Канон. Руководитель праздничного хора Заиконоспасского монастыря "Архангельский глас" Владимир Зырянов. Часть 2

21 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Вы увидите продолжение беседы с руководителем праздничного хора Заиконоспасского монастыря "Архангельский глас" Владимиром Зыряновым. Речь пойдет о том, как сделать хоровой коллектив уникальным, как придать ему неповторимость. В программе будут использованы видеофрагменты концертных выступлений хора "Архангельский глас".

Сегодня мы продолжим беседовать с художественным руководителем и регентом хора Заиконоспасского монастыря «Архангельский глас» Владимиром Зыряновым.

– Заиконоспасский монастырь – уникальный, один из древнейших монастырей столицы. Вы можете рассказать о монастыре, о его приходе, скажем так, изнутри? Может быть, у вас есть какие-то традиции?

Заиконоспасский монастырь – это древняя обитель, которая находится сегодня в самом-самом центре Москвы, на улице Никольская, буквально в двух шагах от Казанского собора на Красной площади и от самой площади и Кремля. Сегодня это самое сердце столицы. Конечно, так было не всегда, когда-то наша столица была в несколько десятков раз меньше, чем сейчас.

– Удивительно, что сердце Москвы как научной столицы тоже было в Заиконоспасском монастыре.

– Да, абсолютно верно. Именно этим Заиконоспасский монастырь, пожалуй, наиболее известен. Дело в том, что много веков назад при нем было организовано первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Была поставлена задача организовать такое учебное заведение, в котором бы изучались не только богословские дисциплины, но и светские науки. Эта задача была успешно решена.

Позже это учебное заведение распалось на две составляющие. Одна из них стала Московским государственным университетом. Кстати, знаменитый ученый, гордость нашей страны Михаил Ломоносов учился именно в Славяно-греко-латинской академии, а не в МГУ. Хотя МГУ, являясь правопреемником Славяно-греко-латинской академии, носит сейчас его имя. А преемником Славяно-греко-латинской академии в духовном смысле является Московская духовная академия, находящаяся в стенах Троице-Сергиевой лавры с начала XIX века, то есть со времен тех событий, когда Москву взял Наполеон и пришлось спешно перевозить из нее это важнейшее церковно-духовное учебное заведение.

– Вы являетесь праздничным хором Заиконоспасского монастыря. В декабре к нам приходил еще один коллектив, который тоже является хором Заиконоспасского монастыря. Поясните нам, у вас несколько коллективов?

– Вы говорите про хор «Благозвонница»? Да, такой коллектив существует уже порядка двадцати лет и состоит из многих московских певчих из различных храмов. Он был основан двадцать лет назад тогда еще настоятелем, а впоследствии наместником Заиконоспасского монастыря архимандритом Петром (Афанасьевым), человеком, с которого началось возрождение этой обители фактически с нуля, внесшим огромный-огромный вклад в развитие хора «Благозвонница».

Я тоже в прошлом имел отношение к этому коллективу; в частности, в качестве регента проводил с ним ряд торжественных богослужений с участием Патриарха Московского и всея Руси, в том числе в Кремле и в самом Заиконоспасском монастыре. Мы контактируем с этим коллективом, но у нас немного разные задачи. Наш коллектив чуть меньше по размеру.

– Более камерный.

– Да. Наша главная задача – это участие в богослужениях монастыря, в том числе праздничных. А хор «Благозвонница» чаще всего собирается под большие концерты, торжественные мероприятия, богослужения.

– Но у вас никакой конкуренции нет?

– Может быть, здоровая конкуренция – творческая. Такая ситуация, когда в одном монастыре есть несколько коллективов, не нова. В качестве примера можно назвать Троице-Сергиеву лавру, где есть несколько хоров, в том числе несколько концертных. Это не только хор отца Матфея, но и хор игумена Никифора, коллектив, который тоже ездил в заграничные поездки и до сих пор иногда ездит.

– В Москве ведь достаточно много хоровых, церковных коллективов. На Ваш взгляд, существует конкуренция среди этих коллективов?

– Конечно, здоровая конкуренция существует, но она, бесспорно, касается творчества.

– Получается, что вам нужно находить свою уникальность? Это ведь очень непросто. Как вы эту задачу для себя решаете?

– В этом и заключается главная задача любого руководителя – сделать так, чтобы его коллектив стал узнаваемым на фоне других коллективов. Понятно, что везде разные люди, уже поэтому каждый хор звучит по-разному. Допустим, мы, чтобы иметь свою уникальность (не говорю, чтобы выделяться на фоне конкурентов), очень открыты к новым жанрам, новым формам взаимодействия с музыкой, творчеством. В частности, не так давно у нас прошел великопостный концерт, в котором принял участие друг нашего коллектива, замечательный гусляр (исполнитель на гуслях) Егор Стрельников. Это потрясающий музыкант, являющийся сегодня лицом этого большого направления – гусельного искусства. Могу без преувеличения сказать, что горжусь своим знакомством с этим музыкантом и сложившимся творческим союзом с ним.

– Как Вы сочетали духовную музыку с инструментальной? Ведь в нашей православной традиции это не практикуется.

– Духовная музыка бывает немного разной: есть песнопения, ориентированные на исполнение в храме, а есть огромный пласт культуры, находящейся на стыке духовного и народного творчества. Я сейчас говорю про духовные стихи, духовные канты, где как раз очень уместны творческие эксперименты. На нашем концерте Егор исполнил именно несколько духовных кантов и духовных стихов.

– Действительно, уникальность, которую вам можно взять за «фишку» (скажем так), и постоянно привлекать Егора. Были такие мысли?

– Эти мысли уже стали творческими планами.

– Кстати, о планах. Расскажите на будущее, где вас можно послушать?

– Мы регулярно, раз в несколько месяцев, даем концерты. Часто эти концерты посвящены каким-то значимым церковным праздникам: рождественские, великопостные, пасхальные концерты. У нас есть постоянная площадка, где нас уже запомнили и хорошо узнали, – Центральный Дом архитектора. Можно следить за анонсами на сайте Центрального Дома архитектора. Кроме того, нас всегда можно услышать в Заиконоспасском мужском монастыре.

– А как Вы подбираете репертуар? Мы говорили, что нужно быть уникальным, но большинство хоров, в принципе, поют одну и ту же программу. Как Вы находите что-то свое в этом море музыки? И осталось ли еще что-то, что можно взять, или уже все спели?

– Отчасти Вы правы. Многое уже пето и перепето столько раз, что можно это уже исполнять, что называется, с листа и наизусть.

– У вас еще есть возможность исполнять под гусли.

– Как я сказал, мы ищем какие-то уникальные формы. А вообще, конечно, каждый коллектив, каждый руководитель коллектива формирует репертуар и свой стиль, отталкиваясь непосредственно от себя, от своего творческого амплуа. Кому-то больше подходит один стиль, например лаврский, кто-то больше тяготеет к партесному стилю, партесному в широком смысле: творчеству композиторов Бортнянского, Дегтярева и ряда других композиторов. Лично я больше всего тяготею к композиторам конца XIX – начала XX века, это так называемое новое направление, в первую очередь Павел Григорьевич Чесноков.

– Владимир, Вы сказали, что репертуар отчасти подбирается под настроение руководителя. А как происходит подбор во время богослужений? Вы обсуждаете это со священнослужителем, берете благословение у наместника?

– Конкретно в нашем монастыре ситуация следующая: при моем приеме на работу мы обсудили у наместника общую концепцию репертуара, общую стилистическую направленность, то, чего бы хотелось; далее репертуар и подбор песнопений остается на моей совести. Конечно, были ситуации, когда я пробовал исполнять какое-то произведение, но наш наместник не одобрял и говорил, что это песнопение лучше не исполнять, оно не совсем в духе монастырского стиля и не совсем в духе наших традиций. В этом случае я принимал эту информацию к сведению, и больше мы это песнопение не исполняли, старались находить другие песнопения.

– Интересно, что наместник лично вникает во все эти нюансы.

– А как же иначе? Хотя бы небольшое, но его участие должно быть, все-таки богослужение – это не концерт. Кстати, в этом тоже есть тонкая и немаловажная деталь. Многие путают службу с концертом и пытаются составлять репертуар, исходя исключительно из вкусовых концертных представлений.

– Показать себя?

– На мой взгляд, это ложный путь, который не приведет ни к чему хорошему.

– Владимир, в эти праздничные дни я хотел бы вновь вернуться к празднику Пасхи. Светлое Христово Воскресение – это чудо Господне, явленное всем нам. Но если внимательно посмотреть на свою жизнь, кажется, что любой человек может найти в своей жизни хоть маленькие чудеса. Вам удавалось разглядеть Божий Промысл, чудесные явления в своей жизни? Можете с нами поделиться?

– Конечно. Я думаю, что любой православный христианин, который провел в церковной ограде, церковной среде достаточное время, знает немало таких примеров и так или иначе сам сталкивался с этим. Я могу сказать, что, пожалуй, главное чудо, произошедшее со мной, – это то, что я пришел в церковь вначале в качестве певчего, а буквально через полтора года уже стал регентом и руководителем церковных хоровых коллективов. Надо сказать, что я очень люблю эту профессию и, несмотря на то что она чрезвычайно тяжела в наше непредсказуемое время, не планирую ее оставлять и хочу как можно дольше трудиться на этом серьезном поприще.

– Ну а мы, в свою очередь, будем только рады этому. Владимир, в заключение нашей беседы я хотел бы попросить Вас обратиться к телеаудитории канала «Союз» с добрыми словами.

– Дорогие телезрители! Поздравляю вас со светлым праздником Пасхи! Желаю, чтобы в ваших домах всегда был мир, счастье, благополучие. А как церковный регент и представитель этой профессии хочу сказать: любите церковную музыку, любите русские духовные песнопения; обязательно приходите на концерты; интересуйтесь этим направлением, потому что духовная музыка имеет необыкновенное свойство – поднимать настроение человеку с любым настроением, возвышать его ум горе, помогать сосредотачиваться на главном и помнить о том, что не все в нашем мире измеряется какими-то меркантильными делами, но всегда есть дела, связанные с божественным, с высшим и с чем-то таким, что обязательно приведет нас ко спасению и поможет нам и дальше трудиться на благо Русской Православной Церкви.

Спаси Господи! Владимир, у нас есть традиция, которую я очень люблю: мы с телезрителями приготовили для Вас небольшой подарок, хотим подарить Вам икону – образ Спасителя. Пусть этот образ оберегает Вас, Ваш домашний очаг, пусть «Архангельский глас» и глас Божий ведет Вас, Вашу семью ко спасению. И храни Вас Господь! Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Благодарю Вас.

Ведущий Александр Крузе

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:05
  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать