Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Какое необычное, какое красивое, теплое и такое домашнее название – «Узорика». Какое-то оно милое.
– Да, но это женский коллектив, мы подбирали себе такое же милое название, как и мы. Но это слово мы придумали. Мы долго искали какое-нибудь русское слово, которое соответствовало бы и музыке, которую мы исполняем, и нам. Самым близким словом было «узоричье», но оно сложное, такое по-русски сложное, и мы его чуть-чуть адаптировали: получилось «Узорика». Нам самим очень нравится. Мы такие вот уникальные, как и наше название.
– А в чем уникальность? Вроде бы старинных ансамблей много.
– Женских ансамблей не очень много, все-таки в основном у нас старинную музыку поют мужчины, и это правильно, это естественно, исторически достоверно. А женских коллективов значительно меньше.
– То есть, получается, у вас не совсем аутентичный коллектив, раз исторически пели мужчины.
– В основном пели мужчины, но нельзя сказать, что женщины никогда не исполняли старинную музыку. Просто в основном старинная музыка, особенно русская сохранившаяся, – это духовная музыка, и клиросы до XVIII века были исключительно мужскими. Но существовали женские монастыри, и я думаю, что практика пения женщин за службой существовала.
– А каков состав вашего коллектива? Сколько вас человек? Что вы исполняете?
– Сейчас нас пятеро. Нас – то пять, то шесть человек. В данный конкретный момент нас пятеро, пять девушек, все профессиональные музыканты. Двое у нас – многодетные мамы. Мы исполняем старинную русскую и европейскую музыку. Русскую конца XVI – начала XVIII века, это докомпозиторская эпоха, до появления фигуры композитора в духовной музыке. Европейская музыка – тоже конец Средневековья и Ренессанс, то есть где-то XIV – XVII века.
– То есть получается, что у вас в руках такой музыкальный клад...
– Конечно. Да.
– А как вы находите этот клад?
– Мы работаем с медиевистами, с источниками. У нас есть друзья-теоретики, которые нам помогают находить певческий материал.
– А как это все расшифровать?
– Вот они этим и занимаются, то есть медиевисты не только находят, но еще и расшифровывают материалы. Лада Кондрашкова нам очень помогает с материалом. Полина Терентьева поет у нас же в ансамбле; и сама она и медиевист, и расшифровщик, специалист по строчному, по раннему русскому многоголосию.
– По крюковому; там же и крюки были.
– Да, по крюкам они все читают и, соответственно, расшифровывают.
– А какие инструменты звучат у вас?
– У нас два инструмента – гусли и колесная лира.
– Вы посмотрели как раз на гусли...
– Да, я посмотрела на гусли, которые принесла с собой. На колесной лире у нас в ансамбле играет тоже Полина Терентьева.
– То есть двух инструментов, в принципе, вполне достаточно?
– Более чем. Все-таки это в основном музыка акапельная, то есть без сопровождения, а инструменты мы используем либо для духовных стихов, либо для каких-то собственных аранжировок, но не так часто.
– А сольно можете нам что-то исполнить?
– Да, конечно. Я тогда спою духовный стих все-таки под гусли. Это не совсем традиционное сопровождение. Духовные стихи под гусли практически не исполнялись. Гусли – это такой инструмент... северный аналог балалайки. Под них танцевали, были наигрыши...
– Более повседневные.
– Были наигрыши про страдания и про любовь, наигрыши под драку. А петь духовные стихи под гусли стало традицией конца ХХ века, то есть когда стало возрождаться пение духовных стихов, как-то параллельно с этим возрождалось и традиционное исполнительство на гуслях. Как-то они так совпали (например, они активно используются в репертуаре ансамбля «Сирин»), что сейчас уже сложно себе представить, что духовные стихи как-то существовали без этого музыкального инструмента. Так что я сейчас спою духовный стих в традиции конца ХХ века.
(Звучит духовный стих.)
– Варвара, какая глубокая мудрость заложена в этих простых словах. А ведь этот духовный стих исполняли не в храме?
– Духовные стихи вообще были, скажем так, для домашнего пользования. Это вид народных песен, которые люди исполняли вне службы, вне храма. Их пели дома, на папертях церквей; некоторые вообще в поле пелись; какие-то – вместо колыбельных для детей, за работой; то есть это такая параллель церковной жизни.
– Поэтому, наверное, русский народ такой мудрый. Эти слова впитывались с молоком матери. Вроде бы, казалось, простые строчки, что человек на этой Земле такой же, как трава: он растет, потом увядает. Но жить с этим осознанием – истинно православный подход.
– Люди вообще жили с памятью о смерти. В этом не было ничего страшного, не было табу на слово «смерть», не было табу на разговоры о смерти; она как-то сопровождала человека, люди всегда о ней помнили. Но вот этот духовный стих – это еще такой отдельный жанр – духовные стихи о расставании души с телом, их пели над покойником. Над покойником читали Псалтирь (как и сейчас читают) и пели духовные стихи. Приходили люди и пели духовные стихи о расставании души с телом.
– Очень жалко, что современное поколение живет практически без этой информации. Очень мало ее по телевидению, по радио.
– Они потихонечку возвращаются. По крайней мере, мы стараемся возвращать духовный стих, потому что для меня это как раз самый демократичный жанр духовной музыки. Мы работаем в дуэте с Полиной Терентьевой и исключительно поем духовные стихи, записали несколько дисков. Это у нас самый посещаемый, наверное, проект и проект, на который ходят очень разные люди. Потому что не все придут слушать богослужебную музыку.
– Ну да.
– Не все придут слушать фольклор, потому что это слово вообще очень многих пугает.
– А как завоевать зрителя? Ведь человек иногда просто от незнания не готов прийти на концерт.
– Хороший вопрос. Я бы тоже хотела знать ответ, как завоевать аудиторию. Мы стараемся просто всюду их использовать, в разных проектах (у меня не два проекта и не три, их значительно больше), чтобы каждый раз их слышали и узнавали новые люди, потому что мне кажется, что духовный стих всегда находит дорогу к зрителю, к любому человеку: пришел воцерковленный человек или невоцерковленный, православный или неправославный. К нам с Полиной на концерт ходили наши друзья-буддисты, которым просто казалось, что это такая разновидность медитации. Кто его знает, как их зацепит слово? Зацепит ли их слово, музыка… Или как-то они найдут дорогу. Мне кажется, что через духовные стихи как раз многие могут прийти хотя бы к мысли о храме, о Боге.
(Ансамбль «Узорика» исполняет покаянный кант XVIII века «Мире лукавый».)
– Вы же воспитывались совсем в другой среде. Если нынешнему поколению трудно привить эту музыку, то у Вас в доме она наверняка звучала… Папа у Вас известный фольклорист, музыкант; семья музыкальная.
– У меня и мама известный фольклорист. Они вместе работали в ансамбле Дмитрия Покровского... Вначале, до шести лет, я росла в ансамбле Дмитрия Покровского и слушала фольклор, а после шести лет росла в ансамбле древнерусской духовной музыки «Сирин» и слушала духовные стихи, раннее русское многоголосие, знаменный распев. Мне вообще повезло с родителями и с тем, что я в этом жила, что для меня это естественная часть моей жизни.
– То есть другого пути Вы не представляли?
– У меня не было никаких вопросов. Сколько себя помню, я хотела на сцену к родителям. Вот и осуществила свою мечту.
– И Вы туда попали.
– Да, и с папой, и с мамой.
– А вера в Вашей семье тоже с детства была?
– Опять же мне повезло. Да, я воспитывалась в православной семье. В младенчестве я была крещена. Для меня точно так же никогда не существовало здесь вопросов, за что я очень благодарна своей семье.
– А своих детей сейчас Вы так же растите?
– Я стараюсь. Может быть, у меня более сложная семейная ситуация в данном случае, но я стараюсь эту функцию выполнять максимально. Дети мои тоже воцерковлены, ходят в храм, причащаются, слава Богу! Будем надеяться, что они тоже вырастут во всем этом.
– Перед интервью Вы мне рассказали такую интересную историю. Казалось бы, у нас совершенно незначительная разница в возрасте, но Вам довелось испытать небольшое, скажем так, гонение на христианскую веру. Вы застали этот период.
– Не мне, а моей маме, потому что я этого не помню; но это рассказывала моя мама: когда я ходила в детский сад, с меня снимали крестик.
– А как ребенку понять: что такое «хорошо», что такое «плохо»? В этой ситуации?
– Так как я этого не помню, то мне кажется, что родители очень смягчили этот вопрос. Сейчас, слава Богу, этого нет. А может быть, и не слава Богу, кто его знает? Потому что все-таки в состоянии защиты мы крепче держимся за веру. Оказывается, что в состоянии такой свободы, вседозволенности удержать веру гораздо сложнее, чем тогда, когда с тебя снимают крестик – и ты точно знаешь, что это плохо.
– А музыка Вам помогла понять Бога, понять глубину этой жизни? Ведь Вы исполняете такие раритеты – произведения, которым по пятьсот-шестьсот лет.
– Если говорить совсем про старинную музыку... Потому что духовные стихи – это все-таки достаточно современный жанр, как и весь фольклор. То, что у нас, – устное народное творчество. Это все-таки максимум, наверное, XIX век. А то, что мы исполняем из письменных источников, – это конец XVI – XVII век. Могу сказать, что эта музыка очень систематизирует, очень собирает, очень тебя концентрирует.
– Даже я вот сейчас слушал: действительно, погружаешься в какое-то такое состояние...
– Если говорить про знаменный распев отдельно, о монодии (то есть об одноголосном богослужебном пении), то это как раз тебя изнутри собирает и концентрирует непосредственно на тексте, на слове. И так как это богослужебная музыка, то непосредственно на слове Божием, на молитве. Это вот такая правильная концентрация. Конечно же, это очень помогает.
– А как Вы считаете: нужно слушать определенную музыку? Если, например, ребенок слушает тяжелый рок, нужно ограждать его от этого? Ведь очень часто в подростковом возрасте ребенок бунтует против этого мира.
– Бунтует. Мой опыт показывает, что если совсем запрещать, то становится хуже...
– Вы росли только в фольклорной музыке?
– Нет, конечно.
– Впитывали в себя всё?
– Я впитывала всё, и у нас дома были пластинки... Я слушала и Led Zeppelin, и Deep Purple, если говорить о роке. И Gentle Giant, и The Beatles, и ... Господи, чего я только не слушала!
– Получается, что сейчас эта музыка (те корни, которые Вы впитывали тогда) отражается в Вашем творчестве. Ведь несколько проектов у Вас такие, что их нельзя назвать народной фольклорной музыкой.
– Не роковые, да? Но есть у меня проект «Varevo» – это попытка привить фольклор в современность.
– То есть как раз это ответ на вопрос: как привлечь зрителя?
– Ох! К сожалению, не могу сказать, что на нас ходят стадионы, но мы стараемся приложить к этому усилия. Мы поем русскую народную музыку в современной трактовке, в современных аранжировках в ночных клубах, в небольших залах, на Open-Air фестивалях фолковых. Кстати, я там тоже стараюсь петь духовные стихи. Я помню, как мы пели в ночном клубе концерт... Но чтобы вы не представляли себе ночной клуб так, что там...
– …темное, мрачное подпольное помещение...
– Да, просто не концертный зал; туда люди приходят развлечься. И мы так: песни про любовь; как обычно, песни про смерть любимые и духовный стих о молодой деве. И вот девушка как начала слушать его, начала плакать приблизительно на втором куплете; дальше она рыдала до конца концерта. То есть человека так зацепило, что она потом ходила на все концерты, и по ней было видно, что ее это перевернуло изнутри. То есть мы такие хитрые – в современной трактовке преподносим людям традицию.
– Дорогие телезрители! Предлагаю вашему вниманию фрагмент концертного выступления группы «Varevo» с песней «Молодая дева», а наш диалог с Варварой Котовой мы продолжим ровно через неделю.
(Продолжение следует.)
Ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Ульянова
В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!