Канон. Руководитель праздничного хора Заиконоспасского монастыря "Архангельский глас" Владимир Зырянов. Часть 1

14 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В субботу Светлой седмицы в студию программы "Канон" пришел руководитель праздничного хора Заиконоспасского монастыря "Архангельский глас" Владимир Зырянов. Владимир расскажет о том, как стал регентом, как появился его коллектив, а также о своих семейных традициях празднования Пасхи.

Мужской хор «Архангельский глас» был создан в 2014 году при храме Благовещения Пресвятой Богородицы села Павловская Слобода Московской области. Спустя три года, в 2017 году, коллектив становится праздничным хором Заиконоспасского ставропигиального  монастыря. Одним из первых событий на новом этапе жизни хора стало проведение в стенах монастыря торжественного богослужения с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.  Репертуар коллектива достаточно разнообразен. Это и духовные песнопения, и народные песни, и произведения советских композиторов, и песни военных лет. Создатель, художественный руководитель и регент хора – выпускник Академии хорового искусства имени Попова, лауреат Всероссийского конкурса Владимир Зырянов.   

– Владимир, поскольку наша программа выходит в это праздничное светлое время, хотел бы спросить: как Вы отмечаете Пасху?

– Конечно, в первую очередь мы отмечаем Пасху в храме. Это – самая главная традиция для моей семьи. Уже в течение 15-16 лет я встречаю Пасху за ночным богослужением, а утром мы вместе с супругой и четырьмя маленькими детьми идем, как правило, в ближайший храм, где дети обязательно причащаются. Супруга тоже причащается. Она у меня певчая, но в связи с положением матери вынуждена проводить такие праздники дома. Тем не менее по мере сил и возможности стараемся участвовать в богослужениях. А дальше – праздничный обед и хотя бы немного свободного времени.

– А изначально Вы росли в православной традиции?

– Нет, я рос в самой обычной советской семье и в храм попал достаточно поздно – в юношеском возрасте, в студенческие годы. Мне тогда было 16 лет.

– А когда определился Ваш вектор?  Когда Вы решили для себя, что хотите заниматься церковной музыкой? Вы сказали, что в 16 лет уже пели на клиросе.

– В студенческие годы я сначала начал просто петь в храме, это было еще у меня на родине в городе Перми. Я тогда был студентом Пермского музыкального училища (ныне колледжа). Естественно, мне не хотелось сидеть на шее у родителей, хотелось самому зарабатывать и приносить в семейный бюджет какую-то копеечку. Было принято, пожалуй, главное решение – пойти трудиться в храм. Я стал певчим кафедрального собора города Перми.

– То есть изначально у Вас интерес к клиросу был творческий или как к заработку?

– Одновременно и творческий, и как возможность хотя бы небольшого заработка. Достаточно быстро этот интерес перестал быть сугубо материальным. Я открыл для себя целый богатейший мир русской духовной музыки, а спустя всего лишь полтора года после начала пения в храме Господь призвал меня уже в качестве регента. С тех пор, с небольшими перерывами, я продолжаю трудиться именно на этом серьезном поприще.

– Приходилось ли Вам работать в качестве концертного дирижера?

– Приходилось в студенческие годы. Надо сказать, что профессия хорового дирижера не предполагает большого количества рабочих мест, поэтому приходилось самостоятельно организовывать себе творческие коллективы, концерты, искать возможности для выступлений. Основной вектор моей деятельности был в первую очередь, так или иначе, связан с богослужебной, церковной, духовной музыкой.

– На Ваш взгляд, сильно отличается работа концертного дирижера от работы регента? В чем это отличие? На первый взгляд кажется: что там дирижер – что здесь.  Какие есть нюансы?

– Отличие есть, хотя общего тоже очень много. Если мы берем хоровое дирижирование и  регентскую деятельность, то общее, как вы правильно сказали, – это работа именно с хоровым коллективом.  Но есть и серьезные отличия, главное из которых заключается, пожалуй,  в следующем: хоровой дирижер обычно имеет очень много времени для подготовки какой-либо концертной программы; часто это несколько репетиций или даже несколько десятков репетиций, если программа особенно ответственная и важная или если хор не слишком квалифицированный, например, студенческий коллектив. А если мы говорим про регентскую деятельность, то тут ситуация совсем иная. Регент – это человек, находящийся как бы у производственного станка; он вынужден не просто исполнять что-то, а в то же самое время лепить на ходу музыкальный материал и держать в своем поле зрения одновременно несколько составляющих: не только творческую, но и богослужебную, уставную. Эта составляющая является очень серьезным камнем преткновения для многих дирижеров, которые прекрасно владеют творческой составляющей, прекрасно себя чувствуют в этой профессии.

– То есть надо хорошо знать ход службы и понимать, куда сейчас ведет настоятель?

– Не просто знать ход службы, а знать его очень глубоко, даже как бы изнутри, знать все детали, тонкости. Есть еще один нюанс. Вы сказали про настоятеля. И один священник может служить по-разному, а два или три священника в одном и том же храме могут служить  абсолютно по-разному. Это все нужно хорошо знать, представлять и уметь на ходу корректировать ситуацию. Я бы сравнил регентскую деятельность с работой пилота самолета: малейшая внештатная ситуация должна быть тут же устранена. А дирижирование хором я бы сравнил с работой машиниста скоростного поезда (очень качественного, замечательного – «Сапсана»).

– У него есть хотя бы рельсы.

– Есть даже такое наблюдение, что регентская деятельность в чем-то пересекается с симфоническим дирижированием, где также не очень много репетиционного времени на концертную программу, однако же  у дирижера очень большой спектр творческих задач, которые нужно одновременно держать в своем уме и внимании.

– А Вы лично как постигали эти нюансы?  «В поле», как говорится, на клиросе?  

– Я постигал эти нюансы на практике. Непосредственно регентского образования у меня нет, только музыкальное. К счастью, интеллекта и желания узнать все эти нюансы хватило для того, чтобы овладеть своей профессией. Вообще все регенты делятся на две большие группы: это регенты-музыканты, пришедшие в профессию через музыку, творчество, любовь к церковному пению; с другой стороны – регенты, закончившие специализированные регентские курсы или отделения духовных училищ, семинарий; они, как правило, глубже ориентируются в уставе, но им не всегда хватает творческих навыков. Конечно, в идеале нужно, чтобы эти две составляющие были в балансе, хорошо сочетались. Таких примеров не так много, они очень ценны, можно даже сказать – на вес золота.

– Тем еще ценнее наш сегодняшний гость. Поговорим о вашем коллективе. Он достаточно молод, ему всего четыре года. Расскажите немного о нем, познакомьте зрителя.

–   Мужской хор  «Архангельский глас» был основан при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода Истринского района Московской области.

– Недалеко от малой родины известного церковного дирижера Чеснокова.

­– Вы меня опередили, прямо с моего языка сняли эту информацию.

– Действительно, уникальная особенность.  Эта география на Вас как-то повлияла?

– Конечно. Я не сразу об этом узнал, но когда узнал, был удивлен, ведь Павел Григорьевич Чесноков – знаменитый русский регент, дирижер, хормейстер, научный деятель, педагог. Его вообще можно назвать лицом русской духовной музыки, потому что Чеснокова знают во всем мире; его исполняют столько, сколько никого из русских церковных композиторов больше не исполняют. Оказывается, он родился в Истринском районе, в селе Ивановское близ города Воскресенска (ныне город Истра) Звенигородского уезда Московской губернии.   

– А как получилось, что Вы там оказались? Вы же из Перми.

– Я уже более десяти лет проживаю в Москве, здесь получил образование – окончил Академию хорового искусства имени Виктора Сергеевича Попова.

– Но все-таки Истра – это не Москва.

– Я там живу недалеко, и так сложилось, что Господь привел меня в этот замечательный храм – памятник архитектуры  XVII века. Я в нем трудился регентом в течение трех лет, до прошлого года. А в прошлом году вернулся в Заиконоспасский  мужской монастырь, где раньше тоже трудился в качестве регента; продолжаю трудиться там и ныне. Что касается нашего коллектива, сначала мы сложились как коллектив именно в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, отсюда и название нашего хора «Архангельский глас», непосредственно связанное с названием храма. Мы стали принимать участие в различных концертах, проводить торжественные богослужения с участием иерархов Русской Православной Церкви. Сегодня у нас идет новый этап творческой деятельности: значительная часть певцов нашего коллектива несет послушание певчих в Заиконоспасском  мужском монастыре.

– Владимир, вернемся к Павлу Григорьевичу Чеснокову. Вы, как профессионал, сказали, что это очень известный, часто исполняемый композитор; в чем, на Ваш взгляд, уникальность Чеснокова?

– Этот человек – многогранная личность: он не только композитор, но и выдающийся хормейстер, выдающийся регент. В частности, он много лет был регентом в знаменитом храме Троицы Живоначальной  на Грязех, находящемся на улице Покровка, недалеко от метро «Китай-город», в центре Москвы. Несмотря на то что у него был любительский хор, в его коллектив была в прямом смысле слова очередь желающих у него петь. А ведь любительский хор – это хор, в котором певцы не получают деньги. Говорят, некоторые певцы даже были готовы платить средства, чтобы петь под его руководством. Если говорить про стиль «поющая гармония», который его характеризует, этот стиль как раз и сделал Чеснокова популярным и известным во всем мире. Поэтому его исполняют больше, чем кого бы то ни было.

– Давайте мы вернемся к вашему коллективу. У вас достаточно камерный хор; насколько я знаю, там двенадцать человек. Вы можете рассказать в двух словах о каждом солисте?

– О каждом, наверное, будет затруднительно рассказать.

– А основные лица?

– Наш коллектив состоит из певчих не только различных храмов, но и светских коллективов, оперных театров города Москвы. Среди исполнителей есть солисты оперных театров, их я иногда приглашаю для исполнения, для концертных мероприятий. Например, один из наших солистов – молодой баритон Василий Соколов, который сейчас трудится солистом в Московском театре имени Покровского. Еще у нас есть замечательный солист – бас Сергей Архангельский, фамилия которого созвучна с названием нашего коллектива. Это замечательный, очень известный в Москве хоровой солист и исполнитель, часто гастролирующий в составе малых групп за рубежом. Он вносит посильную лепту и в наш коллектив.

– А вы больше концертный коллектив или клиросный?

– И то, и другое. Мы с удовольствием участвуем в богослужениях, часть нашего коллектива  – это певчие Заиконоспасского  мужского монастыря, а другая часть  приглашается нами специально для концертных программ. 

– А как Вы боретесь с профессионализмом? Я имею в виду, когда приходят маститые оперные певцы, их профессионализм, мне кажется, часто мешает клиросному, камерному звучанию. Возникают такие проблемы?

– У меня таких проблем не возникает. Для меня главным критерием приглашения исполнителя в свой коллектив являются не только его профессиональные данные (что, бесспорно, очень важно), но и человеческие, в том числе церковные, качества: насколько человек близок к вере, насколько он комфортно себя чувствует, исполняя церковную музыку.

– То есть Вам надо быть еще и тонким психологом.

– Естественно. Потому что если мы не будем едиными усты и единым сердцем, то ничего у нас не получится; это уже много раз проверено.  Я считаю, очень важным моментом в формировании любого коллектива, ставящего своими задачами исполнение духовной музыки, является подбор исполнителей, близких к храму, для которых  работа в храме – это не просто зарабатывание денег, а в первую очередь послушание.

– На Ваш взгляд, любой может петь в хоре? А если у человека нет образования?

– Я думаю, что, в принципе, петь может любой. Вопрос в том, на каком уровне. Конечно, есть люди с разными способностями, с разной степенью творческой одаренности. Бесспорно, навыки можно развивать, если у человека есть желание, но работа всегда получается результативнее, когда  у человека есть стартовый, базовый капитал в виде способностей, талантов; тогда можно говорить о том, что семена педагогов, руководителей, регентов падают на более благодатную почву. Но тут, Вы правильно заметили, есть очень тонкая грань между музыкальными способностями, с одной стороны, и верой – с другой стороны. Все должно быть в балансе; если что-то одно начинает очень сильно превалировать, то в далекой перспективе ничего хорошего из этого обычно не получается – и, увы, клиросное  послушание для многих так и остается способом заработка денег.  Этого не то что не должно быть, нет; каждый труд должен быть оплачен; но это не должно быть самым главным и единственным.

– Я вспоминаю (может быть, и Вы помните), что несколько лет назад на некоторых московских приходах была практика всенародного пения. В этих приходах был основной костяк, не захожане; им раздавали ноты молитв, и весь храм звучал. Как Вы относитесь к этой практике?

– В целом я отношусь к этой  практике скорее положительно, потому что участие людей в богослужениях – это опыт, который дает им возможность на себе понять, прочувствовать всю сложность церковной певческой профессии. В частности, в Москве есть замечательное место – Афонское подворье на улице Гончарной на Таганке, где, насколько  я знаю, каждую ночь с субботы на воскресенье проходит всенощное бдение в прямом смысле этого слова; богослужение начинается в десять или одиннадцать часов вечера и идет всю ночь, до раннего утра. В этой службе действительно большую часть песнопений исполняет народ, из недели в неделю приходящий в этот храм, уже запомнивший и знающий песнопения. Но тут очень важно понимать, что профессиональное церковное пение все-таки никак не удастся отменить, потому что любителям, даже очень желающим, невозможно потянуть на себе весь комплекс церковных песнопений годичного богослужебного круга. Да и не нужно этого, каждый должен заниматься своим делом. Все-таки профессия церковного певца очень сложная и многогранная. Если подумать, далеко не каждый выпускник даже музыкального вуза становится церковным певчим и готов взять на себя это послушание, он не чувствует в себе сил, достаточных для этого.  Это лишний раз говорит нам о том, что это все действительно непросто. И как минимум не так просто, как думают многие.

 (Продолжение следует.)

Ведущий Александр Крузе

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30
  • Суббота, 04 мая: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать