Канон. Регент Праздничного мужского хора Новоспасского монастыря города Москвы Станислав Попов. Часть 1

30 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
В студии программы "Канон" - регент Праздничного мужского хора Новоспасского монастыря г. Москвы Станислав Попов. Гость расскажет об этой древней обители и об истории создания одного из основных мужских православных хоров России. А также вспомнит вехи своего становления в качестве его руководителя.

– Облеки свою жизнь в песню. «Прошу тебя, облеки жизнь в песню: тогда ты сможешь ощутить гармонию жизни и свою связь с гармонией», – святитель Николай Сербский.

Здравствуйте. Сегодня у меня в гостях регент Праздничного мужского хора Новоспасского монастыря Станислав Попов. Станислав, здравствуйте!

– Здравствуйте, Александр!

Станислав Попов, художественный руководитель и регент Праздничного мужского хора Московского Новоспасского монастыря, родился в Москве в 1977 году, окончил Академию хорового искусства им. Попова в классе профессора Ляшко Бориса Михайловича. В хоре Новоспасского монастыря, одного из известнейших церковно-певческих мужских коллективов России, Станислав трудится уже много лет, однако руководство коллективом взял на себя сравнительно недавно, в 2014 году. Помимо основной богослужебной деятельности хор Новоспасского монастыря выступает с концертами как в России, так и за ее пределами. В репертуаре прославленного коллектива духовная музыка, песни военных лет, русские народные и патриотические песни. Познакомиться поближе с творчеством хора Новоспасского монастыря можно прямо сейчас, в программе «Канон».

– Станислав, давайте начнем нашу беседу с рассказа о Вашей обители, в которой Вы работаете, о Новоспасском монастыре. Расскажите, пожалуйста, немного об истории этого монастыря.

– История обители уникальна, поскольку за право считаться первым созданным в Москве монастырем борются Новоспасский монастырь и Данилов монастырь. И каждый монастырь считает, что его основателем является князь Даниил. Это на самом деле так. Давайте с вами разберем, потому что история путаная и требует детальной проработки.

Князь Даниил основал монастырь на месте, где сейчас находится Данилов монастырь. На том месте тогда располагалась церковь Даниила Столпника, это покровитель князя Даниила. Буквально через тридцать лет сын князя Иван Калита переводит насельников уже существующего монастыря и настоятеля в Кремль.

То есть здесь можно говорить, что князем Даниилом были созданы сразу и Данилов монастырь, и Новоспасский монастырь. Затем, после развития архитектурных сооружений в Кремле, когда деревянные храмы и постройки Кремля менялись на каменные, монастырь был стеснен, каменные дома подступали ближе и ближе. Поэтому было принято решение перенести уже Спасский монастырь, там был храм Преображения Господня...

– То есть изначально, исторически вы вообще находились в Кремле?

– Исторически да, и затем монастырь перенесли на ныне существующее место, на Васильевский стан, некоторые его называют Крутицким холмом. То есть историки здесь тоже не имеют однозначного мнения, но это не важно.

– Вы говорите, что до сих пор идет какая-то борьба с Даниловым монастырем. Как она проявляется?

– Наши истории идут параллельно, наши монастыри считают, что их основателем является Даниил Московский. При правлении Иоанна III наш монастырь начал претерпевать изменения в архитектуре, в основном это коснулось главного храма, который начал строиться по указу Иоанна III. Но это не тот храм, который мы имеем возможность видеть сейчас, в наше время.

Практически с конца XV века Новоспасский монастырь стал некой усыпальницей княжеского рода, в том числе и князей Романовых. В XVII веке монастырь был оттеснен тем, что при правлении Петра I в основном весь интерес был направлен на другие обители, в частности, наверное, те, которые находились в Петербурге. Монастырь посещала царевна Софья.

И вот, если мы разговариваем о параллельной истории Данилова и Новоспасского монастырей, то здесь надо учитывать, что до Петра I, в 1560 году, царю Иоанну Грозному явился Даниил Московский и сказал: «Зачем ты оставил мой монастырь, мое место?» То есть фактически можно сказать, что Новоспасский монастырь в своем новом обличии немного раньше зародился, чем Данилов монастырь. Хотя мы боремся за право первенства с конца XIII века.

История монастыря берет свое начало от той духовной молитвы, которая когда-то зародилась и продолжается непрерывно во все время существования обители. На каком бы географическом месте ни находилась обитель (как в нашем случае, когда на месте нынешнего Данилова монастыря был образован монастырь, который впоследствии стал Спасским, а затем Новоспасским), братия и настоятель, которые перешли на другое место, имели свой духовный путь, который шел вразрез с географическим положением в Москве. Здесь можно заключить, что этот духовный путь существовал с конца XIII века до начала ХХ века непрерывно, то есть сменялись поколения иноков, настоятелей, и только революционные события прервали его; и он снова был воссоздан в 1991 году.

– Это очень ответственно, служить в таком монастыре, с такой богатой историей. А Вы пришли руководить хором несколько лет назад?

– Я пришел в монастырь в 1999 году в качестве певчего.

– А до этого каков творческий путь Вашего музыкального становления?

– Я в семь лет поступил в хоровое училище имени Свешникова, до этого момента я пел в хоровой студии дома культуры «Салют», это Северное Тушино. И, разумеется, до этого пел в детском саду.

– А родители связаны с музыкой?

– Родители у меня не связаны с музыкой, поэтому мое призвание, наверное, пришло от моего деда, он работал машинистом и своим голосом, как многие рассказывают, перепевал паровозные гудки.

– Сильный голос.

– Много таких историй, например, когда Шаляпин на одном берегу пел, на другом было слышно. Наверное, что-то близкое к этому. Хотя мой дед не имел музыкального слуха, он пел от души, как многие говорят.

– А регентствовать Вы стали в каком году?

– В 2014-м.

– А как Вас принял коллектив, ведь Вы были сначала коллегой?

– Вы знаете, это назначение прошло безболезненно для многих, потому что до того момента, как я стал регентом, я уже имел некий опыт управления этим же коллективом, поскольку наш регент Леонид Баклушин (Царство ему Небесное) позволял мне проводить некоторые службы. То есть я набирался опыта еще во время служения предыдущего регента.

– Работа регента отличается от работы дирижера? У Вас же дирижерское образование?

– Да.

– В чем отличие?

– Любая работа дирижера – это огромный накопленный опыт, это знания. Работа регента – та же самая работа, поскольку регент церковного хора тоже должен обладать всеми этими знаниями и навыками дирижера. Плюс ко всему, огромный пласт в знаниях регента – это, конечно, течение богослужения.

– А вообще регентский жест как-то отличается от жеста дирижера хора?

– Здесь можно говорить о двух жестах: первый – это классический жест, который присущ всем дирижерам по предлагаемой схеме обучения. В процессе этого обучения, с опытом дирижер начинает использовать какие-то другие движения, краски. Этот жест также должен быть и у регента, поскольку есть сочетание авторских песнопений, которые нужно, через себя пропуская, жестом показывать своим певчим.

И есть жест, который употребляется при пении читком, при пении стихир, когда рука регента показывает направление движения и идет такая репетиция кисти. Можно сказать, что приобретенный опыт регента и хора в процессе общения, репетиций, вырабатывает у регента свой особый жест, опытный, при котором его певчие поют в том темпе с четко произносимыми словами, что и требуется во время пения стихир. Мы говорим не об авторских произведениях.

– Дорогие телезрители, предлагаем вам прямо сейчас насладиться пением хора Новоспасского монастыря и увидеть красивый дирижерский жест регента Станислава Попова.

Звучит песнопение «Се, ныне благословите Господа» в исполнении хора Новоспасского монастыря.

– Я Вам задал вопрос о Вашем творческом пути, но, мне кажется, в данном случае не совсем верно говорить только о творческой составляющей, ведь чтобы стать регентом такого коллектива, как хор Новоспасского монастыря, очень важен именно духовный путь человека. Когда Вы пришли в монастырь, чем для Вас тогда являлась Церковь?

– Меня крестили в раннем возрасте, в 12 лет. Тогда это было модно, но существует разница между крещеным человеком и воцерковленным. Воцерковляться я стал уже гораздо позже, и в этом мне помогло пение в будничном хоре Данилова монастыря.

Мне все время нравилось именно мужское пение. В хоровом училище, как дань моде, начали появляться богослужебные произведения, и хор юношей тогда великолепно их исполнял. Я сразу просто загорелся этим пением, этим насыщенным звуком мужских тембров. Будучи крещеным, но невоцерковленным человеком, решил попробовать себя в качестве певца на клиросе Данилова монастыря. Эта обстановка, атмосфера...

– ...Вас естественно привела.

– Да, и еще я получал огромное удовольствие от пения в процессе службы. То есть запах ладана, возгласы дьякона и священника – все это вкупе производило на меня огромное впечатление. И я стал больше интересоваться и проведением службы, и евангельским чтением, и молитвами. То есть воцерковление началось с пения на клиросе.

– А Вы в своей жизни ощущаете личное присутствие Бога?

– Трудно ответить на этот вопрос, не могу вспомнить, чтобы прямо поделиться этим.

– То, что Вы являетесь сейчас регентом, несете такую определенную миссию, – это дело, на которое наверняка Вас направил Господь, иначе, мне кажется, быть не может.

– Так и есть. Мне кажется, на любое дело направляет Господь и ведет.

– На любое ли?

– Почему нет? Если человек крещен и воцерковленный, он совершает свое дело с молитвой ко Господу, значит, Господь его ведет.

– Вы рассказали нам об истории Новоспасского монастыря, а можете рассказать об истории конкретно Вашего хора?

– Хор зародился в 1991 году, история его создания связана с хором Данилова монастыря. В 1991 году первая служба в монастыре была совершена в марте. Но тогда в хоре был не тот состав, который мы можем видеть сейчас. Шесть человек, которые поют в нашем коллективе уже 25 лет, пришли из хора Данилова монастыря по просьбе отца Митрофана, ставшего первым регентом хора Новоспасского монастыря. То есть в моем коллективе сейчас вот эти шесть человек, которые поют уже больше двадцати пяти лет.

– А сколько всего человек в хоре?

– На данный момент в хоре семнадцать человек.

– А кто эти люди? Они светские певцы или монахи?

– Нет, это светские певцы, имеющие высшее музыкальное образование, но среди этих шести корифеев (так их назовем) есть люди, которые обучались в свое время в Троице-Сергиевой лавре и работали непосредственно с отцом всех регентов мужских хоров архимандритом Матфеем.

– Архимандрит Матфей (Мормыль).

– Непосредственно с ним работали. То есть опыт, полученный ими, помогает мне сейчас в создании некоторых произведений, поскольку иногда они меня поучают, что отец Матфей делал это по-другому. Я прислушиваюсь к их мнению, потому что считаю, что это преемство традиции Троице-Сергиевой лавры.

– А насколько сложно попасть к Вам в коллектив?

– В наш коллектив попасть несложно, нужно обладать рвением к пению и, конечно же, иметь музыкальное образование и голос.

– Скажите, как Вы подбираете репертуар? Ведь из года в год нельзя петь одно и то же. Какие-то, может быть, современные композиторы пополняют Вашу программу?

– Очень редко современные композиторы пополняют наш репертуар, потому что я просматриваю, прослушиваю, проигрываю очень много произведений современных композиторов, но, к сожалению, не могу взять их в богослужение. Прихожане привыкли к определенному стилю звучания, традиции которого черпаются с конца XIX – начала XX века из московской школы или чуть раньше – из санкт-петербургской школы. И когда исполняются сочинения современных композиторов – это очень режет слух и молитвенный настрой прерывается.

Да, я могу, скажем, в виде запричастного концерта исполнить сочинения современного композитора, поскольку таинство Евхаристии уже прошло и прихожане имеют возможность послушать что-то современное. Но эти произведения нужно подбирать так, чтобы они не нарушили то состояние, которое уже сложилось во время службы.

– А как Вы вообще формируете программу своего коллектива, если можно назвать это программой? Из каких произведений? Вы это прослушиваете?

– У нас есть огромный репертуар, очень много нот...

– К каждому дню отдельно?

– Да, я готовлюсь к каждому дню отдельно, будь это праздничная служба или какие-то службы, которые, скажем, относятся к поминовению усопших. Там совершенно другое настроение. У меня могут быть подобраны произведения разных школ, эпох, я не вижу в этом ничего зазорного. Я знаю, что многие регенты подбирают службу, ничего не меняя, то есть, если это напевы Троице-Сергиевой лавры, значит, певчие до конца службы поют так, как в лавре. Или, наоборот, если это классика начала XX века, то вся служба посвящена творчеству или Сергея Васильевича Рахманинова, или Павла Григорьевича Чеснокова.

У меня не так. Я подбираю из разных стилей, потому что я вижу в этом некоторое обучение прихожан. Ведь приходят совершенно разные люди и могут услышать произведения разных школ (конечно, если это не идет совсем вразрез), что-то понравившееся подобрать себе под молитву.

– То есть, получается, хор ведет некую воспитательную работу?

– Разумеется, хор ведет воспитательную работу, как Мессия.

– На Ваш взгляд, существует какой-то критерий идеального звучания хора, к которому Вы стремитесь? Вы вообще слышали в своей жизни хор, который на сто процентов удовлетворял Вашим запросам?

– Честно говоря, нет, не слышал. Что-то у меня иногда екает: там не то, здесь не так.

– Что не так, на Ваш взгляд?

– Я анализирую, может быть, где-то как теоретик, как придирчивый дирижер или вокалист. Очень трудно найти эталоны звучания некоторых произведений, но они есть у каждого дирижера и регента в голове. Я стремлюсь к некоторым своим эталонам. Иногда у меня получается, иногда нет. Но тенденция к появлению идеала и эталона у меня есть.

– Дорогие телезрители, предлагаю вам еще раз насладиться пением хора Новоспасского монастыря.

Звучит песнопение «Малое славословие» в исполнении хора Новоспасского монастыря.

Автор и ведущий Александр Крузе

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:05
  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать