Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Дмитрий Гусев исполнил «Песню уходящего волка»:
Для нас рассказ, а для леса закон:
Чуть полночь, в раскидистой чаще
Из тени теней появляется он –
Последний волк настоящий.
Он старый волк, он леса знаток,
Он мудрый пророк, крепкий дока.
Он верен себе, он не верит лишь в то,
Что в полночь откроют ворота.
Его волчица от ран сберегла,
Не первая, так уж случилось.
Его волчата – гроза всех проказ,
В него все, с него все учились.
Он старый волк, он не покорен
Ни лесом, ни старости злобой,
Он верен себе, он не знает лишь то,
Что в полночь откроют ворота.
И вот он идет беззаветно в тиши,
Не страшен ни снам, ни морозам.
Он сам себе – воля и сам – господин,
Он сам себе – песни и проза.
Но так уж случилось, что в стае на юг
Небесный откликнулся кто-то,
Мол, шестеро сов отворили засов
И в полночь откроют ворота.
Он старый волк, бежать он не стал,
И так он прождал слишком долго.
Он будет в срок, он взойдет на порог,
Коли впрямь открыта дорога.
Он не станет тенью, не спрячется в снег,
Себя унижать он не станет.
Наверно, действительно, кончился век,
А новый вряд ли настанет.
И он не стал прощаться ни с кем,
Поймут. К чему эти слезы?
Да времени мало, да нет уж совсем.
Эх, черт, ни к месту морозы.
Хотя волчица прокормит волчат,
Да наверняка ей помогут.
Ну, значит, закончены эти дела.
Ну что ж? Открывайте ворота.
И он пошел тем же шагом во тьме
В каком-то молчании странном.
Он точно знал, что об этой зиме
Он не проворчит: «Слишком рано».
И только в деревне дед Пантелеймон,
Услышавши эхо от воя
Полночного, скажет: «А все-таки он»,
И поймет, что это такое.
– Спаси Господи! Дима, откуда у тебя взялся такой персонаж?
– Я хотел бы подробнее рассказать про этот персонаж, про волка. В первой части программы я уже рассказывал о себе, представлял свое творчество. Одним из направлений моего творчества является написание музыки к спектаклям, в том числе и к детским спектаклям. Кто злой персонаж в детских спектаклях? Это, естественно, серый волк. И вдруг мне привиделось, причудилось: как бы себя вели персонажи детских сказок, стань они людьми, и что бы почувствовал такой волк в нашем обществе, если бы ему вдруг сообщили: «Вот, собственно, пора тебе, волк». Как бы он себя повел?
Это всегда очень интересная тема, потому что показ отрицательного персонажа очень тяжел; всегда есть соблазн показать его очень красиво, и все начнут тянуться именно к нему. А показать его совсем некрасиво – никто тебе не поверит. Ведь зло очень многолико, и здесь нужно быть предельно внимательным, не отойти от Христа. Это очень тяжелый вопрос, поэтому я еще раз благодарю Вас за то, что именно Вы позвали меня на свою передачу, – это сейчас более чем актуально и для творчества, и, я думаю, для общества вообще.
– То есть ты думаешь, что кто-то посмотрит эту передачу, услышит песню про волка, узнает самого себя, задаст себе вопрос?
– Возможно, он задаст вопрос; возможно, он не захочет стать таким волком; возможно, он поймет, что даже если он немно-о-ожечко (на пять процентов) стал таким волком, то у него все-таки есть шанс вернуться обратно в свое обличье. Ведь все сказки – про то, как добро побеждает зло. Я еще не читал ни одной сказки, где бы зло победило. Хотя прочитал много.
– Слава Богу! Потому что все должно быть по Евангелию.
– Будем верить в лучшее. Отец Анатолий, хотел бы услышать Вашу песню. Может быть, Вы подарите ее мне?
– Да. Можно сказать, премьера. Буквально как горячий пирожок и, по-моему, в тему.
– Было бы приятно.
– Мне кажется, что эту песню дети тоже могут слушать. Что-то меня подвигло, я даже не понял что. Мне захотелось написать колыбельную. Может быть, я старею, как этот волк. Колыбельная старого волка.
– Очень хороший выбор. Колыбельную сложно писать.
– Я понял, что нужны интонации колыбельные, какие-то звукоизобразительные моменты. Все прямо из-под рук у меня вышло, видимо, я уже был готов к этому.
– С удовольствием послушаю.
– «Петербургская колыбельная»:
Ночь укроет сонный град.
Спят дома, и люди спят,
Спят каналы и мосты,
Я усну, уснешь и ты.
Баю-бай, баю-бай, баю-бай, баю-бай.
Нам приснится тонкий сон,
Будто город наш спасен.
У апостола ключи
Тем, кто молится в ночи.
Баю-бай, баю-бай, баю-бай, баю-бай.
– Спасибо большое.
– Мне даже самому захотелось спать.
– Так и представилось, как качают в люльке младенца.
– Мне очень хотелось волчка туда вставить.
– Не знаю. Может быть, он и не нужен.
– Третий куплет. Очень хотелось: «Придет и укусит за бочок». Потому что, оказывается, дети очень быстро засыпают, когда их пугают. Становится страшно, у них наступает ступор, и они быстро засыпают.
– Нет, у Вас очень хорошая колыбельная, с положительной энергетикой. Наверное, младенцы под такую колыбельную хорошо бы заснули, и им бы снились хорошие сны, а не кошмары.
– А может, просто поставить ее и закольцевать, чтобы она постоянно звучала.
– О да! И все, можно спокойно отдыхать.
– Потому что она очень короткая, и ребенок не успеет заснуть.
– Ничего-ничего. Пять раз. Спасибо большое, мне очень понравилось. Я бы хотел представить еще две песни и связанную с ними историю. Для меня эта история открылась недавно, и, на мой взгляд, она тоже несет в себе божественность. Представьте себе, что в Ленинградской области во время войны, после войны жил мужчина – Василий Иванович Веселов. У него было десять детей. Мужчина живет, пишет стихи, и вырастают дети.
И с двумя из братьев – поэтом Николаем Веселовым и режиссером Владимиром Веселовым – я сотрудничаю уже 15 лет. Я, естественно, знаю очень много текстов Николая Веселова, написанных им для огромных постановок. В Санкт-Петербургском мюзик-холле, который в Ледовом дворце, звучали песни, написанные на стихи Николая Веселова. Он безумно талантливый поэт, и, зная об этом, одну из его песен я исполню в финале сегодняшней программы. А совсем недавно я открыл для себя стихотворение его отца, которого сейчас уже нет с нами.
Василий Иванович Веселов написал стихи «Журавли». Я сел с гитарой и представил себе (не я, может быть, это актерское чувство перевоплощения): а как бы сам Василий Иванович спел свои стихи? И сделал... У меня сейчас есть симфоническая партитура для этой песни, то есть эта песня имеет свое переложение для оперного баритона и симфонического оркестра. Эту песню я хотел бы представить на Ваш суд, потому что мне кажется, что в этой песне есть Бог. В этой песне есть Бог!
Кто встает на ранней на заре,
Может быть, и сам того не знает,
Что его волшебница-заря
Золотом червонным осыпает.
Небо все светлее и светлей,
Пробудились труженицы-птицы,
Стая перелетных журавлей
Поднялась над небом сырковицким.
Улетая в дальние края,
Журавлей цепочка в небе тает,
Но с весною раннею опять
На родную землю прилетает.
Есть края богаче и теплей,
Солнечные горы и долины,
Только птицам родина милей,
Наши села в липах и рябинах.
Люди, не стреляйте журавлей!
Это наши пращуры-пенаты.
Это те, кто не пришли с полей,
Пали как примерные солдаты.
Храбрые не могут умирать,
После смерти в синем небе вьются,
Как бы продолжая жить опять,
В стае журавлиной остаются.
Смотрят, как работают, живут
Дальние потомки молодые,
Берегут ли родину свою,
Любят ли они края родные.
Облетели ближнее село,
В Красницах на солнце засверкало.
На заре тяжелое крыло
Улетая, плавно помахало.
Может быть, и мы вокруг полей
(Эта честь дается лишь немногим),
Пролетая в стае журавлей,
Прокурлычем правнукам далеким.
Разные на свете города.
Есть везде моря, озера, реки.
Только мать у каждого одна,
Родина одна у человека.
Кто встает на ранней на заре,
Журавлей в дорогу провожает,
Тот уже родимой стороны
Никогда потом не покидает.
– Спаси Господи!
– Такая баллада. Это премьера песни. Мне кажется, что это Божье – то настроение, то, что представляется, когда поется эта песня. Мне кажется, что здесь есть соединение мирского и духовного. Вот – на Ваш суд.
– Образ журавлей – это птицы небесные.
– И есть еще одна песня, которая будет у нас финальной и которую мне хотелось бы спеть ближе к окончанию нашей программы. Это песня на слова сына Василия Ивановича – Николая Васильевича Веселова. Может быть, Вы что-то бы еще спели?
– Я спел? У меня много песен, конечно. Но ты просто хотел послушать что-то?
– Да, конечно. Пользуясь возможностью.
– Конечно, я не могу к каждой передаче сочинять песни, но это то, что сейчас звучит во мне. У меня бывают песни, которые вдруг начинают звучать, и я хожу и намурлыкиваю их. И последнее время – эта достаточно старая песня из моего репертуара. Я бывал в детстве в деревне, а потом приехал через много-много лет и увидел это все. Там, конечно, все уже было не то, но на меня нахлынуло, и я написал такую песню. Я жил в таком доме у бабушки. Поле льняное, за полем кладбище. Забор покосившийся. Это Россия. Такого не сделаешь никаким евроремонтом.
– Безусловно.
– Или нужно платить громадные деньги за такое старение. А на самом деле это будет не то, лубок.
– Отец Анатолий, это душа. Это душа Ваша.
– Вот, о русской деревне:
Разрешилось небо дождем,
Мы сидим и хлеба все ждем.
Эх, пойти бы в поле, где рожь,
И расстаться с болью под дождь.
Там, за полем, твой дом,
Мы в него без боли войдем.
Было бы немного любви,
Эх, беги, дорога в пыли.
– Вот такая песня пришла на ум.
– Очень красивая песня. Мне она показалась старорусской, очень естественной, очень плавно перетекающей из поколения в поколение.
– Эта песня?
– Да. Она очень образная. Действительно, когда отец передает сыну, из рода в род – чувствуется. Если бы я снимал фильм, наверное, туда вставил бы такую песню. Очень красиво, очень рельефно. А мне хотелось бы спеть песню на слова Николая Веселова. Эта песня из спектакля, поставленного режиссером и прекрасной актрисой Татьяной Игнатьевной Захаровой. Спектакль называется «Нефть, любовь, пицца», и эта песня там звучит в финале. На мой взгляд, песня как раз о связи человеческого, простого, мирского и духовного. Эту песню меня очень часто просят исполнить среди друзей; она, безусловно, на мой взгляд, получилась, и в ней есть стремление ввысь. Очень важно, когда это есть в любой композиции. А если ты этим заканчиваешь спектакль, то это очень важно; именно на этой ноте.
– Хорошо.
Та волшебная страна
На свете есть,
Где только радости одни, а горя нет.
Нет печали здесь.
Нельзя за деньги взять билет
В тот край, где всюду вечная весна.
Такой страны на карте нет,
И все же где-то есть она.
Было или нет?
В надежде истину узнать,
По пескам сыпучим снова вьется караван.
Непросто счастье отыскать,
Даже если переплыть великий океан.
Нельзя за деньги взять билет
В тот край, где всюду вечная весна.
Такой страны на карте нет,
И все же где-то есть она.
Было или нет?
Кого сегодня удивишь?
Кто, скажи, сейчас на свете верит в чудеса?
Но всюду люди ждут любви,
Поднимают и глаза, и руки в небеса.
Нельзя за деньги взять билет
В тот край, где всюду вечная весна.
Такой страны на свете нет,
И все же где-то есть она.
Было или нет?
И все-таки у меня возник вопрос. Знаете какой? Почему люди поют песни? Надо ответить коротко. Знаете, бывают такие передачи у Познера или у Урганта какого-нибудь: надо кратко и емко ответить.
– Я знаю ответ на этот вопрос. Люди поют песни, потому что им в этот момент очень хочется почувствовать Бога. Они не знают как, и они поют.
– Хорошая точка для нашей передачи: люди поют песни для того, чтобы почувствовать Бога и быть ближе к Нему.
– Спасибо Вам большое за все, и пусть Вас хранит Господь!
– Божией всем помощи! Ангела-хранителя на всех ваших жизненных путях!
Ведущий священник Анатолий Першин
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Церковный календарь 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская
Евангелие 19 апреля. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Читаем Апостол. 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!