Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Кирилл Волжанин – гитарист и композитор, родился в 1968 году в Казани. С отличием окончил музыкальное училище по классу классической гитары. С 16 лет начал работать гитаристом в филармонии и различных фольклорных коллективах. С начала 1990-х годов работал в студии звукозаписи «Союз Рекордс» в Москве в качестве продюсера. С 2000 года занимается композиторской и педагогической деятельностью, является неоднократным дипломантом и лауреатом международных конкурсов исполнителей на классической гитаре. Кирилл Волжанин – основатель и художественный руководитель студии «Тихая музыка». Итак, обо всем подробнее прямо сейчас в программе «Канон».
– Кирилл, нашу с Вами беседу я хотел бы начать с цитаты Никколо Паганини, которая является девизом Вашей гитарной студии: «Все музыкальные инструменты нарушают тишину, а гитара ее создает». К этому мнению приходят не все, это смелое решение для музыканта. Из современных я могу вспомнить разве что Стинга. У него тоже такое «мировоззрение тихой музыки».
– Безусловно. Учитывая то, что Паганини и Стинг – это великие души в своем профессиональном развитии, достигшие того уровня, когда мышление идет уже на таких низких оборотах, в настолько тонкой материи, что они понимают: конечно, имеется в виду гитара, которая создает тишину души. В этом превосходство гитары; несмотря на то что это небольшой и достаточно тихий, относительно других, инструмент, он обладает таким превосходством и этим притягателен для душ. Например, наша радиостанция «Орфей» транслирует разную красивую академическую и мощную музыку: и фортепианную, и оркестровую, и вокальную, но когда речь заходит о рекламе, там обязательно играет либо гитара, либо лютня. Чтобы привлечь внимание – естественно, нужна гитара. Я думаю, не ошибусь, сказав, что гитара – самый популярный в мире инструмент на сегодня.
– Но чтобы прийти к этой тихой музыке, мне кажется, нужно пройти достаточно шумный период и человеческого, и духовного становления. Вы можете рассказать об этой громкой фазе Вашего становления? О ранней фазе?
– Естественно, когда человек очень молод и у него очень много энергии, то ее надо куда-то девать. И счастлив тот, кто избежит больших энерговложений, которые не всегда бывают оправданы. И это большая удача, если молодой человек так настроен, я, кстати, знаю таких людей, с нашей студией «Тихая музыка» сотрудничают такие ребята. Но я не сожалею о своем опыте в музыке эпатажной, громкой, мощной, заметной.
– Вы занимались эстрадным жанром?
– Я занимался косвенно – был саунд-продюсером, записывал коммерческие альбомы в 1990-х годах. И могу сказать: я не жалею, что прошел этот этап.
– Мне кажется, жалеть о чем-то не совсем правильно – это же опыт.
– Это ценный опыт. Более трезвый взгляд на музыкальную индустрию, на культуру с этой точки зрения.
– Расскажите о своей студии «Тихая музыка». Что это такое: творческая лаборатория или звукозаписывающий лейбл?
– Это объединение людей, которые любят гитару и занимаются гитарными проектами. Мы записываем, издаем исполнения гитаристов совместно с компанией United Music Group. Эта компания занимается производством дисков, цифровой стороной вопроса, тем, чтобы запись была на всех доступных платформах, а мы занимаемся творческими вопросами, выбираем исполнителей, записываем.
– А как проходит мониторинг артистов?
– Прежде всего, исполнительские качества должны быть достаточно высокими, но и, естественно, важен сам материал, который исполняет тот или иной гитарист.
– Это авторские произведения или необязательно?
– Вы знаете, за ХХ век было создано очень много музыки, я ее называю некрасивой музыкой. Это началось со времен революции: авангард, потом вся современная академическая музыка – она строится на базе, которая была заложена Шёнбергом, Бергом, Веберном. Они себя называли «новые венские классики».
– Это хаос для обывателей, скажем так.
– Да, это достаточно сложная музыка, не вся она бездарная; музыканты, естественно, талантливые. Целая плеяда талантливых композиторов увлеклась этим. Но со временем, на мой взгляд, эта музыка очень сильно деградировала, и на сегодняшний день композитор – уже не просто талантливый человек, который решил поэкспериментировать, подчас это человек, просто не обладающий музыкальным вкусом.
– Мне кажется, что музыка – это, в первую очередь, мелодия. Очень важную составляющую просто отрезали.
– Да, но существуют и другие приемы для выражения даже духовных переживаний. Но насколько талантливо это сделано? В современной классической гитаре это тоже нашло отражение, появилось очень много такой спорной музыки. И вследствие этого мы (именно наша студия) поставили себе задачей не претендовать на то, чтобы всем показать какой-то пример. Но нам нравится традиционная гитарная музыка и традиционная гитара – это по большей части романтический инструмент. И музыка старинных времен, и барочная традиция, и то, что было позже, – гитаре удается все, что содержит немножко романтики
– Певучесть. Мне кажется, в ее характере есть некая женственность. Вы согласны с этим?
– Даже не только в характере.
– И в форме, да. Давайте мы это продемонстрируем сейчас нашим зрителям?
– Да, пожалуйста. Инструмент 1975 года японского лютьера Масару Коно.
– Японского? У него там гитара тоже прижилась? Обычно это Испания…
– Японского. Масару Коно был основателем японской школы классической гитары. Он долго учился в Испании и потом, приехав в Японию, основал свою мануфактуру, начал делать инструменты. И потом его ученики, последователи, создали японскую школу, которая на сегодняшний день очень котируется среди классических гитаристов.
– Но у нас есть и русская школа? Покажите, что русские могут, на что они способны.
– Конечно, есть русская школа, мы об этом поговорим.
Звучит произведение «Вальс янтарный», композитор К.Волжанин, исп. К.Волжанин.
– Кирилл, спасибо Вам большое. Такой искрящийся насыщенный звук, я надеюсь, что нашим телезрителям тоже это ощущение передалось. А как называется произведение?
– Произведение называется «Янтарный вальс», из моей вальс-сюиты.
– Как раз янтарный – я попал в точку – искрящийся…
– Значит, вам передалось то, что в него было заложено.
– Вы говорили в начале программы, что инструмент гитара уже стал народным. Действительно, помимо сценической площадки сейчас можно услышать гитару почти везде, вплоть до переходов, подъездов. Вас, как профессионала, не расстраивает такое отношение к инструменту?
– Гитара очень разная, я согласен. Она имеет большой диапазон, и это даже не беря в расчет электрогитару и еще какие-то виды арфы, например арфу-гитару. Даже обычная гитара имеет очень широкий диапазон применения. Ну что, запретить людям играть рок-н-ролл или в переходах зарабатывать себе небольшие денежки?
– А как в Ваших руках появился этот инструмент? С чего Вы начали?
– В моих руках появился, наверное, благодаря тому, что у меня было какое-то отрицание. Мой отец – композитор и педагог по фортепиано, и я учился сначала на фортепиано, потом на баяне, но не лежала душа, и гитара появилась как альтернатива. И этим инструментом я увлекся, и он интересен для меня по сей день – постоянно что-то открываю.
– При этом, если говорить о народном инструменте, именно семиструнная гитара имеет большее отношение к России? Шестиструнка – это Испания, наверное?
– С семиструнной гитарой все достаточно сложно, потому что если в начале ХХ века в нашей стране было большинство русских гитаристов-семиструнников, то в конце ХХ века все стало с точностью до наоборот.
– А в связи с чем это произошло?
– В связи с тем, что советское правительство начало борьбу с семиструнной гитарой как с инструментом буржуазным, мещанским и недостойным того, чтобы существовать. Потом было несколько приездов испанского гитариста Андреса Сеговия, который внес большой вклад в развитие гитары вообще в мире, но в нашей ситуации это послужило тому, что наши гитаристы-семиструнники начали переучиваться играть на шестиструнной гитаре.
– И потом еще, наверное, битлы добили все?
– Да, это уже во второй половине ХХ века. И вообще блюз, рок-н-ролл – это все было создаваемо для шестиструнной гитары.
– А в чем принципиальное отличие инструментов?
– Принципиальное отличие, пожалуй, в строе – строй гитары разный. Из-за этого сама атмосфера музыки, дух музыки несколько различаются.
– То есть на семиструнке невозможно все сыграть?
– Можно, но то, что создано для семиструнки, неудобно играть на шестиструнке и, соответственно, наоборот. Хотя считается, что у семиструнки больше возможностей вследствие того, что у шестиструнной в основном кварта между струнами, а у семиструнки – терция, то есть поуже.
– А современные электроинструменты семиструнной гитары созданы по принципу классической гитары?
– Они по принципу той же европейской гитары, просто седьмая струна добавляется для определенных целей.
– Драйв, да?
– Да, а сам строй там не меняется. Строй у семиструнной гитары оригинальный, хотя он также пришел из Европы, но он у нас прижился на сегодняшний день.
– Покажите нашим телезрителям этот инструмент, потому что я вижу такой «рояль в кустах».
– Да, пожалуйста. Это так называемая романсовая гитара, но такие гитары были небольшого размера, и мензуры были до конца XIX века.
– Очень важно сказать, что это именно тот инструмент.
– Да, это XIX век, причем этот инструмент мне достался в очень хорошем состоянии, у него нет никаких трещин. Скорее всего, это Санкт-Петербург, музыкальный склад «Разум и слово». Здесь нет этикета, но, судя по выделке, по отделке, это, скорее всего, так.
– Но Вы ее как-то реанимировали для себя?
– Нет, ничего не делал. Немножечко с ладами поработали, но мы их даже не меняли, а просто чуть-чуть подшлифовали.
– А Вы для этого инструмента пишете специально?
– Да, я начал для него сочинять и хочу исполнить одно из своих сочинений для русской семиструнной гитары. Называется оно «Шествие осени».
Звучит произведение «Шествие осени», композитор К.Волжанин, исп. К.Волжанин.
Ведущий Александр Крузе
Записала Елена Чурина
В новом выпуске программы - встреча с актером, мастером комедии, Народным артистом России Александром Пятковым. Александр Александрович расскажет о том, каким было его детство, как он выбрал актерский путь, а также серьезно поговорит о комедии. Кроме того, Александр Пятков исполнит несколько песен в студии программы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!