет право на существование в современном мире или нужно идти куда-то дальше? Может быть, мы уже застряли, как ты думаешь? Или такой стиль существует – и мы будем в нем существовать?

– Такой стиль существует, создается много нового, но по ряду причин музыканты, которые его придерживаются, не могут выйти на широкую аудиторию.

– Варятся в своем соку.

– Важно то, что они находят своих слушателей. Например, мало кто знает, что о таком композиторе, как Антонио Вивальди, до ХХ века не особо вспоминали. В XIX веке о нем практически не было слышно. Не всякое творчество находит своих почитателей при жизни автора. Например, автор оперы «Кармен» Жорж Бизе умер в нищете, премьера оперы закончилась провалом, а первая успешная постановка состоялась, когда композитор уже умер. Это сейчас трудно представить, потому что опера «Кармен» такая хитовая, условно говоря, но тем не менее это факт. Надеюсь, что у большинства современных музыкантов, включая и меня, будет более счастливая судьба, но здесь главное – делать то, что ты считаешь нужным.

– Я думаю, надо сыграть еще композицию.

– Я сыграю самую старую вещь из тех, которые исполняю. Называется она «Мечта о восхождении», была написана еще в 2001 году и периодически появлялась в разных вариантах на разных альбомах Roz Vitalis, студийных и концертных, на моих сольных фортепианных альбомах ее тоже можно найти.

Звучит композиция «Мечта о восхождении».

– Спасибо. Передача стремительно заканчивается, я хотел подарить тебе на память о нашей встрече свой диск, который выпустил к своему 60-летию, – «Все покрывай любовью».

– Спасибо. Я бы хотел Вам подарить наш последний студийный альбом The Hidden Man Of The Heart, изданный в Италии, – для России, к сожалению, это пока редкость.

– Спасибо. Это ценно. И еще мой сборник стихов и песен последних лет «Как хочется чистоты», хотя у вас и инструментальная музыка.

– Замечательно, спасибо.

– Вот мы познакомились.

– Было очень интересно, спасибо.

– Да, интересно – живешь, ходишь по улицам и не знаешь, что рядом живут такие люди, которые дышат всем этим. Спасибо. Мне кажется, во всем очень важно постоянство: если ты берешься за что-то, то не изменяй своей идее, своей цели, работай в этом стиле. В любом деле это очень важно. Потому что люди кидаются в разные стороны: этим можно заработать и так далее. В этом есть какое-то лукавство. А кто-то занимается серьезно.

– Один британский музыкант сказал, что когда музыкант рассматривает свою музыку как товар, то музыка в нем умирает. Может быть, это и так.

– Не дай Бог, чтобы с нами это произошло. Божьей всем помощи, спасибо за эту передачу.

Ведущий священник Анатолий Першин

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 30 апреля: 03:00
  • Среда, 01 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать