Канон. Руководитель школы византийского пения "Схолион Псалтикис" Константин Фотопулос. Часть 1

25 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В рамках своего визита в столицу России интервью программе "Канон" дал греческий протопсалт, руководитель школы византийского пения "Схолион Псалтикис" Константин Фотопулос. Он рассказал об особенностях византийского пения и своем становлении в качестве протопсалта. Также в программе использованы фрагменты концерта из Соборной палаты ПСТГУ московского хора "Псалтика", которым дирижировал Константин Фотопулос.

– Сегодня у нас в гостях руководитель Афинской школы византийского церковного пения протопсалт Константин Фотопулос. Костас, здравствуйте!

– Здравствуйте, Александр! Благодарю за приглашение и Вас лично, и телеканал «Союз».

Константин Фотопулос родился в 1982 году в Афинах. Церковной музыкой стал интересоваться достаточно рано. Поскольку его отец, Иоаннис Фотопулос, был священнослужителем, он и дал сыну первые уроки. Константин продолжил получать профессиональное образование у кантора Константина Папахристодулу и отца Анастасиоса Троефороса. В 2001 году, окончив курсы византийского пения, Константин Фотопулос получил диплом с отличием. Позже  он продолжил совершенствовать свои знания о византийской музыке, занимаясь частно с самыми известными учителями в этой области в Греции. Параллельно Константин занимался на скрипке. Помимо музыкального образования имеет филологическое образование национального Каподистрийского университета Афин. В 2004 году Константин впервые приехал в российскую столицу с целью создания школы византийской музыки и хора на ее базе. Так возник коллектив «Псалтика». В 2008 году вместе со своим товарищем Константином Буздекисом основал Афинскую школу византийского пения «Схолион Псалтикис» и хор «Анпсалтирио». Познакомиться поближе с Константином Фотопулосом можно прямо сейчас, в программе «Канон».

– Два года назад у нас в программе принимал участие руководитель московской школы византийского пения «Псалтика» Максим Трошин (насколько я знаю, Вы являетесь идейным вдохновителем этой школы). И он очень много о Вас рассказывал. Мы очень рады, что наконец-то познакомились с Вами лично.

– Максим Трошин – это человек, который, можно сказать, посвящает всю свою жизнь византийской музыке, это его главная любовь. Для меня большая честь сотрудничать с Максимом. И так получилось, что вначале я его вдохновил и познакомил с византийской музыкой, но сейчас его усердие часто уже меня вдохновляет больше работать на этом поприще.

– А вообще изначально школа возникла в Афинах, как я понимаю?

– В 2004 году Игорь Львович Кварталов, который представлял издательство «Святая Гора», пригласил меня сюда, в Россию, для того чтобы основать здесь школу византийского пения. И таким образом создалась довольно сильная команда, которая явилась составом этой школы. Три года мы усердно работали, очень плодотворно, вдохновенно, чтобы создать хорошую базу. А спустя три года я вынужден был вернуться к себе на родину в Грецию, в Афины, так как должен был идти в армию, но я оставался все время на связи со своими учениками и с ребятами, с которыми мы проработали все это время, мы постоянно общались. Спустя некоторое время с моим другом Константином Буздекисом, который живет в Афинах, мы основали школу византийского пения, которая называется «Схолион Псалтикис». Здесь, в Москве, возникли некоторые проблемы существования школы в рамках деятельности издательства «Святая Гора», поэтому мы совместно с ребятами решили продолжить деятельность школы уже в качестве филиала греческой школы византийского пения.

– Вы основали школу «Схолион Псалтикис», а до этого какой был музыкальный путь?

– Мой папа является священником, и он привил мне любовь к византийской музыке еще с самого детства. Он является моим первым учителем. Мой папа очень опытный человек, имеет большой опыт в византийском пении, и до сего дня я часто беру у него какие-то советы, касающиеся византийского пения. Параллельно с тем, что я занимался византийским пением со своим отцом, я начал получать уроки у учителя византийского пения Костаса Папахристодулу. Далее я продолжил учебу со священником Анастасием Троефоросом, который, в свою очередь, выучил византийское пение на Афоне у отца Милетия Сикеота. С отцом Анастасием я дошел до того момента, когда уже получил диплом о византийской музыке. Дальше я продолжил учебу уже с известным учителем, певчим великой Церкви в Константинополе ламбадарием Василием Эммануэлидисом.

(Звучит кондак святому равноапостольному князю Владимиру в исполнении мужского хора Московской школы византийского пения «Псалтика».)

– Скажите, византийская традиция сейчас сохранилась только в Греции? Получается, в других странах это некая экзотика?

– Конечно, византийская музыка имеет своим источником происхождения Грецию. Но надо сказать, что в наше время византийская музыка присутствует во всех Православных Поместных Церквах, где-то на более высоком уровне и в большем масштабе, где-то  меньше. И такое явное присутствие византийской музыки сегодня есть в Америке,  Сербии,  Албании,  Румынии, а также последние тринадцать лет мы со своими коллегами пытаемся развивать эту певческую традицию в России.

– А с чем исторически связан разрыв с этой традицией в других православных странах?

– Нельзя сказать, что всегда и везде присутствовала византийская музыка,  как и не везде всегда присутствовало православие. Например, в Америке совсем недавно появились православные общины и, соответственно, византийская музыка. Но в России получилось так, что после того как сюда пришла византийская церковная музыка, спустя какое-то время прекратилось тесное общение с Грецией, и таким образом эта традиция была утрачена и пошла по своему пути. В итоге это пришло к тому, что мы называем знаменным пением.

– А в чем особенности византийской традиции, византийского церковного пения? Наверное, целую лекцию можно рассказать.

– Это очень хороший вопрос, но в ответе на него много параметров; и их сложно сейчас изложить все здесь. Мы можем отметить какие-то самые важные, ключевые моменты.

– Например, у современного музыканта восприятие музыки именно полифоническое, то есть музыкант воспринимает музыку только многоголосно. А вот уникальность тех произведений, которые вы исполняете, в одноголосном пении.

– Да, действительно, так и есть. Одним важным отличием певческих традиций партесного и византийского пения является то, что партесное пение – это полифония, то есть много голосов на разном уровне, а византийское пение – одноголосное, когда много людей поют одну мелодию на основании  некоего музыкального ковра, который называется исократима. И можно сказать, что в византийском пении мы поем едиными устами и единым сердцем. Также особенность византийского пения в том, что у нас нет смешанных хоров, то есть поют либо только мужчины, либо только женщины. Также очень важная особенность для тех, кто занимается византийским пением и вообще музыкой профессионально, – существование неких микротонов.

– Я слышал, что у вас и нотация определенная, западная нотация  вам не подходит.

– Важная особенность византийского пения, его отличие от партесного – это существование своей системы нотации, своего музыкального алфавита. В этой системе нотации, которая существует в византийской музыке, заложены и практические задачи, которые касаются и манеры пения, и переходов с одной ноты на другую, именно поэтому мы не перекладываем наши мелодии на западную систему нотации.

– А как эта музыка, это знание дошли до наших дней?

– Очень важный момент, конечно, – это момент предания византийской церковной музыки, как письменного, так и устного. Особо важную значимость имеет устное предание, оно несет в себе также и элементы некоего жизненного опыта.

– Но это передавалось через монастыри?

– Не только, хотя монастыри являются ключевой базой для передачи этого предания, и особенно, конечно, Гора Афон. Две основных базы для сохранения и передачи предания византийского пения – это Святая Гора, а также Константинополь и Церковь Константинопольской Патриархии.

– Вы исполняете только аутентичную музыку? Или, например, современные авторы могут написать произведение и стилизовать его под это звучание?

– Византийская музыка – это живая музыка, живое предание. Это означает, что по прошествии веков она живет, дышит и развивается, но это не означает, что каждый певчий, каждый псалт может произвольно писать все, что ему придет в голову. Если он хорошо укоренен в предании, у него был хороший учитель и он хорошо воспринял это предание, он знает границы, в которых можно творить. Поскольку мы говорим о предании как о важнейшем элементе церковной византийской музыки, мы не можем говорить о том, что несколько веков назад византийская музыка была какой-то совсем другой. Это произошло так, потому что византийское предание жило на протяжении многих веков. И не было какого-то длительного периода разрыва этого предания так, чтобы нам приходилось опять его где-то искать и заново формулировать.

К примеру, на Афоне, в монастыре Великая Лавра жил святой Иоанн Кукузель, который составил известные песнопения, так называемые аниксандарии. Со времен Иоанна Кукузеля и до наших дней насельники монастыря Великой Лавры на всех праздничных службах поют вот эти аниксандарии. Все певчие и псалты, которые сохраняют эту певческую традицию на Афоне, осознают величие ответственности того, что они несут это предание через века. И очень сложно было бы, осознавая эту ответственность, что-то кардинально менять в этом предании.

(Звучит фрагмент аниксандария в исполнении мужского хора Московской школы византийского пения «Псалтика».)

– Давайте вернемся к дню сегодняшнему. Вы приехали в Россию, насколько я понимаю, уже не в первый раз. Сейчас у Вас здесь запланирован концерт.

– Я уже говорил ранее, что с 2004 года, когда была создана школа византийского пения, не прекращается постоянная работа и постоянное общение с учениками и с той командой, которой мы работали. Ежегодно, один или два раза в год, я по возможности приезжаю в Россию и очень рад видеть тот результат, который мы имеем на сегодняшний день.

Но сейчас я особенно рад, потому что я приехал не только ради занятий, мастер-классов, но также и для того, чтобы подготовиться к событию, которое совершится в этом историческом и, можно сказать, святом месте – в Соборной палате. И для меня особая радость иметь возможность через этот концерт познакомиться и узнать более широко тех людей, которые любят византийское пение. Важно отметить, что людей, которые начинают интересоваться этой музыкой и любить ее, становится все больше.

– На самом деле для нас это тоже очень большое и радостное событие, поскольку организаторы концерта перед нашей съемкой мне сказали, что свободных билетов уже нет, весь зал полностью выкуплен. И более того, ваша аудитория благодаря нашей программе расширяется, поскольку мы можем показать фрагменты этого концерта. Так как наша программа идет в записи, мы обязательно порадуем наших телезрителей вашим выступлением.

– Это большая честь для нас, что телеканал «Союз» будет транслировать концерт. И я слышал всегда замечательные отзывы о вашем телеканале. Мы особенно будем рады познакомить ваших телезрителей с этим богатым преданием церковной византийской музыки.

(Звучит утренняя стихира «С миры пришедшим» в исполнении мужского хора Московской школы византийского пения «Псалтика».)

Автор и ведущий Александр Крузе

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 января: 02:05
  • Суббота, 20 января: 12:05
  • Понедельник, 22 января: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы