Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Детский хор при Большом театре является одной из старейших детских студий в столице, он был основан в начале 20-х годов прошлого столетия. Попасть в коллектив достаточно сложно, обладателям хорошего голоса и азами музыкальной грамоты нужно пройти профессиональный отбор. Конкурс на место – как в хороший столичный вуз. Артисты хора задействованы в большинстве постановок театра. Помимо этого хор выезжает на гастроли с концертной программой. Подробнее о жизни коллектива поговорим с хормейстером и художественным руководителем детского хора Большого театра Юлией Молчановой.
– Хотя коллектив, которым Вы руководите, называется детским, на самом деле возраст у него не детский: Вашему хору почти 90 лет.
– Да, детский хор Большого театра – один из старейших коллективов России (по крайней мере, детских); он был создан около 1924 года. Изначально он состоял из детей артистов театра. Это связано с тем, что практически в каждой опере есть какая-то партия для детского хора, и естественно, когда эти оперы ставились в Большом театре, кто-то должен был эти партии исполнять. Сначала это были дети артистов, но по мере необходимости коллектив разрастался.
– И сейчас это уже не носит такой преемственности?
– Да. Большой театр подразумевает очень высокий исполнительский уровень, и у нас очень серьезный, жесткий конкурс. Мы набираем детей только на конкурсной основе, они проходят несколько этапов прослушивания; берем только тех детей, которые нам действительно подходят, только талантливых.
– А какой возраст детей, которые поют?
– Возраст от шести лет и ориентировочно до шестнадцати, иногда чуть постарше. Но самые малыши – это пять с половиной и шесть лет.
– А помимо участия в постановках, в спектаклях коллектив живет какой-то еще концертной жизнью?
– Да. К счастью, коллектив имеет очень много самостоятельных проектов, концертов, но, опять же, мы много выступаем и в составе труппы Большого театра, в каких-то концертах Большого театра. Но также имеем и самостоятельную концертную деятельность – например, сотрудничаем с рядом очень хороших крупных московских оркестров. Тесно сотрудничаем с оркестром Русской филармонии под управлением Дмитрия Юровского, достаточно часто выступаем с капеллой Полянского, с Плетневским оркестром.
– Я знаю, что в этом году у вас состоялся крупный проект с хором Храма Христа Спасителя. Вы принимали участие в Рождественском богослужении со Святейшим.
– Да. Это была ночная патриаршая Рождественская служба, нам посчастливилось принимать в ней участие.
– Для Вас, для детей этот опыт необычен?
– Для детей, естественно, это был необычный опыт. Мы первый раз принимали участие в таком прекрасном проекте.
– Еще ведь была прямая трансляция?
– Да, все было в прямой трансляции. Произошло это так: мы получили такое предложение от регента Храма Христа Спасителя Ильи Борисовича Толкачева, обсудили с ним, каким образом это можно сделать. Получилось достаточно интересно. Мы сделали антифонное пение. В основном, конечно, пел взрослый хор, но какие-то части богослужения пел детский хор, и это очень хорошо звучало. Антифон в церкви – по-моему, получилось просто замечательно.
– Юлия, скажите, а что входит в Ваши обязанности как хормейстера?
– В мои обязанности как хормейстера входит абсолютно полный комплекс подготовки детей к спектаклю. Что это означает? Выучить партии в первую очередь; естественно, театральные партии. Например, начинается какая-то новая постановка (скажем, «Пиковая дама»). Для начала необходимо выучить партии: все разучить, разобрать, принять партии, чтобы все дети это знали. Дальше начинается работа с режиссером, постановочные репетиции, на которых хормейстер тоже всегда присутствует. Следующий этап – это, скажем так, работа с дирижером; приходит дирижер, который также высказывает какие-то свои требования по поводу исполнительства на этапе, скажем, перед оркестровыми репетициями, перед выходом на оркестр. Следующий этап – это когда постановочный момент уже практически завершен или находится на последней стадии, когда дети (и не только дети, но и взрослые тоже) выходят на основную сцену уже с оркестром.
– Прогон такой, да?
– Уже начинаются прогоны в костюмах, в гриме.
– Это колоссальная работа.
– Да, это достаточно большая работа, достаточно большой пласт – довести все до конечного результата.
– А сколько у вас постановок, в которых вы задействованы сейчас?
– Вы знаете, очень много. Детский хор занят практически везде. Я Вам больше скажу: есть даже балетные спектакли, где занят детский хор, например «Иван Грозный»; там акапельный детский хор; кстати, достаточно сложный. Естественно, детский хор поет в «Щелкунчике», и в период декабря-января у нас бывает до двадцати семи «Щелкунчиков» буквально за месяц. То есть в некоторых балетах мы тоже заняты.
Есть спектакли (понятно, что их меньшинство), где детский хор занят в качестве миманса –артистов мимического ансамбля; то есть даже если партия детского хора не написана, детки все равно в чем-то участвуют. Например, они принимают участие в опере «Così fan tutte» («Так поступают все женщины»), хотя там нет партии для детского хора.
– При всей колоссальности этой работы это же все-таки дети. У них остается время на какие-то шалости, может быть?
– На шалости время остается всегда!
– Как Вы организовываете молодых артистов?
– Знаете, у нас достаточно жесткая дисциплина; и мы просто расстаемся (естественно, после неких предупреждений) с детьми, которые с этой дисциплиной не справляются. К сожалению, театр – это машина; театр – это очень сложно, очень ответственно. Это связано и с ответственностью выхода на сцену, это должен быть абсолютно всегда самый высокий уровень исполнительства, это должна быть высочайшая дисциплина, потому что это связано, вы понимаете, с машинерией, декорациями, костюмами, с присутствием на сцене иногда огромного количества людей. Например, в опере «Борис Годунов» у нас на сцене 120-130 человек взрослого хора, солисты, детский хор, большое количество артистов мимического ансамбля. Даже одно это требует колоссальной организации.
В этом есть и свои плюсы. На мой взгляд, в коллективе дети становятся очень ответственными.
– Быстро взрослеют.
– Да, они быстро взрослеют. Ну как взрослеют? Может быть, психологически. Они чувствуют ответственность, чувствуют, что принимают участие в каком-то большом и прекрасном общем деле и что они – часть, составляющая этого огромного прекрасного процесса. На мой взгляд, это очень важно.
– Юлия, а какие-то ограничения в плане питания или, может быть, физических нагрузок есть у детей? Какие-то специальные диеты?
– Нет, конечно. Никаких специальных диет, естественно, нет. И нет никаких ограничений. Единственное, дети имеют возможность питаться в театре бесплатно, то есть театр оплачивает им питание, и мы, конечно, категорически запрещаем продавать им чипсы, шипучие напитки; помимо того, что в них вообще ничего хорошего, это еще и вредно сказывается на голосе. Например, после «Кока-колы» или еще чего-то может абсолютно сесть голос. Поэтому это, конечно, запрещено.
– Простите меня за такой, может быть, немножко сухой вопрос, но текучка кадров в Вашем коллективе часто происходит? Все-таки дети же растут.
– Текучки практически нет никакой. У нас настолько прекрасная, какая-то домашняя атмосфера, что некоторых до 20 лет…
– …в детском хоре держите.
– Не то что держим. Я понимаю, конечно, что человек уже не ребенок, но они говорят: «Юлия Игоревна! Ну пожалуйста, можно мы придем, споем этот спектакль? Юлия Игоревна, можно мы придем и примем участие в концерте?» Вообще у нас такая большая семья. Я, честно говоря, сама достаточно долго пела в детском хоре Большого театра, когда была ребенком. Я просто могу сказать, что традиция этого коллектива такова, что мы до сих пор все общаемся, я до сих пор поддерживаю отношения с ребятами, с которыми пела. Многие из них работают сейчас в Большом театре. Я тоже культивирую в своем коллективе такую атмосферу. Например, у нас есть несколько традиций. Тридцать первого декабря спектакль «Щелкунчик», и мы обязательно собираемся вместе, приходит много выпускников. Иногда эти выпускники поют этот спектакль; то есть не дети, которые сейчас в театре, а выпускники – ребята уже более взрослые; это вот такая отдушина, традиция. Ходим вместе, всем хором на каток, то есть какие-то такие вещи.
– То есть легенды про интриги Большого театра – это всё легенды?
– На мой взгляд, да. Я не знаю, но на детский хор это уж точно никак не распространяется. Вы знаете, интриги и всякие такие вещи есть везде, не только в Большом театре. Я думаю, что в любой сфере это присутствует и всегда будет присутствовать.
– Здоровая конкуренция, в принципе, нужна.
– Да, здоровая конкуренция нужна, но, знаете, у нас все дети очень хорошие, и, по счастью, нет в коллективе каких-то злых детей, они просто не приживаются у нас. Ребята все очень добрые, готовые всегда помочь друг другу, всегда малышам помогают: и загримироваться, и одеться, и вводят в спектакль. В общем, атмосфера замечательная.
(Продолжение следует.)
Ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: УТВЕРЖДЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ. БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ. 3 часть
Прогноз погоды на 24 апреля 2024
Хранители памяти. Третьяковская галерея. Средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова
Вторая половина. Матушка Анна Кизина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!