Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня у меня в гостях легендарный человек –композитор, поэт, певец, заслуженный артист России Вячеслав Малежик.
– Вообще когда меня называют легендарным человеком, это говорит о том, сколько мне лет, и я сразу вспоминаю количество седых волос и прожитых годков. И даже не знаю,комплимент это или нет по отношению ко мне.
– Я думаю, что в среде музыкантов стать легендой – это дорогого стоит. Спасибо, что пришли к нам.
– Да? Ну хорошо! В какой валюте будем измерять эту дороговизну моего легендарного имени?
– Оно бесценно.
– О!
Вячеслав Малежик – советский и российский эстрадный певец, поэт, композитор,заслуженный артист России. Родился в Москве в 1947 году в семье шофера и учительницы. В детстве занимался в музыкальной школе по классу баяна. В 1965 году поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Музыкальную карьеру начал в 1967 году в группе «Ребята». В 1969 году стал вокалистом и гитаристом в ансамбле «Мозаика», затем были легендарные «Веселые ребята», «Голубые гитары» и вокально-инструментальный ансамбль «Пламя». Работа в последнем коллективе дала Вячеславу первый опыт написания собственных песен. Известность ему принесла песня «Двести лет», написанная в 1982 году. Первый сольный магнитный альбом «Саквояж» вышел в 1984 году, а первый диск-гигант, записанный в фирме «Мелодия»,–в 1987-м. К тому времени уже вся страна знала имя Вячеслава Малежика и пела его песни.
В этот же период Вячеслав был ведущим популярной музыкальной программы на центральном телевидении «Шире круг». Сейчас Вячеслав Малежик по-прежнему творит, пишет песни, многие из которых исполняют его коллеги– известные артисты Ирина Понаровская, Вадим Казаченко, Ярослав Евдокимов, ансамбль «Синяя птица» и многие другие; продолжает гастролировать. Вячеслав Малежик женат, у него с супругой Татьяной двое сыновей и две внучки.
– Вячеслав, у музыкантов Вашего поколения очень яркая и насыщенная творческая жизнь. Практически все Ваши коллеги вышли из вокально-инструментальных ансамблей. В то время не было таких понятий, как проект, люди действительно занимались музыкой, любили творчество и творили, как говорится, искусство.
– Я должен Вас чуть-чуть поправить. Очень многие мои коллеги не доработали до пенсионного возраста. Они вынуждены были сойти с дистанции, поскольку работали в вокально-инструментальных ансамблях и столько личностей, наверное, на нашем олимпе не нужно было. Многие из моих коллег выживали по-разному до тех пор, пока не произошел, скажем, ренессанс понятия вокально-инструментального ансамбля. Тогда появилось очень много клонов, которые имели названия «Веселые ребята», «Синяя птица», «Поющие сердца», а работали в них те, кто успел спастись.А слово «проект», думаю, скорее понятие лингвистическое, нежели какое-то другое.
– Еще, наверное, коммерческое?
– Я думаю: кто-то подслушал, что на Западе такие вещи называют проектами(как звуковую дорожку –треком), и начал это усиленно внедрять в наши мозги.Все это как-то постепенно стало частью нашего языка, и сейчас слово «проект» не вызывает отторжения. Участники группы «Веселые ребята» (в которую я пришел в 1973 году)были не только музыканты, здорово игравшие на музыкальных инструментах, но и довольно симпатичные парни. И девушки, естественно, с большим желанием шли покупать билеты, чтобы посмотреть на тех парней, которые поют «Люди встречаются» и остальные шлягеры того времени.Это был, как сейчас говорят, бойз-бенд, и мне думается, что Павел Яковлевич Слободкин опередил время.
– А как Вы попали в «Веселые ребята»? Все-таки у Вас не было даже музыкального образования, только музыкальная школа. Ведь группа «Веселые ребята» была большой величиной в Советском Союзе.
– Дело в том, что то искусство, которое нынче принято называть поп, роком, вокально-инструментальным жанром, тогда было в начальной стадии и ему еще нигде не учили.Более того, если бы кто-то занялся рок-н-роллом или джазом в стенах Гнесинского института или консерватории, то мог получить нагоняй, вплоть до того, что его могли из этого учреждения попросить. Честно говоря, музыка, называвшаяся тогда бит-музыкой(потом она стала называться рок-музыкой), предусматривала, что ею занимаются люди, которые, помимо того что могли играть на инструментах и петь, должны были еще смастерить какую-то аппаратуру, позволявшую все эти инструменты слышать.Поэтому иногда студенты, умевшие что-то мастерить, подсоединить усилитель «Кинап» (он был предназначен для озвучивания фильмов в кинотеатрах), для того чтобы в него можно было включить бас-гитару и гитару,были в более привилегированном положении.
Мало того, в то время электрическую гитару приобрести тоже было довольно сложно. Нона нашу радость (я имею в виду моих сверстников), журнал «Знание – сила» напечатал статью, как сделать гитару, где было рассказано, как рассчитать гриф, какие струны нужно натянуть. Самое интересное, что нужна была бас-гитара, а басовых струн не продавалось, их просто невозможно было купить.
– И как Вы выкручивались?
– Кстати, звукосниматели, которые были на тех электрических гитарах, зачастую тоже были самодельными. Катушки индуктивности, необходимые для того, чтобы со струн снимался звук, изготавливались из деталей телефонов-автоматов. Именно поэтому в конце 60-х годов, когда все начали интенсивно делать эти гитары, в Москве было много поломанных телефонов-автоматов. Когда нужно было дозвониться, порой было трудно найти работающий аппарат.
– Раньше было рвение, а сейчас все есть.
– Ну да. А басовые струны «выгрызались»в школе из рояля и привязывались на гитару.
– Это настоящий вандализм: телефоны ломались, рояли ломались.
– Причем бывали смешные ситуации, когда вроде бы гитара сделана и оставалось только натянуть басовые струны. Ты представляешь, как надо натянуть струну, чтобы она дала нижнюю ноту ми? Бывало, что гриф не выдерживал и складывался либо просто ломался. В общем, эти приключения были довольно забавными. Но удовольствия, когда гитара начинала вдруг играть, было значительно больше, чем сейчас у моего сына от того, что я купил ему какой-то готовый инструмент приличной фирмы за серьезные деньги.
– Вячеслав, свое творчество Вы сами называете «экологически чистым». Я полагаю, тут дело не только в отсутствии компьютерных обработок.
– Это я, наверное, кокетничал.
– Почему все-таки «экологически чистым»? Видимо, в этом какая-то глубина?
– Оттого что от него с утра голова не болит. Хотя я по-прежнему уверен в том, что выходящий на сцену артист должен обладать определенным энергетическим зарядом и какими-то актерскими данными, для того чтобы все это делать.
– Харизма? У актеров это называется так.
– Да, назовем это харизмой.
– Раз Ваше творчество «экологически чистое» и от него не болит голова, не могли бы Вы нам подарить какую-нибудь песню?
– А когда будут показывать передачу?
– Нас и утром,и ночью показывают, чтобы у людей никогда не болела голова. У Вас есть замечательная песня «Счастье». Давайте о счастье споем зрителям.
(Звучит песня «Счастье»)
– Я сейчас пел и думал о следующем. Мне вспомнилось одно интервью, в котором была такая фраза, что если тебя пригласили выступить, условно говоря, в тюрьму, то надо петь не про тюремную жизнь, а о любви. И, выступая где-нибудь для врачей, не петь о том, как сделать операцию и вырезать аппендицит. И вспомнил еще о том, что один из самых страшных грехов– уныние, поэтому не будем петь уныло.
– Не будем унывать. Я думаю, что тепло уже полилось от экранов.
– Да, и какую-нибудь веселуху мы тоже дадим. Я живу в миру, но церковная жизнь мимо меня не проходит. Я дружил со священником – отцом Олегом (Стеняевым), пока он не уехал в длительную командировку. Я часто к батюшке приезжал, он тогда служил в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Между службами мы (и еще несколько коллег батюшки) уединялись – и я пел им песни.
Однажды отец Олег мне предлагает: «Давай съездим в женский монастырь, попоем песни». Я говорю: «Батюшка, как же? Я мирской человек. Женщины, которые находятся в женском монастыре, от таких, как я, спрятались. Я пою о мирской любви, о любви мужчины к женщине. И я могу приехать в качестве соблазнителя. Если Вы берете грех на себя, то поехали. Мне очень хотелось бы сделать приятное, если можно так сказать, для монахинь». Мы два раза назначали поездку, и два раза она срывалась.
– Видимо, Богу не угодно было.
– Видимо, да. Самое интересное, что батюшка дал мне слово, что мы съездим. И позже он говорит: «Хорошо, наверное, нам не судьба съездить в женский монастырь, тогда поедем на Крутицкое подворье, споем для мужчин-монахов». Тогда мы доехали – и я там попел песни.
– Господь Бог наделил Вас даром сочинительства, Вы очень плодотворный автор, в Вашем арсенале около тридцати альбомов. В одном из интервью Владимир Семенович Высоцкий сказал, что если поставить на одну чашу весов всю его актерскую деятельность, работу в театре и кино, а на другую – сочинение песен, то вторая с огромным отрывом перевесит. Расскажите, как рождаются песни на Вашей творческой кухне. Тяжело ли они даются?
– Когда на концертах мне задают такой вопрос, я всегда отшучиваюсь и говорю, что есть такой анекдот. На уроке английского языка учительница спрашивает: «Коля, как по-английски плавать?» Мальчик отвечает: «Так же, как и по-русски.Разделся – и в воду!» На самом деле я начал сочинять не оттого, что у меня был позыв души, а оттого, что я стал поклонником ансамбля TheBeatles. Ребята пели песни, которые сами сочиняли.
– Как говорят, мы во всем виним TheBeatles.
– Слово «виним», наверное, не совсем точное.
– Игорь Саруханов предложил на них в суд подать, потому что они во всем виноваты.
– Я бы,наоборот, спел им осанну, поскольку они дали мне возможность заниматься любимым делом, заработать деньги, посмотреть мир и видеть, что мой труд приносит удовольствие. Так вот, ориентируясь на TheBeatles, я начал сочинять песни. На первых порах мне это не доставляло удовольствия, а потом стало определенной потребностью. Как иногда пишут в газетах: «И песня позвала в дорогу», и после этой дороги появилось какое-то новое сочинение. Я не знаю, наверное, в душе накапливается какой-то материал, отклик на какие-то события, тогда все и происходит. Причем в последние годы я очень часто прислушиваюсь к каким-то знакам, которые звоночками звучат у меня в душе. Например, в прошлом году я решил записать песню, которая была написана мной и моими друзьями, с которыми я начинал самодеятельность в Московском институте железнодорожного транспорта, где мы базировались, и я спел эти песни. Наверное, это время собирать камни для меня, когда надо подводить итоги и, пока есть силы, оставлять и записывать эти песни.
На самом деле я себя не насилую. Помимо песен, я еще сочиняю книжки, и когда меня не тянет к столу, то я особо не переживаю. Во всяком случае, фраза «ни дня без строчки»не про меня. Я могу в один день написать три песни, а потом недели три безмолвствовать и ничего не делать. Признаюсь, мне нравится этот момент сочинительства и песнопения на гитаре. И когда меня спрашивают, как я делаю зарядку, то для меня зарядка – это не хватание гантелей или всяческие растяжки тела, я беру гитару и начинаю петь. Наверное, во время пения происходит мощное дыхание.
– Кровь по телу бегает?
– Нет, ты начинаешь дышать, приводишь весь организм в номинальное состояние и от этого просыпаешься. Иногда утром открываешь глаза и видишь наше сумрачное небо… Становится как-то грустно, и приходится самого себя приводить в надлежащее состояние. Я понимаю, что я, скажем так, коренной конь в своей семье, что на меня равняются и что я должен не только себя держать в оптимальном состоянии, но и давать энергию другим и не позволять им распускать нюни.
– А что послужило стимулом к созданию книг? У Вас, по-моему, недавно вышли книги? И уже не одна. Сколько у Вас сейчас изданных книг?
– Штук пять, одна из них детская. Дело в том, что сначала меня подбили собрать все мои стихи и песни и выпустить. Я так понимаю, что издатели исходили из того, что известное им я и что волей-неволей затраты будут окуплены и даже можно будет еще немного заработать. Но когда я формировал свою первую книгу под названием «Понять, простить, принять», то…
– Это ведь слова из песни «Мозаика»?
– Да. Я эту книжку делал с основной мыслью – пройтись по своей биографии, причем надеясь на то, что мои поклонники будут относиться к ней с определенной долей терпимости. Я даже свои первые стихи, в значительной степени графоманские, сейчас не переделывал. Когда я был в «Веселых ребятах», работал в «Голубых гитарах»,то не пополнил свой золотой запас никакими песнями.Что-то писал, но потом, как Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», так и я с ненавистью все это забыл, потому что очень хотел тогда прорваться, услышать свои песни на телевидении и радио.Но,наверное, это не соответствовало нормам, которые телевидение предъявляло к песням, и моим собственным эстетическим нормам тоже. Я все это забыл и начал снова, с чистого листа. Когда я писал такие эссе про те времена, когда безмолвствовал, мне понравилось, что у меня получается складно излагать свои мысли не в поэтическом, а в прозаическом жанре. И я подумал, что у меня естьочень много смешных и поучительных историй, будет жалко, если они уйдут вместе со мной, и я решил написать эти книжки.
– А в детской книжке какие-то художественные рассказы или стишки?
– С детской книжной получилось так. Когда я выпустил книги в редакции «Аргументы недели», мне предложили написать детскую книжку, услышав,что я записал пластинку детских песен, которые были написаны мной для моих детей, внуков и которые моя жена не позволила выпустить в виде CD. Она сказала, что я должен из этого сделать мультфильм, но мультфильм у меня не получилось сделать. Думаю, что, наверное, приложив усилия, я смог бы найти денег для того, чтобы этот мультфильм снять, но что с ним делать потом –я не очень хорошо понимал.
– Тот же Пол Маккартни выпускал мультфильм.
– Ну, сравнил. Пол Маккартни миллиардер, а я сейчас зарабатываю на то, чтобы прокормить свою семью. Но у меня тоже есть какие-то люди, которые сами брали мои песни. Сейчас мой товарищ нарисовал мультфильм на песню «Ангел». Он попросил записать эту песню, что я и сделал.
(Звучит песня «Мой ангел»)
Продолжение следует.
Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Людмила Моисеева
В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!