Канон. Солист группы "Кватро" Антон Боглевский. Часть 2

25 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Вторая часть диалога Александра Крузе с солистом группы "Кватро" Антоном Боглевским. Антон расскажет о своем паломничестве на Гору Афон, о миссии своего творчества и о творческих планах.

Сегодня мы продолжим беседовать с солистом группы «Кватро» Антоном Боглевским.

– Я знаю, что у вашего коллектива есть опыт пребывания на Афоне. Можешь рассказать об этом?

– Да, но не целым коллективом. Мы с Антоном просто поехали вместе с семьями отдыхать в Грецию, это было совсем рядышком. Там острова Халкидики, все рядом. Мы были не на Кассандре, а на соседнем острове, и до Афона было буквально … Мы просто взяли машину и утром поехали. Оказалось так, что мы приехали в Ватопедский монастырь, и как раз был престольный праздник – Собор Ватопедских святых.

– Опять же, Промысл Божий.

– Так, да. Служба на семь часов. То, что там творилось, объяснить логически вообще невозможно. Мы попали к отцу Ефрему – настоятелю, архимандриту монастыря, который нас принял, позвал к себе. Эта служба была нескончаема, но она была как бытие во Вселенной.

– На одном дыхании.

– Эти раскачивающиеся паникадила, эти песнопения… Сначала мы начали чувствовать усталость, потом страшный голод, потом это все прошло. Потом мы пошли на исповедь, потом было… Там же принято прерываться ненадолго. Три – три с половиной или четыре часа (не помню) отслужили сразу – это, видимо, была вечерня. Потом вся процессия, огромное количество людей, паломников выходят, идут на маленькую трапезу с проповедью, с некой беседой, где дают лукум подкрепиться, потому что служба долгая. Потом опять возвратились и еще часа два-три дослуживали.

Ты час-два «входишь»: там же совершенно другое пение, знаменное; оно не сразу тобой усваивается, особенно если ты привык к партесному, но когда служба длится уже несколько часов, ты уже просто в этом растворяешься и как будто находишься в космосе. Есть только Бог, есть ты. Ты стоишь, слушаешь это, и находишься в благодати. И главное, потом, на следующий день была литургия, она прошла значительно быстрее, и понятно, что все причащались. И когда мы уехали с острова, мы не могли понять: как так все может быть? Почему все так? Нам суток хватило, чтобы получить совершенно какое-то…

– Другое представление?

– Оно просто вошло в нас, мы сами толком ничего не осознавали. Все казалось другим, особенно служба.

– После обычных двух часов-то.

– Когда мы пришли в себя: «А, все, да?» Вот так. То есть мы увидели какое-то «железобетонное» православие, настоящее, монашеское. Настоящее бдение. Это было невероятно, конечно. Общение с монахами. Ты понимаешь, что эти цветы, чудесные сады, какие-то простые бытовые вещи делаются мужскими руками, то есть это все делают сами монахи. Конечно, глаза монахов совершенно другие – это удивительно, – какие-то ангельские глаза, ангельские выражения лиц, которые в мире встретишь крайне редко. Это было потрясающе.

– А насколько тяжело совместить такое глубокое знание с образом жизни артиста эстрады?

– Тяжело. Это тяжело, потому что человек, который выходит на сцену, понимает, что… Как однажды сказал в интервью один из очень уважаемых мною актеров: «Я артист, я выхожу, я говорю. Они меня слушают». Этот момент, наверное, присутствует всегда и везде, но если у тебя есть понимание, для чего ты на этом месте стоишь…

– То ты и информацию несешь другую, да?

– Это вообще в любом деле; не важно, ты артист или ты моешь полы, должно быть понимание. Отчего люди сетуют: почему у него так, а я вот так? Если ты в таком состоянии находишься, нужно задуматься: почему ты так говоришь, почему это тебя беспокоит? Потому что если нет мира в душе, значит что-то пошло не так.

Нужно понять, почему ты стоишь на этом месте. И если найдешь правильный ответ, то ты успокоишься и будешь делать свое дело лучше всех. Как правило, те, кто делают свое дело хорошо, обязательно начинают движение вперед и наверх. Поэтому важно иметь осознание (я не говорю: смирение; смирение смирением), а именно осознание, четкое, логическое: почему ты недоволен? Что именно тебя гложет? Из-за чего это происходит, ты сам себя съедаешь? Это часто очень удобно выяснять на исповеди, если ты хорошо, правильно, честно, без обид выкладываешь все как есть. Это вопрос исключительно честного, спокойного самоанализа, самовопроса, и все.

Тогда обязательно все будет хорошо, ты будешь понимать: я артист, я стою здесь для того, чтобы… Например, к нам подходят люди и говорят: «Вы не представляете, что вы для меня сделали. Я уже хотела сделать то-то и то-то, каких-то глупостей натворить. А я услышала вас, пришла, и все». Были такие вещи. Когда мы это слышим, то понимаем: вот что важно. Или: «Вы делаете мою жизнь лучше. У меня такие-то и такие-то трудности. Спасибо вам огромное!» И тогда ты понимаешь, что это действительно правда, это важно для взрослых людей или для деток, которые могут прийти на концерт, и мамы которых тоже благодарят. Ты сразу понимаешь, зачем ты это делаешь ...

– Для чего ты здесь, да?

– И почему тебя сюда поставили. Сверху. Продюсер.

– Может быть поэтому вы очень часто участвуете в благотворительных акциях, в разных проектах совместно с Русской Православной Церковью. Таких концертов было очень много.

– Да, конечно, для нас это всегда огромная радость.

– И этот диск, который вы абсолютно бесплатно…

– Как говорил один из моих любимых батюшек: «Нет ничего приятнее и радостнее, как делать что-то на самом деле за “спасибо”». Я не говорю, что мы все такие хорошие, всегда за «спасибо». Конечно, нет. Мы все работаем, все получаем за это денежки. Это понятно, куда без этого? Но именно это ощущение радости, когда ты сделал что-то, может быть, совсем простое, для тебя мало значащее, но очень важное для другого... Ощущения от этого никогда не будут такими, как если бы ты просто пришел, поработал, выполнил свою работу хорошо, получил деньги и ушел.

– Антон, вернемся к творчеству. Коллектив «Кватро» очень много гастролирует, за эти 15 лет вы стали настоящим популяризатором классической музыки. Вот ты, глядя в глаза зрителей, что видишь в них? За эти 15 лет изменилась аудитория? Восприятие классики изменилось?

– Аудитория заметно помолодела, что говорит о многом: у молодых людей есть интерес не только к каким-то современным «качающим» трекам, люди соскучились и хотят чего-то еще, чего-то более…

– Глубины?

–Наверное, да.

– Опять хотят слова.

– Потому что, как ни крути… Да, рок-музыка, да, красиво, но классика бессмертна. Вот бессмертна! В ней содержится такое количество духовной красоты! Не душевной, как часто в песнях, а именно духовной, какого-то внутреннего света, внутреннего созерцания. Это и к живописи можно отнести, когда смотришь на картину и чувствуешь, что идут какие-то вибрации. Ты не осознаешь, но можешь чуть ли не заплакать: что-то рождается в тебе, что-то пробуждается, то, что может быть тайной для тебя самого. Так и с музыкой. Поэтому понятно, почему люди так тяготеют к классической музыке: потому что любой душе необходима духовная пища. И наверное, только в классической музыке это можно с легкостью отыскать. Душа на это откликается, и некоторые люди просто бегут и благодарят. Вроде смотришь: парнишка или девушка совсем молодые, модно одеты. Казалось бы... Сидят, слушают, подходят и говорят: «Спасибо вам огромное». И ты понимаешь, что это не зря, это было правильно.

– А как детей приучить к классике? Потому что многие детки начинают тяготеть к року, и у тебя был такой опыт. Рок, рэп…

– Скажем так: тяготеть к чему-то более высокому – это всегда тяжело.

– Это труд.

– Да, конечно. Потому что скатиться – это же просто, как грех. Согрешить всегда проще, чем удержаться или направить себя на что-то серьезное, в то время как все вокруг поступают таким образом. Это сложнее всего, конечно. А про детей я могу сказать, что это как обычное воспитание. Нет ничего лучше, чем собственный пример, только подлинный. Дети смотрят на своих родителей, и они их либо уважают, либо не уважают. Это очень грубо сказано, но это так.

Почему дети попадают в непонятные компании? Потому что от этой компании идет любовь, а родители воспитывают так: «Что ты делаешь? Что ты опять натворил?» От них идет мало любви, понимания. Присесть, поговорить, пообщаться, заинтересоваться тем, чем интересуется твой ребенок. Да, роком, да, рэпом. Почему? Послушай, попробуй отыскать то, что твой ребенок там услышал, попробуй заинтересоваться. И когда он поймет, что это искренне, что тебе не все равно, когда он видит твое внимание и любовь (самое главное – любовь), тогда ему не нужно будет бежать на улицу, не нужно будет бежать к непонятной компании, которая: «О! Привет!» Конечно, там все с любовью, он свой. Тогда он будет находить утешение в семье, тогда он будет делиться с мамой или папой чем-то сокровенным, что безумно важно и может вообще уберечь человека от неминуемой погибели.

Поэтому так и с классикой. Ты слушаешь рок? Будет смотреть на тебя папа и… Я не говорю, что обязательно будет слушать рок, нет, это не всегда так. То есть выбор за ребенком, главное, чтобы у него было понимание. Как говорит апостол Павел, люби Бога и делай что хочешь. Поэтому очень важно, наверное, водить детей в храм. Не то что водить, а чтобы они участвовали в церковной жизни, в таинствах, чтобы понимали, что они делают, чем причащаются, для чего. Понятно, что маленьким деткам это не объяснишь, но делать все равно необходимо. И важно не упустить этот тонкий момент, когда они вырастают, начинают задавать вопросы. Потому что, если человек в храме, если он понимает, что там происходит, то даже если он будет слушать рок-н-рол…

– То он возьмет правильные тона.

– Он будет, прежде всего, оставаться человеком, будет понимание. Это самое важное в воспитании.

– Это очень симпатизирующая мне точка зрения. Современный молодой человек… Просто есть же стереотипы, касающиеся православных. А тут все по полочкам, абсолютно понятно.

– Да, была одна передача с одним известным человеком, блогером (не буду называть имена), там одна известная ведущая с одного известного в свое время канала, такая неформальная личность... Он ей тоже предъявил, говорит (я извиняюсь за контекст, я его немножко изображу): «Слушай, ну вот смотри: православие в том виде, в котором мы его видим, не разрешает тусить с рок-звездами…»

– Как-то ты неправильно ногу держишь, если пародируешь этого ведущего.

– Я понял тебя, отлично. «Нельзя делать то, нельзя то». Она говорит: «В смысле? Что значит нельзя?» И привела в пример своего знакомого монаха из одного монастыря. Может быть, ты смотрел.

– Да, я смотрел.

– «Он, – говорит, – слушает рок, слушает Игги Попа, он фанатеет от того-то, он не пропускает концерты, но ему это не мешает». – «А как, что начальство?» – «А что начальство? Какое им дело до того, какую музыку, в конце концов, он слушает?» Понятно, что это, может быть, не совсем правильно, потому что можно подать дурной пример другому. Но не обязательно, что он это выказывает. У него есть какие-то свои вещи.

– Ну да, предпочтения какие-то.

– И это замечательный пример того, что можно «любить Бога и делать что хочешь». Потому что, если ты любишь Бога, ты никогда не нарушишь его заповеди, никогда не сделаешь то, чего Он тебе не советует (не запрещает, а не советует): «Если ты хочешь, ты можешь, но потом будет вот так».

– Антон, можешь поделиться гастрольными планами на ближайшее время? Где вас можно посмотреть?

– Да. График очень гибкий.

– Какие, например, крупные концерты будут в ближайшее время в Москве?

– Это «Романтика романса», которая будет посвящена нашему 15-летию, круглой дате, где мы исполним наши самые любимые романсы, классические произведения и многое-многое другое. С симфоническим оркестром. Будет телевидение, мы обязательно будем записывать, потом это все будет в доступе. Точная дата, к сожалению неизвестна, но название «Романтика романса», следите.

– Осенью.

– Да.

– И юбилейный концерт. Все, идем покупать билеты.

– Да, юбилейный концерт 19 декабря. Что только мы не будем там петь! И советская эстрада, и российская эстрада (более современная), и классика, и романсы, то есть самое-самое лучшее, что у нас есть.

– То, что обычно и бывает на концертах.

– Обязательно. Обещаем просто море радости и позитива.

– Антон, в заключение можешь ответить на небольшой блиц?

– Да, очень люблю.

– Твоя главная положительная черта?

– Я пытаюсь ее найти, но не нахожу. Очень много «трудностей» в характере. Не знаю. Наверное... Ну, иногда я умею слушать.

– Рассвет или закат?

– Закат.

– Если бы ты мог что-то изменить в себе, что бы это было? Одна черта.

– Несмирение.

– Сформулируй: счастье – это...

– Любовь.

– Три музыкальных произведения, которые надо точно услышать в своей жизни.

– «Токката и фуга» Баха – первое, что пришло в голову. «Шутка» Баха. Я не знаю, почему мне пришел в голову Бах?

– Потому что это Бах, без него никуда.

– Да. И что-то из Моцарта, совершенно точно. То есть Бах, Моцарт – это обязательно, это очень духовно.

– А то, что ты слушал на плеере в музыкальной школе?

– То, что я слушал на плеере? Нет, нет! Это я говорю о трех произведениях, которые нужно обязательно услышать. А на плеере – это понятно... Ну, я не знаю. Billie Jean («Билли Джин») Майкла Джексона должен каждый услышать.

– Поймав золотую рыбку, какие три желания ты попросишь исполнить?

– Я попрошу себе крепости веры, прежде всего. Это правда. Я попрошу духовного здоровья всем своим близким. И терпения моим друзьям.

– Антон, спасибо за встречу. Мы с телезрителями приготовили для тебя небольшой подарок. Поскольку совсем скоро праздник иконы Божьей Матери «Семистрельная», мы дарим тебе этот образ. Я хочу пожелать тебе крепкого здоровья. Хочу пожелать, чтобы все три желания, о которых ты говорил, исполнились без участия золотой рыбки. И творческого тебе подъема! Спасибо за встречу.

– Спасибо.

Ведущий Александр Крузе

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30
  • Суббота, 27 апреля: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать