Канон. Заслуженный артист России Вячеслав Малежик. Часть 1

13 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске программы «Канон» Александр Крузе встретится с легендой отечественной эстрады, заслуженным артистом России - Вячеславом Малежиком. Вячеслав расскажет о своем музыкальном становлении, об «экологически чистых» песнях, о новых литературных работах и о даре сочинительства, который был послан Богом. В студии Вячеслав исполнит две песни.

– Сегодня у меня в гостях легендарный человек –композитор, поэт, певец, заслуженный артист России Вячеслав Малежик.

– Вообще когда меня называют легендарным человеком, это говорит о том, сколько мне лет, и я сразу вспоминаю количество седых волос и прожитых годков. И даже не знаю,комплимент это или нет по отношению ко мне.

– Я думаю, что в среде музыкантов стать легендой – это дорогого стоит. Спасибо, что пришли к нам.

– Да? Ну хорошо! В какой валюте будем измерять эту дороговизну моего легендарного имени?

– Оно бесценно.

– О!

Вячеслав Малежик – советский и российский эстрадный певец, поэт, композитор,заслуженный артист России. Родился в Москве в 1947 году в семье шофера и учительницы. В детстве занимался в музыкальной школе по классу баяна. В 1965 году поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Музыкальную карьеру начал в 1967 году в группе «Ребята». В 1969 году стал вокалистом и гитаристом в ансамбле «Мозаика», затем были легендарные «Веселые ребята», «Голубые гитары» и вокально-инструментальный ансамбль «Пламя». Работа в последнем коллективе дала Вячеславу первый опыт написания собственных песен. Известность ему принесла песня «Двести лет», написанная в 1982 году. Первый сольный магнитный альбом «Саквояж» вышел в 1984 году, а первый диск-гигант, записанный в фирме «Мелодия»,–в 1987-м. К тому времени уже вся страна знала имя Вячеслава Малежика и пела его песни.
В этот же период Вячеслав был ведущим популярной музыкальной программы на центральном телевидении «Шире круг». Сейчас Вячеслав Малежик по-прежнему творит, пишет песни, многие из которых исполняют его коллеги– известные артисты Ирина Понаровская, Вадим Казаченко, Ярослав Евдокимов, ансамбль «Синяя птица» и многие другие; продолжает гастролировать. Вячеслав Малежик женат, у него с супругой Татьяной двое сыновей и две внучки.

– Вячеслав, у музыкантов Вашего поколения очень яркая и насыщенная творческая жизнь. Практически все Ваши коллеги вышли из вокально-инструментальных ансамблей. В то время не было таких понятий, как проект, люди действительно занимались музыкой, любили творчество и творили, как говорится, искусство.

– Я должен Вас чуть-чуть поправить. Очень многие мои коллеги не доработали до пенсионного возраста. Они вынуждены были сойти с дистанции, поскольку работали в вокально-инструментальных ансамблях и столько личностей, наверное, на нашем олимпе не нужно было. Многие из моих коллег выживали по-разному до тех пор, пока не произошел, скажем, ренессанс понятия вокально-инструментального ансамбля. Тогда появилось очень много клонов, которые имели названия «Веселые ребята», «Синяя птица», «Поющие сердца», а работали в них те, кто успел спастись.А слово «проект», думаю, скорее понятие лингвистическое, нежели какое-то другое.

– Еще, наверное, коммерческое?

– Я думаю: кто-то подслушал, что на Западе такие вещи называют проектами(как звуковую дорожку –треком), и начал это усиленно внедрять в наши мозги.Все это как-то постепенно стало частью нашего языка, и сейчас слово «проект» не вызывает отторжения. Участники группы «Веселые ребята» (в которую я пришел в 1973 году)были не только музыканты, здорово игравшие на музыкальных инструментах, но и довольно симпатичные парни. И девушки, естественно, с большим желанием шли покупать билеты, чтобы посмотреть на тех парней, которые поют «Люди встречаются» и остальные шлягеры того времени.Это был, как сейчас говорят, бойз-бенд, и мне думается, что Павел Яковлевич Слободкин опередил время.

– А как Вы попали в «Веселые ребята»? Все-таки у Вас не было даже музыкального образования, только музыкальная школа. Ведь группа «Веселые ребята» была большой величиной в Советском Союзе.

– Дело в том, что то искусство, которое нынче принято называть поп, роком, вокально-инструментальным жанром, тогда было в начальной стадии и ему еще нигде не учили.Более того, если бы кто-то занялся рок-н-роллом или джазом в стенах Гнесинского института или консерватории, то мог получить нагоняй, вплоть до того, что его могли из этого учреждения попросить. Честно говоря, музыка, называвшаяся тогда бит-музыкой(потом она стала называться рок-музыкой), предусматривала, что ею занимаются люди, которые, помимо того что могли играть на инструментах и петь, должны были еще смастерить какую-то аппаратуру, позволявшую все эти инструменты слышать.Поэтому иногда студенты, умевшие что-то мастерить, подсоединить усилитель «Кинап» (он был предназначен для озвучивания фильмов в кинотеатрах), для того чтобы в него можно было включить бас-гитару и гитару,были в более привилегированном положении.

Мало того, в то время электрическую гитару приобрести тоже было довольно сложно. Нона нашу радость (я имею в виду моих сверстников), журнал «Знание – сила» напечатал статью, как сделать гитару, где было рассказано, как рассчитать гриф, какие струны нужно натянуть. Самое интересное, что нужна была бас-гитара, а басовых струн не продавалось, их просто невозможно было купить.

– И как Вы выкручивались?

– Кстати, звукосниматели, которые были на тех электрических гитарах, зачастую тоже были самодельными. Катушки индуктивности, необходимые для того, чтобы со струн снимался звук, изготавливались из деталей телефонов-автоматов. Именно поэтому в конце 60-х годов, когда все начали интенсивно делать эти гитары, в Москве было много поломанных телефонов-автоматов. Когда нужно было дозвониться, порой было трудно найти работающий аппарат.

– Раньше было рвение, а сейчас все есть.

– Ну да. А басовые струны «выгрызались»в школе из рояля и привязывались на гитару.

– Это настоящий вандализм: телефоны ломались, рояли ломались.

– Причем бывали смешные ситуации, когда вроде бы гитара сделана и оставалось только натянуть басовые струны. Ты представляешь, как надо натянуть струну, чтобы она дала нижнюю ноту ми? Бывало, что гриф не выдерживал и складывался либо просто ломался. В общем, эти приключения были довольно забавными. Но удовольствия, когда гитара начинала вдруг играть, было значительно больше, чем сейчас у моего сына от того, что я купил ему какой-то готовый инструмент приличной фирмы за серьезные деньги.

– Вячеслав, свое творчество Вы сами называете «экологически чистым». Я полагаю, тут дело не только в отсутствии компьютерных обработок.

– Это я, наверное, кокетничал.

– Почему все-таки «экологически чистым»? Видимо, в этом какая-то глубина?

– Оттого что от него с утра голова не болит. Хотя я по-прежнему уверен в том, что выходящий на сцену артист должен обладать определенным энергетическим зарядом и какими-то актерскими данными, для того чтобы все это делать.

– Харизма? У актеров это называется так.

– Да, назовем это харизмой.

– Раз Ваше творчество «экологически чистое» и от него не болит голова, не могли бы Вы нам подарить какую-нибудь песню?

– А когда будут показывать передачу?

– Нас и утром,и ночью показывают, чтобы у людей никогда не болела голова. У Вас есть замечательная песня «Счастье». Давайте о счастье споем зрителям.

(Звучит песня «Счастье»)

– Я сейчас пел и думал о следующем. Мне вспомнилось одно интервью, в котором была такая фраза, что если тебя пригласили выступить, условно говоря, в тюрьму, то надо петь не про тюремную жизнь, а о любви. И, выступая где-нибудь для врачей, не петь о том, как сделать операцию и вырезать аппендицит. И вспомнил еще о том, что один из самых страшных грехов– уныние, поэтому не будем петь уныло.

– Не будем унывать. Я думаю, что тепло уже полилось от экранов.

– Да, и какую-нибудь веселуху мы тоже дадим. Я живу в миру, но церковная жизнь мимо меня не проходит. Я дружил со священником – отцом Олегом (Стеняевым), пока он не уехал в длительную командировку. Я часто к батюшке приезжал, он тогда служил в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Между службами мы (и еще несколько коллег батюшки) уединялись – и я пел им песни.

Однажды отец Олег мне предлагает: «Давай съездим в женский монастырь, попоем песни». Я говорю: «Батюшка, как же? Я мирской человек. Женщины, которые находятся в женском монастыре, от таких, как я, спрятались. Я пою о мирской любви, о любви мужчины к женщине. И я могу приехать в качестве соблазнителя. Если Вы берете грех на себя, то поехали. Мне очень хотелось бы сделать приятное, если можно так сказать, для монахинь». Мы два раза назначали поездку, и два раза она срывалась.

– Видимо, Богу не угодно было.

– Видимо, да. Самое интересное, что батюшка дал мне слово, что мы съездим. И позже он говорит: «Хорошо, наверное, нам не судьба съездить в женский монастырь, тогда поедем на Крутицкое подворье, споем для мужчин-монахов». Тогда мы доехали – и я там попел песни.

– Господь Бог наделил Вас даром сочинительства, Вы очень плодотворный автор, в Вашем арсенале около тридцати альбомов. В одном из интервью Владимир Семенович Высоцкий сказал, что если поставить на одну чашу весов всю его актерскую деятельность, работу в театре и кино, а на другую – сочинение песен, то вторая с огромным отрывом перевесит. Расскажите, как рождаются песни на Вашей творческой кухне. Тяжело ли они даются?

– Когда на концертах мне задают такой вопрос, я всегда отшучиваюсь и говорю, что есть такой анекдот. На уроке английского языка учительница спрашивает: «Коля, как по-английски плавать?» Мальчик отвечает: «Так же, как и по-русски.Разделся – и в воду!» На самом деле я начал сочинять не оттого, что у меня был позыв души, а оттого, что я стал поклонником ансамбля TheBeatles. Ребята пели песни, которые сами сочиняли.

– Как говорят, мы во всем виним TheBeatles.

– Слово «виним», наверное, не совсем точное.

– Игорь Саруханов предложил на них в суд подать, потому что они во всем виноваты.

– Я бы,наоборот, спел им осанну, поскольку они дали мне возможность заниматься любимым делом, заработать деньги, посмотреть мир и видеть, что мой труд приносит удовольствие. Так вот, ориентируясь на TheBeatles, я начал сочинять песни. На первых порах мне это не доставляло удовольствия, а потом стало определенной потребностью. Как иногда пишут в газетах: «И песня позвала в дорогу», и после этой дороги появилось какое-то новое сочинение. Я не знаю, наверное, в душе накапливается какой-то материал, отклик на какие-то события, тогда все и происходит. Причем в последние годы я очень часто прислушиваюсь к каким-то знакам, которые звоночками звучат у меня в душе. Например, в прошлом году я решил записать песню, которая была написана мной и моими друзьями, с которыми я начинал самодеятельность в Московском институте железнодорожного транспорта, где мы базировались, и я спел эти песни. Наверное, это время собирать камни для меня, когда надо подводить итоги и, пока есть силы, оставлять и записывать эти песни.

На самом деле я себя не насилую. Помимо песен, я еще сочиняю книжки, и когда меня не тянет к столу, то я особо не переживаю. Во всяком случае, фраза «ни дня без строчки»не про меня. Я могу в один день написать три песни, а потом недели три безмолвствовать и ничего не делать. Признаюсь, мне нравится этот момент сочинительства и песнопения на гитаре. И когда меня спрашивают, как я делаю зарядку, то для меня зарядка – это не хватание гантелей или всяческие растяжки тела, я беру гитару и начинаю петь. Наверное, во время пения происходит мощное дыхание.

– Кровь по телу бегает?

– Нет, ты начинаешь дышать, приводишь весь организм в номинальное состояние и от этого просыпаешься. Иногда утром открываешь глаза и видишь наше сумрачное небо… Становится как-то грустно, и приходится самого себя приводить в надлежащее состояние. Я понимаю, что я, скажем так, коренной конь в своей семье, что на меня равняются и что я должен не только себя держать в оптимальном состоянии, но и давать энергию другим и не позволять им распускать нюни.

– А что послужило стимулом к созданию книг? У Вас, по-моему, недавно вышли книги? И уже не одна. Сколько у Вас сейчас изданных книг?

– Штук пять, одна из них детская. Дело в том, что сначала меня подбили собрать все мои стихи и песни и выпустить. Я так понимаю, что издатели исходили из того, что известное им я и что волей-неволей затраты будут окуплены и даже можно будет еще немного заработать. Но когда я формировал свою первую книгу под названием «Понять, простить, принять», то…

– Это ведь слова из песни «Мозаика»?

– Да. Я эту книжку делал с основной мыслью – пройтись по своей биографии, причем надеясь на то, что мои поклонники будут относиться к ней с определенной долей терпимости. Я даже свои первые стихи, в значительной степени графоманские, сейчас не переделывал. Когда я был в «Веселых ребятах», работал в «Голубых гитарах»,то не пополнил свой золотой запас никакими песнями.Что-то писал, но потом, как Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», так и я с ненавистью все это забыл, потому что очень хотел тогда прорваться, услышать свои песни на телевидении и радио.Но,наверное, это не соответствовало нормам, которые телевидение предъявляло к песням, и моим собственным эстетическим нормам тоже. Я все это забыл и начал снова, с чистого листа. Когда я писал такие эссе про те времена, когда безмолвствовал, мне понравилось, что у меня получается складно излагать свои мысли не в поэтическом, а в прозаическом жанре. И я подумал, что у меня естьочень много смешных и поучительных историй, будет жалко, если они уйдут вместе со мной, и я решил написать эти книжки.

– А в детской книжке какие-то художественные рассказы или стишки?

– С детской книжной получилось так. Когда я выпустил книги в редакции «Аргументы недели», мне предложили написать детскую книжку, услышав,что я записал пластинку детских песен, которые были написаны мной для моих детей, внуков и которые моя жена не позволила выпустить в виде CD. Она сказала, что я должен из этого сделать мультфильм, но мультфильм у меня не получилось сделать. Думаю, что, наверное, приложив усилия, я смог бы найти денег для того, чтобы этот мультфильм снять, но что с ним делать потом –я не очень хорошо понимал.

– Тот же Пол Маккартни выпускал мультфильм.

– Ну, сравнил. Пол Маккартни миллиардер, а я сейчас зарабатываю на то, чтобы прокормить свою семью. Но у меня тоже есть какие-то люди, которые сами брали мои песни. Сейчас мой товарищ нарисовал мультфильм на песню «Ангел». Он попросил записать эту песню, что я и сделал.

(Звучит песня «Мой ангел»)

Продолжение следует.

 

Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать