Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Лето – прекрасная пора: время паломничества, путешествий, поездок. Но мы отошли от этого принципа и далеко не поехали. Мы – в самом центре Москвы, и это дворик Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря. С историей этой обители и с необычным монастырским рецептом мы сегодня и познакомимся.
Заиконоспасский мужской монастырь расположен в самом центре Москвы на Никольской улице. В старину ее именовали Священной из-за обилия церквей и монастырей и существовавшего там же особого иконного торгового ряда. Никольской улица была названа благодаря древнему Никольскому монастырю, основанному еще в XIV столетии. А в XVI веке в нем, по указу царя Ивана Грозного, обосновались афонские монахи. Предполагают, что на территории монастыря существовала Спасская церковь, которая в самом начале XVII столетия стала самостоятельной обителью. Ее основателем считается царь Борис Годунов.
Поскольку часть монастырской земли оказалась за иконным рядом, появилось название – Заиконоспасский. Первоначально в монастыре было два храма: как водится, каменный и деревянный. В середине XVII века по высочайшему повелению в обители был заложен новый каменный собор, средства на который дал по обету боярин Федор Волконский.
Новый этап в истории монастыря начался в 30-х годах XVII века. К этому времени столица уже остро ощущала потребность в грамотных специалистах для нужд печатного двора. Также было необходимо повышать образовательный уровень русского духовенства. И здесь же появилось первое высшее учебное заведение нашей страны, которое в XIX веке покинуло эти стены. Духовные школы были переведены в нынешний Сергиев Посад. В XX веке монастырь закрыли, здания пришли в упадок. Но в начале 90-х годов начался обратный процесс – Спасский собор вернули Церкви. До сегодняшнего дня ведется вопрос передачи зданий.
А монастырь живет своей жизнью: труд и молитва в самой близости с шумным городом. И в самом центре Москвы, в двух шагах от Кремля и Красной площади, можно почувствовать тишину, спокойствие, несуетность этого мира. Здесь бренное и вечное соединены, как прошлое и настоящее. Восстановленная монастырская колокольня действует ежедневно четыре раза в день, возвращая Москве особый голос древнего города, города священного.
Сегодня мы встречаемся с отцом Гермогеном, он эконом Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря.
– Батюшка, здравствуйте! Мы всегда рады Вас видеть во всех ипостасях. Я иногда наблюдаю, как Вы ходите по Манежной площади, по Красной площади очень быстрой, динамичной походкой.
Иеромонах Гермоген (Корчуков), эконом Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря:
– Жизнь обязывает.
– Как Вы попали вообще в Заиконоспасский монастырь, который в самом центре Москвы?
– По благословению Святейшего патриарха Алексия.
– Как Вы увидели монастырь среди такой шумной улицы?
– Я окончил семинарию и был сюда направлен. Тогда здесь было Патриаршее подворье, монастыря не было. Я был направлен в качестве чтеца. Потом со временем принял монашество, и здесь появился монастырь. Покойный наш наместник архимандрит Петр собирал монахов. Он сам был монашествующим и руководил Патриаршим подворьем. И когда уже собралось достаточное количество монахов, Святейший Патриарх Кирилл как-то приехал сюда, послужил и сказал на проповеди (у нас даже сохранилась видеозапись), что монастырь должен быть монастырем. И когда подворью присвоили монастырский статус, с его благословения здесь пошла монастырская жизнь.
– Ваше первое впечатление, тогда еще юноши, от этого места?
– Я сначала вообще не понимал, где я и что это такое. Сначала тут все по-другому было; и во дворе было по-другому: какая-то стройка велась незаконная (несколько лет бились, чтобы это преодолеть). В этих помещениях, где мы сейчас находимся, были совершенно другие организации. У нас был только храм и две-три кельи внутри самого храма (такая сложная конструкция), больше ничего не было. А сейчас уже несколько корпусов и братии много.
– Сколько братии?
– Думаю, около 30 человек. Это и те, кто на подворье, и те, кто готовится вступить. Постоянно здесь проживают около тридцати.
– У вас всё делают братья. У вас такой настоящий монастырь...
– Не только братья, есть и помощники. Мы уже подошли к тому, что братья практически везде принимают полноценное участие.
– У нас кулинарная программа. Что сегодня будем готовить?
– Поскольку лето, хочется всегда чего-то холодного, и даже на первое. Поэтому будем готовить всем известную окрошку, но с некоторыми особенностями. Наши телезрители тоже могут с успехом у себя это воплотить, особенно на даче. Это блюдо, которое не требует каких-то дополнительных усилий: как видите, у нас здесь нет никакой плитки, ничего. Только нож.
– Давайте мне задание. Мы делаем окрошку монастырскую.
– Вы крошите картошку. Особенность нашей окрошки будет в том, что вместо редиса (который не все любят, он бывает горьким) мы предлагаем использовать красную смородину. Она кислая, вместе с тем немножко сладковатая, но не горькая. Это будет новый вкус. Съемочная группа попробует и скажет, вкусно это или нет.
– Отец Гермоген, Вы упомянули отца Петра: личность нестандартная, неординарная…
– Да, скорее неординарная.
– Какую роль он сыграл в Вашей жизни?
– Ключевую, наверное. Потому что вся моя жизнь и как монаха, и как священника прошла здесь под его духовным руководством.
– Это важно – встретить такого человека?
– Я скажу так: для монаха это необходимо, потому что основа монашества – послушание, отречение от собственной воли; это один из главных монашеских обетов. Поэтому здесь без духовного руководителя невозможно. Это как раз основной момент, который необходим для монаха. Он отрекается от своей воли. И от того, кто им будет руководить, как его будут направлять, зависит (особенно на первых порах, пока он еще новоначальный) вся его дальнейшая духовная жизнь и духовное преуспеяние, следование к Царству Небесному.
– Чему Вас научил отец Петр?
– Знаете, обычно ищут старцев, каких-то особых духовных людей, всегда ищут чего-то особенного. Я могу сказать только одно: от него я слышал простые вещи, которые слышал, может быть, до этого много раз и после этого. Но важно не что сказано, а как сказано. Например, мы читаем в духовных книгах, что надо терпеть. Но когда это сопряжено с реальной ситуацией и ты слышишь из уст твоего духовного руководителя: «Терпи. Что делать? Нет иного выхода», то воспринимаешь это уже для себя. Не вообще, что надо терпеть, спасаться, смиряться, а именно для себя. И когда ты это воспринимаешь, эта заповедь входит в тебя. Она была тебе известна давно, но ты на нее смотрел как бы извне, а тут ты ее берешь внутрь. Вот это было.
– Огурцы с подворья уже?
– Нет, еще немножко рановато. Они уже на подходе, но пока еще нет.
– Мы к вам приедем, когда будете солить.
– Я вас познакомлю с келарем – отцом Иосифом, он этим занимается профессионально ежегодно...
Вы режьте огурцы, а я петрушку.
– Отец Гермоген, я знаю, что Вы еще входите в комиссию, которая помогает христианам на Ближнем Востоке. Вы не раз ездили в Сирию. Расскажите об этой Вашей деятельности.
– Видите ли, у нас монастырь вообще специфический. Это было исторически (потому что место обязывает). Здесь вести какую-то подвижническую жизнь, постническую, затворническую в принципе невозможно. А вот просветительская деятельность, миссионерская, социальная ведется; как и раньше было, Господь так и устраивает. У нас есть иеромонах, он трудится в Отделе внешнеэкономических связей. Есть те, кто в Патриархии работает. И другие послушания братия несут, они связаны как раз с такой деятельностью.
Порежьте лук, а я буду готовиться к заливке.
– Монастырь специфический, все несут еще какие-то послушания.
– Да, дополнительные послушания от Патриархии. Мне тоже Святейший Патриарх дал в определенный момент послушание – заниматься помощью сирийским людям, причем без различия конфессий это происходит. В данный момент мы собираем средства для восстановления одной из школ в Дамаске. Школа большая для мальчиков.
– А если кто-то хочет помочь, что ему надо сделать?
– Сейчас мы собираем средства. По-разному помогали: и вещи собирали, перевозили туда. Сейчас пока собираем средства, потому что для восстановления школы в Сирии мы не можем ни кирпичей собрать, ни цемента, так сказать. Можно перечислить деньги, если у кого-то есть возможность и желание. А в дальнейшем предполагается разная деятельность: это может быть и сбор вещей, или кто-то может поехать преподавателем русского языка в эту школу.
– Покрошили лук.
– Все. Теперь добавляем самое главное – красную смородину: и красиво, и оригинально. А специи и майонез добавим потом, когда уже зальем квасом.
– Монастырский квас всегда очень вкусный. Может, обойдемся без майонеза?
– Тогда соль добавим, перец и специи.
– Оригинальная окрошка у нас получилась. Мы, конечно, упустили момент, соль и специи надо было чуть пораньше добавить.
– Почему? Все равно сейчас будем все перемешивать.
– Очень красиво! У нас нет половника, но мы сейчас выключим камеру и обязательно попробуем.
– А зачем нам половник? Мы возьмем несколько ложек, позовем съемочную группу и будем, как раньше, из одной посуды...
– Спасибо Вам, что показали нам такой рецепт, что пригласили сюда. Желаем вам всяческого благополучия и надеемся, что мы еще побываем здесь, в стенах Заиконоспасского монастыря. И приглашаем всех телезрителей прийти в Заиконоспасский монастырь увидеть удивительный летний Спасский храм, побывать здесь на службах и отрешиться от суеты в самом центре Москвы.
– У нас три ближайших станции метро: «Площадь революции», «Театральная» и «Охотный ряд». Чуть подальше еще «Лубянка». То есть с любой линии из любой точки Москвы можно доехать за полчаса.
– Мимо не проходите. А мы пробуем окрошку.
Ведущая программы Юлия Стихарева
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Свет невечерний. Славобесие
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Временная выставка «Сотворение мира». Часть 1
Плод веры. Руководитель по информационному сопровождению проектов фонда «Белый ирис» Анна Кузьминых. Часть 2
Град креста. О совершении добрых дел. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!