Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня нашу съемочную группу пригласил к себе в гости известный российский бард Григорий Гладков.
Григорий Гладков – российский бард и композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов и Союза кинематографистов России, член московского профкома драматургов, рекордсмен Книги рекордов России по количеству выпущенных альбомов с песнями для детей. Родился в Хабаровске в 1953 году. Детство и юность провел в Брянске. В 1975 году окончил Институт транспортного машиностроения по специальности «инженер-электромеханик по городскому транспорту». В том же году по распределению переехал в Ленинград, где поступил в музыкальное училище. Позже окончил Ленинградский государственный институт культуры. С 1983 года Григорий живет в Москве, где пишет музыку к мультфильмам, кинофильмам и спектаклям. Наибольшую популярность Григорию Гладкову принесли песни и музыка к мультфильмам «Пластилиновая ворона», «Про Веру и Анфису», «Падал прошлогодний снег». Также Григорий Гладков в течение пяти лет был одним из ведущих телепередачи для детей «Спокойной ночи, малыши», к каждому выпуску которой сочинял и исполнял под гитару новую песню.
– Очень благодарны за то, что Вы нас пригласили в свой, как Вы его называете, дом композитора. Надеюсь, что Вы нам сегодня подарите что-то музыкальное.
– Да, улица, на которой я живу, называется Шестая. Я хочу предложить назвать ее улицей Композиторов, а Седьмую можно назвать улицей Поэтов.
– А помимо Вас здесь обитают творческие люди?
– Здесь все творческие люди, в Подмосковье нетворческих людей нет.
– Ганс Христиан Андерсен сказал, что, когда не хватает слов, человек говорит музыкой. Когда Вам перестало хватать слов? Когда Вы выбрали для себя музыкальный язык?
– Музыка начинается раньше слов. Человек сначала мычит, потом поет, плачет, кричит – это все музыка. И только потом появляются слова, да еще и на разных языках. Поэтому с музыкой мы рождаемся.
– Но ведь изначально Ваш путь… Вы окончили Институт транспортного машиностроения по специальности «инженер-электромеханик по городскому транспорту». Как Вы вместо тех рельс встали на музыкальные?
– Музыкой я занимался всегда, а техническое образование – просто увлечение.
– Принято было в Советском союзе?
– Да, и потому что принято, и потому что родители хотели именно так. Я исполнил их волю, а потом стал заниматься своим делом. И профессия у меня очень интересная. У нас висел портрет Н. Теслы, мы с самого начала знали, кто этот человек. Моя специальность – транспорт, в котором нет бензина: трамвай, троллейбус, метро, монорельс, электромобили; все-все, что сейчас начинает развиваться. Мы все это изучали еще в далекие 1970-е годы.
– Но при этом Вы выбрали для себя не просто бардовскую песню, а именно детский жанр.
– Я бард, конечно, условно. Бард – не профессия.
– Это только поэт, это призвание.
– На самом деле я член Союза композиторов, и член Союза кинематографистов, и член Союза театральных деятелей. Восемьдесят театров, наверное, играют мою музыку; там идут спектакли с моей музыкой. Я написал музыку к художественным и документальным фильмам, мультфильмам; выпустил рекордное количество пластинок, дисков и кассет для детей, за это попал в Книгу рекордов России. Поэтому бард – это, да, призвание. Я очень благодарен этому жанру за то, что он привил мне вкус к поэзии, к слову, потому что у нас, как в Библии, «в начале было Слово». Я имею в виду – в русской культуре. Если бы я не столкнулся с авторской песней, конечно, тексты моих песен были бы намного хуже, а скорее всего, были бы просто ужасными.
– Действительно, песни, которые Вы создаете, можно отнести к тем, которые «нам строить и жить помогают». Эти песни воспитывают, уже не одно поколение детей выросло на Ваших песнях.
– Не знаю. Строить…
– Детям – познавать мир.
– Это в более широком смысле. Строить – это созидать. Да, да. Я стараюсь, чтобы в песнях был позитивный момент. Ну как я стараюсь? Наши поэты… Я ведь сам не пишу стихи, я пишу музыку. Я стараюсь подобрать такую музыку, которая несла бы людям надежду, радость, любовь. Стихи и так прекрасны. Но если к ним найдешь мелодию, то тогда они звучат просто волшебно.
То, что мы зовем душой,
Что, как облако, воздушно
И блестит во тьме ночной
Своенравно, непослушно
Или вдруг, как самолет,
Тоньше колющей булавки
Корректирует с высот
Нашу жизнь, внося поправки;
Корректирует с высот
Нашу жизнь.
Эта песня называется «Душа». Душа… Она ведь бессмертна, да?
– Ведь душа и песня – это очень близко.
– Музыка и стихи начинают жить вместе, когда в них появляется душа. Душа бессмертна, и ученые вроде бы даже нашли ее вес; она весит девять граммов, как пуля.
– Григорий Васильевич, а на Ваш взгляд, музыка может привести к Богу?
– Конечно. Летает комар.
– Видите как: вся живность слетается на такие песни.
– Есть такая история: комар очень хотел петь. Мечтал быть певцом. Однажды он пришел к маме и говорит: «Мама, я хочу петь. И только люди могут понять, что такое вокал. Я хочу полететь к людям и спеть». Мама говорит: «Сынок, не летай к людям. Люди – это подлые, гадкие, злые, ужасные существа. И первое, что они сделают, – убьют тебя». Комар говорит: «Прости, мама. Прости. Я уже летал к ним без твоего разрешения. И ты знаешь, люди бегали за мной и аплодировали».
– Какая замечательная, добрая история. Наверное, только поэту, только музыканту свойственно примечать такие жизненные нюансы.
– Наверное. У нас есть премия «Поэт России», и ее первым лауреатом стал Александр Семенович Кушнер – очень талантливый, очень скромный человек, живущий в Петербурге (он там родился). И песня «Душа» была на его стихи. А сейчас я выпустил диск «Прогулки по Петербургу под аккомпанемент гитары и дождя» в основном на его стихи. Он был безоговорочно выбран лауреатом премии «Поэт». Двадцатый век ушел с его смиренными стихами «Времена не выбирают»:
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
И еще у него есть такие строки:
Умереть – расколоть самый твердый орех,
Все причины узнать и мотивы.
Умереть – это стать современником всех,
Кроме тех, кто пока еще живы.
То есть мы – люди, живущие на этой планете, – ответственны не только за свою жизнь, но и за жизнь того, что нас окружает. И ответственны за то, чтобы передать это дальше. Господь нам доверил такую ношу – сохранить жизнь на земле и, не разрушив ее, передать дальше. Мы это обязаны сделать.
Вот о наблюдениях. В день премии в Москве погас свет, пол-Москвы было обесточено. Я не попал на эту премию, был на Урале. И я подумал, что, поскольку погас свет, люди зажгли свечи. И они стоят в своих домах перед окнами и держат свечи в честь рождения первого поэта России, в честь премии «Поэт», вообще во имя поэзии и гордого звания «поэт». «В начале было Слово», – сказано в Библии. И вот они стояли и держали эти свечи. И Москва такого обилия свечей наверняка не знала. Вот что такое, как Вы говорите: «Художник может заметить». Мы все замечаем.
– Вы в своей жизни на стихи этого поэта «зажгли» не одну песню. Я прочитал, что еще в 1968 году Вы написали песню на стихи Александра Кушнера:
О Боже, как нужно бессмертье,
Не ради любви и услад,
А ради того, чтобы ветер
Дул в спину и гнал наугад.
– Эта песня о том, что в Петербурге можно пережить любую беду, потому что это такое красивое, созидательное чудо, которое неизвестно как получилось. И этот город пережил страшнейшую в истории мировой цивилизации трагедию под названием Ленинградская блокада. Вот эта песня:
Закрою глаза и увижу
Тот город, в котором живу,
Какую-то дальнюю крышу
И солнце, и вид на Неву.
В каком-то печальном прозренье
Увижу свой день роковой,
Предсмертное боли хрипенье
И блеск облаков над Невой.
О Боже, как нужно бессмертье,
Не ради любви и услад,
А ради того, чтобы ветер
Дул в спину и гнал наугад.
Любое стерпеть униженье
Не больно, любую хулу
За легкое это движенье
С замахом полы за полу,
За вечно наставленный ворот,
За синюю невскую прыть,
За этот единственный город,
Где можно и в горе прожить...
Эта песня о смирении, о том, что счастье в том, что ты преодолеваешь несчастье, и что невзгоды на самом деле – это испытания, которые ты должен выдержать как человек.
– А это бессмертие действительно нужно? Или это бессмертие в вечной жизни?
– Ответ на это может дать только… Никто не может дать. Может быть, читая Библию... Священнослужители, конечно, очень хорошо говорят. И есть такие мудрецы! Я столкнулся с такими на фестивале православной песни «Арзамасские купола», где уже семь лет я сопредседатель жюри вместе с батюшкой – отцом Геннадием Ульяничем из Твери. На этот фестиваль приезжают священники, которые действительно знают, поняли что-то, уйдя из светских профессий (отец Геннадий был врачом). И они могут объяснить какие-то вещи, которые ты вроде бы нащупал, а сказать не можешь.
И только, наверное, великие поэты, великие писатели, батюшки, которых мы уважаем, могут объяснить. А вообще этот поиск идет всю жизнь. И я хочу подарить Вам диск, который стал итогом моей семилетней службы этому удивительному фестивалю «Арзамасские купола», городу Арзамасу.
– Большое спасибо.
– Этот диск называется «То, что мы зовем душой». И в этом выражении, наверное, ключ к тому, что такое православная, а значит, христианская, религиозная песня, потому что это тончайшая материя. Мы сразу договорились, что на фестивале не будут звучать песнопения, которые исполняются на службе. Только те, которые вне храма: дома, в кругу семьи и друзей, может быть, на концертной площадке. Что это такое? Это трудно определить, это невозможно, так же как ответить на вопрос «Что такое Бог?». Бог везде: там, где красиво, там, где счастье. Вот это Бог. Его не видишь, но чувствуешь, что Он рядом. Так и православная песня. Мы чувствуем, что это – да.
– То есть сердце чувствует, только интуитивно можно понять.
– Да, исполнитель или автор (там авторы бывают) «попали» в этот формат. Или не попали – тоже чувствуем. А объяснить зачастую не можем – такая тонкая материя. И вообще, все, что связано с Богом, это, конечно, волшебно, это всегда чудо. Вот маленькое чудо случилось, значит, Бог рядом с тобой. А чудеса есть везде.
Помните, было такое выражение: «В жизни всегда есть место подвигу». Подвиг – это высшее выражение чувства и ответственности за то, что Господь тебе доверил, именно тебе. Вот именно мне Он доверил сочинять песни. Старый актер спрашивает: «Легко сочинять?» Я говорю: «Да». «Запомни, – говорит, – Господь у ста тысяч отобрал и дал тебе, тебе доверил. Поэтому ты не можешь ни заболеть, ни лениться». Вам доверил другое. Каждому что-то доверено. И конечно, чудо, что мы живем, что мы родились, что мы вообще существуем, что мы сейчас общаемся, поем песни. Это все чудо, это все Господь.
– Мы с Вами говорили о том, что музыка воспитывает. Как воспитать в ребенке любовь к Богу? Как не переусердствовать в этом? Как, наоборот, не отбить желание? Ведь это действительно очень тонко. Многие современные родители оставляют этот вопрос на будущее, чтобы ребенок вырос и сам принял для себя решение.
– Да нет, ребенок должен быть всегда с родителями. И очень плохо поступают те родители, которые не берут детей на службу, на работу, в испытания, в поход, потому что ребенок всегда должен быть здесь. И кстати, это сейчас поняли во многих странах. Есть программа, на английском называется Family. Люди поняли, что ребенок должен быть рядом. А наркотики? Какой сейчас страх, какая беда пришла. И прочее. Нет, ребенок должен быть рядом с детства. Как говорится, впитать с молоком матери и слезами отца. Ни в коем случае нельзя пускать на самотек.
– Мы, взрослые, воспитываем, учим детей. А Вы напрямую сотрудничаете с детьми, пишете музыку для них, участвуете в различных фестивалях. Вы сами получаете что-то от ребенка? Что Вам дают дети?
– Конечно. Дети дают взрослым гораздо больше, чем взрослые детям. Взрослые учат детей практическим вещам: как правильно перейти улицу, как зажечь свет и погасить его, и так далее. Ребенок учит взрослых тому, что есть рядом ощущения счастья, которые ушли от нас. Мы просыпались и целый день жили счастливыми. То, что для ребенка счастье – дождь, снег, – для взрослого проблема. Дети близки к Богу и учат взрослых этому. Взрослые, от которых это уходит, становятся скучными и несчастными. Дети учат нас этим святым вещам: быть доверчивыми, радостными, созидательными, веселыми, счастливыми. Конечно, у них надо учиться этому.
– В современном мире очень много равнодушия и жестокости. Как оставаться большим ребенком в хорошем смысле слова?
– Не расставаться с живописью. В детстве мы любили рисовать. Прежде чем мы учимся грамоте и словам, мы рисуем. И поэтому:
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.
– Дорогие телезрители, большой ребенок, человек с огромным сердцем – гость сегодняшней программы «Канон».
(Продолжение следует)
Ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Ульянова
В новом выпуске программы - встреча с актером, мастером комедии, Народным артистом России Александром Пятковым. Александр Александрович расскажет о том, каким было его детство, как он выбрал актерский путь, а также серьезно поговорит о комедии. Кроме того, Александр Пятков исполнит несколько песен в студии программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!