Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Известный российский историк Василий Ключевский считал, что музыка – это акустический состав, благодаря которому просыпается аппетит к жизни подобно тому, как благодаря известным аптечным составам просыпается аппетит к еде. Сегодня таким живительным составом с нами поделится руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков.
Александр Щербаков – музыкант, певец, автор песен. Родился в Воронежской области в 1981 году. С детства увлекался народным творчеством, после школы поступил в Россошанский педагогический колледж. После двух лет учебы перевелся в Воронежское областное училище культуры на отделение «дирижер оркестра русских народных инструментов». Спустя несколько лет окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссер массовых представлений».
Шесть лет работал в Государственном академическом русском народном хоре имени М. Е. Пятницкого. Параллельно с работой в прославленном коллективе Александр занимался собственным проектом: фолк-группой «Ярилов зной». В 2013 году группа стала финалистом популярного телеконкурса «Фактор А», получив высокую оценку творчества от зрителей и членов жюри, в том числе Аллы Борисовны Пугачевой.
В 2015 году яриловцы стали победителями конкурса «Новая звезда» на телеканале «Звезда». Группа «Ярилов зной» является лауреатом премии имени генералиссимуса Александра Васильевича Суворова «За вклад в патриотические традиции Отечества».
Сегодня коллектив активно занимается творческой деятельностью, гастролирует, принимает участие во многих телевизионных программах, выпускает видеоклипы, готовит к выходу сольный альбом.
Александр Щербаков женат и воспитывает троих детей.
– Саша, ты занимаешься таким искусством, которое имеет богатую историю и своими корнями уходит глубоко, к самому, можно сказать, рождению российской национальности как таковой. А что ты знаешь о своих корнях? Что ты знаешь об истории своей семьи?
– Я знаю, что мы выходцы из простых воронежских крестьян. Мой дедушка по линии матери был председателем колхоза, а по линии отца – ведущим трактористом в деревне. Николай Иванович, Царство ему Небесное, играл на гармошке, гитаре, я это в детстве все слышал, естественно. Дедушка, который был председателем, тоже играл на гитаре. Его любимым поэтом был Сергей Есенин.
Но если уже брать совсем глубоко, то мой прадедушка, тоже Иван, участвовал в Великой Отечественной войне, трижды бежал из плена.
– Трижды?
– Это просто какие-то нереальные вещи. И потом, так как был грамотным, он собирал по селам, я не знаю, как назвать, оброк или что-то, но люди сдавали какой-то продуктовый налог (яйца, масло, молоко).
Моя мама играла в народном оркестре на контрабасе, представляешь?
– Ничего себе! В народном обычно бас-балалайка?
– Нет, есть балалайка-контрабас, то есть огромная балалайка, и на ней очень сложно играть.
– Там струны не для женщины.
– Она играла таким кожаным медиатором.
– Там медиатор, как каблук.
– Да.
– То есть твоя семья с музыкой была связана, да?
– Не скажу, что постоянно звучала музыка, но все-таки она была в доме. Как-то в школу пришел гармонист: он искал себе учеников, преемников. Я и еще несколько парней взялись учиться на гармошке, где-то лет в восемь. Я так за это ухватился, мне очень это понравилось.
– Первый парень был, с гармошкой.
– Да, гармошку всегда приветствовали в деревне. Да ее и сейчас, в принципе, любят, и в городах, всегда хорошо принимают. Я начал потихоньку играть. Подбирал все подряд: все, что по радио передавали в те годы, и параллельно, конечно, русское народное. Но я не думал, что профессионально свяжу жизнь с музыкой, когда вырасту.
– А как получилось?
– Я простыл и попал в больницу (это было в Пушкине). Перед тем как выписаться, открыл журнал «Из рук в руки» и прочел: «В хор имени М. Е. Пятницкого на замещение вакантных должностей требуются вокалисты». И я сразу же позвонил (этот звонок я даже записал на диктофон). Они говорят: «Приходите, мы Вас послушаем».
Я пришел, меня встретил концертмейстер и спрашивает: «Вы знаете что-нибудь из репертуара хора имени М. Е. Пятницкого?» Я говорю: «А что он поет?» (я знал, что народные песни). Он говорит: «Вы знаете “Степь да степь кругом” или “По Дону гуляет”?»
– Ну, ты же должен был это знать, парень с гармошкой.
– У меня вокального образования нет, я был больше инструменталистом. Пел для себя. Я учился в Воронежском областном училище культуры на дирижера оркестра русских народных инструментов, то есть там я играл на первом баяне.
Я захожу в кабинет, вижу: сидит очень серьезная женщина в народных сапогах, спортивном костюме с надписью «Хор имени М. Е. Пятницкого» и говорит: «Дуй изо всех сил, пой, сколько есть у тебя мощи “Из-за острова на стрежень”». И я затянул. Они с концертмейстером заулыбались и говорят: «Давай, Саша, попробуем. Три месяца походишь, попоешь, посмотришь, послушаешь».
– И ты там прописался?
– Да, я там прижился и благополучно отработал шесть или семь лет.
– Людвиг ван Бетховен считал, что музыка должна высекать огонь из людских сердец. Я думаю, ты с этим тезисом, безусловно, согласишься, потому что даже само название твоего коллектива, «Ярилов зной», жаркое, огненное. Ты можешь сказать, как вспыхнула эта искра и как родился коллектив «Ярилов зной»?
– До того как я стал работать в хоре имени Пятницкого, я жил и работал в городе Россоши Воронежской области. Там я был руководителем народного ансамбля, где пели и фольклорные песни, и авторские. И параллельно я стал писать какие-никакие, а свои, простенькие песни. Появился вокально-инструментальный коллектив, который мы назвали тогда «Ярилов зной». Тогда я не задумывался о том, языческое ли это название. В храм я тогда, к сожалению, не ходил. Был один раз в детстве, бабушка на Пасху меня взяла, на большую ночную службу. У меня до сих пор эти впечатления остались.
Прошло время. Работая в хоре имени М. Е. Пятницкого, я продолжал писать песни и параллельно мы уже начинали работать с коллективом. Настал такой момент, когда на одном большом концерте вышел хор Пятницкого, а следующие – «Ярилов зной». Конечно, руководитель хора пригласила меня в кабинет и говорит: «Саша, тебе надо определиться». Я ее прекрасно понимаю. Мы мирно поговорили, я ушел и стал развивать свой коллектив.
На данный момент мы хотим уйти от этого названия.
– Но это уже своего рода бренд.
– Да, я понимаю, что это раскрученный бренд, но название встречает много противоречий. Православные люди не всегда с пониманием относятся, то есть, пока они не услышат, что мы играем и поем, с опаской смотрят на такое название и говорят: «Как это так: православный телеканал, а позвали руководителя группы “Ярилов зной”?» И приходится всем постоянно объяснять, что мы православные люди, просто такое название.
– Надо обязательно будет сообщить телезрителям, как вы будете называться.
– Это просто. Так как я являюсь автором большинства песен и лет пятнадцать стою у истоков коллектива, то просто останется мое имя.
– Помимо народных песен, вы пишете сами. Коллектив пишет музыку?
– Да, но в тех песнях, которые я пишу, много народной мелодики и народных инструментов: балалайка, гармошка, духовые (жалейки, свирели).
– Это довольно редкие в наше время инструменты.
– Ну, да.
– У вас есть специалист по народно-духовым инструментам?
– Я сам играю несложные вещи. И какие-то баянные партии тоже.
– В целом жанр, в которым ты занимаешься, достаточно редкий на сегодняшний день. Скажи, ты как художник какую миссию несешь своим творчеством? Что ты хочешь сказать людям?
– Раньше, Саша, была моя жизнь, а музыка стояла как бы в стороне, то есть мы шли параллельно. В какой-то момент я почувствовал противоречие от того, что живу я так и стремлюсь к одному, а музыка немножко другая. И я стал перестраивать музыку, чтобы она была моим логическим продолжением, тем, о чем я думаю, чего хочу; чтобы мои внутренние ощущения, мое миропонимание естественным образом проецировались на музыку. Практически все наши песни о нашей родной стране, об уважении к старшим, о любви, но не о такой обыденной (это слово сейчас стало разменной монетой), а о любви к Родине. Где-то они касаются вопросов веры. Взять любую песню, которую мы поем, даже народную. Например, «Черный ворон»: там такая глубина, и если правильно ее людям подавать, они все это чувствуют.
Скажу без преувеличения: к нам на концерты ходят слушатели от трех до пятидесяти лет, но все-таки мы стараемся работать больше на молодежь, потому что за молодежью будущее, и когда ты пишешь песню, задача, чтобы она была в плеере у молодых людей. На самом деле это очень непростая задача.
– Сложно привлечь молодежь, да? Век поменялся уже, приходится что-то новаторское использовать, аранжировки какие-то.
– Конечно. Приходится находить такой баланс, чтобы это было и современно, и традиционно.
– И глубоко.
– Да, и глубину сохранять. Непростая задача, но мы пытаемся ее как-то решить. У нас сейчас выйдет трек «Любо мне». Мы его исполнили недавно в Воронеже, в филармонии. У нас был большой концерт, и там же мы записали клип на эту песню.
Нам бы хотелось, чтобы она звучала на радио. Я считаю, там все для этого есть, мы учли все моменты формата.
– Мы заговорили о формате, поэтому не могу не спросить тебя о тех громких медийных проектах, которые дали большую огласку творчеству вашего коллектива: «Фактор А» и победа в конкурсе на телеканале «Звезда». Расскажи, какой опыт дали эти проекты? Начнем с «Фактора А» Аллы Борисовны.
– На «Факторе А» мы были поставлены в такие условия, когда за четыре дня должны были сделать песню практически с нуля, то есть нам дают какой-то материал, и на его основе мы должны показать себя, остаться собой и еще пройти в следующий тур.
– Достаточно сложно.
– Конкретно мы занимались аранжировкой, постоянно находились в студии. Потом, как вести себя на сцене? Материал был не присущ нам.
– Вам кто-то помогал на проекте?
– Нашим наставником была Лолита Милявская. Она нам помогала насколько могла, она тоже человек занятой. Там у нас появилось много хороших знакомых, с некоторыми из них даже я общаюсь. Мы сняли клип на пасхальную песню, я отправил ее Лолите, она посмотрела и сказала: «Поздравляю с хорошей работой».
Потом был телепроект «Новая звезда», где мы представляли Воронежскую область. Там победителем стала Елена Лаптандер, но нас отметил звездой победителей как прорыв в народном искусстве Максим Дунаевский. Вся съемочная группа и жюри были впечатлены нашим «Черным вороном», им понравилось. Потом я пел песню на стихи Сергея Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных».
– Высокая похвала от Дунаевского.
– Да. Когда такие люди говорят: «Хорошо», ты понимаешь, что движешься в правильном направлении. Но в целом телепроекты дали понимание мне самому, туда ли я вообще иду?
– Вектор? То есть они направили?
– Да, они в чем-то меня огранили. Мне удалось попробовать себя в разных жанрах, и я понимал, где мне комфортно, хочу я развиваться в эту сторону или не хочу.
Благодаря этому нас узнали люди, даже на моей малой родине, в Воронежской области. Не так давно мы были там с концертами и отсняли клип. Организаторы увидели нас на телепроекте и пригласили.
Хочу немножко рассказать о видеоклипе на песню «Любо мне». Мы получили огромное удовольствие, потому что съемки проходили на лоне природы, на берегу Дона, с реальными лошадьми, казаками, которые живут этим на самом деле, то есть относятся к этому не как артисты.
Эту работу мы делали совместно с ансамблем казачьей песни «Станичники». Это дети старших классов, но тоже с горящими сердцами и глазами. Им это нравилось. Мы просто стали большой дружной семьей. Я приехал из Воронежа с такими впечатлениями, что надолго хватит.
(Продолжение следует.)
Автор и ведущий программы Александр Крузе
Записала Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!