Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Михаил Иванович, здравствуйте!
– Здравствуйте, здравия желаю! Здравствуйте, уважаемые телезрители. Христос воскресе! Сейчас пасхальные дни.
– Воистину воскресе!
Михаил Иванович Ножкин – советский актер театра и кино, поэт, композитор, член Союза кинематографистов СССР, член Союза писателей России, народный артист РСФСР. Родился в Москве в 1937 году. После окончания средней школы поступил в Строительный техникум Моссовета. В 1961 году окончил театральную студию эстрадных искусств Московского театра эстрады, куда в том же году был принят в основную труппу. В кино начал сниматься в 1968 году.
Наиболее знаменитые роли Михаила Ивановича: Павел Синицын в фильмах «Ошибка резидента» и «Судьба резидента», лейтенант Ярцев в картине «Освобождение», Вадим Рощин в «Хождении по мукам», майор Шатохин в «Одиночном плавании» и многие другие. Помимо актерской деятельности Михаил Иванович известен своими песнями и стихами, среди которых «Последняя электричка», «Честно говоря», «Я люблю тебя, Россия» и «Последний бой».
Михаил Иванович является кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Удостоен орденов Русской Православной Церкви, в том числе ордена преподобного Сергия Радонежского II степени, ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени и ордена преподобного Серафима Саровского I степени. Итак, гость программы «Канон» – Михаил Иванович Ножкин.
– Михаил Иванович, я помню, как еще в школе мы учили песню «Последний бой, он трудный самый». Мне всегда казалось, что эти проникновенные строки написал фронтовик, но я очень удивился, когда узнал, что автор этих строк – Вы. Вы были четырехлетним ребенком, когда началась эта ужасная война.
– Четыре с половиной.
– Все равно это раннее детство. Просто не могу в эти майские дни не попросить Вас рассказать о том сложнейшем, великом и страшном для нашей страны времени, на которое пришлось Ваше детство.
– Страшная пора, жестокая, несправедливая, но я всегда вспоминаю о своем детстве хотя и как об очень трудном, но и как о чем-то очень осмысленном, созидательном, творческом. Отсчет своего становления я всегда начинаю с тех военных лет. До этого я, конечно, имею какие-то смутные детские воспоминания, но если говорить о памяти, то самое яркое впечатление – это, конечно, июнь 1941 года и единственная довоенная фотография: моя мать, Клавдия Гавриловна, старший брат и я.
У мамы – родная сестра, у которой тоже были двое мальчишек одинакового возраста, будто по заказу появившиеся на белый свет. Тогда ведь жизнь как была устроена: мать и тетка работали медсестрами. Мать работала в операционной у нашего знаменитого отоларинголога профессора Преображенского. Мы жили в Яузской больнице, что в центре Москвы, тогда больница имени «Медсантруд».
– Это бывший дворец.
– Совершенно верно. Поэтому там огромный дворцовый корпус и еще шесть или семь корпусов службы – фактически целый княжеский квартал.
– То есть там Вы фактически и жили?
– Я там жил в коммуналке. Тетя Таня тогда работала в физиотерапии пятьдесят с лишним лет. Вот эти две семьи: мужчины остались работать, а мы уехали в санаторий мирового уровня. Всегда говорят о водах в Баден-Бадене, а у нас есть просто уникальная здравница, которая называется «Краинка».
– Это под Тулой.
– Между Тулой и Калужской областью. Там уникальные источники, но не в этом дело. И вот где-то в двадцатых числах вечером где-то началась какая-то война… ну, мало ли какие маневры – всерьез не приняли. Вечером, как всегда после ужина, – кинематограф. Эстрада-ракушка, в землю вкопаны рядами лавочки …
– И белая простыня, да?
– Белая простыня или экран – не помню, что там было, и среди проходов стоит кинокамера. Я всегда садился возле нее, потому что мне был интересен сам процесс: там кино идет, а здесь меняют каждую часть и т.д. Мне было очень интересно, я сидел рядом, немножко слева.
И шел какой-то фильм, как сейчас помню, что-то о старой войне: конники, копья, мечи. На экране идет сражение – и вдруг гул «Ж-ж-ж!» в разгар этого фильма. Первое, что подумал: машина по парку идет. Не может быть. Потом: самолет. Но в то время такого автоматического самолета не могло уже быть: такие давно были, я уже это понимал. И вдруг бомбы: «Бах! Бах! Бах!» Какие бомбы, я тогда не знал, но какие-то взрывы за сценой, с той стороны. Паника… Самолеты летели бомбить оружейные заводы Тулы и, пролетая над «Краинкой», сбросили бомбы и полетели дальше. Вот такой случай: в первые же дни войны я сразу попал в военную обстановку.
И сразу паника: на следующий день, как только рассвело, уже возникли перебои с поездами. На каком-то товарном мы проехали 60 километров до тети Поли и у нее дня два ждали, пока будет возможность перебраться в Москву. А семья Полуэктовых была интересная, все работали на Тульском оружейном заводе: и дядя, и после войны в калильном цехе мой двоюродный брат, и тетка – в общем, была целая династия. Мы побыли у тетки и добрались до Москвы. Отец уже был на фронте, мать тут же поступила в военный госпиталь, в который сразу же превратилась ее больница, автоматчики стоят по всем проходным и т.п. Приехали – и сразу в работу. Проблем куча, все хозяйство на нас с братом. Он на семь лет старше, мне еще и пяти не было, четыре с половиной.
– Но чем Вы занимались в пять лет, помимо того, что помогали по дому?
– Помогал по дому. А когда начались бомбежки, мы прятались в метро. Но самая близкая станция метро тогда была «Курская»: от нашей землянки в гору идти далеко-далеко. Полгоры пройдешь – отбой. Только назад вернешься – опять! Потом бабка сказала: «Ничего не сделается, никуда не надо ходить». Бабка такая вещая была у меня, и руки добрые, и она сказала: «Клавдия, немцам в Москве не бывать, Господь не допустит. Ребят убери, через месячишко-полтора их отгонят». А немцы тогда рядом стояли! Если говорить о чуде, то вот, пожалуйста.
– Вера!
– Вера! А почему ребят собирали: мать на работе чуть не круглые сутки, мальчишки занимаются где-то каким-то делом. Кто постарше, тому надо было печку растопить. Потом брат с двенадцати лет пошел работать в «оборонку», ремесленное училище, одновременно работал и учился, а весь дом был на мне, семи-восьмилетнем. Все карточки, походы за мукой, за хлебом, за керосином, вся домашняя обстановка, коммуналка. Надо было и убирать, и собирать, и печку растопить…
– Серьезные взрослые дела.
– Что Вы! Сейчас удивляешься: в совсем мальчишеском возрасте абсолютно взрослая жизнь. Если бы я не растопил печку, не выстоял очередь за хлебом, за крупой, за какой-то едой и не сделал бы запас, они бы пришли с работы…
– Мать с братом придут с работы – и ничего нет.
– Никто бы даже не ругал (я это точно помню), но я просто лопнул бы от стыда. Вот как сама жизнь воспитывала! Понимаете, в чем дело: жизнь была очень серьезная, ответственная, и она нас учила этому труду, уважению к старшим, пониманию, что такое война. Привозили раненых, и нас, мальчишек и девчонок, начиная с пятилетних, собрали под Новый год в этих палатах, и мы выступали. Палат не было, были коридоры, где стояло по 40–50 коек. Переломанные, перевязанные, с костылями, с бинтами, с которых не отстирывалась рыжая кровь. Рыжие халаты у врачей, потому что некогда было их стирать. И начались первые мои выступления – мне тогда было восемь… а сейчас уже 75 лет.
– И Вы там пели, читали стихи?
– Читал стихи, плясал – все делал с детства, рабочий стаж у меня очень большой, потому что эта обстановка сразу окунула и меня и моих ровесников во взрослую жизнь. Мы не потеряли детство и детское восприятие, но обязанности и ответственность у нас были абсолютно взрослые. Трудно в это поверить, но на самом деле я благодарен этому труднейшему детству: я многое умею и до сих пор многое могу.
Человеческие ценности: добро, зло, Родина, вера – все это воспитывалось в комплексе. Двор был большой, было несколько дворов, и каждый имел свое название. Наш был круглый и назывался Мудрый двор, почему, не знаю. Следующий – Красный двор и т.д. Было огромное количество ребят, и все были вместе, но у каждого было еще и свое особое место. Так вот, чужих детей во дворе не было: весь двор воспитывал. Если что-то не так, тебя за ухо, подзатыльник! Какая-то папироска – тебе врежут как следует или к матери пойдут, пожалуются и т.п. Короче говоря, воспитывал двор, старшие – младших. И даже хулиганистые ребята, лет под двадцать, из которых кто-то, может, даже отсидел какое-то время за хулиганство (бандитов не было, но все-таки правонарушители), тоже нас воспитывали: нельзя ругаться нехорошими словами, нельзя украсть. Они, люди, отсидевшие в тюрьме года два (там Таганка недалеко), тем не менее нас воспитывали. Даже так нас сплачивала беда. Поразительно: с Божьей помощью я одолел все это. Детского воспитания мне хватило на всю жизнь.
– А Ваш отец попал под Ржев?
– Отец сразу оказался под Ржевом и выдержал там больше года. Ведь там пережить один день было чудом. Он пошел непрофессиональным военным: сначала был ополченец, потом солдат, потом старшина, затем лейтенант и т.д. В 1942-м писем не получали, какие там письма! Ржев был отрезан больше остальных городов, и это была самая кровавая и долгая война. О ней, к нашему общегосударственному стыду, долго молчали, потому что надо было бы назвать, кто виноват в окружении, почему это допустили и т.д. А назвали бы – многим бы это было невыгодно. Сейчас по документам уже ясно, что это была знаменитая 39-я армия под Вязьмой, Ржевско-Вяземский котел. И мой отец попал там в плен.
Мы получили извещение «пропал без вести» – тогда это было так, но, считай, похоронка. И два с лишним года о нем не было ни слуху ни духу. Он вернулся 9 декабря 1945 года. Полгода прошло после дня Победы: он проходил чистку, расследование. И все это прошел нормально.
– Он Вам что-нибудь рассказывал о войне? Или очень мало?
– Рассказывал, но мало-мало. Отец прошел несколько лагерей, его контузило, и в себя он пришел уже в знаменитой Сычевке, это был распределительный лагерь под Смоленском. Ну какой лагерь – открытое поле, дождь, и все обнесено колючкой. Тех, кто был помоложе, отбирали в шахты в качестве рабов, а кто плохо себя чувствовал, стреляли, и все. Отец прошел несколько тюрем в Польше, куда его потом послали, и несколько лагерей. Помню, что во второй половине 1944 года это был Дахау и в 1945-м – Бухенвальд. И 6 мая Красная армия освободила город Торгау. Вот такая история! Представляете, сколько отец прошел!
– Все ужасы прошел. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».
– Да, вот это отец. О нем можно долго рассказывать. Единственное, что сам он рассказывал мало. Я запомнил только, что до войны он никогда не курил, а там закурил, и вот почему. Во-первых, курево притупляло чувство голода. Человек покурил – и вроде поел. А они там были голодные, относились к ним как к рабам. Во-вторых, на фронте курево отвлекало от того, что противник может в любую минуту подняться в атаку – и ты будешь должен пойти в бой. Успокоить нервы, поговорить о чем-то с соседом – это отвлекало. С психологической и со всех точек зрения курево было неотъемлемой составляющей фронтового быта. Это не было от нечего делать, как сейчас. Пяти-семиклассницы дымят – это какой-то кошмар! И особенно девчонки! Это, конечно, отдельный большой разговор.
Отец почему-то все время работал в шахтах – судьба такая. Тяжело под землей. Рассказывал, что в Германии есть сланцевый мягкий уголь, и, когда в лагерях было нечего есть, они его жевали, чтобы чем-нибудь перебить чувство голода. А потом у них выворачивало все нутро, потому что сланцевый уголь – это отрава! И конечно, никогда не забуду еще одного. Отец дожил до 1961 года, мы тогда уже прилично жили: все работали, и я уже пошел на работу – кусок хлеба у нас был. И самое главное, что осталось в памяти: мы поели или ушли гости – мы тогда дружно жили, отмечали праздники вместе, – уже убирают все со стола, а отец все сидит. Мать говорит: «Давай я уберу». Отец: «Да, сейчас». Оглянется: нет ли кого – и собирает крошки по всему столу. Соберет – и в рот.
– Он просто не мог иначе.
– Не мог. Мать его ругала: «Постыдись!», а он: «Не могу сдержаться, руки просто сами». Вот можно больше ничего не говорить, только этот факт. Каждую крошку хлеба… Много лет прошло, а я вспоминаю со слезами…
– Вечная память этим героям.
– Да. Песню «Под Ржевом» я написал спустя семнадцать лет после его смерти. Я не мог ее дописать, а когда приехал во Ржев в первый раз (сейчас я почетный гражданин Ржева), мне рассказали, что первые годы после войны трактористы отказывались пахать. Потому что трактор по полям шел, как лодка по волнам. Поэтому у меня в песне есть слова: «В три слоя солдаты наши лежат». А один полковник-танкист поправил меня: «Михаил Иванович, спасибо Вам, только не в три, а в пять слоев!»
Звучит песня «Под Ржевом» (слова и музыка М.И. Ножкина)
(Продолжение следует)
Автор и ведущий Александр Крузе
Записала Лия Бондал
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Москва. VIII фестиваль «Молодые таланты Отечества»
Каменск-Уральский. Фестиваль русского народного творчества «Праздник деревянной ложки»
Алма-Ата. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Целительница»
Санкт-Петербург. XVI Студенческая конференция СПбДА
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!