Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Отец Сергий, чем для Вас стал монастырь? Чем для Вас стало Сумароково за пять лет?
Иеромонах Сергий (Филиппов), настоятель подворья Новоспасского монастыря в селе Сумароково:
– Монастырь – это семья. Сумароково – это часть монастыря, поэтому тоже, наверное, семья. Я бы даже сказал, это не столько место, сколько люди, которые здесь проживают или являются прихожанами; они как раз являются частью моей большой семьи. А так как я здесь все-таки нахожусь на послушании, кто знает, может, я сегодня здесь, а завтра не здесь...
– То есть звоночек прозвенит, и Вы готовы взять чемоданчик?
– Для монаха так и есть. Могут отправить на другое послушание, перевести куда-то, в монастырь вернуть.
– Не жалко будет? Ведь за пять лет столько трудов.
– Ну а что жалеть? Все равно все это временное в нашей жизни, и привязываться к чему-то на земле так, чтобы сокрушаться и скорбеть, не стоит.
– Что мы сегодня готовим?
– Готовим осеннее блюдо – крем-суп с грибами вместе с крутонами (или с гренками, если по-русски).
– Где Вы выкопали это слово – крутоны?
– Французское, долго учил. (Смеется.) Но зато сумел приготовить. У нас есть два вида грибов. Подосиновики, которые с утра насобирали в нашем лесу рядом с подворьем. Но так как их немного (не совсем сезон), мы добавим еще немного шампиньонов. То есть можно готовить или просто из лесных грибов, или из смеси, или просто из шампиньонов.
– Тем более грибной год.
– Относительно и не везде. Особенно для нас, наверное, не очень грибной, потому что времени ходить за грибами практически нет.
– Надо изыскивать.
– Давайте Вы лесными грибами займетесь, а я шампиньонами.
– Это такое утешение – ходить за грибами, причем в одиночестве.
– Есть возможность помолиться.
Вырезаем в грибах все лишнее, что может попадаться, и режем крупно, потому что все это потом будет измельчаться блендером.
Действительно, когда идешь за грибами, есть возможность побыть одному. То есть это отдых не только для тела от каких-то повседневных нагрузок и забот, но и для души, которая может помолиться... Ведь молитва – это не только повторение каких-то заученных фраз, молитв, составленных святыми. Молитва – это состояние. Когда апостол говорит «непрестанно молитесь», он как раз призывает нас к состоянию постоянной памяти о Боге, к постоянному предстоянию пред Богом. Это и является для человека молитвой.
Продолжу разговор о монашеской жизни и жизни на подворье. Многие говорят: «А чем вы тут занимаетесь?» Люди нецерковные или такие, которые редко заходят в храм и вообще не имеют представления о христианской жизни и христианах, спрашивают: «А вам жениться можно?»
– Часто Вы слышите этот вопрос?
– Часто от таких людей, которые малоцерковные или нецерковные. Конечно, священнику жениться уже нельзя по каноническим правилам. У нас священство может быть и женатое, и неженатое. Неженатые – это или монашествующие, или целибаты. Женатое духовенство создает семью до того, как они становятся священниками. А священнику или монаху уже, конечно, жениться нельзя, иначе он просто перестанет быть священнослужителем, будет под запретом.
Люди приходят с разными вопросами. И многие получат ответы на эти вопросы, когда будут у нас на фестивале, где будет возможность пообщаться со священниками в простой, непринужденной праздничной обстановке.
– Я знаю, что духовенство предстанет не в привычном облике: они будут готовить, показывать свои умения...
– Мастерство, ремесла.
– Священники откроются с какой-то совершенно другой стороны.
– Да. Обычно привыкли видеть священников, когда они стоят в храме и совершают молитвы.
– У некоторых уже представление, что священник – это человек, который прячется за загородку иконостаса.
– А здесь увидят их в повседневной жизни. И такое непринужденное общение в нашем современном мире, причем живое, очень важно. Потому что мы сейчас в Интернете, спрятались в социальные сети, а многие даже со своими родственниками порой месяцами и годами не встречаются, не общаются, хотя могут жить чуть ли не на одной лестничной площадке или в одном доме. Этот дефицит общения действительно трагичен для человека, потому что он замыкается в себе и становится неспособным к общению не только с людьми, которые его окружают, но и с Богом, святыми. Если он не привык к физическому общению, то к духовному еще сложнее себя приучить.
– Грибы порезали.
– Порезали произвольно, добавили лук.
– Вы грибы не замачиваете?
– Нет, они чистые, замечательные, хорошие. Зальем водой, посолим и отправим на плиту вариться. Конечно, время варки шампиньонов и лесных грибов может быть разным, но так как мы превратим все это в крем-суп и потом еще немножко доварим, то это не имеет принципиального значения. Солим (много солить не будем, лучше потом добавить) и перчим. Кстати, очень удобно, когда перец свежемолотый, потому что он не выдыхается и можно регулировать помол. Заливаем водой и ставим на плиту. Вариться будет минут двадцать, я думаю.
Подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря в селе Сумароково существует уже пять лет. Ранее здесь был Иоанно-Предтеченский приход. За это время многое удалось сделать трудами и молитвами братии монастыря, трудами и участием прихожан подворья, а также всех неравнодушных людей.
За эту первую подворскую пятилетку был отреставрирован каменный храм в честь Иоанна Предтечи, за исключением восстановления разрушенной колокольни. Практически завершено благоукрашение деревянного храма иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Построен храм на живописном берегу Рузского водохранилища в деревне Щербинки в честь святителя Иоанна Милостивого.
Отремонтированы или построены заново несколько деревянных домов для проживания братии, трудников и гостей подворья. Расчищена от мусора и облагораживается территория подворья. Развивается приходская жизнь, реализуется ряд просветительских и образовательных проектов. Символом подворья в теплые месяцы с апреля по август становятся аисты. Их, оказывается, можно увидеть здесь, поблизости, в Подмосковье, а не только в Белоруссии.
Одним словом, подворье живет и активно развивается. Но самое главное, что в храмах подворья ежедневно совершается молитва о мире, о здравии и спасении всех верных чад Церкви Христовой. Приезжайте в Сумароково, вы будете приятно удивлены.
– Прошло где-то 30 минут.
– Грибы сварились, мы их подольше поварили.
– Грибы дали жидкость сами по себе, поэтому лишнюю жидкость сольем. Если что, мы ее потом добавим. Хотя у нас будет не постный крем-суп, а со сливками.
– Много жидкости, не подрассчитали.
– Берем блендер. Я очень люблю такие супы, потому что готовятся они элементарно, все ингредиенты можно сразу забросить. Конечно, можно было лук пережарить.
– Вообще, благодаря Вам, у меня теперь вся семья ест такие супы.
– Но Вы не знаете, что помимо супа с грибами, с тыквой можно приготовить еще борщ как крем-суп, то есть все сварить, а потом измельчить блендером. Его и дети любят, потому что не видно ингредиентов, уже не выберешь ни лук, ни морковь, ни капусту (кто что не любит).
– У нас в семье теперь всё с блендером делают, даже чечевицу. Хотя бы борщ оставили нетронутым.
– Ну, скоро и до этого дойдет. (Смеется.) Сейчас стоматология хорошо развита, зубы у всех будут. Мы все взбиваем, и можно уже добавить сливки, потому что немного густовато получается.
– А Вы сливки не подогреваете?
– Нет, прямо так. Можно подогреть, но зачем? Здесь кипяток, а со сливками уже будет приемлемый для употребления суп. И потом еще буквально несколько минут его надо прокипятить на огне.
– Какую по объему кастрюлю супа в день вы варите на подворье?
– По-разному. В такой маленькой кастрюльке, конечно, мы никогда не варим. Вообще принцип для монастырей – проще, быстрее, а вкус уже какой получится. (Смеется.) Потому что если мы будем тратить очень много времени на приготовление пищи, тогда ни на что другое его не останется. У нас огромная территория, богослужения...
– Дел полно.
– И что тогда – только готовить еду и есть ее? Нет. Поэтому мы стараемся супы готовить на два-три дня, а вторые блюда готовим каждый день. Поэтому варим в больших кастрюлях, литров на десять.
Суп готов. Это вам, а это мне. И каждый может украсить его чем хочет: петрушкой или укропом; тем, что вырастили на огороде. А я посыплю крутонами – замечательными сухариками по-французски. Кстати, их тоже мы приготовили заранее, с чесноком и сливочным и растительным маслом пополам (по 50 миллилитров). Масло сливочное растапливается, добавляется растительное, все это обильно поливается на сухари и на десять минут отправляется в духовку при температуре 220 градусов. Вот такие сантиметровые квадратные сухарики получились. Смотрите, какая красота! И как вкусно все это будет!
Смотрите, какой приятный цвет. Просто французский шедевр из села Сумароково. И таких шедевров будет не один для тех, кто приедет к нам на фестиваль 14 сентября.
– Спасибо. Мы обязательно ждем всех здесь; будут необычные рецепты монастырской кухни, привезенные из самой Италии. У нас, правда, была сегодня французская тема, а на фестивале будет затронута итальянская.
Ведущая Юлия Стихарева
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!