Канон. Хор "Благозвонница": Анатолий Кисляков и Георгий Сызранцев. Часть 1

23 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Гости сегодняшнего выпуска программы - руководитель мужского камерного хора "Благозвонница", заслуженный артист РФ Анатолий Кисляков и концертный директор коллектива Георгий Сызранцев. Анатолий и Георгий расскажут о творческой деятельности хора, который недавно отметил двадцатилетний юбилей. Также в программе использованы видеофрагменты концертных выступлений коллектива.

– Сегодня у меня в гостях заслуженный артист России, руководитель камерного мужского хора «Благозвонница» Анатолий Львович Кисляков и концертный продюсер Георгий Сызранцев. Давайте мы нашим телезрителям сейчас покажем анонс о коллективе и сразу после этого продолжим.

20 лет назад, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в стенах Заиконоспасской обители родился мужской камерный хор «Благозвонница», который возглавил приснопоминаемый наместник обители архимандрит Петр (Афанасьев).

 За два десятилетия коллектив смог полюбиться москвичам и гостям столицы. Регулярные выступления хора с большим успехом проходят в Большом и Рахманиновском залах Московской государственной консерватории, в Колонном зале Дома Союзов.

Помимо этого хор «Благозвонница» гастролирует по России и за ее пределами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла хор принимает участие в торжественных церковных и патриотических мероприятиях, патронируемых президентом Фонда социально-культурных инициатив Светланой Медведевой.

 Хор «Благозвонница» неоднократно давал концерты по личному приглашению Президента России Владимира Владимировича Путина, выступая перед главами различных зарубежных государств и на сессиях международных организаций. В репертуаре хора более 300 произведений. Основу составляют лучшие образцы духовного песнопения, русские народные песни и старинные романсы, песни советских, российских композиторов, песни военных лет.

– Во-первых, разрешите мне вас поздравить: я знаю, что в ноябре ваш коллектив отметил юбилей – 20 лет. Однако Анатолий Львович взял бразды правления достаточно недавно – около года назад.

Анатолий Кисляков:

– Да, я работаю второй год с этим коллективом. Это очень интересный коллектив: разносторонний, большой и богатый по своим возможностям. Это коллектив, которому подвластно исполнение не только русской православной музыки, но и такого большого пласта, как народная песня, песни современных отечественных композиторов и патриотическая музыка. Так что с этим коллективом работать очень интересно.

– А что этот год значит лично для Вас?

Анатолий Кисляков:

 – Ну, как и для многих музыкантов, открыта какая-то новая страница в моей жизни. Потому что хотя мне и приходилось работать с взрослыми коллективами, но вот с таким, чисто мужским, коллективом я сталкиваюсь впервые. И, как все новое, это очень интересно.

– А какие специфические особенности работы именно с мужским коллективом?

Анатолий Кисляков:

– С мужским коллективом, прежде всего, нужно найти контакт. Ведь в хоре собраны люди, которые пропели уже не один десяток лет под руководством разных выдающихся хормейстеров; они работали с Владимиром Мининым, Геннадием Дмитриковым, многими другими. И у каждого, конечно, свое видение, свое мнение по разным вопросам, и вот с этим надо совладать.

– То есть у вас такая армейская дисциплина должна быть? Все-таки мужчины – они все с характером…

Анатолий Кисляков:

– Ну, конечно, не армейская дисциплина, но всегда важно найти подход: может быть, где-то воздействовать авторитетом.... Есть разные пути, но контакт обязательно нужно найти.

– Говоря об истории вашего коллектива, нельзя не вспомнить человека, с которого все началось: я имею в виду приснопоминаемого архимандрита Петра (Афанасьева). Я знаю, Георгий, что Вы были его духовным чадом. Можете рассказать об этом человеке?

Георгий Сызранцев:

– Да, когда мы познакомились с батюшкой, он был еще игуменом. Это потом уже, по истечении определенного срока, его возвели в сан архимандрита, и он достойно с этим служением справлялся. Батюшка для меня лично и для каждого из прихожан – это глыба, это величина. Он находил время для всех, интересовался жизнью и проблемами каждого прихожанина, каждого артиста хора (это немаловажно, потому что в хоре 30 человек, и у каждого своя жизненная ситуация). И любой мог подойти и не в репетиционное время к батюшке с просьбой: «Батюшка, помогите».

Конечно, как пастырь, он должен был сначала помочь словом. Что он и делал: он открывал пути, когда человек сам не мог понять, куда ему двигаться. В том числе и мне он помог: и с моей семьей, и с моей деятельностью как организатора концертов. И как музыкант, потому что батюшка был с высшим музыкальным образованием, до монашества занимал пост главного дирижера областной филармонии. Это позволяло ему с музыкальной точки зрения, как профессионалу, заниматься правильным подбором артистов и репертуара и выстраивать грамотную работу всего коллектива в музыкальном отношении. Так что батюшка остался в памяти у нас.

– Вы же еще работали в коллективе 10 лет? Какие уникальные моменты Вы можете выделить? Чем коллектив отличается от других?

Георгий Сызранцев:

– Да, это было. Коллектив отличался: когда я там работал, мы стали ездить за рубеж. Не каждый коллектив, который сегодня выступает на хороших крупных московских площадках, мог себе позволить такое количество зарубежных выездов – они проходили всегда под эгидой паломнических поездок. Благодаря этому мы, артисты, могли не только увидеть мир, но и приложиться к святыням, что немаловажно для православного человека. Плюс это четкое понятие репетиционного процесса: мы знали, с чего репетиция должна начинаться, к чему она стремится и чем завершается. Для меня тогда, и сейчас молодого, а тогда еще совсем юного, начинающего музыканта было важно, я смотрел с большими открытыми глазами и как выстраивать взаимоотношения с коллективом, и как вообще делать музыку – это получалось.

– Анатолий Львович, в начале программы Вы сказали, что рамки исполняемых вашим коллективом произведений обширны. То есть Вы не только духовную музыку исполняете, но и народную, классическую, эстрадную. Вот я знаю, что Вы сотрудничали с Евгением Кунгуровым. Можете рассказать об этом?

Анатолий Кисляков:

– Да, это очень интересное для нас сотрудничество, оно началось в прошлом году, в прошлом сезоне.

– То есть как раз когда Вы пришли?

Анатолий Кисляков:

 – Да, и первый концерт наш состоялся недалеко от Новоиерусалимского монастыря. Там есть прекрасный концертный зал в городе Истре под Москвой, и там состоялся наш дебют. И программа концерта выстроена была как традиционная: первое отделение – духовная музыка. Мы исполняли произведения Чеснокова, Никольского, Гречанинова, духовную музыку. А солировал известный певец Евгений Кунгуров.

А во втором отделении, что для нас очень важно, мы для себя открыли новое направление, потому что Евгений предложил исполнять популярные песни, например из творчества Муслима Магомаева. Это же произведения, которые остались на слуху не только у старшего поколения наших слушателей, но, наверное, и у молодежи.... Потому что это выдающийся певец, и такие произведения, как «Малиновый звон», «Сердце на снегу», очень популярны.

И для нас сначала была дилемма, как это петь, потому что здесь есть определенный стиль исполнения. И к этому стилю тоже надо было подойти. Поэтому не спеша, может быть за несколько месяцев, мы приступили к этой программе. И насколько получилось, мне трудно судить, это должен решать слушатель, но концерт тогда прошел с успехом. И мы решили продолжить это творческое содружество.

– Как вообще внутри коллектива воспринимают эстрадную музыку, ведь долгое время пели только духовную?

Анатолий Кисляков:

– Вы знаете, с интересом восприняли. И мы ведь продолжили: ездили в Муром на празднование Дня любви, семьи и верности в день памяти святых Петра и Февронии. И совсем недавно, буквально неделю назад, наш хор вернулся из небольшого гастрольного турне вместе с Евгением Кунгуровым по городам Ижевску, Кирову и Сыктывкару.

– А то, что Вы сменили вектор, не значит, что, может быть, в развитии церковно-певческого искусства какая-то тупиковая ситуация?

Анатолий Кисляков:

– Нет, не думаю. Я считаю, что расширение жанровых рамок идет только на пользу коллективу. Потому что зацикливаться только на духовной музыке, наверное, было бы слишком узко. А вот мы расширяем рамки, конечно, в условиях того, что мы, так или иначе, монастырский коллектив. Мы выходим в подрясниках, и если люди привыкли, что поют певцы в военной форме, то тут совсем другое обличье. И это тоже убедительно получилось.

– Бытует мнение, что церковная музыка, которая исполняется на концертах, вне храмов, вне богослужения что-то теряет. Как Вы считаете?

Анатолий Кисляков:

– Это тоже такой вопрос, который уже не одно десятилетие обсуждается. Знаю, что целые дискуссии были еще до 1917 года. Мое мнение такое, что композитор, например Павел Григорьевич Чесноков, конечно, писал много сугубо прикладной музыки для исполнения в храме именно как молитвы, но при создании таких шедевров, как «Ангел вопияше», «Мати Божия» (и этот ряд сочинений можно продолжить), конечно же, он думал о том, что они будут исполняться и на концерте. И какое отличие есть между исполнением в церкви и на концерте – это, конечно, тема отдельного разговора.

– Ну и потом, мне кажется, вы несете определенную миссию, потому что не все люди, которые находятся в залах, – верующие, а через ваши произведения, через эту музыку они могут прийти к Богу.

Анатолий Кисляков:

– Ну конечно же, когда мы исполняем церковную музыку с концертной эстрады, мы, прежде всего, выбираем самые лучшие творения: Бортнянского, Березовского, Чайковского, Рахманинова; это как в симфонической музыке, когда оркестр или отдельные исполнители играют шедевры, которые знают все. Вот, допустим, «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова исполняют все коллективы. И эта музыка на слуху: как только человек услышал первые звуки, он уже знает, что это за произведение, и настраивается на особый лад восприятия.

– Анатолий Львович, я знаю, что Вы долгое время руководите большим детским хором имени Попова. А хором «Благозвонница» Вы руководите около года. Скажите, Ваш духовный путь и опыт воцерковления связан с началом работы в этом коллективе или это уже следствие?

Анатолий Кисляков:

– Ну, пожалуй, что следствие. Дело в том, что с детства (а я учился в Московском хоровом училище имени Свешникова) Виктор Сергеевич Попов, тогда руководитель хора мальчиков, прививал нам особую любовь к духовной музыке. И в то время мы практически не исполняли музыку русских авторов, а исполняли духовную музыку западноевропейских композиторов – Баха, Генделя, Моцарта, и Виктор Сергеевич нам всегда объяснял, что это за произведения. Потихонечку стали исполнять нашу церковную музыку, например «Херувимскую» № 7 Бортнянского, но без слов.

– С вкраплениями?

Анатолий Кисляков:

Да, и на всю жизнь запомнилось, что, когда мы прощались с Александром Васильевичем Свешниковым в январе 1980 года, в Большом зале Консерватории, мы исполнили вот эту «Херувимскую» на звук, как вокалисты, и это навсегда осталось. И вот так потихонечку мы накапливали этот багаж. И через музыку мы пришли в Православную Церковь, когда стало возможным без боязни зайти в храм помолиться. Мы узнали о наших праздниках, о наших святых и о том, что каждому празднику и каждому святому посвящены свои песнопения. Открылся совершенно новый мир.

– А вообще семья Ваша не была воцерковленной? Верующей?

Анатолий Кисляков:

– Моя семья родилась в советское время, когда, в общем-то, умы были заняты другим.

– Георгий, а вот Вы человек другого поколения. Как Вы нашли свой путь к Богу?

Георгий Сызранцев:

– Я другого поколения, у моих родителей тоже была закалка советского периода, но тем не менее я всегда буду выражать признательность и благодарность своим родителям за то, что они привели меня к Богу своим примером. Прежде всего, мама: она взяла меня за руку, привела в нашу деревенскую церквушку, это в Волгоградской области, город Николаевск (большой привет всем), стала рассказывать о православных праздниках и иконах.

Разумеется, все началось с того, что я, как мальчишка, достаточно поверхностно это воспринимал, но ежедневным примером мамы, которая привела, впоследствии, и папу к вере, я стал и сам ходить в храм. Потом начал учиться в музыкальной школе и петь в храме, что «настраивало мои уши» (такой термин есть профессиональный – настройка ушей), то есть и чтение с листа и интонация – это все зарождалось с младых ногтей в храме.

И потом мое знакомство с батюшкой Петром и монастырем, и центр Москвы – это было что-то незабываемое, это останется навсегда в моей памяти, в моей голове. И разумеется, православная вера сохранилась, укрепилась в моей семье и в моей новой семье, которую уже создал я. Мы с женой венчаны, мы, естественно, крестили сына, назвали его в честь Серафима Саровского, супруга моя ждет еще карапуза.... И разумеется, мы чтим все православные каноны и праздники внутри своей семьи.

– Давайте мы еще раз порадуем телезрителей прекрасным искусством – музыкой – и продолжим нашу беседу ровно через неделю.

Автор и ведущий Александр Крузе

Записала Чурина Елена

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:05
  • Суббота, 20 апреля: 12:05
  • Среда, 24 апреля: 21:30

Анонс ближайшего выпуска

Продолжение встречи с артисткой, оперной певицей Светланой Феодуловой. Светлана расскажет о предстоящем большом спектакле на главной сцене страны - в Кремле. А также поделится своими чаяниями в вопросе культурного воспитания подрастающего поколения.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать