Крест

26 сентября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Ничипорук, настоятель храма свт. Николая Чудотворца в поселке Мга. Передача из Санкт-Петербурга.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма в честь святителя Николая Чудотворца в поселке Мга протоиерей Димитрий Ничипорук.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас благословить наших телезрителей на начало программы.

 

- Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

- Спаси Господи. Наша сегодняшняя тема созвучна с наступающим праздником - "Крест".

Расскажите, пожалуйста, на какие мысли и дела подвигает нас наступающий праздник?

 

- Прежде всего, хочу всех поздравить с наступающим Праздником Воздвижением Креста Господня. Несколько дней назад мы отмечали Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В череде праздников это первый значимый в череде церковных событий. Следующий за ним - Крест Господень. Все это связано с тайной Боговоплощения, искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа, Который принес бесценную жертву на Кресте, чем дал возможность всякому верующему в Него войти в жизнь вечную.

Почитание Креста было известно с самых первых веков. Однако после завоевания палестинской территории Римской империей был разрушен Иерусалимский храм, а сама местность, где жил, проповедовал и страдал Господь, на два века выпала из церковного круга. Основная масса христиан оказалась в других местах, проповедь велась на задворках Римской империи, а Иерусалим был забыт до Миланского эдикта, заключенного императором Константином в 313 году. С этого времени христианство получило свободу для исповедования, и проснулся интерес к землям, где проповедовал Сам Христос. Была назначена экспедиция, которую возглавила мать императора Константина, по поискам Животворящего Древа Господня. Она увенчалась успехом: на месте, где находилась гробница, в которой был положен Христос, обрели три креста, и надо было определить, к которому из них прикасалось бесценное тело и кровь Христа. Мудрейший митрополит Макарий предложил приложить к древу креста женщину знатного происхождения, которая много лет страдала недугом. После того, как ее приложили к каждому из крестов, у третьего произошло чудо ее исцеления. Так определили Животворящий Крест Господень. Таким образом, Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня - единственный праздник, который не берет свое начало из евангельских событий и возник уже в IV веке.

На месте гроба Господня, там, где бы обретен Животворящий Крест,  был построен храм Воскресения Христова. На 13 сентября 335 года было назначено его освящения, а 14 сентября по юлианскому календарю было постановлено почитать Воздвижение Креста Господня. Таким образом, в этом празднике мы вспоминаем исторические события, но и сама символика Креста говорит нам о поклонении Кресту Господню как одной из величайших святынь христианской Церкви.

 

- Скажите, пожалуйста, если этот день обретения великой христианской реликвии, то почему он постный?

 

- Есть несколько церковных праздников, которые все равно несут на себе печать скорби. Например, день Усекновения Главы Иоанна Предтечи. С крестом связаны великие события, которые мы вспоминаем как страсти, или страдания Христа на кресте. В этот день неуместно заниматься какими-то увеселительными мероприятиями, которые уместны в праздники Рождества Христова или Пасхи. Поэтому это и праздничный день, и день великой скорби.

 

- Сейчас у многих людей крест ассоциируется либо исключительно с христианством, либо исключительно с кладбищем. Это символы, как мне кажется, далекие от того первоначального значения, которые имел крест для первых христиан и современников евангельской истории. Принципиально ли то, что изменилось это значение?

 

- Думаю, что кардинально и принципиально отношение к кресту поменяться не могло. Крест - это знамение христианской победы. Трудно представить, как рассуждал сатана, когда настаивал на том, чтобы Христа распяли на Кресте. Может быть, он считал, что, убив Богочеловека, он нанесет какой-то ущерб Богу. Но с тем, что он замыслил, и что произошло, крест стал знамением его бессилия. Крест для нас - знак победы Бога над сатаной. Могущество Божие не поддается логике обычных рассуждений, поэтому Господь, преодолевая смерть, воскресает. Поэтому и для первохристиан, и для всех нас крест всегда будет оставаться знаменем победы, свидетельствующим о бессилии сатаны против Бога.

Традиция ставить кресты на могилах или поклонные кресты - древняя практика, которая восходит к первым векам христианства. В Римской империи христиане не могли позволить себе ставить кресты на могилах, потому что за это убивали в буквальном смысле слова. Но на задворках Римской империи находят надгробные плиты, на которых иссечен христианский крест, относящиеся к самым ранним христианским временам. Мы знаем, что Григорий Армянин ставил кресты на могилах мучениц и учил своих последователей почитать крестное знамение.

Мы знаем церковное Предание, которое говорит, что апостол Андрей, придя на киевские холмы, водрузил там крест, и так делали многие апостолы. Это говорило о том, что в этом месте начинается проповедь Христова. Равноапостольная княгиня Ольга тоже водрузила крест на реке Великой в том месте, где три луча с неба сошлись в одной точке. Это традиция использовать крест для обозначения того, что здесь живут христиане и проповедуют о Христе. В древности многие населенные пункты ограждались крестами.

 

- Вопрос телезрительницы: Сохранилась ли бОльшая часть Животворящего креста, ведь по многим странам, епархиям, храмам разошлись его частички?

 

- К сожалению, самого Креста в его первозданном виде не осталось. Патриарх Иерусалимский говорит о том, что популярность Животворящего креста была столь велика, что он разошелся по частицам по всему свету. Основная масса христианских ценностей и святынь погибла во времена войн с Османской империей, когда пали Константинополь и Византийская империя.

Многие христианские храмы и монастыри могут сейчас засвидетельствовать, что у них есть величайшая святыня - частичка Животворящего креста. Хотя, вполне вероятно, что в Средние века были и шарлатаны. Но смущаться не надо, ведь Господь иногда даже наши намерения принимает за содеянное дело. Если мы видим, что присутствует такая святыня, надо прикладываться с молитвой и верой, и поверьте, что Господь будет воздавать ровно такую благодать, которая бы происходила из того самого источника, на который мы можем рассчитывать.

 

- Отец Димитрий, мне известно, что в Вашем храме в ближайшее время будет событие, связанное с крестом. Расскажите, пожалуйста.

 

- В нашем районном центре, в городе Кировске, на самом видном месте мы планируем водрузить крест, чтобы все проезжающие и все живущие видели его. Это знамение того, что здесь осуществляется проповедь о Христе. С учетом миграции в современном мире прихожане проявили инициативу отметить крестом город, в котором живут православные христиане, молятся, почитают святыню креста.

Мы планировали осуществить это событие в дни празднования Воздвижения Креста Господня, но, по всей видимости, это состоится 5 октября, воскресный день, в середине дня. Местные власти не препятствовали этой инициативе и даже проявляли интерес.

Добраться до Кировска достаточно просто: от станции метро Дыбенко регулярно ходят маршрутки, на которых можно доехать до места, где находится храм. От него мы будем двигаться, возможно, крестным ходом к месту водружения креста.

 

- Мне припоминается изображение Спасителя, которое я видел в интернете, где Он изображен на электрическом стуле. Это современное орудие казни воспринимается гораздо сильнее, нежели чем крест, который нами уже не воспринимается, как страшная казнь. И ведь Господь говорит нам: возьми свой крест и иди за мной. Ведь получается страшная картина.

 

- Конечно, я боюсь оскорбить чувства верующих людей, но, думаю, если бы Христа казнили на электрическом стуле, мы сейчас сказали бы: возьми свой стул и следуй за Ним. Когда крест было такое же орудие казни преступников. Но что сделало крест объектом особого почитания? Именно смерть на нем Христа, подвиг Его искупительной жертвы. С этого момента мы начинаем почитать крест как особую святыню христианского мира.

Взять крест и следовать за Господом буквально означает исполнять заповеди Божии: десять ветхозаветных, которые никто не отменял, и заповеди, оставленные Христом в Святом Евангелии, следовать тому, чему учили Его ближайшие ученики - апостолы.

Смерть на кресте была проявлением великой любви Божией. Как сказано у апостола Иоанна Богослова, Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы каждый верующий не погиб, но имел жизнь вечную. По сути, крест - это символ любви. Господь страдает на кресте, сострадая людям, и искупает грех людей. Поэтому когда мы говорим о несении креста и отвечаем на призыв Христа следовать за Ним, это означает, что мы должны сострадать людям, возлагать на себя страдание другого человека. В этом смысл христианской жизни. Жизнь не ради себя одного, своих эмоций и амбиций, а ради того, чтобы помогать ближним - это и есть настоящее несение креста.

 

- Вопрос телезрительницы: Уместно ли на могильных крестах размещать фотографии усопших?

 

- Трудно сказать: никаких особых норм и правил нет. Можно лишь сказать, что в дореволюционной России фотографий на крестах не устанавливали, это более современная традиция. Наверное, это не так принципиально. Когда мне приходилось устанавливать кресты на могилах моих родных и близких, никаких фотографий мы не размещали, только делая надпись о том, кто здесь похоронен.

 

- На Никольском кладбище Александро-Невской Лавры рядом с крестами устанавливаются фотографии почивших.

 

- Да, это хороший выход, порой хочется посмотреть на лица тех, кто здесь покоится. Раньше была традиция писать на могильных плитах слова молитв, цитаты из Священного Писания, которые говорят о том, что христианин входит в Царствие Небесное.

 

- Вопрос телезрительницы: Вначале на могиле был крест, но теперь поставили памятник. Можно ли убрать крест или его надо оставить?

 

- Это насущный вопрос в священнической практике. Когда человека погребают, ставят деревянный крест, а потом монументальный памятник, и тогда возникает вопрос: что делать с крестом. Часто кресты находишь выброшенными - это жуткая вещь. Есть традиция, когда устанавливают монументальный памятник, крест подкапывают под плиту, которая служит основанием памятника. Крест там истлевает, и это не страшно, или может храниться там длительное время. Выбрасывать крест на помойку никак нельзя - это равносильно попранию. В крайнем случае можно его сжечь.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: Зачем мы ставим свечи и читаем молитвы за усопших, если в Евангелии Господь не говорил о том, что по молитвам ближних после смерти можно попасть в рай и пройти суд Божий?

 

- Дело в том, что представление о единственном источнике в виде Священного Писания существует у протестантов. У православных христиан основополагающим является, конечно, Священное Писание, но не отвергается и Священное Предание. Священное Предание говорит о том, что надо молиться за усопших родных и близких. Это есть и ветхозаветной традиции, связанной с именем братьев Маккавеев.

Нельзя говорить, что в Евангелии об этом ничего не говорится. Вспомним первое чудо, которое сотворил Господь в Кане Галилейской с претворение воды в вино. С просьбой о помощи ко Христу обратилась Пресвятая Богородица, и Ее просьба не осталась безответной. Поэтому мы видим, что можно обращаться ко Христу и через святых, и через родных и близких, которые могут помолиться. Это действенно, другое дело, что Господь удовлетворяет молитву по нашей вере. Бывает, что человек говорит: "Вот я пощусь, молюсь, а результата не видно". Может быть, мы и не увидим результат здесь на земле, но все наши труды, молитвы и слезы сложены у Господа, и это не для нашего земного благополучия, земной беззаботной жизни. Мы молимся и постимся для жизни вечной, чтобы войти в Царство Небесное.

Когда люди ставят свечи, тем самым они приносят жертву. Горящая свеча символизирует нашу молитву. Это и пожертвование на церковь, которое, как говорит Священное Писание, может вернуться сторицей. Надо быть, как можно щедрее и по отношению к близким, и к неимущим людям. Самое главное - молиться друг за друга, в этом тоже один из принципов христианской жизни.

 

- Вопрос телезрителя из Ейска: Мои вопросы о молитве "Да воскреснет Бог". Как понимать слова "честной крест" и "радуйся, Кресте Господень"? И почему говорится "да воскреснет Бог", если Он уже воскрес?

 

- Очень хорошо, когда человек читает молитвы и задумывается над смыслом их слов. Как сказал преподобный Серафим Саровский, Господь внемлет нашему уму.

Что касается обращения ко Кресту, как к одушевленному предмету, понятно, что это символично. Надо помнить, что это было орудие искупительной жертвы, поэтому к нему такое особое отношение. Слова "Да воскреснет Бог" взяты из псалма, когда Христос еще не был воскресшим. Кроме того, в Царствии Небесном нет времени в нашем понимании, поэтому эти слова надо понимать как желание всех верующих о том, чтобы воскресение Христа произошло. Честной крест потому, что он достоин чести, которую мы ему воздаем. Поэтому молитесь без смущения.

 

- Вы советуете молиться без смущения, но у меня тоже возникали такие вопросы, и я подумал, что не случайно в молитвослове предлагается как вариант молитва "Огради мя, Господи, силою Честнаго Животворящего Креста". Думаю, это сделано специально для тех, кто может смущаться этими моментами.

 

- Как вариант - да.

 

- Вопрос телезрителя: В ближайшее время я еду на Кипр, что бы Вы посоветовали посмотреть там из православных святынь? И второй вопрос: что происходит с Ангелом-Хранителем человека после смерти?

 

- Ангел-Хранитель может сопредстоять с усопшей душой, ожидая всеобщего воскресения и второго пришествия Христа. Может предстоять в преддверии рая, а может с плачем в преддверии ада.

В отношении Кипра, хотя я не имею большого опыта зарубежных паломничеств, могу сказать о Киккском монастыре и Киккской иконе Божией Матери, сокрытой от глаз человеческих: она накрыта покрывалом, но можно к ней приложиться. Списки этой чудотворной иконы есть в наших храмах, и очень почитаем. Также там находится могила Лазаря Четверодневного. Кроме части, оккупированной турками, весь Кипр является православным. По отзывам православных паломников, это очень благодатное место.

 

- Вопрос юного телезрителя: Если сам вырезал крестик из дерева и не освятил его, считается ли он святым?

 

- Есть молитвы, направленные на то, чтобы освящать крест. Но на одном из Вселенских Соборов было постановлено почитать всякий крест. Поэтому если человек делал крест с добрым намерением, с тем, чтобы пользоваться им, как христианской святыней, думаю, сам силуэт креста сам себя освящает. Поэтому, думаю, что любой крест достоин почитания, и каждый является знамением поражения сатаны.

Может быть, кто-то из петербуржцев помнит, что когда был закрыт Иоанновский монастырь, где покоились мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского, то рядом с криптой иссекли крест, и люди приходили и лобызали его. Этот рукотворный крест сохранился до сих пор, и думаю, он освящен сам по себе.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: В чем суть жертвы Христа, почему Он Спаситель, и от чего и кого Он спасал?

 

- Символ креста Господня берет свое начало с самых первых строк Священного Писания. Мы знаем, что Адам и Ева, соблазненные змием, вкусили плоды от древа познания добра и зла. Но когда мы читаем внимательно, мы замечаем, что было и древо жизни. Скорее всего, это древо жизни является символом креста Господня.

Мы знаем, что во времена Ветхого Завета все люди - кроме праведников, которые покоились в лоне Авраамове - уходили в шеол, то есть ад. Единственное, что извело их оттуда - Воскресение Христа. Мы знаем теперь, что каждый человек, веруя во Христа, может освободиться от греха, поэтому мы называем Его Спасителем. Спаситель от греха и вечной смерти.

 

- Вопрос телезрительницы: В свое время моя мама привезла из Иерусалима крестик для моего сына. Поскольку сын был маленький, то крестик детский. Этот крестик очень дорог ему, и я хотела облить его серебром, чтобы увеличить до размеров крестика для взрослого человека. Допустимо ли это?

 

- Нет ничего плохо, если Вы украсите крест, как Вы задумали, чтобы эта святыня всегда оставалась с Вами.

 

- Прагматический вопрос о нательных крестиках: как относиться к крестикам, на которых нет изображения Спасителя, и можно ли женщинам в отдельных случаях надевать их поверх одежды?

 

- Понятно, что к кресту нельзя относиться, как к украшению. Значит, нельзя демонстрировать его в этом качестве. Если же он случайно оказался на поверхности одежды, ничего страшного в этом нет.

Надо понимать, что на первых крестах, которые стали почитаться, не было изображения Христа, но они от этого не были менее значимы. Насколько я знаю, до никоновской реформы было даже запрещено изображать на кресте Спасителя. Поэтому не стоит этим смущаться.

 

- Возможна ли радость при несении креста? Ведь это представляется скорбным подвигом, но при этом апостол заповедует непрестанно радоваться. Как это сочетать?

 

- Мать, которая видит страдания ребенка, в молитве может говорить:

- Господи, дай лучше пострадать мне, но освободи его.

Если это произойдет, то несение ее материнского креста будет для нее радостным. И это принцип, который действует во всех ситуациях, поэтому несение креста может быть радостным.

У всех нас есть свои послушания, работа, обязанности. Бывает, конечно, что кому-то работа не в радость. Но для многих это радостно, а ведь это, по сути, тоже несение креста, следование за Христом. Радоваться при этом не только возможно, но так и должно быть.

 

- Перед тем как дать заповедь о несении креста, Господь говорит, что надо отвергнуться себя, своих близких. Насколько надо это сделать?

 

- Мы должны отвергнуться от того, что мешает нам следовать за Христом, в том числе, если это делают наши родные и близкие. В этом смысле мы должны сделать выбор в пользу Христа, но это не значит, что мы должны относиться к ним с презрением. Мы должны молиться о них, пытаться объяснить. Если человек не может воспринять слова, тогда ограничиться молитвой, которая может быть более действенна.

Что касается отвержения себя, Господь не требует от нас истязания или страдания, но сострадания. Чтобы мы могли почувствовать боль другого человека, вместе с ним понести утрату. Если мы намеренно будем причинять себе страдания, это не угодно Богу. Апостол Павел говорит в Посланиях, что даже если отдам свое тело на истязание, но если не имею любви, все это будет напрасно. В христианстве на первом месте всегда стоит любовь и сострадание. Как любящее материнское сердце страдает за ребенка, просит переложить его страдания на себя из чувства любви к нему. Если человек лишен этого чувства, для него ничто не будет в радость.

 

- Вопрос телезрительницы: В молитве о детях есть слова "Господи, прикоснись к сердцам детей моих (имена) и крестников (имена)". У меня нет крестников, и я молюсь за своих внуков. Можно ли так делать?

 

- Никто не запрещает поминать внуков вместе с детьми, но надо отличать за детей по крови и детей по духу. За детей по крови Вы отвечаете и за духовное, и за светское воспитание. Что касается крестных детей, Вы будете отвечать перед Богом за их духовное воспитание: какие усилия Вы приложили к тому, чтобы они стали верующими и церковными людьми. Как Вы помогли им и их кровным родителям в том, чтобы они научились молиться, готовиться к исповеди и причастию, привилась любовь к чтению Священного Писания. В данном конкретном случае я бы поминал внуков вместе с детьми.

 

- Вопрос телезрительницы из группы ВКонтакте: Стоит ли рассматривать свою светскую работу как послушание. Если да, то каковы его границы в профессиональной сфере? Является ли покорность власти, поставленной над тобой, сама по себе крест, необходимый нам для приобретения смирения?

 

- Когда Господу принесли монету, Он ведь сказал: отдавайте кесарю кесарево, а Богу божье. На работе надо выполнять возложенные на тебя обязанности и через это нести смиренное послушание. Если человек выполняет работу, как повинность, которая в тягость, наверное, лучше найти такую, которая бы приносила радость. Ведь если человек недоволен чем-то на работе, от этого мало пользы не только ему самому, но и окружающим. Воспринимать работу, как крест, который надо безропотно тащить на себе, возможно, мука, которую нести не стоит. Надо выбрать работу по сердцу, которая бы приносила радость не только Вам, но и окружающим.

 

- Вопрос телезрителя: Когда молюсь, у меня возникает желание взять нательный крестик в руку и прижать к сердцу. Как к этому относиться?

 

- Наверное, ничего зазорного в таком желании нет. Крест, который мы носим, символ нашего христианского исповедования. В православии мы молимся на образ, как мы смотрим на икону, а не прижимаем к себе, так, наверное, и с крестом. Но если человек чувствует особую благодать, исходящую от креста, и у него появляется желание прижать его к сердцу, ничего зазорного в этом нет. Однако, если это какая-то экзальтация, эмоция, православие предостерегает от таких проявлений. К сожалению, такое допустимо в западной традиции, а у нас это граничит с состоянием прелести. В таком случает этого надо избегать.

 

- В светской среде существует представление о православии, как некой скорбной религии, и, в первую очередь, символ этой скорби  - крест.

 

- Нельзя согласиться, что это символ скорби. Ведь с одной стороны, крест - объект, связанный со страданиями Христа, но, с другой, это символ нашей победы над сатаной. Крест, наоборот, должен вселять веру.

Апостол Павел говорит: всегда радуйтесь, за все благодарите. Как люди составляют такое представление? Приходят в церковь, городские монастыри, видят монахов или как идет круг молитвы, и составляют мнение. Но ведь христиане собираются на вечерях любви, по-гречески агапэ, встречаются на праздники, и там можно петь песни, вкусно поесть, выпить красного вина.

Православие - религия, которая вселяет радость о воскресшем Христе. Зайдите в течение пятидесяти дней после Пасхи в храм и никогда не встретите скорбного лица. После молитвы, доброго дела бывает такая радость, которая переполняет сердце. Как в одной притче, когда два человека сидят в комнате, и один из них просит доказать другого, что существует ветер. Пока не выйдешь из комнаты и не почувствуешь ветра, не поймешь, что он есть. Так и здесь: почувствовать радость от церковной жизни можно, только когда ты вступишь в нее и почувствуешь. Строить же поверхностное мнение на основе каких-то внешних впечатлений просто не стоит.

 

- Существует суеверное представление, когда случайно сложившийся в виде креста объект, например ветви дерева, начинают особенно почитать. Как к этому относиться, и стоит ли искать такие крестики?

 

- Искать точно не надо. Но если это произошло, то, как говорит современный проповедник Алексей Ильич Осипов, не надо ни принимать, ни отвергать этого, но набраться терпения и молиться. Тогда со временем Господь откроет: чудо это или случайность.

 

- Время нашей передачи заканчивается. Прошу Вас на прощание сказать напутственные слова в связи с наступающим праздником Крестовоздвижения.

 

- Поздравляю всех телезрителей и хочу напомнить, что хотя крест связан с трагическими евангельскими событиями, тем не менее, это знамение нашей победы. Постараемся быть преисполненными благодарности за то, что мы причастны к этому орудию спасения человеческой жизни. Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать