Лаврские встречи. Композитор Дмитрий Гусев. Часть 2

2 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В гостях у отца Анатолия Першина на этой неделе - вновь композитор Дмитрий Гусев. В эфире программы он исполнит произведения: «Песня уходящего волка», «Журавли» и «Было или нет».

Дмитрий Гусев исполнил «Песню уходящего волка»: 

Для нас рассказ, а для леса закон: 

Чуть полночь, в раскидистой чаще 

Из тени теней появляется он – 

Последний волк настоящий. 

Он старый волк, он леса знаток, 

Он мудрый пророк, крепкий дока. 

Он верен себе, он не верит лишь в то, 

Что в полночь откроют ворота. 

Его волчица от ран сберегла, 

Не первая, так уж случилось. 

Его волчата – гроза всех проказ, 

В него все, с него все учились. 

Он старый волк, он не покорен 

Ни лесом, ни старости злобой, 

Он верен себе, он не знает лишь то, 

Что в полночь откроют ворота. 

И вот он идет беззаветно в тиши, 

Не страшен ни снам, ни морозам. 

Он сам себе – воля и сам – господин, 

Он сам себе – песни и проза. 

Но так уж случилось, что в стае на юг 

Небесный откликнулся кто-то, 

Мол, шестеро сов отворили засов 

И в полночь откроют ворота. 

Он старый волк, бежать он не стал, 

И так он прождал слишком долго. 

Он будет в срок, он взойдет на порог, 

Коли впрямь открыта дорога. 

Он не станет тенью, не спрячется в снег, 

Себя унижать он не станет. 

Наверно, действительно, кончился век, 

А новый вряд ли настанет. 

И он не стал прощаться ни с кем, 

Поймут. К чему эти слезы? 

Да времени мало, да нет уж совсем. 

Эх, черт, ни к месту морозы. 

Хотя волчица прокормит волчат, 

Да наверняка ей помогут. 

Ну, значит, закончены эти дела. 

Ну что ж? Открывайте ворота. 

И он пошел тем же шагом во тьме 

В каком-то молчании странном. 

Он точно знал, что об этой зиме 

Он не проворчит: «Слишком рано». 

И только в деревне дед Пантелеймон, 

Услышавши эхо от воя 

Полночного, скажет: «А все-таки он», 

И поймет, что это такое. 

– Спаси Господи! Дима, откуда у тебя взялся такой персонаж? 

– Я хотел бы подробнее рассказать про этот персонаж, про волка. В первой части программы я уже рассказывал о себе, представлял свое творчество. Одним из направлений моего творчества является написание музыки к спектаклям, в том числе и к детским спектаклям. Кто злой персонаж в детских спектаклях? Это, естественно, серый волк. И вдруг мне привиделось, причудилось: как бы себя вели персонажи детских сказок, стань они людьми, и что бы почувствовал такой волк в нашем обществе, если бы ему вдруг сообщили: «Вот, собственно, пора тебе, волк». Как бы он себя повел? 

Это всегда очень интересная тема, потому что показ отрицательного персонажа очень тяжел; всегда есть соблазн показать его очень красиво, и все начнут тянуться именно к нему. А показать его совсем некрасиво – никто тебе не поверит. Ведь зло очень многолико, и здесь нужно быть предельно внимательным, не отойти от Христа. Это очень тяжелый вопрос, поэтому я еще раз благодарю Вас за то, что именно Вы позвали меня на свою передачу, – это сейчас более чем актуально и для творчества, и, я думаю, для общества вообще. 

– То есть ты думаешь, что кто-то посмотрит эту передачу, услышит песню про волка, узнает самого себя, задаст себе вопрос? 

– Возможно, он задаст вопрос; возможно, он не захочет стать таким волком; возможно, он поймет, что даже если он немно-о-ожечко (на пять процентов) стал таким волком, то у него все-таки есть шанс вернуться обратно в свое обличье. Ведь все сказки – про то, как добро побеждает зло. Я еще не читал ни одной сказки, где бы зло победило. Хотя прочитал много. 

– Слава Богу! Потому что все должно быть по Евангелию. 

– Будем верить в лучшее. Отец Анатолий, хотел бы услышать Вашу песню. Может быть, Вы подарите ее мне? 

– Да. Можно сказать, премьера. Буквально как горячий пирожок и, по-моему, в тему. 

– Было бы приятно. 

– Мне кажется, что эту песню дети тоже могут слушать. Что-то меня подвигло, я даже не понял что. Мне захотелось написать колыбельную. Может быть, я старею, как этот волк. Колыбельная старого волка. 

– Очень хороший выбор. Колыбельную сложно писать. 

– Я понял, что нужны интонации колыбельные, какие-то звукоизобразительные моменты. Все прямо из-под рук у меня вышло, видимо, я уже был готов к этому. 

– С удовольствием послушаю. 

– «Петербургская колыбельная»: 

Ночь укроет сонный град. 

Спят дома, и люди спят, 

Спят каналы и мосты, 

Я усну, уснешь и ты. 

Баю-бай, баю-бай, баю-бай, баю-бай. 

Нам приснится тонкий сон, 

Будто город наш спасен. 

У апостола ключи 

Тем, кто молится в ночи. 

Баю-бай, баю-бай, баю-бай, баю-бай. 

– Спасибо большое. 

– Мне даже самому захотелось спать. 

– Так и представилось, как качают в люльке младенца. 

– Мне очень хотелось волчка туда вставить. 

– Не знаю. Может быть, он и не нужен. 

– Третий куплет. Очень хотелось: «Придет и укусит за бочок». Потому что, оказывается, дети очень быстро засыпают, когда их пугают. Становится страшно, у них наступает ступор, и они быстро засыпают. 

– Нет, у Вас очень хорошая колыбельная, с положительной энергетикой. Наверное, младенцы под такую колыбельную хорошо бы заснули, и им бы снились хорошие сны, а не кошмары. 

– А может, просто поставить ее и закольцевать, чтобы она постоянно звучала. 

– О да! И все, можно спокойно отдыхать. 

– Потому что она очень короткая, и ребенок не успеет заснуть. 

– Ничего-ничего. Пять раз. Спасибо большое, мне очень понравилось. Я бы хотел представить еще две песни и связанную с ними историю. Для меня эта история открылась недавно, и, на мой взгляд, она тоже несет в себе божественность. Представьте себе, что в Ленинградской области во время войны, после войны жил мужчина – Василий Иванович Веселов. У него было десять детей. Мужчина живет, пишет стихи, и вырастают дети. 

И с двумя из братьев – поэтом Николаем Веселовым и режиссером Владимиром Веселовым – я сотрудничаю уже 15 лет. Я, естественно, знаю очень много текстов Николая Веселова, написанных им для огромных постановок. В Санкт-Петербургском мюзик-холле, который в Ледовом дворце, звучали песни, написанные на стихи Николая Веселова. Он безумно талантливый поэт, и, зная об этом, одну из его песен я исполню в финале сегодняшней программы. А совсем недавно я открыл для себя стихотворение его отца, которого сейчас уже нет с нами. 

Василий Иванович Веселов написал стихи «Журавли». Я сел с гитарой и представил себе (не я, может быть, это актерское чувство перевоплощения): а как бы сам Василий Иванович спел свои стихи? И сделал... У меня сейчас есть симфоническая партитура для этой песни, то есть эта песня имеет свое переложение для оперного баритона и симфонического оркестра. Эту песню я хотел бы представить на Ваш суд, потому что мне кажется, что в этой песне есть Бог. В этой песне есть Бог! 

Кто встает на ранней на заре, 

Может быть, и сам того не знает, 

Что его волшебница-заря 

Золотом червонным осыпает. 

Небо все светлее и светлей, 

Пробудились труженицы-птицы, 

Стая перелетных журавлей 

Поднялась над небом сырковицким. 

Улетая в дальние края, 

Журавлей цепочка в небе тает, 

Но с весною раннею опять 

На родную землю прилетает. 

Есть края богаче и теплей, 

Солнечные горы и долины, 

Только птицам родина милей, 

Наши села в липах и рябинах. 

Люди, не стреляйте журавлей! 

Это наши пращуры-пенаты. 

Это те, кто не пришли с полей, 

Пали как примерные солдаты. 

Храбрые не могут умирать, 

После смерти в синем небе вьются, 

Как бы продолжая жить опять, 

В стае журавлиной остаются. 

Смотрят, как работают, живут 

Дальние потомки молодые, 

Берегут ли родину свою, 

Любят ли они края родные. 

Облетели ближнее село, 

В Красницах на солнце засверкало. 

На заре тяжелое крыло 

Улетая, плавно помахало. 

Может быть, и мы вокруг полей 

(Эта честь дается лишь немногим), 

Пролетая в стае журавлей, 

Прокурлычем правнукам далеким. 

Разные на свете города. 

Есть везде моря, озера, реки. 

Только мать у каждого одна, 

Родина одна у человека. 

Кто встает на ранней на заре, 

Журавлей в дорогу провожает, 

Тот уже родимой стороны 

Никогда потом не покидает. 

– Спаси Господи! 

– Такая баллада. Это премьера песни. Мне кажется, что это Божье – то настроение, то, что представляется, когда поется эта песня. Мне кажется, что здесь есть соединение мирского и духовного. Вот – на Ваш суд. 

– Образ журавлей – это птицы небесные. 

– И есть еще одна песня, которая будет у нас финальной и которую мне хотелось бы спеть ближе к окончанию нашей программы. Это песня на слова сына Василия Ивановича – Николая Васильевича Веселова. Может быть, Вы что-то бы еще спели? 

– Я спел? У меня много песен, конечно. Но ты просто хотел послушать что-то? 

– Да, конечно. Пользуясь возможностью. 

– Конечно, я не могу к каждой передаче сочинять песни, но это то, что сейчас звучит во мне. У меня бывают песни, которые вдруг начинают звучать, и я хожу и намурлыкиваю их. И последнее время – эта достаточно старая песня из моего репертуара. Я бывал в детстве в деревне, а потом приехал через много-много лет и увидел это все. Там, конечно, все уже было не то, но на меня нахлынуло, и я написал такую песню. Я жил в таком доме у бабушки. Поле льняное, за полем кладбище. Забор покосившийся. Это Россия. Такого не сделаешь никаким евроремонтом. 

– Безусловно. 

– Или нужно платить громадные деньги за такое старение. А на самом деле это будет не то, лубок. 

– Отец Анатолий, это душа. Это душа Ваша. 

– Вот, о русской деревне: 

Разрешилось небо дождем, 

Мы сидим и хлеба все ждем. 

Эх, пойти бы в поле, где рожь, 

И расстаться с болью под дождь. 

Там, за полем, твой дом, 

Мы в него без боли войдем. 

Было бы немного любви, 

Эх, беги, дорога в пыли. 

– Вот такая песня пришла на ум. 

– Очень красивая песня. Мне она показалась старорусской, очень естественной, очень плавно перетекающей из поколения в поколение. 

– Эта песня? 

– Да. Она очень образная. Действительно, когда отец передает сыну, из рода в род – чувствуется. Если бы я снимал фильм, наверное, туда вставил бы такую песню. Очень красиво, очень рельефно. А мне хотелось бы спеть песню на слова Николая Веселова. Эта песня из спектакля, поставленного режиссером и прекрасной актрисой Татьяной Игнатьевной Захаровой. Спектакль называется «Нефть, любовь, пицца», и эта песня там звучит в финале. На мой взгляд, песня как раз о связи человеческого, простого, мирского и духовного. Эту песню меня очень часто просят исполнить среди друзей; она, безусловно, на мой взгляд, получилась, и в ней есть стремление ввысь. Очень важно, когда это есть в любой композиции. А если ты этим заканчиваешь спектакль, то это очень важно; именно на этой ноте. 

– Хорошо. 

Та волшебная страна 

На свете есть, 

Где только радости одни, а горя нет. 

Нет печали здесь. 

Нельзя за деньги взять билет 

В тот край, где всюду вечная весна. 

Такой страны на карте нет, 

И все же где-то есть она. 

Было или нет? 

В надежде истину узнать, 

По пескам сыпучим снова вьется караван. 

Непросто счастье отыскать, 

Даже если переплыть великий океан. 

Нельзя за деньги взять билет 

В тот край, где всюду вечная весна. 

Такой страны на карте нет, 

И все же где-то есть она. 

Было или нет? 

Кого сегодня удивишь? 

Кто, скажи, сейчас на свете верит в чудеса? 

Но всюду люди ждут любви, 

Поднимают и глаза, и руки в небеса. 

Нельзя за деньги взять билет 

В тот край, где всюду вечная весна. 

Такой страны на свете нет, 

И все же где-то есть она. 

Было или нет? 

И все-таки у меня возник вопрос. Знаете какой? Почему люди поют песни? Надо ответить коротко. Знаете, бывают такие передачи у Познера или у Урганта какого-нибудь: надо кратко и емко ответить. 

– Я знаю ответ на этот вопрос. Люди поют песни, потому что им в этот момент очень хочется почувствовать Бога. Они не знают как, и они поют. 

– Хорошая точка для нашей передачи: люди поют песни для того, чтобы почувствовать Бога и быть ближе к Нему. 

– Спасибо Вам большое за все, и пусть Вас хранит Господь! 

– Божией всем помощи! Ангела-хранителя на всех ваших жизненных путях! 

Ведущий священник Анатолий Першин 
Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 23 апреля: 03:00
  • Среда, 24 апреля: 09:05
  • Воскресенье, 28 апреля: 16:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать