Катехизация и просвещение

14 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Владимир Коваль-Зайцев, клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 14 марта 2014 г.

 

 - Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери, что у Московского вокзала в Санкт-Петербурге, иерей Владимир Коваль-Зайцев. Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

 - Господь благословит вас всех, дорогие телезрители.

 

 - Спаси Господи, батюшка. Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема - «Катехизация, просвещение, оглашение». Звоните к нам в студию в Санкт-Петербург по телефону 8(812) 677-62-44 и задавайте ваши вопросы.

Отец Владимир, в древности Великий пост был временем, в течение которого некрещеные люди усиленно готовились к принятию Таинства Крещения. Скажите, пожалуйста, как эта ситуация изменилась и поподробнее об истории.

 

 - Да, действительно, это очень замечательная церковная традиция: подготовка Великим постом людей к Крещению, самому главному Таинству, вхождению в Церковь, началу церковной жизни, второму рождению свыше. Такое событие требует очень серьезной духовной подготовки. Поэтому древняя Церковь посвятила этому достаточно длительное время, финишной прямой, если можно так выразиться, являлся Великий пост. Эта ситуация продолжалась примерно до середины V века. В разных местах мы находим следы этого - и в Западной Церкви, и в Восточной Церкви, и в Египте. Однако со временем эта традиция угасла. Связано это было с повсеместным крещением в младенческом возрасте, как пишет исследователь в этой области Павел Гаврилюк в своей монографии «История катехизации Древней Церкви». Кроме того, снизился образовательный уровень людей.

Но надо сказать, что в современной Церкви эта традиция так или иначе в разных местах возрождается. Это очень радостно. Я знаю не один случай, когда происходит  планомерная и достаточно длительная подготовка взрослых людей к Крещению, которая завершается Великим постом и Крещением в Великую Субботу. Как пишет отец Александр Шмеман, «лучшее свидетельство воскресения Христа - люди крещеные, именно в них, выходящих из крещальной купели, вся Церковь видит воскресшего Христа».

 

 - Отец Владимир, насколько я понимаю, исторически Великий пост был именно для оглашенных, верные постились только семь дней, Страстную Седмицу.

 

 - Церковь постилась вместе с готовящимися ко Крещению. Дело в том, что процесс оглашения достаточно разнообразен, интересен и имеет разные этапы. Этап, который непосредственно по времени предваряет Крещение, самый духовно напряженный. Это этап реальной духовной борьбы каждого человека, поскольку происходит серьезный выбор. В этот период обостряются силы, ему противодействующие. Церковь нашла разные способы помощи человеку в такой борьбе. Это особые молитвы, которые читаются в этот период, это запрещение на действие зла, или экзорцизм, традиционные запретительные молитвы, и пост. Пост не только готовящихся ко Крещению, но и всей Церкви, которая вместе с этими людьми, ходатайствует за них.

 

 - Отец Владимир, я знаю, что Ваш собор - это то место, в котором практика катехизации уже давно и четко отработана. Расскажите, как у Вас это происходит.

 

 - Я не могу сказать, что она отработана. Действительно, такая практика существует и достаточно широко раскрыта. Мы предлагаем желающим пройти катехизацию, она не ограничивается людьми, готовящимися ко Крещению, так сказать, катехизация постфактум. Начинается этот процесс у нас ежегодно в первое воскресенье сентября. Проходят три открытые встречи, которые объясняют суть происходящего, отвечают на самые актуальные вопросы о Церкви, вере, религиозности. По результатам этих встреч собирается огласительная группа, уже на протяжении нескольких лет количество людей в этой группе колеблется от 60 до 100 человек ежегодно. В течение времени до Пасхи еженедельно мы собираемся на встречи. Эти встречи состоят из лекционного материала, но две трети занимает живое общение, что очень важно. Общение, которое происходит у нас в малых группах, человек по 15-20, для того, чтобы каждый мог задать свой вопрос, для того, чтобы он сам, проходя этот путь, имел возможность получить необходимую духовную помощь.

 

 - Отец Владимир, а если кто-то имеет непреодолимое желание покреститься раньше Пасхи?

 

 - В нашем соборе взрослых до Пасхи не крестят, если это не какие-то экстраординарые ситуации, которые всегда были предусмотрены в Церкви. Может быть клиническое крещение, когда человеку угрожает реальная смертельная опасность. Тогда Церковь всегда отвечала на желание человека покреститься немедленным крещением. Правда, если человек оставался жить, то есть выздоравливал, что частенько бывало, то он должен был потом восполнить это.

 

 - А что касается Евхаристической практики: крещеные, которые проходят оглашение, причащаются в этот период или воздерживаются?

 

 - Это происходит по-разному. Мы предлагаем людям придерживаться того состояния, в котором они находятся. Для некрещеных это очевидная вещь: они готовятся, проходят все этапы естественным образом. Для людей крещеных это не так очевидно на первый взгляд. Однако если у людей не было практики регулярного причащения, то мы рекомендуем им воздержаться от причастия для того, чтобы они могли войти в полноту, почувствовать глубину Церкви и глубину того события, которое происходит на каждой Литургии. Для того, чтобы они не были зрителями и потребителями, что так опасно в наш век. Для тех же людей, которые уже имеют практику регулярного причастия, мы рекомендуем ее соблюдать и сохранять.

 

 - Отец Владимир, в каждом храме мы слышим ектенью об оглашенных «Оглашенные, изыдите». Как Вы считаете, насколько эта ектенья актуальна в Церкви и конкретно в Вашем соборе?

 

 - Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Я знаю, что некоторые Церкви приняли такое решение и исключили ектенью об оглашенных в связи с тем, что формально оглашаемых нет, все в младенчестве принимают Крещение. Русская Церковь пошла по другому пути, мне кажется, это было очень промыслительно. Несмотря на то, что у нас в Церкви тоже все были во младенчестве вроде бы крещены, эта ектенья читалась всегда и читается до сих пор. На мой взгляд - слава Богу, потому что это процесс какой-то мистический. То, что у нас сейчас происходит в каком-то смысле процесс возрождения этой катехизической, огласительной практики, наверное, является последствием того, что сохранялась эта ектенья.

 В нашем соборе мы эту ектенью не читаем в период, когда у нас нет оглашаемых. Мы к ней подходим не символически, а очень реалистично. Когда заканчиваются оглашения, на Пасху, эти люди перестают быть оглашаемыми, и до тех пор, пока не начнем новый огласительный цикл, мы эту ектенью исключаем. Хотя могут быть другие решения на этот счет.

 

 - Великим постом мы слышим «прошение о просвещенных». Кто такие просвещенные?

 

 - По-русски - просвещаемые, те люди, которые в буквальном смысле просвещаются светом Христовым, готовясь ко Крещению, которое имеет другое название - Святое Просвещение. Эта ектенья появляется после Крестопоклонной недели, присутствует только на Литургии Преждеосвященных Даров. Это говорит о том, что в нашей литургической практике сохранилась традиция отмечать особым образом людей, которые не просто оглашаемые, оглашаемым человек мог быть и год, и два, и три.

 

 - Спасибо, батюшка. Хочется спросить о Трисвятом. У нас несколько раз в году заменяется наше Трисвятое на «елицы во Христа крестится, во Христа облекостется». Я так понимаю, что Уставом уготовано несколько мест в году, в которые желательно совершать Крещение?

 

 - Да, конечно. Это тоже свидетельство того, что Церковь имела несколько особых дней для Крещения, для вхождения людей в Церковь. Именно тогда, когда мы слышим вместо Трисвятого «елицы во Христа креститися», это след того, что именно в этот день, в этот праздник совершалось Крещение. Почему он появляется там? Потому что тот самый крестный ход, который сейчас в Крещении редуцирован до хождения вокруг аналоя, вокруг купели, был крестный ход, вход в собрание. Сразу же, как только человек принимал Крещение, он входил в церковное собрание, собрание тех людей, которые вместе с ним постились и молились за него Богу, для того, чтобы соединиться с ними уже в полноте, в Евхаристии.

 

 - Батюшка, сейчас для многих важно, чтобы их Крещение, Крещение их ребенка было индивидуальным. Человек и священник наедине с Богом. Практика общего крещения подразумевает множество народа. Как Вы считаете, что лучше?

 

 - Я считаю, что лучше то, что церковно. В древней Церкви неслучайно эти вещи были таковы, неслучайно все происходило в Церкви. Есть замечательные исследования на этот счет, мне лично очень нравятся работы отца Николая Афанасьева, который пишет, что любое Таинство в Церкви должно совершаться Церковью и в Церкви. Поэтому лучше, чтобы Церковь присутствовала. Конечно, можно сказать, что Церковь присутствует и в виде единственного человека - священника, совершающего это Таинство. Собирались люди верующие, которые молятся, которые совершают это Таинство вместе с ним, потому что Таинство совершается Церковью.

 

 - Батюшка, сравнительно недавно было постановление Синода о том, чтобы все храмы в обязательном порядке проводили оглашение. Но большинство храмов все-таки используют оглашение в виде двух-трех бесед. Как Вы считаете, достаточно ли этого или должно быть расширение оглашения?

 

 - Я могу сказать о том, что практика может быть разной. Конечно, ответственность за то, что происходит, несет каждый предстоятель или настоятель храма, который принимает соответствующее решение, или каждый священник, который совершает это Таинство. Бывают разные ситуации, бывают разные случаи жизни. Бывает, что Крещение можно совершить сразу, если человек исповедует свою веру. Катехизация не есть формальный процесс, ее нельзя назвать школой, обучением. Неслучайно она называется особым словом - «оглашение». Как мы помним из Деяний святых апостолов, однажды Крещение совершилось буквально сразу, как только было выяснено, что человек верует, исповедует Христа Богом. Собственно, это единственное условие для Крещения. Поэтому тот, кто отвечает за этот вопрос перед Богом, принимает такое решение. Но также я могу сказать, что для большинства людей такая катехизация крайне необходима. Лично я сам, прошедши такую катехизацию когда-то в 90-е годы, с большой благодарностью к ней отношусь, потому что она помогла войти мне в Церковь достаточно полноценно.

 

Звонок телезрителя: Добрый вечер, ведущий. Добрый вечер, батюшка. Когда священник читает: «Оглашенные, главы ваши Божии преклоните», все в церкви наклоняют голову. Выходит, что все некрещеные?

 

 - Большое спасибо за вопрос. Действительно, мы часто можем наблюдать картину, что преклоняют главы. Здесь есть два объяснения. Объяснение первое - массовое объяснение: мы все до конца своей жизни, до смерти оглашаемся Словом истины, продолжаем внимать Слову Божьему, и в каком-то смысле являемся оглашаемыми. Но, на мой взгляд, это не очень удовлетворительный ответ. Скорее, причиной этого является исчезновение института оглашения. Восстановление нормальной ситуации ставит все на свои места. Это я могу сказать по тем храмам, где оглашение совершается.

 

 - В принципе, получается невежество?

 

 - Да, это такая непросвещенность. Поэтому если человек крещеный, если он участвует в Литургии сознательно, собирается причащаться, что является абсолютной нормой в Церкви, то он не оглашенный, конечно, главу не надо преклонять.

 

 - Спасибо. Отец Владимир, что бы Вы могли посоветовать тем приходам, на которых практики оглашения еще нет? С чего начать и как организовать процесс?

 

 - Не очень простой вопрос, потому что невозможно дать такой универсальный совет, который бы все сразу поставил по своим местам. Катехизация растет изнутри, это потребность Церкви. «Идите и научите все народы» - говорит Христос. С одной стороны, это призыв, с другой - потребность. Мы не можем не ответить на этот призыв. На мой взгляд, этот процесс связан с литургическим возрождением. Людям нужно почувствовать, что они не могут жить в Церкви как потребители, как те, которые приходят, чтобы получить что-то внутрь себя. А дальше все начинает происходить по Божьему произволению. Катехизаторами необязательно могут быть батюшки. Есть катехизаторские курсы, я уже не говорю о семинариях, которые готовят квалифицированные кадры. А дальше надо делиться опытом. Есть история, есть практика, которая была у древней Церкви, ее можно изучить. Есть конференции на эту тему.

 

 - Спасибо. Отец Владимир, если провести градацию того знания, которое нужно преподавать новоначальному, как бы Вы расположили основные церковные дисциплины?

 

 - Традиционно период оглашения делится на несколько этапов. Первый этап - это еще даже не оглашение, предоглашение. В этот период происходит миссионерский контакт, встреча. Собственно говоря, встреча человека со Христом, чтобы он Его увидел, увидел в другом человеке, другом христианине отблеск света Христова. На этом этапе нельзя говорить о церковных, догматических вещах, потому что они еще закрыты от человека. Второй период самый длинный, если говорить о самом периоде оглашения, но не самый длинный в жизни человека. Самым длинным может быть первый период, в нем можно блуждать всю жизнь и в конце ее встретить То, что он так давно искал. Итак, второй этап наполняется познанием Закона Божьего. Главное в нем - Писание. Мы должны читать и хорошо знать Писание. Протестанты ставят в укор нам, православным, что мы не слишком хорошо знаем Писание. Его надо читать, конечно, не все подряд, нужно смотреть в Ветхий Завет через призму Нового Завета. Самое главное, что нужно помнить на втором огласительном этапе, - это понимание того, что без Бога человек не может справиться с грехом, осознать себя греховным человеком, понять, что прощение греха дает Господь и что это происходит в Церкви, в которую можно войти, приняв Христа через Крещение. Третий этап, непосредственно предваряющий само Крещение, достаточно короткий. Это уже научение церковным символам, образам и самой вере. Основа его - Символ веры. Вся догматика - это послекрещальный период.

 

Звонок телезрительницы, Астрахань: Добрый вечер, батюшка. Добрый вечер, ведущий. Меня крестили в 60 лет, сейчас мне 64. Крестили меня без огласительной беседы, без покаяния. У батюшки на приходе мне неловко спрашивать. Получается, что Крещение не считается?

 

 - Конечно, Крещение Ваше действительно. Просто сейчас нужно восполнить то, что Вы по каким-либо причинам не получили перед Крещением. Я не знаю, какие могли быть здесь обстоятельства, это не так важно уже сейчас. Самое главное, что Вы - крещеный человек, человек в Церкви. Для вас открыто Таинство Покаяния в исповеди, Таинство научения в широком смысле слова - через проповедь, через молитву, через чтение Писания. Те вопросы, которые нас волнуют, когда мы читаем Писание, задать в личной беседе. Все возможно верующему. Главное, чтобы эта вера была.

 

 - Спасибо, батюшка. Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, уместен ли экзамен перед Крещением?

 

 - Слово «экзамен» не очень подходяще в этом разговоре. Экзамен тут принимает Господь. Наша жизнь будет таким экзаменом: как мы его сдадим, будем отвечать за это перед Богом. Тем не менее, возможны какие-то моменты обратной связи. Церковь здесь должна подходить с некоторой ответственностью к этому вопросу, нельзя формально отсидеть оглашение и при этом остаться самим собой. Тогда ничего не произойдет, будет какой-то пшик. Вера должна быть настоящей, истинной, действенной, то есть она должна как-то подтверждаться. В древней Церкви так и делали: смотрели, как живет человек. У него должно было быть свидетельство от церковных людей и от людей окружающих.

 

 - Спасибо. Батюшка, расскажите подробнее о том, как связаны знание и вера.

 

 - Непосредственно. Не знаю, насколько тут подробно получится. Формула знания веры во времени менялась. Когда-то говорили: «Верую, чтобы знать». Потом - «Знаю, чтобы веровать». Главное - их не путать между собой. Но и не стоит их разлучать, потому что через веру мы получаем определенные знание. Это знание не то же самое, что мы получаем в мире. Но через знание мы получаем что-то такое, что нам помогает нам прийти к вере. Очень разные пути бывают у людей. У кого-то одно на первом месте бывает, у кого-то другое. Я встречался и с такими, и с такими случаями в своей катехизической практике. Но вера без знания - что-то такое выхолощенное, и наоборот.

 

 - Отец Владимир, существует у нас в народе такая светская привычка: закончили школу - забыли, закончили институт - тоже, в общем-то, образование на этом заканчивается. Видите ли, Вы подобную тенденцию на своем приходе: люди, которые заканчивают катехизацию, развиваются ли далее или часто остаются на том же уровне?

 

 - Я вижу большую жажду от людей, которые закончили оглашение. Это жажда знания. Дело в том, что оглашение не является в строгом смысле слова учебой. Это совершенно уникальный процесс, в котором открываются такие глубины веры, которые может открыть только Господь. Это происходит в личном общении человека с Богом. Люди, которые оглашение ведут, играют здесь достаточно скромную, хотя очень важную роль. Все немножко меняется, когда мы говорим об образовании, в том числе и о духовном образовании. Отвечая на Ваш вопрос, я могу сказать, что такая потребность есть.

Если человек вошел в Церковь и продолжает в ней жить, то он начинает понимать, что в современном мире быть неучем просто нельзя. Как мне свидетельствовать о своей вере, как вести полемику с теми, кто заблуждается? Как только мы попробуем совершить такой шаг и вступим в такой диалог, то почувствуем, как нам не хватает основательности в этих знаниях. И тогда начинается наш поиск того, что делать с учебой.

 В нашем соборе мы решили эту проблему открытием религиозно-просветительских курсов, двухгодичных, достаточно комфортных по времени. Силами наших клириков и образованных мирян в соборе мы открыли эти курсы, они не закрыты для прихожан других храмов.

 

Вопрос телезрительницы, через группу «В контакте»: У нас в храме говорят, чтобы мы, верующие, доносили истинный свет Христовой веры до родных, друзей, соседей¸ коллег. Но если я начну всех учить, как нужно жить, сама при этом не всегда поступая по-евангельски, какой толк в этом учении? Не будет ли от этого только хуже?

 

 - Если учить, то вполне вероятно, что станет хуже. Вопрос, действительно, в точку. Но христианин при этом призван свидетельствовать, а это совсем другое дело. Не учить других жить, а свидетельствовать о той жизни, которая ему открылась во Христе. Вопрос очень точный и актуальный.

 

 Вопрос телезрительницы, через группу «В контакте»: Как прийти в Церковь, если я боюсь прийти на службу, боюсь разговаривать с батюшками, с людьми в храме? Может быть, я боюсь Бога и скрываюсь? Какие сделать шаги, чтобы перебороть робость?

 

 - Может быть, здесь послушаться Бога, Который в Писании говорит нам всем, наверное, это самое часто встречающееся словосочетание - «не бойся». Страх - не Божеское чувство. Страх, который сковывает человека, - дьявольская уловка. Для человека свойственно в определенных ситуациях испытывать робость, благоговейный страх, что не равняется ужасу, который сковывает человека не дает ему действовать. Надо постараться от этого освободиться. Господь всегда старается освободить человека от тех вещей, которые в этом мире тащат его не туда.

 

 Звонок телезрительницы: Что делать человеку, если после Крещения он не причастился? Считать ли его христианином?

 

 - Христианином мы считаем человека тогда, когда он живет по-христиански. А восполнить это все возможно. Главное - готовиться к этому, понимать, постараться разобраться, что происходит в Церкви, что он делает, как он молится, Кому он молится, Кого он исповедует.

 

 - Но телезрительница говорит, что этот человек не стал ходить далее в храм и спрашивает, как за него молиться.

 

 - За него молиться как за заблудшего, я считаю, как за человека, который имеет дар, но отставил его в сторону. Что-то ему этот дар заслонило. Та самая многоценная жемчужина, о которой говорит Евангелие, им не узнается. Поэтому он не чувствует себя получившим этот дар. Увы, к сожалению, таких очень много. Мы за них молимся как за христиан, но которые немножко потерялись.

 

 - Как можно мотивировать людей к духовному просвещению?

 

 - Мотивировка сразу вводит в психологическое пространство, а мотивировать должна вера. Если человек верит в Бога, то доверяет Ему, то есть верит Ему. Если человек доверяет Богу, то все, что Он говорит, становится для человека очень важным. А Господь говорит: «Идите и научите». Не только апостолам сказал, но всем нам. Если мы этого не делаем, получается, что мы не слушаемся Бога.

Когда мы начинаем это делать, то перед нами встают прозрачные прямые вопросы - как это делать, на основании чего это делать, что мы можем сказать, как мы можем донести до других свою веру, то есть свидетельствовать о ней. Не свидетельствовать мы не можем: если мы не будем этого делать, то пропадает дар Христов. Ведь мы в Церковь пришли не только для того, чтобы спасти самого себя.

Я на эту тему так рассуждаю: по-разному раскрывается смысл спасения на том этапе, когда мы идем в Церковь и когда мы там оказываемся. Спасение для нас за границами Церкви, мы идем, чтобы спастись. Православная традиция говорит: мы уже спасены, но еще не спасены. Не спасены мы потому, что не спасены сотни, тысячи, миллионы людей, которые этот свет не увидели. Они - наши братья и сестры. Это чувство ответственности за мир, пусть это несколько пафосно звучит, но это так.

 

- Отец Владимир, есть такое человеческое свойство как привычка. Особенно те, кто были крещены в 90-е, без оглашения, естественно, привыкли к определенному режиму хождения в храм, ставить свечи, почитать определенные иконы. Это привычное стало для них Православием. Как выйти из этого шаблона?

 

 - В духовной области привычка - дело опасное. Что такое привычка? Это помощник в обыденной жизни. Она нас спасает, помогает не затрачивать слишком много умственных усилий на какие-то обыденные дела. Но иногда привычка играет с нами злые шутки. Господь нас зовет: «Пойдем сюда». А мы по привычке едем дальше, забываем свернуть за Богом направо или налево, и промахиваемся. Поэтому в Церкви нельзя жить по привычке. Если мы не следуем за Христом, мы не исполняем главное христианское призвание, а это грех. Слава Богу, если мы этот грех увидим, покаемся и вернемся на путь истинный, который Господь нам дает.

 

 - Батюшка, смотрит сейчас человек нашу программу и вроде бы имеет желание благое и непринужденное, но не может найти выхода из той ситуации, в которой живет. Что делать, как вырваться?

 

 - Для меня всегда источником такого вдохновения на христианскую жизнь было Евангелие, Книга книг, квинтессенция нашей веры, образ не просто подражания. Если читать Евангелие постоянно, вдумчиво, не торопясь, не как беллетристику или какой-то роман, а как слова, обращенные к каждому из нас, в наше сердце, то оно обращается к каждому человеку в сердце. Отозваться на это - шаг веры. Как сказала Ольга Александровна Седокова, наш современный поэт, «поступок - это шаг по вертикали». Но вертикаль имеет два измерения - вверх и вниз, поэтому поступок можно и с отрицательной точки зрения совершить. Бездвижность - нехристианское состояние. Движение - то, что открывает нам Христос, Который говорит: «Я есмь Путь истинной жизни».

 

 - Спасибо, батюшка. Осталось буквально пара минут эфира. Прошу Вас обраться к тем телезрителям, которые пока еще не крещены, либо хотели бы получить оглашение, призвать их к этому доброму поприщу.

 

 - Дорогие телезрители. Господь наш Иисус Христос обращается к каждому из нас. Каждого из нас Он любит, стучится к каждому в сердце. Для кого-то это только начало пути, для кого-то это может быть, в хорошем смысле слова, привычное явление. И то, и другое очень ценно и для Бога является тем, что соединяет Его с человеком.

Для нас с вами очень важно отозваться на этот призыв, услышать то, что Он нам говорит. Такую встречу мы можем обрести только друг через друга, через тех, кто уже нашел Христа и готов делиться этой радостью. Радость эта великая. Сейчас, в дни Великого поста, мы готовимся к Пасхе, празднику Воскресения Христова. Это время, когда каждый из нас может опять обратиться внутрь себя, в свое сердце, посмотреть, что загораживает от нас Господа, что в нас является дурным, нехорошим, тем, что Богу противно, и отказаться от этого. Господь ищет каждого из нас. Мы можем отозваться на это.

Могу свидетельствовать по собственной жизни: ответ Богу всегда благословляется и вознаграждается очень щедро. «Не знали того очи, что уготовал Господь любящим Его».

 

 - Спаси Господи, отец Владимир. Приятно было с Вами общаться.

 

 - Спасибо. Мне тоже было очень приятно.

 

 - Дорогие друзья, я напомню вам, что сегодня у нас в гостях был клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга, иерей Владимир Коваль-Зайцев. Ведущий - Михаил Кудрявцев. Всего доброго. До новых встреч в эфире.

 

 - До свидания. Да благословит всех Господь.

 

Расшифровка текста: Наталья Локтева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать