Лаврские встречи. Лидер группы Roz Vitalis Иван Розмаинский

21 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В гостях у отца Анатолия Першина на этой неделе - лидер группы Roz Vitalis Иван Розмаинский. В эфире программы прозвучат его авторские произведения: “Сокровенный сердца человек”, “Источник всего дождя” и “Посвящение Лаврским встречам”.

– Здравствуй, Иван. Я делал передачу с Игорем Луневым и спросил его: «Игорь, есть ли какой-то интересный, на твой взгляд, исполнитель в Санкт-Петербурге?» Он ответил, что есть такой человек Иван, который занимается музыкальными проектами, пишет собственную музыку, у него группа, и в то же время он находится на духовном пути и его композиции тоже зачастую связаны с этим. Мне хотелось бы с тобой познакомиться поближе, узнать, как ты живешь, чем дышишь, о чем пишешь, как ты стал музыкантом. Или ты себя не считаешь музыкантом? Например, Римский-Корсаков был военным офицером, но писал музыку, а Менделеев в свободное время любил делать чемоданы.

– Бородин был химиком и композитором.

– Расскажи немножко о своей жизни.

– Я родился и вырос в этом городе, по образованию экономист, окончил экономический факультет СПбГУ, работаю в Высшей школе экономики, в этом году 20 лет моего стажа. За счет этого я обеспечиваю себя и свою семью. Музыку я слушал с детства, сначала классическую, потом рок, вообще слушал самые разные виды музыки, и постепенно возникло желание делать что-то самому.

– У тебя есть музыкальное образование?

– В детстве я занимался с преподавательницей, а все остальное старался изучать сам, наверстывать и так далее.

– Но, видимо, Господь дал тебе слух, талант. Не каждый человек возьмет и начнет играть на фортепиано.

– Не каждый, но думаю, что у многих есть таланты, просто не все это осознают и развивают. У меня все это происходило достаточно медленно. В детстве я занимался музыкой, но постепенно это отошло, потом где-то в возрасте двадцати трех – двадцати четырех лет я стал уже сам заниматься на пианино. Дома у меня стоит пианино Muller, видимо, немецкое, старинное. Возникло желание записывать свои идеи. Сначала я приобрел миди-клавиатуру и соответствующую карту, стал записывать музыку в достаточно посредственном качестве, потом стал стремиться к тому, чтобы улучшать качество, и постепенно собрал группу.

– Кто в этой группе участвует?

– Группа называется Roz Vitalis – в переводе с латинского это «Роса животворящая». Состав ее неоднократно менялся, но с 2008 года коллектив имеет формат живой группы: есть барабанщик, бас-гитарист, гитарист, а также исполнители на духовых инструментов. Мы выпустили несколько альбомов, регулярно играем концерты.

– Ты пишешь музыку для группы?

– Скорее, я основной генератор идей – большая часть композиционных идей мои. Но, во-первых, эти идеи преобразуются другими участниками группы, которые привносят что-то свое. Кроме того, некоторые музыканты предлагают свои композиционные идеи.

– Как бы ты назвал стиль, в котором вы работаете?

– Можно сказать, что это прогрессив-рок, то есть музыка, которая исполняется преимущественно на электрических инструментах, но по своей структуре, по композиционному мышлению имеет много общего с классической музыкой. Кроме того, используются различные акустические инструменты: флейта, труба и другие.

– У нас в России есть подобные составы, вообще такое движение?

– Было и есть, но оно не получило такого развития, как на Западе. Правда, надо оговориться, что и во многих странах Запада это движение было не развито или не имело большого успеха. Здесь можно выделить Великобританию, Италию, а в более близкое к сегодняшнему дню время – Швецию, Германию, США. Но, например, Дания или Швейцария здесь похвастаться ничем особо не могут. Если мы говорим о России, то в советское время джазовая ветвь этой музыки развивалась группой «Арсенал» и ее лидером Алексеем Козловым.

Если мы берем песенно ориентированную, несколько эстрадную версию прогрессив-рока, то здесь нельзя не упомянуть группу «Автограф», очень успешную в советское время. Если мы говорим о музыке, ближе к той, что играем мы, то надо обязательно упомянуть группу «Горизонт», которая, если не ошибаюсь, записывалась в Чебоксарах и выпустила два альбома, в 1986 и в 1989 годах. Безусловно, нельзя не упомянуть группу «Джунгли», в которой играл знаменитый петербургский клавишник Марк Бомштейн, насколько я понимаю, и сейчас существуют разные воплощения этой группы. Так что у нас эта традиция существовала в советское время и продолжается теперь.

– А на Западе какая самая яркая группа, играющая в этом стиле?

– Здесь одного названия будет недостаточно. Если мы горим о самых коммерчески успешных группах, то это, конечно, Pink Floyd, но они все-таки играли музыку, не совсем типичную для этого стиля, хотя им удалось музыку, как я уже сказал, сделать коммерчески успешной. Если называть группы, с которыми сравнивают наш Roz Vitalis, то это, скорее, такие коллективы, как: King Crimson, Gentle Giant, Yes, Jethro Tull.

– Думаю, достаточно для вступления, теперь надо послушать немножко музыки. Обычно у нас песенный формат, но иногда мы зовем и исполнителей инструментальной музыки.

– Хочу сразу оговориться, что музыка, которая сейчас будет исполняться, обычно воплощалась либо с рок-группой, либо на акустическом рояле. Сейчас она впервые прозвучит на синтезаторе Roland Juno D. Наша группа Roz Vitalis выпустила в 2018 году альбом, который по-английски называется The Hidden Man Of The Heart, на русский это можно перевести как «Сокровенный сердца человек» или «Тайный человек сердца» – это фраза одного из посланий апостола Петра. Диск вышел в Италии. Сейчас мне хотелось бы исполнить титульную вещь с этого альбома; она впервые прозвучит на этом синтезаторе, – в каком-то смысле это премьера.

Звучит композиция «Тайный человек сердца».

– Интересный взгляд на духовную составляющую человека и то, как это выражается в музыке. Думаю, каждый человек – художник, поэт, музыкант, писатель – может так описать «тайного человека своего сердца». А что тебя подвигло на это название: твои размышления или чтение?

– Скорее, возникла какая-то мелодия, я подумал, о чем это может быть, и решил, что именно о духовном и творческом потенциале человека, о его способности к творчеству, к духовному росту, развитию.

– Это твоя точка зрения, выраженная в звуках.

– Скорее, восприятие. Иногда бывает, я что-то прочитаю – и появляется какая-то музыка. Иногда, наоборот, сочиняется какая-то музыка, я думаю о том, что она может выражать, и появляется название. Иногда бывают очень короткие названия, а порой – очень длинные, по-всякому бывает.

– Это получается ассоциативно. Сколько у тебя уже дисков?

– Группа Roz Vitalis не единственный проект, с которым я работаю, он, может быть, самый известный. Как проект Roz Vitalis существует с 2001 года, как электроакустический ансамбль – с 2005 года, как полноценная рок-группа – с 2008 года. За 15-16 лет в общей сложности у нас вышло десять полноформатных альбомов, правда, около половины из них выпущено самиздатом, но какие-то изданы официально.

– Удается выходить на большую сцену?

– Два раза мы выступали в джазовом клубе Алексея Козлова в Москве – в 2013 и 2015 годах. Там проходили фестивали прогрессивного рока, которые назывались ProgDay.

– А в Петербурге есть площадка, где собираются такие люди и слушают такую музыку?

– Такие площадки есть, но там выступают уже очень известные коллективы, в основном западные.

– В основном коммерческие?

– Сложно провести грань между коммерческой и некоммерческой музыкой. Скорее, это просто музыканты, которые смогли добиться большого успеха. Мы играем, как правило, в небольших клубах.

Так вот, я хотел сказать, что помимо группы Roz Vitalis есть и другие проекты. Я выступаю и записываю альбомы как сольный пианист; правда, их еще очень мало. В прошлом году появился коллектив, который называется Rozmainsky & Mikhaylov Project, – проект Розмаинского и Михайлова, или, сокращенно ,RMP. Это мой проект с музыкантом из Владимира, которого зовут Владимир Михайлов.

– Во Владимире есть такой человек.

– Да, Владимир Михайлов из Владимира. В прошлом году мы с ним записали альбом, тоже в формате прогрессивного рока, который был выпущен московским издательством «АртБит», связанным с клубом Алексея Козлова.

– У тебя что-то есть этого альбома?

– Для исполнения композиций из этого альбома обязательно нужны два человека, сольно играть из него я ничего не хотел бы, это именно наше совместное творчество. Я готов играть композиции Roz Vitalis, какие-то сольные вещи, а здесь это именно творческий дуэт.

– Как ты считаешь, все-таки можно передавать состояние своей души, сердца в музыке? И может ли это вообще найти отклик в другом человеке? Много ли людей настроено на эту волну? Есть люди, можно сказать, отупевшие от цивилизации; как им услышать эту музыку? Какие нужны чувства, настройки? Какое должно быть состояние, чтобы услышать эту музыку, принять ее, понять и вибрировать вместе с ней?

– Здесь сложно обобщать: у каждого человека свой путь и к добру, и к истине, и к искусству. Думаю, если музыка сделана искренне, талантливо, профессионально, то рано или поздно она найдет своего слушателя. Это может быть очень поздно, но, думаю, это должно случиться.

– Ты нашел такой способ самовыражения. А ты религиозен, какова твоя духовная жизнь у тебя? Конечно, это интимный вопрос…

– Я верю в Бога, хожу в церковь, стараюсь более или менее регулярно причащаться, помогаю алтарником в одном из храмов города (естественно, внештатно).

– Это здорово.

– Думаю, да.

– Не просто так ты к этому пришел?

– Постепенно.

– Можешь сыграть еще какую-нибудь композицию?

–Сейчас время поста, покаянное время. Я хотел бы сыграть вещь, которая называется «Источник всего дождя».

Звучит композиция.

– «Источник всего дождя» – вообще, вода много значит в творчестве группы Roz Vitalis. Напомню, что само ее название переводится с латыни как «Роса животворящая». Вода может рассматриваться и как символ жизни, и как символ радости, и как символ очищения. Вот здесь дождь смывает всю суету, бытовую пену, скажем так. Эта вещь немножко грустная, но с просветом.

– Такая легкая, тихая грусть, светлая. Как ты умудряешься совмещать свою работу и музыкальную деятельность? А если надо куда-то на гастроли?

– У нас же группа, скажем так, андеграундная, на больших сценах мы не выступаем, и у нас нет промоутера. Как правило, мы сами организуем туры, и, как правило, один тур – это два концерта. Мы неоднократно ездили в Финляндию, в Москву, Владимир, Великие Луки, Псков. В основном это выезды на уикенд. Какие-то длительные туры мы себе пока позволить не можем, прежде всего потому, что нас пока не зовут.

– По поводу исполнения: для такой музыки необходимо профессиональное оборудование, синтезаторы, серьезные инструменты. Ты уже говорил, что сочетаешь акустические и электронные инструменты.

– Но у нас же группа – несколько человек.

– В ней профессиональные музыканты?

– Дело в том, что слово «профессиональный» имеет два смысла: «профессиональный» в плане владения инструментом и «профессиональный» в плане того, что человек зарабатывает деньги музыкой. У нас периодически играли профессиональные музыканты во втором смысле слова, но потом они уходили, так как понимали, что на этой музыке ничего не заработаешь. А так мы стараемся ежегодно повышать свой профессиональный уровень, регулярно репетируем, стремимся регулярно играть концерты, многие из нас занимаются еще дома или играют в каких-то других проектах. Поэтому надеюсь, что наш профессиональный уровень растет. Наш последний альбом, который, как я уже сказал, называется The Hidden Man Of The Heart – «Тайный человек сердца», собрал хорошую прессу, неоднократно были хорошие рецензии.

– А где его можно послушать? Он есть в Интернете?

– В первую очередь его можно найти на нашей странице на сайте bandcamp.com. где выкладывают музыку музыканты со всего мира, в том числе отечественные. Также альбом можно найти и послушать в социальной сети «ВКонтакте», он выложен в нескольких постах; можно приобрести альбом у группы или заказать в итальянском издательстве Lizard Records. Альбом издан небольшим тиражом – 500 копий, из них двести или около того находятся в России, можно их найти.

– Можно сказать, уникальный альбом.

– Наш предпоследний полноформатный альбом, который называется «Труд любви», Lavoro d’Amore по-итальянски, выпущен в 2015 году тем же издательством Италии.

– А почему Италия? У нас в России не могут записать?

– Дело в том, что мы записываемся сами, речь идет только об издании. Сначала мы издавались в Москве, но после обвала рубля в декабре 2014 года издательство сказало, что выпустить этот альбом оно не может, потому что кризис. Мы стали искать еще какие-то варианты и нашли это итальянское издательство. Вроде мы им нравимся, и в 2018 году они издали наш следующий альбом. Есть издательство «АртБит», на котором вышел диск моего побочного проекта с Владимиром Михайловым, может быть, мы будем сотрудничать с ним и дальше, посмотрим.

– Думаю, пришла пора следующей композиции. Что ты хочешь для нас исполнить?

– Я бы хотел исполнить интуитивную импровизацию. Передача называется «Лаврские встречи», и это будет импровизация, посвященная этой передаче.

– Ну хорошо! Будет интересно, такое впервые.

Звучит композиция.

– Спасибо. И в конце были лаврские колокола.

– Что-то вроде этого.

– Обычно, когда мы пишем передачу, дело уже к вечеру, начинается вечерняя служба, и иногда на передачу пробиваются колокола, потому что мы находимся на территории Александро-Невской лавры, святой благоверный князь Александр пребывает здесь своими мощами. На этом наша передача заканчивается. Спасибо, Иван. Божьей помощи.

(Продолжение следует)

Ведущий священник Анатолий Першин

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 30 апреля: 03:00
  • Среда, 01 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать