Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня мы пообщаемся с прекрасной певицей и актрисой Ириной Шведовой.
Ирина Шведова, российская певица, композитор, актриса и режиссер¸ заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Родилась в Кишиневе в семье оперного певца и актрисы. Позже родители развелись, и Ирину воспитывал отчим, писатель Игорь Шведов. Ирина с самого раннего детства занималась музыкой, танцами, рисованием и иностранными языками. В 1983 году Ирина Шведова окончила Киевский государственный институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого. После окончания института работала певицей, гастролируя по всему Советскому Союзу в качестве актрисы, концертмейстера и балетмейстера. В 1990 году Ирина Шведова стала лауреатом фестиваля «Песня года» с песней «Белый танец» и через год – с песней «Америка-разлучница» (композитор Игорь Демарин, поэт Юрий Рогоза). В последующие годы Ирина активно гастролировала по России. Также Ирина Шведова выпустила несколько сольных дисков. Сегодня Ирина продолжает концертную, преподавательскую и актерскую деятельность и занимается воспитанием внуков.
– Ирина, Ваши песни «Америка-разлучница», «Афганский вальс» были очень популярны в начале 90-х годов. Потом мы Вас стали реже видеть на телеэкранах. Расскажите, пожалуйста, о Вашей творческой жизни за последние двадцать лет.
– Моя творческая жизнь складывалась очень необычным образом. Произошла перестройка и вместе с ней какая-то переоценка ценностей. Мне стало интересно экспериментировать с разными жанрами, появилась возможность работать с различными оркестрами, музыкальными коллективами, «живой» музыкой, чем я, собственно, и увлеклась. А телевидение … Я бы не сказала, что совсем там не появляюсь; может быть, не так часто, как хотелось бы моим дорогим поклонникам и зрителям, но меня устраивает и то количество появлений, которое есть. Я не надоедаю своим зрителям, и они ждут меня с нетерпением. В каждом городе, куда я приезжаю с сольными концертами или участвую в каких-то сборных выступлениях, я чувствую, что мои зрители скучают по мне, и я по ним тоже. Занималась я и постановками мюзиклов в Подольском детском центре театрального творчества «Синяя птица», которым руководит Ирина Анатольевна Петрова. Там в качестве режиссера-постановщика поставила шесть спектаклей. Это была очень интересная работа, а дальше меня увлекли другие проекты. Сейчас в основном работаю с оркестром «Боян» – русским концертным оркестром под управлением народного артиста Советского Союза и России Анатолия Ивановича Полетаева. Туда пришел новый дирижер – Николай Николаевич Степанов, заслуженный артист России, с которым мы делаем много интересных новых проектов. Один из них – к 70-летию Великой Победы.
– А песни новые рождаются?
– Да, я сочиняю песни. У меня появились ученики – взрослые, талантливые студенты, которым я преподаю актерское мастерство, вокал, пластику, учу, как работать на сцене с пространством, энергией, ставлю эстрадные номера. В общем, много всего интересного.
– Ирина, расскажите, откуда вообще взялась эта страсть к сцене? В Вашей семье музыка была с детства?
– Да, я выросла за кулисами драматического театра, в котором работала моя мама, Людмила Томашевская. Это был Киевский украинский драмтеатр имени Ивана Франко. Меня спрашивают: «Когда Вы первый раз вышли на сцену?», а я даже не помню. Будучи еще совсем маленькой, я уже принимала участие в спектаклях, в каких-то массовках, с раннего возраста занималась в танцевальном кружке. Мой первый выход на сцену был связан именно с танцевальным номером, да и на эстраде я тоже начала с танцев. Сама шила себе костюмы: у меня были цыганский, ретро и диско. Все эстрадные номера были танцевальными, но пение я не оставляла и после окончания театрального института постоянно совершенствовалась в этом отношении.
– То есть окружающая атмосфера способствовала выбору профессии?
– Да, конечно, наша музыкальная, творческая семья. Мой родной папа, Василий Третьяк, был народным артистом Советского Союза, блистал на сцене Украинского театра оперы и балета. Мама второй раз вышла замуж. Моим отчимом и, собственно, создателем моей личности, который вложил в меня столько любви, был Игорь Александрович Шведов – писатель и драматург, начавший с журналистики и создавший затем свой собственный театр в Киеве – театр одного актера, который назывался Театр исторического портрета. В такой атмосфере невозможно было не увлечься тем, чем занимались родители. Игорь Александрович Шведов научил меня всему, что касается подготовки к работе на сцене: работе с литературой и текстом, режиссерскому осмыслению своих номеров, поэтому сегодня мои песни выглядят как маленькие спектакли. Каждая песня – это моя роль: за ней всегда стоит живой человеческий образ, человеческая судьба. Каждый раз я проживаю все заново, и мне никогда не бывает скучно. Иногда даже говорят: «Вы двадцать пять лет поете эти песни (и «Белый танец», и «Америку-разлучницу»)», но мне не надоедает, потому что я каждый раз проживаю их заново.
– За последние двадцать лет Вы приняли участие в концертах в боевых точках: в Чечне – в 1996 и 2000 годах. Вас наградил почетной грамотой Президент России Борис Николаевич Ельцин и благодарственным письмом – Владимир Владимирович Путин. Расскажите об этом неповторимом опыте выступлений, о Ваших ощущениях: что дает музыка и концерты тем людям, чья жизнь висит фактически на волоске?
– Наша душа, я даже не скажу русская, но душа российского человека устроена таким образом, что она очень тесно связана с песней. Песня очень близка к молитве. Молитва очищает и помогает человеку духовно подняться, и песня порой тоже очень защищает человека, помогает ему пережить какую-то боль, горе или разделить радость. В общем, душа, как говорят, сворачивается, а иногда не сворачивается, а остается такой – распахнутой, благодаря песне.
– Ребята, наверное, «умягчались» от Ваших песен?
– Те ребята в Чечне, когда мы приехали, говорили: «Вы знаете, у нас такое впечатление, что мы отрезаны от мира, все про нас забыли». А тут приехала такая бригада из артистов! Нас было трое: Галина Коньшина – артистка разговорного жанра, чудесная пародистка, Андрей Дмитришин – певец, автор и исполнитель своих собственных песен (его сейчас уже нет с нами), наш звукорежиссер и я. И вот нас четверых – то в вертолет, то в БТР … Нас буквально «крали» друг у друга: то разведчики у летчиков, то вертолетчики у разведчиков – все так жаждали услышать песню и боялись, что мы к ним не успеем! Ребята встречали, конечно, просто удивительно: они пытались запечатлеть этот момент и просили оставить автограф на военных билетах, спинах, руках, беретах, на своих куртках… Совсем недавно за кулисами я встретила одного человека, который протянул мне военный билет и сказал: «Смотрите, это Ваш автограф». Я говорю: «Братишка! Ты выжил!» Мы обнялись и заплакали: после тех концертов там были очень тяжелые бои, и многих ребят не стало. Для кого-то мы спели в последний раз. И, знаете, это, может быть, самое главное, что я сделала в своей жизни.
– Ваша песня «Афганский вальс», или, как ее еще называют, «Белый танец», с очень тяжелым эмоциональным фоном. Она о фактически потерянном поколении молодых ребят, которые воевали на бессмысленной войне, ушли на нее прямо со школьной скамьи; о девчонках, которые ждали, но так и не дождались своих парней и остались с одной стороны невестами, с другой – вдовами. В этой песне есть боль, но нет выхода. Там есть такой образ – Офелия восьмидесятых.
– Да, это девушка, которая, как Офелия у Шекспира, как бы сошла с ума. Почему человек сходит с ума? Таким образом он защищается от боли, когда бывает не в состоянии пережить обрушившееся на него. Он не хочет принимать мир таким, какой он есть, не хочет принимать реальность. И наша невеста, которая ждет из Афганистана, с этой войны, своего любимого, тоже на грани помешательства. Огромная боль, которую испытываешь при потере близкого, любимого человека! Ее трудно пережить, но пережить можно. Можно! В этой песне нет безысходности. Почему и сегодня песня «Афганский вальс» востребована и любима зрителями? Потому что она не только о той войне; она вообще о войне и мире, о том, что человек, который пошел воевать, должен знать, что есть любящее сердце, которое его ждет. Эта любовь и есть защита на любой войне, понимаете?
– В реальной жизни у людей есть, казалось бы, безвыходные ситуации. Какой совет Вы можете им дать?
– Вот именно – «казалось бы». Одна девушка рассказала мне: «Я благодаря Вашей песне «Америка-разлучница» просто чудом выжила. Я проводила своего любимого за границу и поняла, что мы с ним больше никогда не увидимся. Боль моя была такова, что я не знала, как жить дальше и решила покончить с собой. (Так и говорит – решила свести счеты с жизнью). Именно в этот, практически последний для меня момент я услышала песню – эти слова, этот голос, и смогла заплакать, смогла вздохнуть, посмотреть в завтрашний день. Я считаю, что Ваша песня спасла меня от смерти». Представляете?
– Как Вы сказали: музыка – это Ваша молитва.
– Да.
– Но помимо музыки, как найти в себе силы? Какой Вы можете дать совет? Молиться?
– Конечно, молиться! И самое главное, принять основной православный постулат – душа не умирает; она остается живой, просто переходит в другое состояние. Это неправильно, когда люди после смерти близкого человека бьются головой о землю, рвут на себе волосы… Это неверно! Принятие смерти как нового этапа жизни, как мне кажется, и есть самый главный выход из такого положения. Боль переживается тогда не так тяжело. Ты принимаешь эту боль, и со временем она становится меньше. И вообще, в основном ведь это же эгоизм! Именно мы страдаем из-за того, что не будем общаться с близкими людьми, не будем их видеть, как-то непосредственно соприкасаться. Но ведь есть молитва! Она помогает соприкасаться с этими ушедшими душами! В это нужно просто верить, вот и все.
Звучит песня «Белый танец». Музыка – И. Демарин, слова – Ю. Рогоза.
– В интервью одному светскому изданию Вы сказали, что точно знаете, что чудеса случаются. Я хотел бы спросить о Вашем откровении, которое, по-моему, было связано с паломничеством к Поясу Пресвятой Богородицы. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Да, так и было. Моя доченька вышла замуж за прекрасного человека; они прожили в браке двенадцать лет и очень хотели иметь детей, очень их ждали. Врачи говорили, что у них все в порядке и никаких препятствий к деторождению нет. Когда я услышала, что из Афона в Москву прибывает Пояс Пресвятой Богородицы, подумала: ну, в Москве будут такие очереди, что я туда просто не попаду! И решила поехать в Дивеевский монастырь. Сама села за руль и поехала. Приезжаю часов в девять вечера, уже поздновато. Смотрю: люди еще целыми автобусами выгружаются к храму. Я решила пойти в гостиницу отдохнуть, а в три часа ночи проснулась и пошла в храм. Людей там было уже гораздо меньше, через десять минут я зашла в храм, приложилась к Поясу, вышла и пошла вдоль Канавки, по которой ходила Богородица, являясь преподобному Серафиму Саровскому. Мне сказали, что нужно сто пятьдесят раз прочитать молитву «Богородице, Дево, радуйся». У меня даже появилась своя мелодия на эту молитву… Потом я зашла в магазин и увидела там маленький серебряный крестик для новорожденных. Я купила его, зажала в кулачок и вернулась домой. Позже узнала, что зачатие произошло ровно через неделю после этого моего посещения. Я считаю, что это действительно чудо – чудо Господне! И следом родилась еще девочка: родилась 7 января, в Рождество Христово.
– Чудеса случаются!
– А иначе я никак не могу это объяснить, только чудом!
– Вера помогает всем нам в жизни.
– Да!
Звучит песня «Молитва». Музыка и слова – Б. Окуджава.
Автор и ведущий: Александр Крузе
Расшифровка: Наталья Коваль
В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!