Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Екатерина, Валерий Тодоровский сказал, что у Вас настолько безупречная репутация, что это даже неприлично. Как Вы стали той безупречной Екатериной Гусевой, которую любят и знают зрители?
– Зрители меня знают в основном по моим экранным персонажам, но мало кто со мной знаком близко.
– Да, надо понимать, что на экране Ваши героини. Как Вы выбрали актерский путь?
– Случайно. Этот путь меня сам выбрал. Это профессия меня выбрала. Среди близких и дальних родственников, друзей семьи не было никого с актерской профессией. Я была школьницей, училась в 11-м классе. 25 мая в школе был последний звонок и капустник: мы поздравляли учителей, друг друга, разыгрывали какие-то сценки, переделывали слова песен, кривлялись. И ко мне подошла женщина, ассистентка режиссера Евгения Рубеновича Симонова, который набирал актерский курс в Щукинском училище. Это династия Симоновых: режиссер Рубен Симонов, его сын Евгений Рубенович.
– Как же эта женщина оказалась в школе?
– Ее племянник заканчивал 11-й «В» класс, она пришла к нему и увидела меня. Она подошла и предложила мне попробовать. Она была настолько добра, мила, так ко мне расположена, столько в ней было тепла, что у меня было одно чувство – не обмануть ее, не подвести, она же меня ждет. Надо было рассказать стих, басню, прозу. Басню я знала – «Ворону и лисицу». Стихотворения тоже какие-то есть в голове. А прозу я учила – слова Наташи Ростовой, когда она собиралась на первый бал. И как-то мне это не давалось, не укладывались эти слова в голове, и я думала: «Зачем мне это нужно? Что я делаю?»
– А куда Вы планировали поступать до того, как она появилась?
– В Биотехнологический университет, сейчас он так называется. Я учила химию весь одиннадцатый класс, должна была стать, кажется, фармацевтом, сейчас даже уже не вспомню.
– И вот так Вы «нахимичили», что попали в «Щуку».
– Да, я действительно пошла на прослушивание. Там ведь очень много туров, в театральный вуз поступить непросто.
– Да, это всегда было непросто.
– Евгений Рубенович задумывал ставить пьесу «Сакунтала». Набирая курс, он уже представлял, каким через четыре года будет театр имени Рубена Симонова, и набирал молодых актеров в студию для этого театра. Его первой постановкой в этом театре должна была быть «Сакунтала». И он кого-то (то ли подружку Сакунталы, то ли ее саму) во мне разглядел и взял на курс.
– Его не стало, по-моему, в 1994-м?
– Да, он вел нас всего лишь один год и ушел из жизни.
– Вы сказали, что зрители знают Вас как героиню. А давайте представим: молодая актриса должна сыграть роль Кати Гусевой, как бы Вы как консультант или режиссер описали бы Екатерину Гусеву? Какая она? Кто она?
– Мать. Мать взрослого сына, фактически уже мужчины, а не ребенка, самостоятельного человека и первоклашки-девочки. Жена. Артистка. Не знаю. Какой странный вопрос!
– Можно представить себя со стороны.
– Да, немножечко отстраниться и представить себя со стороны. Женщина, которая разрывается между домом и работой, пытается объять необъятное, все успеть и везде быть в нужный момент.
– Кто из Ваших героинь наиболее близок Екатерине Гусевой?
– Мне кажется, что каждой роли отдано столько себя, что… В моей Софье из «А.Л.Ж.И.Р.» тоже очень много от меня. И та роль, которую буду играть сегодня, тоже, не побоюсь этого слова, наполнена мной: я тоже в поисках такой любви и полна желания понять, что значит «Бог есть любовь». Как это – понять, принять и отдать себя этому чувству, жить с этим. Эти вопросы тоже во мне так и звенят. Я думаю, что там, где нет меня, там и роли нет.
– Кстати, есть такие женские персонажи, которых Вы никогда не согласитесь играть? Может быть, поступали предложения, от которых Вы отказывались? Кого бы Вы не стали играть?
– Отказываюсь, если неинтересно, нет времени или это повтор, потому что есть какая-нибудь похожая роль.
– Шаблонно получается?
– Да. Опять та же история, практически тот же сюжет, и ты это уже отметаешь. Может быть, роль даже интереснее, но такая уже сделана. Когда-то, давным-давно мне предложили сценарий, который назывался «Зона милосердия». О том, что после войны, в 1946 году были госпитали закрытого типа для пленных немцев, где их лечили русские врачи и потом отправляли эшелонами в дружественную Германию. Там была одна медсестра, которая полюбила белокурого голубоглазого фашиста. Я сказала: «Ребята, я этого в принципе не смогу сделать. Нет во мне такой толерантности. Я просто не смогу».
– Это как раз к Вашему вопросу о фашистах: как можно понять, полюбить. Даже не понять, наверное…
– Простить.
– Глава нашего государства недавно сказал, что в нашем народе нет этого чувства, мы действительно прощаем. Это удивительная черта русского народа. Мы все понимаем, что невозможно, но всё равно прощаем.
– Думаю, это благодаря православию, конечно.
– Вы очень рисковый человек – петь при минус сорок пять на Северном полюсе! Что это была за история?
– Я играла в мюзикле «Норд-Ост», и нас вместе с Саней Григорьевым, Андреем Богдановым, исполнителем главной мужской роли, и нашими авторами Георгием Васильевым и Алексеем Ващенко пригласил на Северный полюс Артур Николаевич Чилингаров. Он сам полярник, был и на Северном, и на Южном полюсе много-много раз. Он очень любил наш спектакль, был на нем много раз и в один прекрасный день пригласил в экспедицию. Говорит: «Вот ты играешь полярника, а на Севере был хоть раз?» – «Нет». Чилингаров сказал: «Эх вы, паркетные дети!» – и действительно пригласил в экспедицию. Вначале я подумала, что вроде бы не первое апреля… Невозможно было представить, как можно оказаться на Северном полюсе. Придет какой-то дяденька и как на Луну пригласит! Это было что-то невообразимое.
И мы поехали в экспедицию, были там три дня. Там просто душа пела, невозможно было не петь от понимания того, где ты находишься: нет земной тверди, земли под ногами нет. Нет севера, юга, запада, востока. Времени нет. Атомные лодки под тобой ходят, белые медведи подбираются к кромке.
– Трутся об ось.
– Да, трутся об ось. А вот сама точка все время меняется, потому что льды дрейфуют. Это удивительные ощущения. Солнце вокруг все время ходит, не садится. Окно в палатке застегивается на молнию, чтобы создать себе хоть какую-то ночь. В палатке плюс двадцать два – и минус сорок пять на улице.
– Я не представляю себе, как это может быть.
– Мы взяли с собой наш флаг со словами Каверина «Бороться, искать, найти и не сдаваться», на котором расписалась вся актерская труппа. Мы водрузили этот флаг именно на эту точку Северного полюса и, конечно, спели песню из «Норд-Оста».
– «Норд-Ост»… Вы помните тот день?
– Конечно, да.
– Что Вы делали?
– Я была дома. Мне позвонил режиссер Сережа Ткачев, и я даже его не узнала, тембр голоса у него был другой. Вопрос был один: «Катя, ты где?» Потом уже было много звонков с этим вопросом: «Катя, ты где?» Я была дома, даже не знала, что происходит: телевизор, радио не включала.
– Просто Господь уберег?
– Это был вторник, и главным персонажам давали возможность один раз в неделю брать выходной. Меня и Андрея Богданова не отпускали в субботу и воскресенье, потому что в субботу и воскресенье по два спектакля, утром и вечером, на которых было очень много приезжих из других городов. А так как на рекламе (огромные билборды по всей Москве) как раз наши лица, продюсеры не хотели нас заменять в выходные дни и просили работать. Вот я взяла выходной день во вторник. В понедельник у нас всех выходной, и я взяла во вторник, чтобы было два дня подряд.
– Через какое время после трагедии Вы побывали в этом зале?
– Как только появилась возможность туда зайти. Сразу. Там был штаб, мы обзванивали морги и больницы. У нас были списки наших людей и музыкантов. Взрослая и детская труппа. Напротив имени мы ставили плюс, минус или знак вопроса. Туда же из больниц в театр приходили люди. Мы вошли сразу, как только можно было это сделать, а до этого стояли все на улице у здания театра.
– Сколько людей потеряла труппа?
– Кристина Курбатова, Арсений Куриленко – это наши дети из детской труппы, музыканты, люди из службы зала. Мама Дмитрия Богачева, который возглавлял компанию «Стейдж Энтертейнмент», занимался мюзиклами. Свою деятельность он начинал в «Норд-Осте», занимался продажей билетов, а его мама работала в службе зала администратором. Там он потерял свою маму.
– Вечная память этим людям.
– И конечно, просто зрители, находившиеся в зале, хотя лично мы их и не знали.
– Что значит этот спектакль лично для Вас? Ведь когда сейчас произносят «Норд-Ост», он всегда ассоциируется именно с этим днем.
– Да, как сказал мой знакомый, замечательный и очень известный артист: «Я слышу это слово, и мне хочется перекреститься». Именно такая ассоциация. Но мы еще знаем, что это был очень сильный спектакль, явление в русском музыкальном театре, не просто так он стал номинантом на семь «Золотых масок». И это действительно спектакль о любви, о надежде, о вере. Я больше никогда не испытывала такую гордость за то, что я москвичка, за то, что русская, что у нас такая страна и нам есть чем и кем гордиться, что у нас такие мужчины, такие женщины, которые могут верить, надеяться, прощать, терпеть, любить. То есть в творческом плане это был очень сильный спектакль. Но об этом мало кто знает: он уже не идет, его не восстановили, хотя я считаю, что должны были. Должно ему быть восстановленным. Собственно, где-то через год после трагедии он был восстановлен, мы его играли, но потом он был закрыт по непонятным причинам.
– Мы будем всегда помнить об этом событии и молиться обо всех ушедших.
– Очень сложно искать виноватых, потому что, когда мы говорим о «Норд-Осте», вспоминаются и Беслан, и Кемерово – невинные жертвы в мирное время. По чьей вине? Кто виноват?
– А как не потерять веру, как Ваша героиня в «А.Л.Ж.И.Р.»? Ведь когда все так идет, спрашиваешь Господа: «Почему именно я? Почему так? Почему дети?» Вы можете ответить?
– Для меня самый острый вопрос: «Почему дети?». Самый острый. Я понимаю, за наши грехи, чтобы нам было больно. Ну а им, младенцам? Сколько сейчас…
– Но ведь Господь не наказывает. Все говорят, что Он не наказывает.
– Я знаю.
– Получается, что это попущение для того, чтобы что-то было?
– Мы не знаем, что там. Мы думаем о том, что у нас здесь, и лучше этого не будет. Мы же не знаем, что там, поэтому, когда от нас уходят туда, то сложно. Как отпустить и радоваться? Это не дано земному человеку. Я понимаю: младенцы, ангельские души… Но как дети выдерживают такие болячки? Сейчас же очень много тяжелобольных детей. В окна моего дома я вижу, как строится хоспис для детей. Строится очень быстро, качественно, осенью уже будет заселение. Как это себе объяснить? Как с этим жить? Очень сложно.
– Мне кажется, просто нужно жить сегодняшним днем и радоваться каждому моменту. Вот Вы в интервью говорите: «Я люблю, и я любима». Это можно назвать Вашим девизом?
– Да.
– Как Вы сразу засияли! Екатерина, в заключение нашей программы можете ответить на небольшой блиц?
– Да, попробую.
– Сходить с семьей в театр или привести семью на свой спектакль?
– Сходить с семьей в театр.
– Анна Ланская или Анна Каренина?
– Подождите. Анна Ланская – это биография, это реальная женщина. Анна Каренина – это фантазия, плод воображения Льва Николаевича Толстого.
– Говорят, что есть прототип, что это и случилось в подмосковном Железнодорожном.
– Давайте из блица сделаем небольшой диалог. Говорили, что Мария Толстая, сестра писателя, попала в подобную ситуацию, но она ушла в Шамордино, где молилась за Льва, она была единственной, кому это было разрешено сделать. Благодаря ей он приехал и ходил вокруг Оптиной. Да, он не зашел, не смог, но хотя бы накручивал круги вокруг нее. И сестра за него молилась. Вот как! Она не под поезд бросилась, а ушла в монастырь, потеряв мужа, ребенка, так же влюбившись в молодого человека иностранного происхождения, которого родители просто забрали и увезли. А что сделал Толстой? Почему у меня на него какая-то непримиримая обида? Что ж он так с ней поступил-то? Взял и…
– Странный был мужчина.
– Странный. Но я благодарна ему только за одно – за эту последнюю фразу, которую она вымолвила: «Господи! Что я делаю?» То есть это обращение к Богу в самое последнее мгновение все-таки случилось. Я очень ему благодарна. Я все время думаю: почему он лишил ее веры? Почему она не пошла на исповедь? Она не могла исповедоваться в своем грехопадении, в этой любви, потому что не считала это грехом, не могла от этого отречься. И Толстой, как-то единожды это объяснив, больше не возвращал ее к вере, так она у него этот последний шаг и сделала. Но все-таки в самый последний момент… Поэтому я не смогу ответить на этот вопрос.
– Хорошо, давайте дальше. Отдых на диване с книжкой или сплав на байдарке?
– Сейчас диван с книжкой.
– Бродвей или театр Моссовета?
– Театр Моссовета.
– Леннон или Маккартни? Рокер или лирик-мелодист?
– Наверное, Маккартни.
– Маккартни или Высоцкий?
– Высоцкий.
– Поймав золотую рыбку, какие три желания Вы бы ее попросили исполнить?
– Чтобы дети не болели никогда. Пусть они вырастут, и тогда уже будь что будет. Но когда они маленькие, чтобы с ними никакой беды не случилось. Мир во всем мире. Есть третье желание, но я не буду его озвучивать.
– Вы можете оставить его для себя. Продолжите: мужчина – это…
– …наша защита, наша опора.
– А женщина? Женщина – это…
– …доброта, ласка.
– Екатерина, большое спасибо за эту встречу. Не будем Вас больше задерживать, отпускаем готовиться к роли Марии Магдалины. А в память о нашей встрече мы хотим Вам подарить икону Святой Троицы, поскольку совсем недавно был этот праздник. Мы Вас поздравляем с днем Пятидесятницы. Храни Господь Вас и Ваших близких!
– Спаси Господи!
Ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Ульянова
В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!