Канон. Заслуженный артист России Алексей Пузаков. Часть 2

30 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В продолжении диалога Александра Крузе с заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым речь пойдет о сегодняшних проектах, в которых участвует Синодальный хор. У вас будет уникальная возможность увидеть новаторские работы коллектива! Помимо этого, Алексей Александрович расскажет о своем пути в храм и о дружбе с владыкой Иларионом (Алфеевым).

– Сегодня мы продолжим беседовать с художественным руководителем и главным дирижером Московского Синодального хора, заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым.

Помимо богослужений Ваш коллектив активно гастролирует, участвует во многих фестивалях и проектах. Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем дне.

– Духовник нашего хора – настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрополит Волоколамский Иларион является председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Деятельность владыки, как церковного дипломата, связана со множеством зарубежных поездок, где помимо богословского диалога совершаются православные богослужения, а также имеют место концерты русской духовной музыки. Наш коллектив регулярно участвует в них. Мы несколько раз выступали в Риме, бывали в Германии, во Франции и многих других странах.

Задача этих поездок – показать западной аудитории красоту русского духовного песнопения. Всегда очень интересно, когда люди, которые не понимают русскую речь, приходят на концерты, и русская духовная музыка производит какое-то изменение в их душе. Это видно по их лицам и отзывам, которые часто слышишь после концертов.

– В них пробуждается молитвенный настрой?

– Да. Часто видишь, когда люди, не понимающие русскую речь, проникаются нашей культурой, потому что русское церковное искусство – как иконопись, так и музыка – обращено внутрь человека. Когда люди на Западе с этим сталкиваются, они в своей душе, может быть, открывают что-то новое.

– Может быть именно поэтому православная церковная музыка – вокальная, а не инструментальная?

– Совершенно верно, потому что голос, это то – что нам дано от Бога. Благодаря этому дару мы имеем возможность самого близкого, яркого, одушевленного и «воздушного» прославления Творца и исполнения песнопений.

– Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, о Ваших новаторских проектах, потому что, как сказал Святейший Патриарх: «Нужно выходить к пастве туда, где она сейчас есть», то есть в интернет. У современного поколения изменилось восприятие – все смотрят энергичные, динамичные фильмы. У Вас есть мультимедийное шоу в хорошем смысле этого слова. То есть Вы не только голосом исполняете произведения, но и создаете визуальный ряд. Не могли бы Вы рассказать об этой программе?

– Я бы назвал это действом. Это действо для концерта, которое имеет в основе древние духовные песнопения.

– Их сопровождает электронная аранжировка?

– Да. Вы, наверное, имеете в виду проект «Традиция и новации». Последние Рождественские образовательные чтения этого года были посвящены теме «Традиции и новации в церковной жизни». Мы подготовили специальную программу, которая включила в себя традиционную духовную музыку (от знаменного распева до современных авторов, таких как Георгий Свиридов, митрополит Иларион) и при этом была подана в современном саунде. Мы обратились к специалистам в области электронной музыки, которые помогли нам составить такую композицию. Это студия «Анима Арт», аранжировки выполнили Александр Федоров и Михаил Леонтьев. Также была сделана визуальная проекция образов XVII века, Симона Ушакова, которая дополнила единую композицию.

Этот проект был показан в Зале Церковных Соборов на закрытии XXIV Рождественских образовательных чтений и немного ранее впервые был представлен в Большом зале Московской консерватории. Конечно, это эксперимент, но, на мой взгляд, электронное звучание может органично сочетаться с духовной музыкой в том плане, что электронное звучание имеет космическое наполнение и несет образ мироздания. Сочетание образа космоса с духовной музыкой, которая тоже имеет своим основанием вечность и постижение невидимого Бога, как эксперимент, может иметь место.

Как Вы точно заметили, этот проект обращен к тем, кто, может быть, еще ищет свою дорогу к храму. Соединение понятного молодому поколению электронного звучания с древней исконной русской традицией может открыть дорогу для того, чтобы люди старались постигнуть и глубже понять наше традиционное православное музыкальное искусство.

Звучит песнопение «Хвалите имя Господне».

– Алексей Александрович, на Ваше духовное становление повлиял митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). За вашу более чем тридцатилетнюю дружбу Вы стали свидетелем его становления как пастыря, композитора и просто человека. Не могли бы Вы рассказать о вашей дружбе с митрополитом?

– Я всегда считал владыку скорее своим наставником, чем другом. Хотя мы ровесники, но владыка раньше меня пришел в Церковь. Мы познакомились в храме, он давал мне читать много духовной литературы, которая в начале 80-х годов еще не была так широко распространена, как сегодня. Владыка всегда обладал необыкновенным горением сердца и любовью к Церкви и богослужению. Он мне очень многое открыл, как в самой Церкви (в ее традициях и наследии), так и в светской музыке, потому что митрополит Иларион профессионально учился музыке. Сначала он обучался в музыкальной школе имени Гнесиных, а потом в Московской консерватории.

– Как композитор?

– Да, он учился на композитора и так же, как его коллеги по обучению, сдавал экзамены, писал светские произведения. Сегодня, по прошествии многих лет, наш коллектив имеет радость и возможность исполнять его духовную музыку, написанную для богослужения, и его концертные произведения, такие как «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», «Песнь восхождения», которые написаны на духовные темы, но для светских концертных залов.

– Он доверяет Вам быть первыми в исполнении его произведений. Это ответственная задача.

– Да, это сложная задача, но я благодарен Господу за то, что так складывается моя судьба и судьба нашего хора.

– Сложно ли раскрыть произведение, если до Вас его никто не исполнял, то есть Вы не могли его слышать?

– С одной стороны еще не с чем сравнивать, но с другой стороны, конечно, это очень большая ответственность, потому что задача музыкального коллектива – постичь и раскрыть замысел композитора, и мы всегда стремились к этому.

– А сам владыка принимает участие в подборе репертуара для Синодального хора?

– Да, владыка делает иногда очень точные замечания. Он, конечно, не навязывает свою точку зрения, свой вкус, но, по-моему, во многом наше понимание церковности и благолепия очень близко. Конечно, каждый человек уникален и неповторим, но строй богослужения, сочетание нашего пения и молитв митрополита Илариона создает необыкновенную, на мой взгляд, атмосферу богослужений в этом храме.

Звучит произведение «Страсти по Матфею» («Совет первосвященников»).

– Чтобы быть актуальным, нужно исполнять, как мне кажется, и современную музыку. Есть ли композиторы, которые пишут для Вашего хора? Вы исполняете какие-то произведения современных композиторов?

– Наш коллектив сотрудничает с целым рядом современных авторов. Мы говорили о митрополите Иларионе, но также мы исполняем музыку Андрея Микиты, Владимира Довганя, Антона Вискова. Иногда современные авторы приносят произведения, из которых мы не все может исполнить, но, тем не менее, к современной музыке обращаемся. Также мы исполняем музыку, которая была написана в XX веке, но по каким-то причинам предана забвению.

Например, это творчество выпускника Московского Синодального хора начала прошлого века, Николая Семеновича Голованова. Он был известен, в основном, как оперный дирижер Большого театра. Он работал в суровые сталинские годы, когда духовное искусство было под запретом. Как человек верующий, он продолжал писать духовную музыку, практически без надежды, что он ее когда-нибудь услышит.

После его кончины в архивах было найдено очень много партитур духовной музыки. Не так давно они были опубликованы издательством «Живоносный источник». Наш коллектив одним из первых исполнял эти произведения. Они действительно уникальные, потому что в них есть своего рода исповедничество. С другой стороны, Николай Семенович писал уже как человек не XIX, а середины XX века, поэтому его творчество – это некая ступень и продолжение той линии развития русской духовной музыки, которую он воспринял от синодального периода и от творчества Сергея Васильевича Рахманинова.

Звучит произведение «Милосердия двери отверзи нам…».

– В нашей программе по традиции гости рассказывают о чудесах, явленных им в жизни Богом. Не могли бы Вы вспомнить какие-то поворотные моменты или события, изменившие Вашу жизнь, и, спустя годы, Вы понимали, что это было послано Богом, что это маленькое чудо в жизни?

– Вы знаете, таких случаев в жизни было очень много, когда ты в какой-то момент останавливаешься и теряешь дар речи и рассуждения, потому что это как озарение и откровение, которое поражает все твое существо. Такие воспоминания у меня есть с самого детства, когда я был еще некрещеный. Однажды родители взяли меня на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру. Когда я попал в эти древние намоленные храмы, то в моей душе уже тогда неосознанно происходили какие-то необъяснимые светлые переживания. Позже это вылилось в любовь и преданность к Русской Православной Церкви, которые наполняют мою жизнь сегодня.

Таких случаев было много и трудно выбрать из них какой-то самый яркий. Иной раз эти светлые мгновения бывают во время богослужений, может быть, даже рядовых и будничных. Когда ты чувствуешь, что небо отверзается, и Иисус Христос рядом. Как священник читает: «Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое». Такое чувство живой сопричастности Церкви, ее истории и традиции – это самое большое чудо, которое происходит в человеческой душе.

– Наша программа выходит накануне главного православного праздника – Светлого Христова Воскресения. Я хотел бы Вас попросить в завершение нашей встречи сказать несколько слов всем нашим телезрителям.

– В преддверии светлых пасхальных дней хочется пожелать всем чуда Воскресения через обновление духа в сердцах, просветление мысли, добрые дела и поиск того вечного и прекрасного, что нам дает Христос. Поэтому накануне праздника Светлого Христова Воскресения всех призываю прийти в храм и участвовать в «пире веры», который нам дает русское православное богослужение.

– Алексей Александрович, я от всего сердца благодарю Вас за эту встречу. От себя и от всех наших зрителей в преддверии светлого праздника я хочу подарить Вам икону Христова Воскресения.

– Благодарю Вас, Александр.

– Я желаю Вам и Вашим близким крепкого здоровья, душевной радости. Многая и благая лета Вашему коллективу, и храни Вас Господь!

– Большое Вам спасибо!

 

Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать