Канон. Встреча с солистами "Белорусских Песняров" Владиславом Мисевичем и Александром Катиковым. Часть 1

23 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

В новом выпуске программы «Канон» Александр Крузе встречается с солистами легендарных «Белорусских Песняров» Владиславом Мисевичем и Александром Катиковым. Артисты расскажут о первых гастролях в США в 70-е годы, поделятся мнением о долговечности песни как жанра, отдельно остановятся на теме веры в своей жизни. И, конечно же, ВИА «Белорусские Песняры» исполнит свои знаменитые песни.

История знаменитого коллектива началась в 1969 году, когда решением совета Минской филармонии группа «Лявоны», созданная за год до этого друзьями Владимиром Мулявиным и Владиславом Мисевичем, признается вокально-инструментальным ансамблем. И через год этот ансамбль, но уже с названием «Песняры», побеждает в Москве на Всесоюзном конкурсе политической песни.

В августе 1971 года «Песняры» выступают на Международном фестивале песни в польском Сопоте, в 1973 году побеждают на Всесоюзном конкурсе советской песни, в 1976 году «Песняры» становятся первым советским вокально-инструментальным ансамблем, который гастролирует по Соединенным Штатам Америки. В том же году «Песняры» участвуют в конкурсе грамзаписи MIDEM в Каннах, где выступают исполнители, выпустившие наибольшее количество пластинок в своей стране.

Основой творчества «Песняров» был белорусский фольклор, что, в свою очередь, вызвало волну интереса к белорусской культуре и языку по всему Советскому Союзу.

В середине 1970-х годов коллектив обращается к более крупным музыкальным формам. В 1976 году появляется рок-опера на стихи Янки Купалы «Песнь о доле». В 1978 «Песняры» представляют публике оперу «Гусляр».

К сожалению, в 1980-е годы коллектив заметно сдает свои позиции в рейтингах популярной музыки. В ансамбле меняется состав. В 1998 году «Песняры» раскололись. В настоящее время существует 5 коллективов, которые исполняют репертуар классических «Песняров», а в их названии в той или иной степени присутствует название «Песняры».

В 2003 году не стало руководителя коллектива Владимира Мулявина. Но музыка «Песняров» жива по сей день. На концертах музыкантов, работавших с Владимиром Мулявиным, не бывает свободных мест. Творчеством «Песняров» продолжает интересоваться молодая публика.

– Ансамблю «Песняры» в 1970-е годы удалось побывать с гастролями в США. Экс-солист любимой Вами группы «Beatles» Джон Леннон положительно отозвался о творчестве белорусского коллектива. Скажите, на Ваш взгляд, с чем связана трудность популяризации славянской культуры и, в частности, музыки во всем мире, тогда как западная культура с легкостью господствует?

Владислав Мисевич:

– Для начала вернемся к Джону Леннону. Мы с ним чай не пили, на себя ответственность за эту информацию не берем. Но где-то просачивалась информация от одного человека, от другого, кому-то доверяешь, кому-то нет. В той же поездке в Лас-Вегас было предложение нашему продюсеру от продюсера Маккартни. Но нас не пустил «Госконцерт». Контакт был заочный. Вся проблема была в советской цензуре. Маккартни приезжал сюда, и на вопрос: «Кого Вы знаете?» он ответил: «Я MTV не смотрю, тем более ваш MTV, но я знаю «Песняров». Все рухнули сразу! Мы этому человеку верим. Леонид Борткевич, возможно, встречался с Джоном Харрисоном. Ольга Корбут (советская гимнастка, четырёхкратная олимпийская чемпионка, заслуженный мастер спорта СССР.– Ред.) с ним общалась – все вполне допустимо.

– С чем связана сложность популяризации нашего искусства? Все дело в языковом барьере?

Владислав Мисевич:

– Начнем с обстановки в Белоруссии. Мы живы, мы работаем. В наше время (может быть, и мы этому способствовали) белорусский язык набирал популярность, что и для нас было неожиданно, и для публики. Когда приезжали в Москву, толпы народа приходили со сборниками Янки Купалы – просили автограф. Им это было очень интересно, молодым людям в том числе. А сейчас только английский язык интересен. Я уж молчу про Евровидение, туда без английского языка не заходи, нет смысла.

– Но есть же наши гении – классические композиторы, которые известны во всем мире: Чайковский, Глинка, Мусоргский?

Владислав Мисевич:

– Это академическая школа. Если будет постановка оперы, то ее переведут на местный язык.

– Вы как раз использовали жанр, который был не слишком популярен в то время, — фолк-музыка.

Владислав Мисевич:

– Нас за рок-ансамбль никто не считает по сей день, лишь снисходительно ухмыляются. Когда мы ездили по Штатам, американцы назвали нашу музыку «folk - rock» в газетах «New York Times», «Washington Post», много было и других местных изданий. Они так и называли наш стиль – «folk - rock», и язык песен их абсолютно не смущал. Мало того, была интересная попытка — к репетиции перевели на английский язык нашу песню «Крик птицы». Кашепаров один раз спел, но это была баллада, и, видимо, текст в переводе что-то потерял, не очень понятно было. Нам сказали: «Не надо, ребят, пойте на своем языке». Вообще-то, никаких проблем не было. Сейчас мы понимаем, что белорусский язык не охватит весь земной шар, как бы мы ни старались.

– На Ваш взгляд есть шанс покорить мировую эстраду?

Александр Катиков:

– Я, честно говоря, из рассказов Владислава знаю точно, что официальные власти Советского Союза во многом препятствовали творческим контактам. Если на уровне Большого театра или каких-то официальных организаций контакт и был, но навязывание правил социалистической точки зрения больше навредило, чем способствовало этому общению. Влад, наверное, расскажет, что, когда они приехали на гастроли в США, продюсеры готовы были продолжить с ними контакт.

Владислав Мисевич:

– Нам предложили работать с Маккартни. Был интересный отклик на наше творчество, а у нас заканчивались гастроли. Продюсеры говорят: «Прекрасно, поехали дальше». Такой список городов предполагался, но руководство «ударило по тормозам». Алекс правильно сказал, что у нас выбили из-под ног почву, все наши надежды и перспективы, которые вдруг неожиданно для нас открылись. И такие имена! Эффект от нашей работы был бы еще более масштабный, нежели сложилось за это время, просто была подножка. Но мы ничему не удивлялись: мы были в чужой стране, жаловаться было некому, да и совершенно бессмысленно. Мы вернулись и продолжали работать дальше, как будто Америки не было. После этого мы там были много раз, но уже приехала новая волна ребят, уехавших из Союза, залы заполнялись ими. Мы уже в это время поездили по Америке и Европе, на концерты приходила только русскоязычная публика. Та американская публика, которая была у нас один раз – в 1976 году, уже была утеряна. Для них именно в тот момент это было интересно. Этот интерес не был развит ни нами, ни тем более нашими начальниками из «Госконцерта». «Госконцерт» – всесильная организация, она была неким иезуитским институтом, хотя они говорят, что иезуиты были хорошими людьми.

Александр Катиков:

Идеологическая подоплека мешала во многом, потому что отношения строились в угоду коммунистической идеологии.

Владислав Мисевич:

– Совершенно верно. Но мы иллюзий не строили. Первый звонок: «Нет, нет, домой, а там разберемся». Шанса, подобному этому, не может быть больше одного. Тут же появляются другие, тем более в США.

– «Песняры» всегда славились своей песенностью и мелодизмом. Скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, песня как жанр сейчас изживает себя? Ведь современное поколение не идет с песней по жизни, песни перестали быть объединяющими и содержательными?

Александр Катиков:

– Нельзя сказать, что песня себя изжила. Конечно, в нашем понимании песня запомнилась другой. Например, как наши родители садились за стол и пели. Это было не показное, это было от души. Помню, что у моей мамы лежал песенник. Купить сборник было дорого, и не очень-то много их было. Он был переписан от руки, и на 80 процентов там были украинские песни. Конечно, сейчас все изменилось. Сейчас избыток информации, и с ней трудно совладать. Пробиться сложно, трудно что-то необычное предложить и угодить. Во-первых, начнем с того, что человечество увеличилось в полтора раза за последние несколько десятилетий, предложений стало много, музыки и жанров стало больше, и они классифицируются. Если, скажем, академическая музыка существует по строгим правилам, то у музыки современной правил нет, они отсутствуют – лишь бы прорваться. Все сразу мечтают стать звездами. Хотят и машину, и квартиру, и летать на Гавайи отдыхать – чтобы все было. Та песня, которая была 30 лет назад, попала под жернова, её уже нет.

– Она не вернется?

Александр Катиков:

– История строится на том, что все возвращается. Наш коллега изобрел теорию спирали, по которой, может быть, она когда-то вернется. В какой форме – никто не может сказать. История повторяется, это факт. Скорее всего, она придет в изменённом виде.

Владислав Мисевич:

– Но это процесс не слишком быстрый.

Александр Катиков:

– Да. Это же история.

Звучит песня «Беловежская пуща».

– Даже «Песняры» в конце 70-80-х годов перешли от песен-шлягеров к более крупным формам, связанным, в частности, с духовной тематикой. Какое место вера занимает в жизни «Песняров»?

Александр Катиков:

– Вера — это глубоко личное чувство. Говорить о том, что в нашем ансамбле она занимает то или иное место, не совсем правильно. Это же личное, у каждого свое отношение.

Владислав Мисевич:

– Вера – не только религиозное, но более широкое понятие. Оно включает в себя религию и другие аспекты. Вера – основа нормальной цивилизации, основа жизни. Случается, что рождаются одиозные личности, которые переворачивают мир. Мы отмечаем 70-летие Победы. Вот вам пример: человек (Адольф Гитлер.– Ред.) родился и воспитывался в религиозной стране, впрочем, как и большевики, но сколько нужно после этого исправлять. Это документальные вещи, которые до нас дошли, мы это все пережили. У меня, например, католики родители. Не было бы веры, не было бы культуры в таком виде, как она есть сегодня, не было бы цивилизации. Пришло время, когда люди начинают в этом разбираться, не думают, что сейчас придут за ним и отведут куда-то в застенки. Будет так, как должно быть.

– Разговаривая о Вашем коллективе, невозможно не упомянуть о его создателе и художественном руководителе Владимире Георгиевиче Мулявине. Расскажите, каким он был человеком?

Владислав Мисевич:

– Так получилось, что в творческом плане между нами были некоторые разногласия к концу его жизни, но до этого были десятилетия совместной работы. Мы вчера ехали в поезде, и мне приснились Володя и Алик. Раз снится, значит, этот человек из твоей жизни никогда не уйдет. Талантливый человек. А какой он в быту? Как все талантливые люди: интересный, своеобразный, гениальный. Он не нуждается в таких комплиментах, за него говорят его дела, потому что мы, сидящие здесь, тоже его дело.

Звучит песня «Молитва».

 

Автор программы: Александр Крузе
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать