Канон. Музыкант Сергей Скачков. Ч.1

12 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В новом выпуске программы "Канон" Александр Крузе поедет в гости к известному музыканту, певцу и композитору, лидеру группы "Земляне" Сергею Скачкову. Беседа будет построена на лейтмотивах главных хитов "Землян": Сергей расскажет о "детстве - красном коне", вспомнит, что в его жизни стало "взлетной полосой" и как "выросла трава у дома", по которой до сих пор ходит замечательная группа "Земляне".

– Сегодня мы в гостях у известного рок-музыканта, певца и композитора, фронтмена группы «Земляне» Сергея Скачкова.

Сергей Скачков – музыкант, певец и композитор, лидер-солист группы «Земляне». Родился в Ленинграде в 1956 году. Параллельно с учебой в Ленинградском техникуме морского приборостроения начал выступать в питерских рок-коллективах. С 1980 года по приглашению продюсера группы «Земляне» Владимира Киселева Сергей становится клавишником и вокалистом коллектива. Ансамбль «Земляне» завоевал всесоюзную популярность. Коллектив сотрудничал с ведущими композиторами своего времени – Марком Фрадкиным, Владимиром Мигулей, Юрием Антоновым, Вячеславом Добрыниным и многими другими. Песни «Землян» звучали по радио и телевидению, гастрольные туры включали в себя до сотни концертов в месяц. В 2006 году фронтмен группы Сергей Скачков был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Сегодня группа «Земляне» продолжает радовать своих поклонников концертными выступлениями, новыми пластинками и нередким появлением на телеэкранах. Сегодняшняя встреча не исключение.

– Большое Вам спасибо за приглашение в Ваше уютное «гнездо», перед которым растет не только «трава у дома», но и раскинулось прекрасное Пестовское водохранилище.

– Да, места здесь замечательные.

– Я не случайно вспомнил песню «Трава у дома», чуть позже мы обязательно к ней вернемся. А вспомнил я потому, что хочу построить нашу беседу на основе лейтмотивов и тем некоторых Ваших песен. Давайте попробуем?

– Давайте попробуем.

– Мне кажется, можно начать с «Красного коня»:

Ярким солнцем залитой

Машет гривой золотой

Мое детство – красный конь.

– Каким оно было, Ваше детство? Ваше питерское детство? Солнечное, золотое?

– Детство у меня было неплохое. Я проводил его каждое лето в пионерском лагере Ленинградского ликеро-водочного завода. На самом деле пионерский лагерь был, наверное, одним из самых лучших среди пяти в округе. В Колтушах под Питером было еще четыре лагеря: металлического завода и еще какие-то (уже не помню точно). И самый «крутой» лагерь был «ликеро-водочный». Мало того, туда все время приезжали иностранные делегации, поэтому дети постоянно жевали жвачку. Это ж было круто!

– То есть хипповать Вы стали еще с младых ногтей.

– Да, я там жил с полутора лет. Моя мать работала там врачом, а бабушка была уборщицей в изоляторе. Они с председателем завкома и директором ликеро-водочного завода прожили всю блокаду дверь в дверь, жили в одном доме, в одной парадной. Поэтому так и сложилось мое детство.

– А кроме лагеря? Это же все-таки, наверное, только летний период? А как Вы проводили осень и зиму?

– Тоже очень много воспоминаний, не знаю, потому ли, что детские сады тогда такие хорошие были. Детский сад находился на Таврической улице. Таврический сад – это там, где находится Смольный. А Смольный – это где Ленин и где наша Дума заседала в дореволюционные времена. Исторический центр. Рядом музей Суворова – очень красивое здание. И вот там, в старом фонде, находился этот детский сад. Я помню, что там были белочки, всякие животные. Мы все время ходили гулять в парк. У нас были занятия по музыке, даже эстетика была.

– Это же культурная столица – Питер.

– Помню, я прекрасно пел «То березка, то рябина, куст ракиты над рекой» – одну из тех песен, которые, наверное, пели во всех детских садах и школах. Там же я учился в музыкальной школе, которая была у Смольного собора. Это центр Ленинграда, Петербурга.

– Вспоминаю еще одну Вашу песню «Взлетною полосой перед тобою вся жизнь…». Что стало для Вас «взлетной полосой»? Вы говорите, что мать – врач, отец – офицер. Как в простой советской семье получился музыкант?

– Да в то время, наверное, практически всех детей, у которых был слух, отдавали либо в музыку, либо в спорт. Так и сейчас, наверное. С детского сада я уже ходил заниматься на фортепиано к частной учительнице, а потом поступил в музыкальную школу, где проучился четыре года. Потом мы переехали, и с музыкальной школой пришлось закончить.

– А тяга у Вас была? Вам нравилось это?

– Нет. Это, наверное, был мой первый протест, как раз перед отъездом, когда я сказал маме, что хочу к Ольге Иосифовне, а в эту школу больше не пойду. Потому что школа была как училище: окончив общеобразовательную школу и эту музыкальную, можно было сразу поступать в консерваторию.

– У Вас отбили желание?

– Потому что все играли во что угодно, в футбол например, а у меня три дня в неделю инструмент и два дня в неделю сольфеджио. То есть получается, что ребенок пять дней в неделю занят. Меня это жутко разочаровало.

– А какие у Вас были мысли, кем Вы хотели стать?

– Сначала я хотел быть шофером, потому что у нас в пионерском лагере был шофер дядя Вася, который ездил за молоком и, проезжая мимо изолятора, бибикал. Я выбегал, садился к нему и рулил за молоком, тогда я еще до педалей не доставал. Потом я хотел быть моряком, потому что отец окончил «Фрунзе» (Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. – Ред.) и у нас было очень много знакомых военных с Северного флота: капитаны, капразы (капитаны I ранга. – Ред.), контрадмиралы, которые командовали атомными подводными лодками. Ну и конечно, космонавтом.

– Поэтому и «Земляне», наверное? Космическая мечта.

– «Земляне» родились в 1968 году.

– А как родились, помните этот момент?

– Я пришел в группу в 1979 году. Десять лет, с 1968-го до 1978 года, это была одна из лучших команд в Питере. «Земляне», «Мифы», «Россияне» – это были такие андеграунд-группы, которые играли уже в то время и собирали большие залы.

– А где Вы были в эти десять лет?

– У меня своя группа была.

– Почему Вас сразу не нашли?

– Потому что мы все друг друга знали, все играли где-то на танцах. Но в центр города не пускали никого, все работали по каким-то Дворцам, Домам культуры. Даже в областные центры сложно было попасть. Там же надо было все начинать по рапортичке – с вальса.

– А Вы начинали, ведь программу-то надо было сдавать?

– Да, программу сдавали. Потом происходило так: ты играешь вальс и первое отделение (минут пятнадцать) играешь по рапортичке, а потом директор говорит, что чинов из местной культуры нет, можно…

– Что же Вы играли потом? Вашу музыку?

– Deep Purple, Uriah Heep, Led Zeppelin.

– «Битлы» на Вас не оказали особого влияния?

– Нет, как-то не оказали, почему-то я мимо прошел. Тем более где-то в четвертом классе в моей семье возникли проблемы, и у меня не было магнитофона, так что всю информацию я черпал у своих друзей. И так получилось, что первые группы, которые я услышал, были Creedence и Shocking Blue.

– А петь когда начали? Вы учились играть на фортепиано, а что потом?

– Первая песня – «То березка, то рябина». Нас, к сожалению, петь не учили. В институте культуры у нас было вокальное отделение.

– Но это академическое пение.

– Да, никакому вокалу не учили. Поэтому мы сидели и в основном все снимали. В общем-то, рок построен на пении связками.

– Тут же можно было и сорвать голос, не умеючи-то. Поэтому происходил естественный отбор, оставались лучшие.

– Кто об этом думал, что можно сорвать? Я за всю свою жизнь при такой сумасшедшей работе один узел только заработал. И то при таких обстоятельствах сложно было не заработать. А желание-то было огромное, поэтому в основном все учились, «снимая», то есть весь текст записывался непосредственно с пленки, и записывался русским текстом. Потому что одно дело, когда ты говоришь на иностранном языке, другое дело – исполнение, там слова проглатываются. Всем хотелось, чтобы это было «в ноль», «по фирме», поэтому «снималось». И гитарист, и музыканты, и барабанщики, и басы – все сидели и снимали.

– Вы говорите: узелки на связках, обстоятельства. Ведь действительно в ваш «золотой» период у вас выходило до сотни концертов. Как можно физически выдержать сто концертов в месяц?

– Не знаю, как. Сейчас я не могу себе это представить.

– Это по сколько концертов в день?

– В среднем по три, в выходные доходило до шести.

– А концерты были двухчасовые?

– Полуторачасовые.

– Но все равно это огромная нагрузка.

– Обычно мы брали второго вокалиста, чтобы не было срывов. И все равно, даже когда вдвоем, периодически у кого-то возникали проблемы, потому что были переезды, перелеты, это же тоже сказывается. Концы такие в нашей стране! Вылетаешь куда-нибудь, а там стадионы, по четыре-шесть тысяч народа. И по три концерта в день. Аппаратура на тот момент была своя, с нами ездила, и все равно она не была рассчитана на такую огромную территорию, тем более на открытом воздухе. Это все сказывалось на голосовых связках тоже.

– А когда выросла «Трава у дома», как Вы пережили этот период популярности, этих «медных труб»?

– В общем-то, я всегда легко переносил это.

– То есть никаких звездных болезней не было?

– Да нет, меня как-то не зацепило особо. Что касается своих братьев по цеху, всегда относились с пониманием. Как правило, у нас всегда кто-то был на разогреве. Были отличные отношения со всеми, всегда друг другу чем-то помогали, если возникали какие-то проблемы с аппаратурой, с инструментами.

– «Земляне» были такой советский… не знаю с чем сравнить, наверное, с Pink Floyd, по аппаратуре: чистейший звук.

– К нам в гримерку частенько залетали то голландцы, то еще кто-нибудь с восторженными отзывами.

– А откуда у вас была аппаратура? Сами делали все?

– Сами. В Питере я, допустим, делал «маршалловские» колонки. Мой товарищ непосредственно для них делал усилители. У меня на каждой фанере стоял штамп Marshall, то есть я их продавал за фирменные.

– То есть музыкант помимо музыки…? Это только верхушка айсберга?

– Да это было «до». Я не успевал ставить колонку себе на сцену, как уже приходили и заказывали ее. А третий наш друг, работая на ЛОМО, делал динамики мирового уровня. В основном ценились низкочастотные, потому что у нас в стране их не было, кроме аппаратуры «Кинапа», на которой работали в кинотеатре. Это были низкочастотные динамики на один раз: взял ноту басист – и нет динамика низкочастотного. Поэтому делались «гауссы» по 200 ватт. Это все делали русские Кулибины. Потом появились связи со Свердловском. Там у меня до сих пор друзья-самопальщики есть, которые тоже занимались колонками, динамиками, гитарами. Там был такой Решетников, он такие «пресижены» делал, что закачаешься. Только я один мог отличить. Когда кто-то покупал гитару: «Вот, смотри, какая у меня», я говорил: «Дай-ка посмотреть» – и не показывал виду, говорил, что это довольно хорошая гитара.

– Удивительно, раньше человеку надо было все это достать самому, где-то найти, сделать. Сейчас все есть, и как-то… На Ваш взгляд, как сейчас развивается популярная музыка?

– Музыка или аппаратура?

– Наверное, это все-таки связано. Раньше нельзя было достать аппаратуру, но было стремление во всем.

– Что касается аппаратуры, то, как была… У гитаристов есть пара комбиков «Фендер» и «Маршалл». А остальные все китайские сейчас, поэтому тоже проблемы возникают. Так же и на бас-гитаре, так и барабаны.

– Ну а музыкальное развитие? Вы слушаете сейчас молодежь?

– Я могу сказать, что сейчас очень много молодых исполнителей. Думаю, раньше их тоже было много, просто об этом никто не знал. Многих музыкантов мы забирали из кабаков, а сейчас их просто навалом.

– В итоге «Трава у дома» ушла потом во все кабаки и до сих пор звучит.

– Мне многие кабацкие музыканты говорили: «Сколько мы на вашей “Траве” заработали! Сумасшедшие деньги!»

– А как Вы познакомились с Владимиром Мигулей?

– У Володи была своя группа. У нас был басист, тоже питерский, насколько я помню, который в этой группе работал. Потом их познакомили с Киселевым. Первая песня, которую Володя дал в восьмидесятые годы, – «Карате». Была такая песня к Олимпийским играм. Она звучала по всем радиоточкам.

– А ведь «Трава у дома» тоже звучала. Он ее исполнял сольно.

– Да, с 1981 года «Траву у дома» Володя исполнял сам. Уже в 1981 году, поняв, что неплохо получается, он дал нам вторую песню – «Каскадеры», а в 1983 году – «Траву у дома».

– Расскажите, что это был за человек.

– Хороший, очень приятный, интеллигентный, светлый человек. И прекрасный композитор-мелодист, поэтому и песни такие.

– Да. Царство ему Небесное! Жалко, что человек ушел так рано.

– К сожалению, рано ушел. Ну а наша заслуга, наверное, в том, что мы эти песни неплохо аранжировали, поэтому они получили такой успех. На тот момент группа была на подъеме.

 (Продолжение следует)

Ведущий Александр Крузе

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать