Канон. Заслуженный артист России Игорь Саруханов. Часть 1

25 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

В новом выпуске программы «Канон» – известный музыкант, певец и композитор, заслуженный артист России Игорь Саруханов. Игорь расскажет о своем детстве, о своих дочках и о восприятии семьи как о самом дорогом в жизни. Певец поделится, как создает свои песни, и расскажет, как в его жизнь пришла вера в Господа. В исполнении Игоря Саруханова зрители услышат любимые шлягеры «Дорогие мои старики» и «Бухта радости».

– Сегодня у меня в гостях известный исполнитель, певец, композитор, поэт, человек, чьи песни непременно приводят всех слушателей в «бухту радости», заслуженный артист России Игорь Саруханов. Родился в Самарканде в 1956 г. Спустя четыре года семья Сарухановых переехала в Москву. С раннего возраста Игорь увлекался музыкой, играл на гитаре и пел в школьном ансамбле. Службу в армии Игорь Саруханов проходил в Москве, в ансамбле песни и пляски ордена Ленина Московского военного округа. После армии Игорь работал в знаменитом ансамбле «Синяя птица», а затем в легендарном коллективе Стаса Намина «Цветы». В 1981 г. Саруханов становится одним из создателей группы «Круг». С 1985 г. Игорь Саруханов выступает как сольный исполнитель. В его творческом багаже более 300 песен собственного сочинения, искренность, доброта и любовь к жизни которых находит отклик в сердцах миллионов почитателей его таланта. Игорь женат и воспитывает двух дочерей.

Игорь, Вы известный, успешный музыкант, но в молодости Вы получили техническое образование.

– Неполное. Я учился по наставлению отца всего 1 год.

– Ваши родители были против творческой карьеры?

– Они просто не понимали этого. Тогда было принято, что родители должны помогать, поэтому отцу было ближе это делать из своей области. А музыкантов у нас не было, так что это было сложно. У них был страх эстрады. Не то, чтобы они не любили музыку, нет! У моей мамы было два образования: филологическое и музыкальное. Просто они больше всего боялись, что не смогут помочь. Менталитет такой был, что детям надо помогать, продвигать их, но я сам пошел в эту область и продвигал себя.

– Но музыкой Вы «болели» с детства? Вы играли в ансамбле в школе.

– В школу меня отвели в 10 лет, и там мне привилась любовь к музыке. Где-то уже в 15 лет я не представлял себя без гитары. Потом была группа в школе. Естественно, было повышенное внимание девушек. А что еще нам надо было? Так все пошло-поехало. Потом группа «Битлз», и я во всем «виню» их. Вчера мы шутили с Алексеем Чумаковым, что надо подать на «Битлз» в суд за то, что они виновны во всем.

– Таких людей много будет – подпишемся все.

– Весь мир подпишется, потому что это было потрясающе. Тем более их можно было услышать не везде. Все где-то их подслушивали, записывали на свои магнитофоны, слушали «Голос Америки» из Вашингтона – росли на этом. Потом пошли диски, «пласты», джинсы. Обменивались – и выросли вот в таких музыкантов.

– Но, несмотря на то что родители были за техническое образование, папа Вас отмазывал и в школе?

– Он отмазывал в школе, потому что ему выговаривали, что я в неурочное время занимаюсь заработком. Тогда нельзя было зарабатывать: я же был комсомольцем. А тут где-то в каком-то кафе человек зарабатывает деньги – так не должно было быть. Отец им отвечал: «Вот у вас проходят мероприятия в школе, Игорь выступает. Вы ему платите за это?» Они возмущались, что, конечно, нет. А он говорил: «А вы знаете, сколько стоит гитара?» И вот он объяснял женщине – при этом мама-то работала в параллельной школе, – что у нее зарплата 120 рублей, а гитара в магазине стоит 250 рублей, струны стоят 14-15 рублей. И он допытывался: «Вы ему даете такие деньги, у вас есть такая возможность? А откуда их взять? Он же играет на них». А там еще бас-гитара, барабаны и т.д. Они после этого умолкли, успокоились. Видимо, им стало страшно за что-то.

– Но все-таки музыкальное образование Вы получили?

– Да. Я окончил музыкальную школу по классу гитары. Все остальное я получил, как говорится, «в поле», в группе Стаса Намина. Всему там научился, а после этого со своими друзьями создал группу «Круг». Опыта тогда уже было достаточно. Совсем недавно я все-таки получил высшее образование, окончив Институт современного искусства.

– Поздравляю Вас!

– Спасибо! Стал молодым специалистом. Я закончил вокальное отделение у Марии Владимировны Полтевой. Огромное спасибо ей! «В поле», конечно, все просто: ты стоишь на сцене и можешь из 100 концертов 50 концертов репетировать, причем репетировать прямо на публике – это потрясающе! Это великолепный опыт и, с моей точки зрения, правильный.

– Игорь, 24 января этого года Вы стали папой. Я от всего сердца Вас поздравляю!

– Да, я во второй раз стал папой. Спасибо огромное! Девочке уже 5 месяцев.

– Я Вас, как никто другой понимаю, потому что в начале лета я тоже стал папой.

– Поздравляю! Это хорошее дело!

– Игорь, у Вас есть замечательная песня «Дорогие мои старики», которую Вы посвятили своим родителям. Вот сейчас, будучи в статусе отца, как Вы воспринимаете семью? Понятие «семья» поменялось для Вас?

– Да, поменялось. Хороший вопрос! Если бы этот вопрос мне задали в 25, 35, 45 лет, ответы были бы разные, потому что я не ощущал такой степени ответственности. Сейчас, наверно, уже подошел момент понимать, что есть главное: для меня семья – это самое главное. Все остальное на самом деле не имеет значения, потому что все, что у меня происходит дома, с детьми, с женой, родственниками, моей любимой тещей – это все очень важно, это сконцентрировано в моем сознании и сфокусировано. Весь фокус только туда! Если что-то происходит не так, я начинаю переживать.

Я понимаю степень ответственности и доверия ко мне, например, когда жена со старшенькой уходят на 2 часа и оставляет меня с грудным ребенком. Когда мне задают вопрос, умею ли я пеленать, раздевать, кормить, я отвечаю просто: «Моя жена со старшей уходит на 2 часа в кинотеатр и оставляет мне маленького, грудного ребенка». Ответ понятен. Понятно, что нужно знать, что нужно делать, почему ребенок плачет: там масса всяких нюансов. Это надо любить, понимать, разбираться в этом и желать. Главное, желать, потому что когда нет желания, это другое. В молодости ты только делаешь вид, что желаешь. Это, конечно, не всех касается, я сейчас говорю о себе. Наверное, я в 20 лет этого не понимал. Опять же, если бы дочка у меня родилась в 25 лет, может быть, я чувствовал себя по-другому, но мне кажется, что я был менее ответствен.

– У Вас это и в творчестве проявляется. Я пока ехал сегодня на интервью, услышал песню «Лялечка в конверте» и просто влюбился в нее.

– Это моя первая – Любочка.

– У Вас есть видео? Если у нас будет возможность, мы обязательно покажем.

– Видео, к сожалению, нет.

– Но я всем телезрителям рекомендую обязательно послушать эту песню.

– Вы знаете, там записан голос Любочки. Ей было всего 2 месяца. Было очень сложно записать: я ее отвлекал, потому что она смотрела вниз, когда я подставлял телефон. Она уже понимала, что моя рука идет к ней, и хотела увидеть, что там такое. Если там будет предмет, она будет внимательно на него смотреть, поэтому нужно было отвлечь. Но мне удалось записать ее голос. Сейчас я ей даю послушать и говорю: «Это вот твой голос». Она уже взрослая, ей 6 лет, скоро в школу пойдет, но она пока еще не очень хорошо это понимает, хотя я думаю, что когда вырастет и станет прекрасной девушкой, то поймет, что папа делал и для чего это надо было.

– Эта песня находит отголоски, как и многие Ваши песни.

– Я специально не назвал «Любочка в конвертике», а «лялечка», чтобы это воспринималось всеми, потому что у каждого своя лялечка.

Фрагмент выступления. «Дорогие мои старики», исп. Игорь Саруханов.

– Господь наделил всех нас даром любви, просто не все, к сожалению, могут дарить эту любовь, но у Вас это получается прекрасно. Вы дарите любовь и своим родным, и близким, и многомиллионной аудитории слушателей, которые влюбляются под Ваши песни, которые посвящают Ваши песни любимым, которые просто любят Ваши песни. Расскажите, а как создаются эти шедевры, которые возвышают самое главное и прекрасное чувство на земле?

– Вы хорошо сказали по поводу любви. Я давно уже понял, что без нее вообще ничего не будет, и не будет ничего главного и важного, не будет семьи. А что касается того, как появляется это в голове, я вспоминаю интервью с Маккартни. Извините, что провожу такую параллель, просто мне очень понравилось, как он ответил. Я приблизительно отвечал также: «Я не знаю. Это как мысль, которая появляется». А он ответил: «Я не знаю и знать не хочу. И слава Богу, что появляются!» Это как мысль. Меня осенило. Приблизительно так.

– Это только по наитию? Ведь Пушкин говорил, что это 99 % труда.

– Труд, конечно, обязателен, потому что ты должен заставить себя встать, подойти к гитаре.

– То есть это как у Ньютона, он постоянно работает, а потом яблоко падает.

– Да, и никак по-другому! Всякое действие равно противодействию и т.д. Для этого просто нужно взять гитару. У меня так: взять гитару, сесть за стол, взять лист бумаги и положить его перед собой. Если я это делаю, то обязательно ухожу в работу. В конце ставится точка – и я счастлив: что-то рождается. Это удивительно! На ровном месте, вообще не из чего, из воздуха появляется произведение, которое потом нравится миллионам. Это круто! Как это объяснить? Мы сейчас будем называть такие слова, как Божий дар, еще что-то, а тут слово «яичница» почему-то появляется. Поэтому не хочется это смешивать.

– Вы не считаете, что это по-своему талант? Не всем же он посылается.

– Да, талант. Вот Вы говорите, что не всем он посылается, давайте возьмем Любочку. Ей сейчас 6 лет, она уже играет произведения по нотам, и вдруг сейчас мы выясняем, что у нее абсолютный слух. У меня нет абсолютного слуха, а у нее абсолютный слух, великолепные данные, прекрасно поет, но как ты это узнаешь? Если ты отведешь ее только на танцы, она будет танцевать, а потом оттуда – к Алле Духовой. И как я узнаю, что у нее талант?

– То есть этот талант еще нужно разглядеть родителям?

– Конечно! Обязательно! Хорошая фраза! Моя мама всегда меня спрашивала, разглядел ли я, например, девушку, которую привел домой, или если я с ней поссорился; разглядел ли я ее, чтобы ссориться, и т.д. Правильно, надо разглядеть! Надо все вскрыть. Это твой ребенок, и ты должен сделать так, чтобы вскрыть все и дать ему потом возможность выбора.

Вот она сейчас занимается художественной гимнастикой. Лично я бы не хотел, чтобы она этим занималась профессионально: не хочу, чтобы у нее были какие-то профессиональные болезни. А что касается вокала, она так сладко поет, что я думаю, пускай она станет вокалисткой, хотя я против. Я знаю обратную сторону, потому что какая может быть семья, если ты успешен?! Это большая жертва. Ты болеешь сценой и не можешь без нее, ты становишься наркоманом от сцены. Это самый страшный наркотик. Ты думаешь только о том, как бы поехать побыстрее и выйти на сцену. Без этого ты не можешь! Спросите любого актера, музыканта, артиста. Оттуда могут только вынести – сам оттуда никогда не уйдешь. И такую участь я бы для нее не хотел тоже.

Но я думаю вот о чем: нужно дать ей знания в таком объеме, чтобы их хватило для правильного выбора. Она узнает от меня, что ее ждет как актрису, как музыканта, как танцора и т.д., но дальше она выберет сама.

– Игорь, традиционно считают, что человек приходит к вере, приходит в храм, но случается и так, что вера приходит в душу человека. Как было в Вашем случае и ощущаете ли Вы ту силу, которую дает всем нам Господь?

– Я скажу такую вещь: у меня был незабываемый случай. Много лет назад 4 июля произошло нечто, чего просто не может быть! Не бывает так, чтобы гастроли в развитой стране, в Америке, вдруг резко закончились. Есть график, который предусматривает несколько городов. Все в порядке, я человек успешный. Меня позвали туда не для того, чтобы что-то выяснять, а потому что знали, что все будет хорошо. Продали все билеты, и вдруг 4 июля, как раз в День независимости, в Нью-Йорке все заканчивается. Меня просят улететь, и я улетаю. 5 июля я приезжаю домой, общаюсь с родителями, раздаю подарки, а 6 июля папа умирает.

Я тогда представил себе всю эту ситуацию. Это был 1991 г., мобильных телефонов не было, выходил я на связь раз в неделю, если была возможность, потому что американцы очень жестко относятся к тому, чтобы звонить по телефону вообще, даже если ты дома. Суть в том, что каждый день я не звонил. И что было бы, если бы я не приехал? Похоронами занимался бы не я, не проводил бы отца в последний путь. Тогда я понял, что это неслучайно. Просто так не бывает! А так я увидел его еще раз, побыл последний день с отцом, и через три дня я его похоронил.

– Господь направляет каждого.

– Да, 100 %. Я так серьезно над этим задумался в 1991 г. Я понимал, что есть Господь Бог, но не до такой степени! На тот момент это еще не сформировалось у меня, а в 1991 г. я это ощутил, а потом пришла мысль: «А с какой стати у тебя появляются такие мелодии в голове? Ты считаешь, что ты пуп Земли, что ты крутой?» – и вот я начал задумываться, начал копаться и докопался.

Я думаю, что это вера пришла или Господь Бог меня привел. Он меня наделил способностями, значит, Он за мной наблюдает и старается сделать так, чтобы мне было легче. Может, Он так показал Себя мне воочию во всей красе. Я понял, что у меня прямая дорога в церковь.

Я соблюдаю посты, очень стараюсь их соблюдать, когда в пути. Я даже помню, как однажды батюшке сказал: «Батюшка, грешен, мне пришлось нарушить пост, потому что я был в отъезде». Он говорит: «Ну ты же говоришь, что был где-то на гастролях». Я отвечаю: «Батюшка, там был выбор: можно было есть это, а можно было – вот это. Поэтому я грешен», и он так сразу: «Ладно, ладно, все, иди». Он почувствовал, что я его немножко подзадел, честно сказав, что грешен.

И я не снимаю с себя этой ответственности: не считаю, что раз я был в пути, то мог есть мясо сколько угодно. Нет! Если был выбор, значит, надо было выбрать. Грешен я, потому что не совладал с собой, поэтому пришел в церковь снять грех. Батюшка наверняка взял грех на себя, потому что батюшка обычно на себя все это берет. Такая вот история. И мои дети с 40 дней после рождения – в церкви.

Фрагмент выступления. «Бухта радости», исп. Игорь Саруханов.

 

Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:05
  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать