Канон. Музыкант, певец, руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков. Часть 1

25 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня ведущий программы Александр Крузе встретится с музыкантом, певцом, руководителем фолк-группы «Ярилов зной» Александром Щербаковым. Александр расскажет о своем происхождении, о становлении коллектива «Ярилов зной», о нынешней творческой деятельности и о планах на ближайшее будущее.

– Известный российский историк Василий Ключевский считал, что музыка – это акустический состав, благодаря которому просыпается аппетит к жизни подобно тому, как благодаря известным аптечным составам просыпается аппетит к еде. Сегодня таким живительным составом с нами поделится руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков.

Александр Щербаков – музыкант, певец, автор песен. Родился в Воронежской области в 1981 году. С детства увлекался народным творчеством, после школы поступил в Россошанский педагогический колледж. После двух лет учебы перевелся в Воронежское областное училище культуры на отделение «дирижер оркестра русских народных инструментов». Спустя несколько лет окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссер массовых представлений».

Шесть лет работал в Государственном академическом русском народном хоре имени М. Е. Пятницкого. Параллельно с работой в прославленном коллективе Александр занимался собственным проектом: фолк-группой «Ярилов зной». В 2013 году группа стала финалистом популярного телеконкурса «Фактор А», получив высокую оценку творчества от зрителей и членов жюри, в том числе Аллы Борисовны Пугачевой.

В 2015 году яриловцы стали победителями конкурса «Новая звезда» на телеканале «Звезда». Группа «Ярилов зной» является лауреатом премии имени генералиссимуса Александра Васильевича Суворова «За вклад в патриотические традиции Отечества».

Сегодня коллектив активно занимается творческой деятельностью, гастролирует, принимает участие во многих телевизионных программах, выпускает видеоклипы, готовит к выходу сольный альбом.

Александр Щербаков женат и воспитывает троих детей.

– Саша, ты занимаешься таким искусством, которое имеет богатую историю и своими корнями уходит глубоко, к самому, можно сказать, рождению российской национальности как таковой. А что ты знаешь о своих корнях? Что ты знаешь об истории своей семьи?

– Я знаю, что мы выходцы из простых воронежских крестьян. Мой дедушка по линии матери был председателем колхоза, а по линии отца – ведущим трактористом в деревне. Николай Иванович, Царство ему Небесное, играл на гармошке, гитаре, я это в детстве все слышал, естественно. Дедушка, который был председателем, тоже играл на гитаре. Его любимым поэтом был Сергей Есенин.

Но если уже брать совсем глубоко, то мой прадедушка, тоже Иван, участвовал в Великой Отечественной войне, трижды бежал из плена.

– Трижды?

– Это просто какие-то нереальные вещи. И потом, так как был грамотным, он собирал по селам, я не знаю, как назвать, оброк или что-то, но люди сдавали какой-то продуктовый налог (яйца, масло, молоко).

Моя мама играла в народном оркестре на контрабасе, представляешь?

– Ничего себе! В народном обычно бас-балалайка?

– Нет, есть балалайка-контрабас, то есть огромная балалайка, и на ней очень сложно играть.

– Там струны не для женщины.

– Она играла таким кожаным медиатором.

– Там медиатор, как каблук.

– Да.

– То есть твоя семья с музыкой была связана, да?

– Не скажу, что постоянно звучала музыка, но все-таки она была в доме. Как-то в школу пришел гармонист: он искал себе учеников, преемников. Я и еще несколько парней взялись учиться на гармошке, где-то лет в восемь. Я так за это ухватился, мне очень это понравилось.

– Первый парень был, с гармошкой.

– Да, гармошку всегда приветствовали в деревне. Да ее и сейчас, в принципе, любят, и в городах, всегда хорошо принимают. Я начал потихоньку играть. Подбирал все подряд: все, что по радио передавали в те годы, и параллельно, конечно, русское народное. Но я не думал, что профессионально свяжу жизнь с музыкой, когда вырасту.

– А как получилось?

– Я простыл и попал в больницу (это было в Пушкине). Перед тем как выписаться, открыл журнал «Из рук в руки» и прочел: «В хор имени М. Е. Пятницкого на замещение вакантных должностей требуются вокалисты». И я сразу же позвонил (этот звонок я даже записал на диктофон). Они говорят: «Приходите, мы Вас послушаем».

Я пришел, меня встретил концертмейстер и спрашивает: «Вы знаете что-нибудь из репертуара хора имени М. Е. Пятницкого?» Я говорю: «А что он поет?» (я знал, что народные песни). Он говорит: «Вы знаете “Степь да степь кругом” или “По Дону гуляет”?»

– Ну, ты же должен был это знать, парень с гармошкой.

– У меня вокального образования нет, я был больше инструменталистом. Пел для себя. Я учился в Воронежском областном училище культуры на дирижера оркестра русских народных инструментов, то есть там я играл на первом баяне.

Я захожу в кабинет, вижу: сидит очень серьезная женщина в народных сапогах, спортивном костюме с надписью «Хор имени М. Е. Пятницкого» и говорит: «Дуй изо всех сил, пой, сколько есть у тебя мощи “Из-за острова на стрежень”». И я затянул. Они с концертмейстером заулыбались и говорят: «Давай, Саша, попробуем. Три месяца походишь, попоешь, посмотришь, послушаешь».

– И ты там прописался?

– Да, я там прижился и благополучно отработал шесть или семь лет.

– Людвиг ван Бетховен считал, что музыка должна высекать огонь из людских сердец. Я думаю, ты с этим тезисом, безусловно, согласишься, потому что даже само название твоего коллектива, «Ярилов зной», жаркое, огненное. Ты можешь сказать, как вспыхнула эта искра и как родился коллектив «Ярилов зной»?

– До того как я стал работать в хоре имени Пятницкого, я жил и работал в городе Россоши Воронежской области. Там я был руководителем народного ансамбля, где пели и фольклорные песни, и авторские. И параллельно я стал писать какие-никакие, а свои, простенькие песни. Появился вокально-инструментальный коллектив, который мы назвали тогда «Ярилов зной». Тогда я не задумывался о том, языческое ли это название. В храм я тогда, к сожалению, не ходил. Был один раз в детстве, бабушка на Пасху меня взяла, на большую ночную службу. У меня до сих пор эти впечатления остались.

Прошло время. Работая в хоре имени М. Е. Пятницкого, я продолжал писать песни и параллельно мы уже начинали работать с коллективом. Настал такой момент, когда на одном большом концерте вышел хор Пятницкого, а следующие – «Ярилов зной». Конечно, руководитель хора пригласила меня в кабинет и говорит: «Саша, тебе надо определиться». Я ее прекрасно понимаю. Мы мирно поговорили, я ушел и стал развивать свой коллектив.

На данный момент мы хотим уйти от этого названия.

– Но это уже своего рода бренд.

– Да, я понимаю, что это раскрученный бренд, но название встречает много противоречий. Православные люди не всегда с пониманием относятся, то есть, пока они не услышат, что мы играем и поем, с опаской смотрят на такое название и говорят: «Как это так: православный телеканал, а позвали руководителя группы “Ярилов зной”?» И приходится всем постоянно объяснять, что мы православные люди, просто такое название.

– Надо обязательно будет сообщить телезрителям, как вы будете называться.

– Это просто. Так как я являюсь автором большинства песен и лет пятнадцать стою у истоков коллектива, то просто останется мое имя.

– Помимо народных песен, вы пишете сами. Коллектив пишет музыку?

– Да, но в тех песнях, которые я пишу, много народной мелодики и народных инструментов: балалайка, гармошка, духовые (жалейки, свирели).

– Это довольно редкие в наше время инструменты.

– Ну, да.

– У вас есть специалист по народно-духовым инструментам?

– Я сам играю несложные вещи. И какие-то баянные партии тоже.

– В целом жанр, в которым ты занимаешься, достаточно редкий на сегодняшний день. Скажи, ты как художник какую миссию несешь своим творчеством? Что ты хочешь сказать людям?

– Раньше, Саша, была моя жизнь, а музыка стояла как бы в стороне, то есть мы шли параллельно. В какой-то момент я почувствовал противоречие от того, что живу я так и стремлюсь к одному, а музыка немножко другая. И я стал перестраивать музыку, чтобы она была моим логическим продолжением, тем, о чем я думаю, чего хочу; чтобы мои внутренние ощущения, мое миропонимание естественным образом проецировались на музыку. Практически все наши песни о нашей родной стране, об уважении к старшим, о любви, но не о такой обыденной (это слово сейчас стало разменной монетой), а о любви к Родине. Где-то они касаются вопросов веры. Взять любую песню, которую мы поем, даже народную. Например, «Черный ворон»: там такая глубина, и если правильно ее людям подавать, они все это чувствуют.

Скажу без преувеличения: к нам на концерты ходят слушатели от трех до пятидесяти лет, но все-таки мы стараемся работать больше на молодежь, потому что за молодежью будущее, и когда ты пишешь песню, задача, чтобы она была в плеере у молодых людей. На самом деле это очень непростая задача.

– Сложно привлечь молодежь, да? Век поменялся уже, приходится что-то новаторское использовать, аранжировки какие-то.

– Конечно. Приходится находить такой баланс, чтобы это было и современно, и традиционно.

– И глубоко.

– Да, и глубину сохранять. Непростая задача, но мы пытаемся ее как-то решить. У нас сейчас выйдет трек «Любо мне». Мы его исполнили недавно в Воронеже, в филармонии. У нас был большой концерт, и там же мы записали клип на эту песню.

Нам бы хотелось, чтобы она звучала на радио. Я считаю, там все для этого есть, мы учли все моменты формата.

– Мы заговорили о формате, поэтому не могу не спросить тебя о тех громких медийных проектах, которые дали большую огласку творчеству вашего коллектива: «Фактор А» и победа в конкурсе на телеканале «Звезда». Расскажи, какой опыт дали эти проекты? Начнем с «Фактора А» Аллы Борисовны.

– На «Факторе А» мы были поставлены в такие условия, когда за четыре дня должны были сделать песню практически с нуля, то есть нам дают какой-то материал, и на его основе мы должны показать себя, остаться собой и еще пройти в следующий тур.

– Достаточно сложно.

– Конкретно мы занимались аранжировкой, постоянно находились в студии. Потом, как вести себя на сцене? Материал был не присущ нам.

– Вам кто-то помогал на проекте?

– Нашим наставником была Лолита Милявская. Она нам помогала насколько могла, она тоже человек занятой. Там у нас появилось много хороших знакомых, с некоторыми из них даже я общаюсь. Мы сняли клип на пасхальную песню, я отправил ее Лолите, она посмотрела и сказала: «Поздравляю с хорошей работой».

Потом был телепроект «Новая звезда», где мы представляли Воронежскую область. Там победителем стала Елена Лаптандер, но нас отметил звездой победителей как прорыв в народном искусстве Максим Дунаевский. Вся съемочная группа и жюри были впечатлены нашим «Черным вороном», им понравилось. Потом я пел песню на стихи Сергея Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных».

– Высокая похвала от Дунаевского.

– Да. Когда такие люди говорят: «Хорошо», ты понимаешь, что движешься в правильном направлении. Но в целом телепроекты дали понимание мне самому, туда ли я вообще иду?

– Вектор? То есть они направили?

– Да, они в чем-то меня огранили. Мне удалось попробовать себя в разных жанрах, и я понимал, где мне комфортно, хочу я развиваться в эту сторону или не хочу.

Благодаря этому нас узнали люди, даже на моей малой родине, в Воронежской области. Не так давно мы были там с концертами и отсняли клип. Организаторы увидели нас на телепроекте и пригласили.

Хочу немножко рассказать о видеоклипе на песню «Любо мне». Мы получили огромное удовольствие, потому что съемки проходили на лоне природы, на берегу Дона, с реальными лошадьми, казаками, которые живут этим на самом деле, то есть относятся к этому не как артисты.

Эту работу мы делали совместно с ансамблем казачьей песни «Станичники». Это дети старших классов, но тоже с горящими сердцами и глазами. Им это нравилось. Мы просто стали большой дружной семьей. Я приехал из Воронежа с такими впечатлениями, что надолго хватит.

(Продолжение следует.)

 

Автор и ведущий программы Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:05
  • Суббота, 27 апреля: 12:05
  • Среда, 01 мая: 21:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать