Канон. Руководитель мужского хора "Кастальский" Алексей Рудневский. Часть 2

7 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжение беседы с профессором Московской консерватории, руководителем хора "Кастальский" А.М. Рудневским. Алексей Максимович расскажет об истории хора "Кастальский", о проектах коллектива. Также разговор пойдет о педагогической деятельности Алексея Максимовича и будущих дирижерах нашей страны.

– Алексей Максимович, сегодня, как мы с Вами можем убедиться, интерес к классической музыке ослабевает. На Ваш взгляд, какая тенденция развития музыки?

– Я бы не сказал, что интерес ослабевает, а сказал бы, что возрастает уровень массовой культуры, которая отвлекает от этого, и возрастает значительно. Все наше время не способствует погружению в классический мир. Здесь можно рассматривать не только музыкальное творчество, но и другое. Но интерес к нему все равно велик: это и интерес к художественным выставкам, и к театральным и музыкальным премьерам. Классика вечна, и невозможно потерять к ней интерес.

Мне кажется, сейчас есть проблема воспитания, ослаблен ориентир на воспитание классическими традициями, и отрицательный момент нашего времени в том, что за любой новизной видится истина. И если эта истина построена не на классических образцах, она иногда бывает просто даже вредна. В частности, во многих театральных постановках, в том числе музыкальных спектаклях, есть некая идея отрицания того старого, о чем, собственно, думал автор этой оперы. И в том, насколько необычно она поставлена, видится какой-то плюс. Хотя, на мой взгляд, основной смысл исполнения оперы в другом – не в том, чтобы показать какие-то экзотические ее стороны, а выразить авторскую идею. Средства выражения могут быть разными, но если акцент делается на каких-то изощренных моментах, это, мне кажется, выходит за рамки настоящего искусства и, наверное, превращается в эпатаж.

– Просто многие современные авторы хотят дать новое дыхание классике, как-то развить ее. На Ваш взгляд, нужно ли давать что-то новое классике?

– Дело в том, что развитие искусства всегда шло этим путем. Всегда была первая линия – авангард. Но когда происходит разрыв классических традиций, когда искусство находится в режиме поиска, какие-то вещи воспринимаются как новизна. Но если эта новизна не базируется на классических традициях, наверное, это странно.

– А что такое вообще классика? Современные авторы могут писать музыку в жанре «классика»? Или классика – это Моцарт, Бетховен, Рахманинов?

– Любой современный композитор, если он воспитан на классических образцах и у него есть своя система музыкального мышления,  полностью выражает свои мысли классическими средствами, и я не могу сказать, что это старые мысли. Это новые мысли, выраженные его индивидуальным языком. За примерами ходить далеко не нужно, есть очень много замечательных авторов, пишущих современную музыку в классических традициях.

– В частности, Вы сотрудничаете с молодыми композиторами?

– Да. Мы рады, когда ряд современных авторов пишет для хора «Кастальский». В частности, с такого сотрудничества и началось становление мужского хора «Кастальский», когда нас пригласили записать музыку к кино. Это совершенно замечательный композитор Юрий Потеенко, мой коллега и друг по консерватории. С записей его музыки и начался хор «Кастальский». Мы писали музыку к фильму «Ночной дозор».

– Удивительно.

– После этого было много других работ с Юрием Потеенко. Сейчас он достиг невероятной востребованности в этом жанре, и делает он это совершенно блестяще. Но если сказать, на каких классических традициях он воспитан, комментировать больше ничего не нужно. За его консерваторским воспитанием можно проследить много выдающихся имен наших предшественников, мы их не будем называть, но они есть. И Юрий Анатольевич Потеенко твердо стоит на классических традициях, но пишет современную музыку. Это наш современник, который живет нашим днем, но стоит на классических основах.

– Вы являетесь профессором консерватории. Расскажите о своих студентах, молодом поколении, будущих дирижерах нашей страны. Какие они?

– Как правило, это очень способные, талантливые молодые люди, которые приезжают подчас из глубинки и окунаются в мир московской жизни, таящей в себе много соблазнов, много отвлечений, о которых мы говорили ранее. В самом названии «консерватория» есть традиция.

Консерватория имеет свои давние традиции,  в том числе воспитания дирижера хора. Эта система отлажена уже многими поколениями педагогов. Воспитание молодого хормейстера, конечно же, начинается в классе по специальности и в хоровом классе. И от того, как происходит воспитание в том и другом, как раз зависит очень многое, потому что хоровой дирижер получает основы хорового дирижирования – это тот язык мануальной техники, с помощью которой он будет доносить свое внутреннее ви́дение музыкальных сочинений до исполнителей, до хора.

– Произведения действительно могут отличаться в зависимости от того, кто ими дирижирует?

– Конечно.

– Каким образом дирижер может преобразовать свои мысли не в свою, а в музыку композитора?

– Даже один и тот же хор в один и тот же вечер может звучать совершенно по-разному под управлением двух разных дирижеров. Потому что дирижирование – это процесс очень индивидуальный. Какие-то технические моменты могут быть унифицированы, но не сам момент подачи своей идеи... Если дирижеру есть что сказать, если он технически способен сделать это, то каков его внутренний мир, так и звучит коллектив. Собственно, это логично. Также и живописцы могут изобразить один и тот же пейзаж с совершенно разным наполнением.

– Живописец напрямую создает свое произведение, а дирижер все-таки зачастую дирижирует тем произведением, которое написали до него. Тут происходит удивительное чудо рождения музыки: казалось бы, музыкальный текст есть, но ведь обязанность дирижера – это же не только технический процесс, чтобы показать, где пауза и где какая длительность? Каким образом он вкладывает в исполнение свою душу?

– Главная особенность и обязанность дирижера – это увидеть ту мысль, которая заложена автором. Ранее мы говорили о некоторых современных трактовках классической музыки. Важно, чтобы исполнитель увидел ту мысль, которую ставил перед собой автор поэтического текста и автор музыки. Дирижер видит эту мысль и еще добавляет к этому свою интерпретацию, потому что без индивидуального ви́дения авторской идеи невозможно представить произведение: оно не будет живым. Поэтому, только опираясь на свое индивидуальное представление о художественной идее, дирижер и способен донести ее до слушателя. Только тогда, когда он накладывает свое индивидуальное ви́дение на идею автора. Он должен правильно понять ее, пропустить через свое сердце и потом уже донести до слушателя. Но предварительно он должен убедить этой идеей весь хор. И хор должен пойти за ним.

Хор должен составлять единое целое с дирижером – и тогда можно говорить, что произведение, которое много-много лет назад было написано этими черными крючочками с хвостиками, палочками, штилями,  паузами, состоялось. Оно не является материальной субстанцией, оно является субстанцией бумаги и типографской краски. А субстанция художественного произведения наступает только тогда, когда она звучит. Кстати, для теоретика, когда он читает ноты, она, может быть, и является плодом его музыкальных представлений. Это тоже особая категория жизни музыкального произведения. Но все-таки по большому счету оно должно звучать для слушателя. Когда дирижеру это удается, когда он составляет с коллективом единое целое и коллектив дышит с дирижером одними флюидами этого творческого произведения, только тогда оно доходит до сердца слушателя. Потому что бывают разные моменты, иногда мы разочаровываемся, когда видим немножко формальный подход: ноты звучат на той же самой высоте, формально все исполняется, а музыки нет...

– Души нет.

– Души нет. Поэтому только тогда, когда есть индивидуальный вклад исполнителя в сочетании дирижер-хор (помимо хора может быть и ансамбль, и оркестр, все что угодно), это можно считать по-настоящему свершившимся творчеством.

– Почему Ваш хор назван «Кастальский»? Вы руководите этим коллективом почти 15 лет.

– Да, в 2019 году будет ровно 15 лет, как был основан коллектив, и первое его выступление было зимой 2004 года для записи музыки к кинофильму «Ночной дозор».

– Почему тогда название не «Ночной дозор», а в честь Александра Дмитриевича?

– Я считаю Александра Дмитриевича Кастальского совершенно выдающимся деятелем русской хоровой культуры. В прошлой передаче мы уже упоминали о его заслугах по сохранению наследия Синодального училища в рамках народной хоровой академии и о его передаче этого наследия в кафедру хорового дирижирования уже в составе Московской консерватории.

Композиторское творчество Александра Дмитриевича можно считать столпом новой церковной музыки, которая явилась цементирующим звеном всех его коллег. Даже гениального Сергея Васильевича Рахманинова можно считать учеником Александра Дмитриевича. Не будем касаться формальных моментов, когда Сергей Васильевич консультировался у Александра Дмитриевича, когда писал «Литургию», «Всенощное бдение».

Собственно, сама идея обращения к национальным русским истокам, которая на рубеже XIX– XX веков была очень характерна и для России, и для Западной Европы, витала в воздухе. Инициатором выражения ее в церковной музыке стал Степан Васильевич Смоленский, на тот период директор Синодального училища. Он инициировал написание музыки композиторами, в частности Пашей (тогда он был еще именно Пашей) Чесноковым. Тогда же делал свои первые опыты Александр Дмитриевич Кастальский. Степан Васильевич Смоленский опирался на знаменные распевы. И вообще на древние распевы Русской Церкви, как, собственно, и архитекторы того периода опирались на наследие старых традиций (например, псковской архитектурной школы). Это так называемый русский стиль. В музыке это «новое направление» церковной музыки. В живописи это Поленов, Васнецов, Нестеров. Это как раз те тенденции, которые были характерны не только для России. Но в России они выразились в музыке – это «новое направление». И центром его было именно Синодальное училище на Большой Никитской, с его совершенно уникальным составом педагогов, уникальным хором. Его составляли взрослые певчие и мальчики и, соответственно, совершенно уникальные регенты – Орлов, Данилин, а также помощники регентов – Чесноков, Голованов. То есть это уникальный коллектив.

– Очень здорово, что преемственность этого уникального коллектива носит хор «Кастальский». Я знаю, что сезон 2017/2018 года был достаточно насыщенный, и мы с телезрителями желаем вам такого же насыщенного будущего года и последующих лет. Спасибо за то, что Вы сегодня к нам пришли.

Накануне самого главного христианского праздника я бы хотел, чтобы Вы обратились к аудитории нашего телеканала.

– В преддверии самого светлого праздника хотел бы пожелать всем мира, радости и чистого сердца для встречи праздника Воскресения Христова.

– Спаси Господи. Алексей Максимович, у нас есть традиция – в заключение программы мы дарим всем иконы. Сегодня я бы хотел подарить Вам образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «Господь Вседержитель». Пусть Господь оберегает Вас и Ваш домашний очаг. Продолжайте радовать нас Вашим творчеством. И храни Вас Господь.

Ведущий Александр Крузе

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать