Канон. Оперный певец Николай Диденко. Часть 2

4 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Вторая часть программы с участием оперного баса Николая Диденко. Беседа пойдет о благотворительном проекте, к которому гость имеет непосредственное отношение, - "Белый пароход". Николай Диденко расскажет о его участниках - детях из неполных семей и детях с ограниченными возможностями, которые меняют мир вокруг себя. В программе будут показаны фрагменты концертов, проходивших в рамках проекта "Белый пароход".

Сегодня мы продолжим беседовать с оперным певцом Николаем Диденко.

Николай Диденко – российский оперный певец, обладатель редкого баса-кантанте – лирического певучего баса. Родился в Москве в 1976 году. В пять лет начал учиться в музыкальной школе им. Стасова по классу скрипки, потом окончил Московское хоровое училище им. Свешникова. В 2003 году окончил аспирантуру в Академии хорового искусства им. Попова. С 2002 года Николай – ведущий солист театра «Новая опера» им. Колобова. В 2003–2005 годах – солист «Хьюстон Гранд Опера» в США.

С 2004 года начинается международная карьера Николая Диденко. Он представляет крупнейшее международное агентство Askonas Holt. В разные годы он сотрудничал с ведущими всемирно известными театрами, такими как Вашингтонская национальная опера, Кельнская опера, Датская королевская опера, «Нью-Йорк Сити Опера», «Опера Бастилия» и многими другими. С 2013 года является приглашенным солистом Большого театра. Важной страницей в жизни Николая является благотворительная программа «Белый пароход», бессменный руководитель которой – он сам. Данный проект проводит реабилитацию, обучает вокалу и игре на музыкальных инструментах одаренных детей с ограниченными возможностями, детей из неполных семей, детских домов и интернатов. Обо всем подробнее поговорим прямо сейчас в программе «Канон».

В предыдущей программе:

«Нужно давать слушать детям качественную, хорошую музыку».

«Классическая музыка особенно всем нужна. Потому что человек становится добрее, мудрее, начинает ценить настоящее».

«Я думаю, что чем более успешный человек, тем меньше у него поводов зазнаваться».

Николай, в 17 лет Вы стали руководить церковным хором. А придя в Церковь, Вы уже были воцерковленным человеком?

Нет, в Церковь я пришел некрещеным и неверующим. Только потом, спустя время, я смог оценить мудрость отца Сергия Киселева, который взял меня. Вы знаете, регенту иногда надо заходить в алтарь, чтобы взять тропари на сегодня или последовательность службы, но я в алтарь заходить не мог, потому что был некрещеный. Первое время, первый год я был действительно воинствующим неверующим человеком и в кругу своих людей смеялся над этим. Но со временем в моей жизни стали происходить какие-то абсолютно чудесные вещи. Просто поразительные и потрясающие!

А что Вас привело в Церковь, к Богу?

Была одна личная история, которую мне не хотелось бы рассказывать, но она очень изменила мое сознание.

Вы почувствовали, что Бог присутствует?

Да, абсолютно так! Он был совсем рядом и тогда дал мне второе рождение. А потом я попал в Иерусалим. Когда я воочию увидел все эти чудеса, сам, вживую, тогда уже все по-другому начало ощущаться в жизни.

Но еще очень важно, чтобы вера была подкреплена делами. Еще Тихон Задонский говорил, что вера без добрых дел не может существовать. Я уверен, что у Вас очень доброе сердце, потому что Ваш проект «Белый пароход» это на сегодняшний день уникальное явление.

Согласен по поводу уникального явления.

Расскажите о деятельности этого проекта.

Более 12 лет назад мне посчастливилось попасть на Дальний Восток, в город Хабаровск. По просьбе московского благотворительного фонда «Мир искусства» я поехал отобрать детей с ограниченными возможностями для крупных московских проектов этого фонда. И попал, наверное, на единственный в мире корабль, который существовал как лагерь для детей. Где-то один раз в год за одну навигацию он набирал пару рейсов для «социальных детей», и я как раз попал на такой рейс. Там в основном были дети с ограниченными возможностями и дети-сироты. Моя задача была отобрать из них несколько человек, записать их, выучить с ними песни и привезти их в Москву.

Я тогда только вернулся со стажировки из Хьюстона. У меня впереди было много интересной работы. Это было прямо перед моей поездкой в Нью-Йорк. Я тогда первый раз работал в Нью-Йоркской опере. Так получилось, что август у меня выдался свободным, и я согласился посмотреть Дальний Восток. Мне было интересно, это была экзотика. Там я познакомился с Ириной Анатольевной Юрьевской – это удивительный человек, потрясающая женщина, которая тогда руководила проектом, в рамках которого возила детей с ограниченными возможностями на корабле.

В 2006 году с помощью министерств и целого аппарата людей мы тогда впервые на Дальнем Востоке создали фестиваль-школу. Была проведена огромная работа! Мы собрали детей со всего Дальнего Востока: из Хабаровска, Биробиджана, Амурской области, Приморского края. Это уже был первый настоящий фестиваль, на который приехало много педагогов из Москвы.

Потом мы его сделали ежегодным. Сначала он проходил на Дальнем Востоке. Потом мы начали расширяться, и один рейс у нас прошел на Волге. Потом, к огромному сожалению, единственный корабль, который ходил как детский лагерь, распилили, и сейчас его нет. Это был последний корабль на Амуре, и сейчас на Амуре нет ни одного корабля.

А сейчас в каком формате проходит этот фестиваль?

В этом году мы были вынуждены базироваться на суше. Троице-Сергиева лавра любезно предоставила нам школу-интернат в деревне Топорково. Там огромная потрясающая территория, где мы и базировались этим летом. Мы провели там школу, а потом дали концерт в Московском международном Доме музыки. На следующий год мы планируем провести фестиваль на корабле и сейчас уже очень активно к этому готовимся.

Расскажите несколько историй тех детей, которых этот «Белый пароход» вывел в счастливое плавание.

Вы знаете, их очень много. В настоящий момент около 50 человек уже учатся в разных известных учебных заведениях: Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Музыкальном училище им. Гнесиных, одна девочка учится в Венском университете музыки и исполнительного искусства.

То есть Ваш проект помогает финансированием?

Нет, мы помогаем поступать в учебные заведения на бюджетной основе, поскольку у меня есть много друзей и знакомых, связанных особенно с вокальными отделениями, и они могут более внимательно отнестись к тем детям, которые приезжают по нашей линии. И поверьте мне, там нет ни одного бездарного! Это дети, которые будут потом гордостью нашей страны. А то, что у некоторых ограничены физические возможности, совершенно не значит, что они не могут быть самыми лучшими среди лучших.

Просто часто это дети из многодетных, неполных семей. Например, Алексей Максимов – гитарист. Он был единственным инструменталистом в нашем проекте, который попал туда совершенно случайно. Мы в основном берем вокалистов. Но сейчас он учится в Российской академии музыки им. Гнесиных и является очень востребованным бас-гитаристом, которого многие наши звезды приглашают для участия в концертах. Таких судеб очень много!

Дай Бог, чтобы Ваш проект развивался. Мы желаем Вам Божией помощи!

Спасибо!

Дорогие телезрители, предлагаем вам посмотреть фрагмент выступления хора в рамках фестиваля «Белый пароход» «Дарите радость людям».

Звучит песня «Дарите радость людям». Музыка А. Пахмутова, слова Н. Добронравова, исполняет сводный хор фестиваля «Белый пароход».

Николай, скажите, пожалуйста, а благотворительная деятельность изменила Ваше мировоззрение?

Вряд ли она изменила мировоззрение.

А отношение к жизни?

Я всегда старался всем помогать. С детства я все нес из дома в школу, и всегда мне было приятнее отдавать, чем получать. Поэтому я не могу сказать, что у меня изменилось мировоззрение, я просто очень многому научился за это время. Я научился ценить жизнь, ценить близких людей, научился общаться с людьми, с которыми мало кто вообще общается и с которыми, как оказалось, необходимо всем обязательно общаться, чтобы понимать и ценить то, что у тебя есть. Да, я могу сказать, что эта деятельность и этот проект перевернули мою жизнь. Это без сомнения! И они учат меня каждый день чему-то новому, но мировоззрение они мое не поменяли. Оно какое было, такое и есть. Просто оно укрепляется.

Скажите, а как происходит мониторинг участников? Как можно попасть на Ваш фестиваль?

Ежегодно я провожу прослушивание. Сейчас уже есть сайт «Белого парохода», на котором можно зарегистрироваться и выслать заявку. Но в принципе я стараюсь в регионах, где даю концерты, обязательно проводить прослушивание. В настоящий момент у нас примерно 50 процентов детей с Дальнего Востока. И очень важно, что если мы взяли ребенка в проект, мы стараемся его вести не один год.

Потому что многие дети, особенно дети с ограниченными возможностями, сидят дома, и для них этот проект является самой жизнью. Они буквально существуют от фестиваля до фестиваля. Они все время переписываются в интернете. Эта переписка есть в открытом доступе, и по ней можно увидеть, насколько ребята ценят каждую минуту общения на проекте.

Потому что там нет никаких заболеваний, там все – в музыке, все с утра до ночи поют и репетируют. Это не совсем лагерь. У нас, естественно, есть вожатые и очень много взрослых сопровождающих, которые организуют различные детские мероприятия, но дети все равно сидят на репетициях и слушают других детей, которые поют. И для них это интересно, они все фанатики! Это фактически их основная жизнь!

Я видел фрагмент переписки, о которой Вы как раз сказали, и там Вас называют Колей. Очень так просто все, семейная добрая атмосфера на фестивале.

Да, так и есть.

Я сейчас задам непростой вопрос, но, мне кажется, я должен Вас об этом спросить. Все-таки очень многие ребята, которые принимают участие в Вашем фестивале, больны, и, к сожалению, медицина не всесильна, и многие дети умирают. Я читал некоторые истории. За то время, которое Вы занимаетесь проектом, Вы для себя лично выработали какое-то отношение к смерти?

Я убежден, что эти дети приходят для того, чтобы нас учить. Они появляются на этот свет и меняют вокруг себя всех, кто их видит и кто с ними общается. У них абсолютно четкая задача и миссия. Если это видеть, то сознание переворачивается! Я к ним отношусь как к ангелам, которые на какое-то короткое время пришли к нам, чтобы перевернуть наше представление вообще обо всем, что происходит вокруг. И им это удается!

Так, Альбиночка Грачева из Хабаровска и Маша Кравцова – две девочки, которых мы потеряли, это те ангелы, которые спускаются к нам с небес. Это были дети совершенно потрясающей чистоты. Таких не встретишь! Они готовы были помочь всем вокруг. Маша видела человека без определенного места жительства и говорила: «Давай мы его возьмем домой». Она была такой человек! Поэтому я отношусь к их уходу с пониманием того, что это необходимо.

А какие слова Вы находите для родственников?

Я стараюсь высказать точку зрения, которую я сейчас озвучил, и свое убеждение, что таким детям совершенно необходимо появляться, чтобы все вокруг переворачивать, как бульдозер. Они маленькие, но при этом переворачивают все с ног на голову, все плохое становится хорошим вокруг них.

Звучит песня «Дорогою добра». Музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина, исполняет сводный хор фестиваля «Белый пароход», солистка А. Грачева.

Николай, Вам принадлежат слова: «Очень важно замечать мгновения счастья». Что для Вас счастье и что Вас делает счастливым?

Какие-то большие, а возможно, и небольшие обстоятельства жизни. Они постоянно происходят. Просто их надо видеть, их надо замечать.

Это как раз маленькие чудеса?

Да, это могут быть маленькие чудеса, это может быть просто человек, который прошел мимо и улыбнулся, а может быть что-то глобальное, что перевернуло мою или чью-то жизнь. Причем радости может быть ровно столько же и в том, и в другом случае.

А как открыть глаза? Просто сейчас читаешь прессу, очень часто люди проходят мимо чьей-то беды, не обращают внимания и считают, что их дела поважнее. Как разбудить свое сердце, как его разогреть огнем любви?

Это такой сложный вопрос! Я даже про себя не могу сказать. Да, я что-то делаю, стараюсь что-то менять к лучшему, но я, скажем, не способен взять человека, который лежит на улице, к себе домой. Я тоже не способен к огромному количеству вещей. Люди так же, как и я, видят, они просто не могут сделать шаг.

Но Вы, находясь на своем месте, все равно делаете очень важные дела.

Я очень стараюсь делать то, что считаю важным, развивать это направление. Потому что я музыкант, и понимаю, что здесь у меня гораздо больше возможностей, чем в каких-то других сферах.

Так получилось, что Вы поете вместе с братом. У Вас есть мысли стать родоначальниками династии поющих Диденко? Ваши дети занимаются музыкой?

Да, у меня и старший сын, и младший сын поют.

Помогаете?

Да, обязательно, конечно!

Или они папу слушают меньше, чем педагога?

Нет, я достаточно строгий папа. У младшего сына абсолютный слух, у старшего тоже очень хороший голос.

А какое Вы бы могли дать наставление родителям, которые хотели бы, чтобы их дети занимались музыкой? На что надо обязательно обратить внимание? Как не навредить?

Нужно постараться найти направление, в котором у ребенка были бы наибольшие успехи, то есть что-то, чтобы его окрыляло. Если он будет заниматься, скажем, скрипкой, а ему это будет жутко не нравиться, то, кроме ненависти к классической музыке, ничего не получится.

Вы, кстати, занимались скрипкой.

Да, но мне нравилось. Я, правда, ленился, но мне нравилось. Я зато очень быстро учил. Я приходил на урок, просил повторить один раз, брал ноты, смотрел их, повторял один раз и второй раз уже фактически играл наизусть, а мой педагог думал, что я занимался всю неделю. Просто так мне повезло, что у меня была хорошая память и я быстро запоминал.

Но помимо вокала ребенку же обязательно нужен инструмент?

Если говорить о профессии певца, то очень важно играть на фортепиано, уметь подыгрывать себе, когда учишь произведение. Поэтому вокалисту важно именно владеть фортепиано.

Спасибо за Ваш ценный совет! Николай, у нас существует традиция, когда в заключение программы гость обращается к телеаудитории с добрыми напутственными словами. Прошу Вас!

Дорогие телезрители, дорогие друзья! Я, прежде всего, хочу вас попросить давать вашим детям слушать правильную музыку. Старайтесь выбирать качественные, настоящие шедевры в хорошем исполнении, чтобы у детей возникало ощущение счастья, радости при прослушивании этой музыки.

К тому же у нас огромное количество потрясающих композиторов-песенников. Я уделяю в своем творчестве, в своей жизни огромное внимание концертам и песням, которые составляют золотой фонд российского исполнительства и российской музыки: это песни А. Н. Пахмутовой, С. К. Дьячкова, В. Я. Шаинского, детские песни – их огромное количество. Слушайте правильную музыку, потому что сейчас не так часто ее можно услышать, и ходите на концерты!

Я думаю, что сегодня зрители послушали и увидели музыку в шикарном исполнении Николая Диденко. Спасибо Вам за Ваш визит! Мы с телезрителями подготовили для Вас небольшой подарок. Мы хотим преподнести Вам в дар икону Пресвятой Богородицы «Семистрельная».

Спаси Господи!

Мы желаем Вам крепкого здоровья и Божьей помощи в Ваших очень нужных и важных делах! Храни Вас Господь!

Спасибо!

Дорогие друзья, это был Николай Диденко. А мы с вами увидимся ровно через неделю. Всего вам доброго!

Автор и ведущий программы Александр Крузе

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 29 сентября: 02:05
  • Суббота, 29 сентября: 12:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы