Канон. Руководитель ансамбля имени Л.Г. Зыкиной Дмитрий Дмитриенко. Часть 2

14 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжение беседы с художественным руководителем Государственного академического русского народного ансамбля "Россия" им. Л.Г. Зыкиной - Дмитрием Дмитриенко. Речь пойдет о жизни ансамбля после ухода Людмилы Георгиевны Зыкиной. В программе будут показаны архивные записи выступления ансамбля "Россия".

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Сегодня мы продолжим беседовать с Дмитрием Сергеевичем Дмитриенко – художественным руководителем Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Георгиевны Зыкиной.

В свое время Людмила Георгиевна инициировала создание многих проектов, многих фестивалей. Сегодня они живы?

– Они живы. Буквально через несколько дней мы отправимся в замечательный город Сасово (Рязанской области), где как раз Людмилой Георгиевной Зыкиной был создан фестиваль, посвященный творчеству замечательного композитора Александра Петровича Аверкина. Опять же этого имени многие даже не помнят, но многие помнят песни: это замечательная, искренняя, добрая песня «Мама, милая мама, как тебя я люблю»; или песня «На побывку едет молодой моряк». Это те песни, которые стали фактически отражением эпохи, отражением истории. Более того, сегодня я говорю со сцены на наших концертах, что многие песни (например, «Растет в Волгограде березка» композитора Григория Пономаренко) – как исторические документы. Есть совершенно правильная фраза: «Из песни слов не выкинешь». Поэтому как бы сегодня кощунственно ни пытались пересмотреть, например, историю Второй мировой войны или ее итоги (кто же победил в этой войне), то в этой песне все становится ясно – что это была за война и какие ценности в данном случае защищались прежде всего людьми, которые жизнь свою оставляли.

Возвращаемся к фестивалям: Людмила Георгиевна заложила этот фестиваль в г. Сасово своей любовью, своим сердцем, и сегодня этот фестиваль сохраняется, живет. Мы ежегодно на него приезжаем.

Но и другие фестивали есть. Я буквально только что вернулся из другой замечательной российской глубинки – поселка Бутурлино в Нижегородской области, где в седьмой раз проходил фестиваль-конкурс «Вишневая метель», уже памяти Людмилы Георгиевны Зыкиной. Несколько сотен исполнителей собираются, поют песни из репертуара Людмилы Георгиевны Зыкиной, поют русские песни. Кстати говоря, там четыре категории: первая категория – самые юные, вторая – молодежь, третья категория – более взрослые и, конечно, старший возраст. И во всех категориях настолько удивительные, яркие, влюбленные в русскую песню исполнители! Я просто жду этого конкурса каждый год, жду, чтобы туда поехать, чтобы вновь увидеть и услышать этот конкурс.

«Оренбургский пуховый платок» – фестиваль в Оренбурге, который уже 20 лет живет яркой, насыщенной, полноценной творческой жизнью, тоже связан с именем Людмилы Георгиевны Зыкиной.

– Даже с ее голосом, потому что ее голос по сей день завораживает, вдохновляет многих исполнителей. Он является эталоном народного пения.

– Да. Безусловно. И в то же время надо очень хорошо понимать, что подражать ей не нужно, это индивидуальность. Людмила Георгиевна была неповторимая, единственная. Чистота ее голоса – это та первооснова, которая должна быть заложена в памяти о ней и в любви к ее   творчеству. Это очень важно.

– Говоря о многогранности коллектива, хотел бы Вас спросить об истории, связанной с «Оскаром». Что это за история?

– Интересное событие. Несколько лет назад нам позвонили и предложили записать музыку к голливудскому фильму «Отель “Гранд Будапешт”» режиссера Уэса Андерсона. Надо сказать, что там условия контракта, сюжет фильма не раскрываются. И мы очень осторожно к этому отнеслись… Мне как-то попался в руки компакт-диск довольно странного содержания. Написано: «Борщ, балалайка и бобы». Вот такая ассоциация с Россией. И мы всячески этого боимся и опасаемся.

– Клише.

– Да, да. Балалайка, водка, селедка, мишка – вот такие какие-то вещи, которые очень часто искусственно притягиваются по незнанию сути национального русского искусства. Мы очень этого боялись и, естественно, сначала дождались просто самого музыкального материала, потому что озвучивать какую-нибудь очередную ерунду, связанную с нашей культурой, мы категорически были против. Дальше нас убедили, что это действительно такое композиторское решение (композитор – Александр Деспла) и там вообще не будет звучать русская народная музыка, а будет звучать авторская музыка, где просто будут использоваться русские инструменты, в частности домры и балалайки. Когда мы это узнали, с интересом отнеслись к этой работе и отправились на запись этой музыки.

В сентябре мы записывали ее в Париже. Были замечательные солнечные дни, Париж – город прекрасный, красивый, удивительный, но нам ничего этого не суждено было увидеть, потому что с десяти утра до десяти вечера мы находились на студии и писали эту музыку: потреково, под кадр, посекундно, под метроном. На третий день ребята просто устали, выдохлись, и им нужна была какая-то эмоциональная психологическая разрядка. Они начали в перерыве играть наше, родное; эта генетическая память тоже очень очевидна. Они начали играть песню «Светит месяц» (обработка Василия Васильевича Андреева). Уэс Андерсон буквально влетел в студию: «Что это за музыка?!» Я хорошо это все помню, это происходило на моих глазах. Ну а как перевести название песни на английский язык? Достаточно сложно. Перевели как «Горящая луна». Он говорит: «Я хочу эту песню, мелодию, эту музыку в фильм». Да пожалуйста! Какие здесь могут быть возражения? Мы записали эту мелодию, и действительно, если посмотреть внимательно фильм «Отель “Гранд Будапешт”», то там есть целые сюжеты, озвучивающиеся этой композицией. Более того, в конце, когда уже идут титры фильма, звучит эта самая русская народная песня «Светит месяц» в обработке Андреева. Кстати говоря, этой обработке уже более ста лет.

В результате фильм вышел на экраны и, как мы знаем, получил «Оскара». Саундтрек к этому фильму тоже получает «Оскара», и Деспла в Голливуде выходит получать «Оскара» под звучание нашей русской народной песни «Светит месяц», всячески выражая счастье на своем лице, полный восторг. Вот так, совершенно случайно русская народная песня получила, в общем-то, «Оскара», потому что было совершенно очевидно, что этот самый саундтрек был воспринят очень позитивно.

–  Это очень приятно.

– Да, это было очень приятно, и мы были по-своему горды этим фактом. Сейчас мы достаточно тепло вспоминаем эту работу ансамбля. Кстати, если посмотреть фильм «Отель “Гранд Будапешт”», то в конце идут титры. Они написали на английском языке название нашего коллектива и поименно написали в титрах каждого музыканта.

– Хорошо, что вы ломаете эти стереотипы, помогаете воспринимать нас.

– Да, это в каком-то смысле наша задача, потому что, еще раз повторюсь, это чистота, подлинность нашего искусства – национального русского искусства. Когда я начал говорить про глубину, про фольклор, то, конечно, огромный пласт – национальное академическое исполнительское искусство. Ведь сегодня современные музыканты, играющие на русских инструментах, заканчивают консерватории, заканчивают Академию Гнесиных, они получают полное академическое образование… Сегодня написаны замечательные концерты, сонаты для русских музыкальных инструментов на основе, конечно, русского фольклора. Это удивительная музыка по своей красоте, смыслу, значению. Когда начались все эти печально известные события на Украине, наш замечательный композитор Александр Цыганков написал «Славянский концерт», где соединил воедино русские, украинские, белорусские мелодии. Удивительный по красоте концерт, абсолютно символичный по своему смыслу и значению. Поэтому это именно искусство, высочайшее искусство.

– Миссия.

– Абсолютно правильное слово, миссия.

– Я процитирую Людмилу Георгиевну: «Я ни разу не вышла на сцену, не помолившись Господу Богу. А если вдруг забуду, то потом, когда пою, у меня возникает ощущение, что голос звучит плохо из-за того, что я не попросила благословения у Всевышнего».

– Вот это все ее, все иконы – как иконостас, посмотрите. Это все Людмилы Георгиевны Зыкиной. Мы здесь ничего не трогали, все как было при ней. Вот наверху расположена икона Божией Матери. Это все было при ней. Она, конечно, была человеком воцерковленным, верующим.

– А Вам подобные чувства знакомы? Ваши отношения с Богом?

– Безусловно. Кстати говоря, мы очень дружим со многими монастырями. У нас большая дружба с Оптиной пустынью, уже несколько лет подряд мы ежегодно приезжаем на фестиваль в Козельск на «Оптинскую весну», и не просто приезжаем, наши ребята с удовольствием идут и на исповедь, и на крестный ход. В этом году даже получилось так, что у некоторых наших ребят родились дети, они поехали крестить их в Оптину пустынь. Мы только что были в Николо-Сольбинском женском монастыре, там проходит замечательный фестиваль «Хлеб-да-Сольба». У нас очень много друзей – православных священников, они приходят на наши концерты; к ним мы обращаемся за духовной поддержкой, когда это бывает нам нужно. Это имеет для нас большое значение.

– Но вообще, в принципе, исполнять русскую народную музыку и не быть верующим человеком, мне кажется, невозможно. Это взаимосвязано.

– Невозможно. Это абсолютно два тождественные по смыслу и значению понятия. Вы знаете, я Вам больше того скажу: среди моих старших друзей, людей, которые прожили в советской эпохе большую часть своей жизни, есть люди, которые сейчас абсолютно искренне обращаются ко мне как бы за такой организационной помощью, они говорят: «Мы хотим принять православную веру». И здесь как раз сочетание русского искусства, в котором они прожили, я думаю, тоже имеет большое значение. Безусловно, для нас это очень важно; и вообще само по себе хоровое пение, церковное хоровое пение… У нас на Руси доминирующей была хоровая культура, не инструментальная, как, например, в Европе. Поэтому это все очень переплетено, и абсолютно правильно сказал Патриарх Кирилл на одном из праздников славянской письменности и культуры, что хорошая песня – это как хорошая молитва. Действительно, это ответственность. Ведь Людмила Георгиевна Зыкина никогда бы не согласилась (и не соглашалась) исполнять то, что ее, условно говоря, попросили бы исполнить или за что могли бы заплатить какой-то гонорар. Здесь было важно только свое ощущение. И многие современные исполнители, с которыми мы дружим, придерживаются этого всего. Поэтому главное, чтобы песня прошла через душу, через сердце. Это самое главное. А здесь без Бога, без молитвы просто не получится.

– Дмитрий Сергеевич, мы с Вами сегодня много говорили о коллективе, о Людмиле Георгиевне как о «маме» этого коллектива, но ведь Вы являетесь «сыном полка»? Ведь Вы же тот человек, без которого сегодня не существовал бы ансамбль.

– Вы знаете, это для меня огромная честь и огромная ответственность, как я уже чуть раньше сказал. Когда-то, уже много лет назад, на мою родину в Киров приехал на гастроли ансамбль «Россия». Я подошел тогда к Виктору Гридину, который дирижировал, который играл, с маленьким листочком, чтобы попросить у него автограф. Он улыбнулся (он был высокий, очень красивый человек, его портрет тоже висит здесь) и сказал: «Димка! Да ладно, все равно ты потеряешь этот автограф!» Так вот по-житейски сказал... Я очень обиделся, сжал кулаки и сказал: «Я не потеряю Ваш автограф, подпишите мне, пожалуйста». Он действительно мне написал, что на добрую память, расписался: «Виктор Гридин». Если бы в тот момент какую-то машину времени! Или сейчас в тот момент вернуться… Вот кто тогда знал, что эта случившаяся встреча маленького мальчика (мне было тогда 10 или 11 лет) и этого великого человека – символическая? Я тогда знать не мог, что судьба меня приведет сюда, в ансамбль «Россия», которым я тогда восхищался.

– Такой жизненный маячок.

– Да, это, наверное, жизненный маячок, что-то очень промыслительное. Я очень дорожу этой работой, тоже здесь нахожусь практически большую часть времени, потому что по-другому не получается. Я не заставляю себя, просто я так живу. Ансамбль действительно стал для меня тоже моим домом, и он всецело всю мою жизнь сегодня полностью подчинил его существованию, его развитию. Гастроли, концерты, записи – это просто образ жизни. И я очень благодарен моим коллегам-музыкантам, которые вместе со мной. Они понимают, что порой трудно, что, приехав в час или в два часа ночи с концерта, в десять утра уже нужно быть на студии звукозаписи, записывать компакт-диск. Это непросто, но люди это понимают и тоже этим по-своему дорожат, и я очень им за это благодарен. Даст Бог, мы еще сможем что-то хорошее сделать.

– Вот поэтому вы и являетесь семьей.

– Безусловно.

– Дмитрий Сергеевич, большое Вам спасибо за встречу. Мы хотим пожелать Вам, вашей семье (вашей семье в таком большом понимании) крепкого здоровья, процветания. От нашего канала хотим подарить Вам образ Иоанна Предтечи, поскольку совсем недавно было Рождество Иоанна Крестителя.

– Да, да. Спасибо большое! В храме Иоанна Предтечи на Красной Пресне я крестил свою старшую дочку.

– Да Вы что?

– Да. А в Коломенском есть храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, там я крестил свою младшую дочку. Поэтому спасибо огромное!

– Все опять промыслительно! Спасибо Вам за встречу! И всех Вам благ. Храни Вас Господь!

– Спасибо!

Ведущий Александр Крузе

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать