Канон. Виртуозный виолончелист Борислав Струлев. Часть 2

27 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Во второй части программы, гостем которой стал американо-русский виолончелист Борислав Струлев, речь пойдет о фестивале "Belgorod Music Fest", идейным вдохновителем которого является сам Борислав. Помимо этого, гость расскажет о музыкальных стереотипах, которые можно и нужно ломать.

– Сегодня мы продолжим беседовать с виртуозным виолончелистом, выдающимся музыкантом Бориславом Струлевым.

Борислав Струлев – российско-американский виолончелист. Родился в 1976 году в Москве, в семье музыкантов. Отец Борислава – певец и хоровой дирижер, мать - пианистка. С восьми лет Борислав начал профессионально заниматься музыкой, стремительно делая успехи в этом направлении, и уже в шестнадцать лет получил приглашение в США от американского пианиста Байрона Джениса и президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона на дебют в Кеннеди-центре. После успешных выступлений в Америке Борислав поступает в Манхэттенскую музыкальную школу, получив полную стипендию на обучение. Имя Борислава Струлева стало известно широкой публике после его дебюта в Карнеги-холле в 1999 году.

Сегодня Борислав – востребованный музыкант, сотрудничающий со многими оркестрами мира, среди которых Национальный симфонический оркестр итальянского радио, Кельнский симфонический оркестр, симфонический оркестр Мариинского театра, «Виртуозы Москвы», Детройтский симфонический оркестр и многие другие. Борислав – частый гость различных музыкальных фестивалей. Сам является художественным руководителем и идейным вдохновителем фестиваля BelgorodMusicFest. Борислав Струлев не боится экспериментировать, смешивая музыкальные стили, играя со звуком и устраивая настоящее шоу на сцене, что делает его одним из самых ярких виолончелистов современности в мире.

– Я сейчас держу в руках афишу, хочу Вас поздравить, в этом году пятилетие Вашего фестиваля BelgorodMusicFest.

– Да, спасибо.

– Вы можете немного подробнее рассказать об этом проекте? Какие персонажи участвовали здесь?

– Это фестиваль, который уже сроднился и стал частицей меня и не только…

– А почему выбрана площадка Белгород?

– Изумительный вопрос. Я был когда-то приглашен в Белгород на концерт и играл с прекрасным камерным оркестром Mezzo music под управлением Натальи Боровик. И после нашего довольно успешного концерта, слово за слово – «Может, мы что-нибудь сделаем еще? Давайте попробуем вот это», – мы пришли к выводу, что можно придумать и сделать некий фестиваль, который, может быть, будет полезен и Белгороду, и музыкантам, и местным музыкантам, и, собственно, чтобы я имел возможность привозить и показывать то, что я делаю по всему миру, в этом изумительном городе. Потому что я, честно говоря, был поражен историей этого города, через что он прошел: Прохоровское поле, эти невероятные танковые сражения, когда я услышал историю, что много-много недель в колодцах вместо воды была кровь. Это сражение было переломным, когда все пошло обратно, и вообще этот город очень чистый, белый, там построен губернатором Евгением Степановичем Савченко прекрасный новый зал филармонии, практически как в Берлине, стоит орган в органном зале, за которым изумительно ухаживают, при правильной температуре.

И, слово за слово, мы реализовали первый фестиваль. Туда пришел губернатор, своим авторитетом, что будет на этом концерте, способствовал тому, что пришли все, кто должен прийти, увидели, и с тех пор организован фонд, который поддерживает этот фестиваль, каждый год на фестиваль приходит Евгений Степанович Савченко и дает эту поддержку. И я подружился с потрясающим человеком, митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном, который высоко ценит музыку, разбирается в ней, сам сочиняет.

Я сегодня принес диск, где его произведения присутствуют. Диск называется «Виолончельное шоу» (cello show), где я собрал очень много разных музыкальных композиций. После больших творческих соединений с потрясающим, гениальным, великим, моим кумиром в чем-то Вангелисом, я решил сделать свой ответ ему этим диском и собрал там очень интересную музыку моего соратника, партнера, друга Вадима Пицунова. Это некий русский Вангелис получился. Эти композиции звучали уже на многих разных мероприятиях, на больших стадионах. Первый трек называется «Олимпийский огонь», я нес олимпийский огонь в Белгороде именно под эту музыку…

Я очень благодарен митрополиту Иоанну за то, что он мне доверяет свою музыку, которую сочиняет, я ее дорабатываю, делаю ее как бы более широкой в плане ее исполнения. Добавляется хор, симфонический оркестр, какие-то инструменты, может быть, ударные, виолончель, может быть, электровиолончель где-то, какие-то звуки. В данной композиции я просто добавил молитву вначале, и люди погружаются в какую-то отрешенность, затрагиваются очень высокие струны души в этой композиции.

И, конечно, этот фестиваль ценится такими людьми, которые приходят туда, и теми артистами, моими друзьями, которые побывали уже. И это не просто друзья, а это великие музыканты, которые вызывают величайшее уважение своим доверием и отношением. Например, приезжал Мишель Легран. Я сказал: «Дорогие друзья, вы должны сегодня прийти на концерт, потому что это будет первый и последний раз, когда Мишель Легран приедет в Белгород, вот так, без Москвы, без всего, просто на свой сольный концерт в рамках фестиваля».

– А задача фестиваля – просвещение или какая-то помощь молодым музыкантам?

– Задача фестиваля – это, во-первых, работа со всеми местными коллективами: постоянно задействованы оркестр Mezzo music, симфонический оркестр, все сцены, разные города около Белгорода, разные музыканты, молодые, мы всегда слушаем и они вместе с нами выступают. Приезжал великий Виктор Викторович Третьяков на фестиваль, приезжала великая (Царство ей Небесное), гениальная оперная дива Елена Васильевна Образцова, приезжал мой друг, с которым мы работали много-много лет, с детства, Святослав Игоревич Белза. В этом году приезжал величайший бас, мой друг, потрясающий, самый красивый голос в мире Ильдар Абдразаков. Приезжают музыканты из Америки, приезжал потрясающий скрипач-виртуоз Роби Лакатош, которого я обожаю много-много лет, это человек, который концентрирует в себе вместе и джаз, и какую-то цыганскую старинную традицию, невероятную виртуозность и так далее. На фестивале происходит очень много премьер, делается то, что никогда, может быть, даже не делалось в России.

– Скажите, Вы говорите, что для музыканта сейчас нужен спонсор. Этот фестиваль как-то помогает? Может быть, какие-то знакомства или, как сейчас говорят музыканты, эта тусовка – молодые с мастерами? После фестиваля какое-то сотрудничество есть?

– После каждого фестиваля музыканты продолжают поддерживать отношения. Есть Фейсбук, Твиттер, всякие разные эти порталы, и люди потом делают проекты. Приезжал Евгений Маргулис, ему очень понравилось делать свой репертуар со струнным оркестром, то, что мы там сделали. И уже прошло несколько других его концертов, люди берут это как модель. Прекрасно, в этом и есть созидание, это творчество. Мало того, в рамках пятилетия нашего фестиваля, чтобы привлечь больше внимания к фестивалю, я сделал такое, в хорошем смысле, деяние: мы поехали в город Губкин, и я с виолончелью опустился на 350 метров в шахту, где добывают руду, и шахтерам сыграл Баха. Это было в рамках некоего преклонения перед великими, настоящими мужчинами России, это было практически сразу после Воркуты, огромного горя, которое произошло в шахте. И мы посвятили это всем... Я не хочу сейчас вдаваться в подробности, и так это у всех в сердце, в душе, мне не нужно об этом говорить.

Я говорю о том, Иоганн Себастьян Бах – это орган, орган – это металл, металл – это руда. И если Бах был бы жив, я думаю, что он бы приехал к нам туда и испытал бы это. Они сделали потрясающей красоты комнату из металла, везде же руда, магнитная аномалия – как инструмент будет себя вести? Впервые, никто этого никогда не делал. Это привлекло много прессы, и я рад, что именно такими деяниями, хорошими, благими, мы смогли привлечь внимание и к фестивалю, который проходит уже пять лет. И хочу пожелать фестивалю многолетия.

Транслируется отрывок из концерта Борислава Струлева в шахте им. Губкина на глубине 350 метров, музыка: И.-С. Бах.

– Нужно прекратить бояться и перестать делать заигранные стереотипы. Я этого не делаю, поэтому я с виолончелью появляюсь в разных местах, в разных программах. У меня есть программа «Классика», у меня есть программа, где я играю с пианистом. Сейчас выходит новый диск – естественно, классика. Есть программа «Танго», у меня есть мой бэнд, с которым я выступаю. Есть электровиолончель, где появляюсь с такими проектами, где компьютерная музыка. Я делаю много современных балетов. Моя музыка оказывается в паре с актерами. Сейчас я работаю над спектаклем великого Крылова «Виолончельные басни Крылова» с моим партнером, другом, прекрасным актером Вячеславом Невинным-младшим из МХАТа. До этого в Театре на Таганке шел спектакль с Владом Маленко, прекрасным поэтом, актером, – «Басни chello». Это такая параллель, понимаете? Человек читает свои современные басни а-ля Крылов, но на современном языке, и я аккомпанирую ему на виолончели в театральной манере, поэтому виолончель в театре тоже живет.

Я хочу сказать, что виолончель и классика в правильной упаковке, в правильном, целесообразном использовании, на грани эпатажа, шока – это не скучно, это так же классно и здорово, как и все остальные жанры, к которым люди уже привыкли и слушают. Классика была, есть и будет.

Я вам даже расскажу такую историю. Не потому, что мой друг-врач захотел: «Бориславчик, мы сделаем тебе такую штучку», – а дело в том, что с 1956 года в Нью-Йорке появилось лечение музыкой определенных болезней, недоношенных детей и их матерей. Определенные звуки на кларнете – т у человека гормоны проходят по-другому. Терапия такая. Он ставит иногда мой вокализ Рахманинова, и какие-то пациенты просто наглядно по-другому себя чувствуют.

Я обожаю всю музыку, я слушаю все подряд, я не говорю, что классика, и всё, – ни в коем случае. Я делаю и много джаза, я играю джаз. Сейчас будет в мой день рождения концерт в Нью-Йорке, в лучшем джазовом клубе Birdland, клуб Чарли Паркера, совершенно потрясающее историческое место. В залах – всегда, а вот в таком необычном месте на Бродвее, где появляется классика, это впервые. Меня всегда интересует что-то такое, где проходит впервые…

– Где «электричество» проходит…

– Да, хорошее слово, надо будет запомнить. Скажу: «Вот, мне Александр подсказал на канале “Союз”».

Я бы задумался, и читал, и ходил бы, есть такие курсы – «Как слушать классическую музыку». Всего лишь нужно знать как, чтобы не засыпать. Был даже такой анекдот про виолончелиста:

– Папа, когда же мы пойдем домой?

– Сынок, сейчас дядя перепилит виолончель, и мы пойдем.

Понятно, что чуть-чуть юмор должен быть в нашей передаче, но, конечно, не до такой степени. Нужно всего лишь разбираться, понимать сложность инструмента. Например, гобой считается в Книге рекордов Гиннеса самым трудным инструментом в мире по звукоизвлечению. Мало того, что гобоист должен обладать потрясающей техникой и вообще всем, но еще уметь делать эти трости самому. И вот смыкнется – не смыкнется, будет звук – не будет, все время некий шанс. Поэтому, если вы понимаете, а когда зайдете слушать симфонический оркестр, знаете предысторию, откуда инструмент родился, что, как…

Например, я сделал программу «Шоу-дуэт 007» – я и мой друг Айдар Гайнуллин, баянист. Это наше приношение великому Ростроповичу, который когда-то ездил по Сибири с турами, но были места, где нет рояля и даже пианино, и он играл под баян. Мы сделали такой дуэт, и мне это звучание невероятно нравится, потому что мы можем оказаться в любом месте, без органа, без рояля, а звучит, как будто вы в храме, потому что мини-баян – это такая мощь и сила. Раньше бандонеон считался домашним церковным инструментом в Германии, а для нас бандонеон – это инструмент танго, пьяццолла, Аргентина. Это потом он перекочевал туда, а изначально был просто домашний инструментик. Он очень тяжел был в эксплуатации, потому что, когда нажимаешь и сдвигаешь меха – одни ноты, а обратно – другие. Не каждый мог им овладеть, поэтому он прижился в танго, это специальные музыканты, потрясающие, которые владеют этой техникой.

– Мы сейчас вспомнили имя великого Мстислава Леопольдовича. Очень часто в прессе, в различных передачах Вас сравнивают с Ростроповичем. В одном из своих интервью он сказал, что музыка и христианство – это одно и то же. В чем воплощается для Вас христианство и вера в Бога?

– Во-первых, сравнение с таким великим музыкантом – это, конечно, большой аванс для меня, и мне всю жизнь идти и идти по этому пути. Как говорил великий Ростропович, все мы солдаты своего дела, мы служим этому ремеслу, этой задаче. И мне кажется, что каждый музыкант, если он по-настоящему проникает в текст композитора, если он по-настоящему извлекает из неодухотворенного инструмента одухотворенные звуки, то что-то, о чем Вы сейчас меня спросили, происходит, и, значит, это не зря. Потому что все наши телезрители, которые приходят на концерт, – их нельзя обмануть, в церкви нельзя никого обмануть, когда ты стоишь перед иконой, когда ты молишься, когда ты ставишь свечку.

В настоящем искусстве нет мишуры, нет поверхностного отношения, а есть только чистая правда, поэтому нашего зрителя обмануть невозможно, он приходит, слышит, и, если есть связь, значит, идет какая-то информация. У вас красивые эфы нарисованы на логотипе, и оттуда, грубо говоря, происходит все, что кипит в моем сердце, все, что наработано душой, потому что жизнь – это работа души. И вот через эти отверстия в потоке звука идет моя информация, которая остается в людях, которая, может быть, улетает куда-то выше. Идет этот невероятный обмен, и я надеюсь, если это происходит и идет взаимообмен, тогда все не зря. Естественно, с Божией помощью, и дай Бог, если мой инструмент и я сможем выполнить хоть один процент того, ради чего мы созданы вместе.

Транслируется отрывок из фестиваля BelgorodMusicFest 2014, где Борислав Струлев с симфоническим оркестром и хором исполняет музыку, написанную митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном.

– Я от всего сердца благодарю Вас за то, что Вы нашли время и пришли к нам на передачу. От себя лично и от наших телезрителей мы подготовили небольшой подарок. Мы хотели бы, чтобы эта Владимирская икона Божией Матери охраняла Ваш домашний очаг, ее можно всегда положить с собой в чехол, чтобы она всегда была в дороге с Вами, потому что Вы очень много путешествуете. Я желаю Вам творческих успехов, духовных сил, и храни Вас Господь!

– Спасибо.

Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:05
  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать