Канон. Гармонист-виртуоз Святослав Шершуков. Ч. 1

16 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
На этой неделе к Александру Крузе пришел гармонист-виртуоз Святослав Шершуков. Святослав не оставит шансов осенней хандре: вас порадует яркое, искрометное выступление в студии программы. Также гость покажет свою коллекцию гармоней и расскажет историю этого "русского" инструмента.

Если в этот осенний денек вам вдруг отчего-то взгрустнулось, пожалуйста, не впадайте в уныние. Присоединяйтесь к нам! В ближайшие полчаса мы поднимем вам настроение отличной музыкой. Сегодня у меня в гостях жизнерадостный гармонист-виртуоз Святослав Шершуков. Святослав, здравствуйте!

– Здравствуйте!

Очень рад нашему знакомству!

– Спасибо! Это взаимно. Я надеюсь, что наша встреча не последняя и что мое исполнение, моя музыка и русская гармонь вам очень понравятся и останутся в ваших сердцах.

Я думаю, безусловно.

– Спасибо!

Давайте теперь наши телезрители поближе познакомятся с Вами. Посмотрим короткую справку о Вас и сразу продолжим.

– Хорошо.

Святослав Шершуков – гармонист-виртуоз, стипендиат Президента Российской Федерации, лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель серебряной медали «Национальное достояние России», обладатель ордена «Молодое дарование России», медали «Почетный гражданин России». Родился в Подмосковном городе Клин. В восемь лет поступил в музыкальную школу. В 2002 году поступил в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных, обучение в котором совмещал с выступлениями на музыкальных фестивалях, конкурсах и концертах. В настоящее время завершил обучение в аспирантуре Московского государственного университета культуры и искусств по специальности «Теория методик обучения и воспитания» и параллельно готовится к защите магистерской диссертации в Российской академии музыки им. Гнесиных по классу «Русская гармонь» у выдающегося баяниста, народного артиста России, профессора Вячеслава Семенова. Святослав много гастролирует и как сольный исполнитель, и как артист многих коллективов – ансамбля русских народных инструментов «Финист-балалайка», музыкального коллектива Марины Девятовой и многих других. Итак, гость сегодняшней программы «Канон» – Святослав Шершуков.

Святослав, у Вас огромное количество регалий и заслуг, а что из этого списка для Вас наиболее ценно?

– Я думаю, самый главный для меня диплом – это, конечно, первый, который дает стимул идти дальше и покорять какие-то новые вершины.

А какая победа была первой?

– По рейтингу среди других это минимальный диплом, потому что это был обычный общешкольный конкурс в музыкальной школе. Я окончил детскую музыкальную школу им. Петра Ильича Чайковского в Клину, где учился по классу баяна. Я получил там вторую премию. Но это было дополнительным стимулом идти вперед, получать первые премии и не опускаться ниже.

Вы родились в Клину. Это малая родина Петра Ильича Чайковского, многие произведения он написал там.

– Да, совершенно верно! Но, к счастью для меня, пианистом я не стал. Я стал гармонистом. Любовь к гармони мне привила моя бабушка. Она показала мне инструменты в самом раннем возрасте и, тем самым, заинтересовала. Она меня заинтересовала не только внешними данными инструмента, но и игрой. Потому что все в деревнях играли, в том числе и она. Она это очень любила, пела песни под инструмент, и так получилось, что передала эстафету мне.

А каковы вехи Вашего становления после музыкальной школы?

– После музыкальной школы я поступил в среднее специальное учебное заведение – Государственное музыкальное училище им. Гнесиных. Я обучался у замечательного педагога Юрия Ивановича Бубенцова по классу баяна. После этого я поступил в высшее учебное заведение – Московский государственный университет культуры и искусств, который я уже окончил по двум специальностям: по гармони и по баяну в классе профессора, заслуженного работника культуры Вячеслава Анатольевича Назимова.

Я как раз прочитал, что Вы стали первым профессиональным гармонистом, окончившим впоследствии Российскую академию музыки им. Гнесиных, правильно?

– Да, совершенно верно!

То есть после университета культуры Вы окончили еще и академию?

– Мне посчастливилось окончить Академию им. Гнесиных по классу гармони, потому что гармонь в принципе не входила в перечень специальных инструментов в таком престижнейшем вузе.

Можно сказать, что Вы в Академии им. Гнесиных такой Гагарин?

– Да, получилось так, что данную специализацию открыли специально для меня, чтобы я ее окончил и как бы впервые для высших учебных заведений доказал, что это реально и что этот инструмент выходит на более высокий уровень. То есть что это не просто народный, как его иногда называют, «деревенский» инструмент, но на нем уже можно играть достаточно серьезные композиции.

А в чем принципиальное отличие баяна от гармони?

– Самый главный показатель для людей – внешний вид. Гармонь немного поменьше. Это небольшой инструмент весом порядка шести килограммов. Конечно, есть и поменьше – ученические гармони, на которых обучают игре в музыкальных школах. Есть более профессиональные инструменты, которые немного тяжелее. Вот этот инструмент весит около шести килограммов. Он приехал ко мне из Италии, где был сделан специально для меня на заказ.

andalli – известная фирма.

– Это так. Фирма Scandalli предложила мне изготовить данный инструмент, поэкспериментировать. То есть в принципе можно сказать, что в каких-то вещах я действительно такой «небольшой Гагарин», который испытывает, в том числе, русскую гармонь, сделанную в Италии.

Насколько я знаю, гармонь – это не исконно русский инструмент?

– Совершенно верно! Он пришел к нам из-за границы. Можно сказать, что одним из его родных мест является Германия. Гармони пришли оттуда, и на обычной Нижегородской ярмарке Иван Сизов купил «итальянку». Он принес ее домой, поиграл, разобрал, говоря обычным языком, посмотрел, что у нее внутри, и решил сконструировать свою гармонь – русскую гармонь. Он несколько поменял конструкцию планок и городушек, и получилась гармонь, которая впоследствии развивалась. От русской гармони родилось много других: и «саратовки», и «ливенки», и «хромки». Данный инструмент как раз называется гармонью «хромкой». В нем есть не только обычные белые диатонические клавиши, но и диезы, и бемоли.

То есть блюз можно сыграть?

– С трудом, потому что в отличие от баяна диапазон все-таки ограничен. У нас не так много кнопочек: на данном инструменте всего лишь 27 справа и 25 слева. В стандартных обычно идет 25 кнопок. Но ввиду того, что гармонь развивается, выходит на новый уровень, добавили еще два диеза. Но ограничение опять-таки заключается в том, что они есть не во всех октавах, и это все равно немножечко усложняет игру на инструменте.

Если взять подачу инструмента, гармонь – это она, а баян – мужской инструмент. Подача инструментов, наверное, тоже различается?

– Конечно! Баяны сейчас тоже развиваются, но по звуку гармонь, естественно, выигрывает: она более мелодичная и более интересная в плане тембра, потому что она ярче, интереснее и, мне кажется, подчеркивает глубину русской души.

Давайте тогда послушаем!

Звучит «Орловский наигрыш», музыка Е. Дербенко, исп. С. Шершуков.

Браво! Дорогие телезрители, напоминаю вам, что сегодня у нас в гостях гармонист-виртуоз Святослав Шершуков. У вас, друзья, есть уникальная возможность потанцевать прямо перед экранами ваших телевизоров. Если бы не мой микрофон и провод, я бы, наверное, тоже сплясал.

– Действительно, гармонь заставляет людей танцевать и радоваться.

Жизнерадостный инструмент!

– Я надеюсь, что мы с гармонью идем в ногу со временем и пытаемся донести то, что русская культура не забыта, что она должна существовать в каждом доме.

Что касается «в ногу со временем», Вы сегодня пришли к нам с целой коллекцией инструментов. Я хотел бы обратить внимание на необычный инструмент, что это?

– Это вот такая интересная гармонь-сапожок. Это действительно сапожок: здесь есть даже голенище где-то тридцать восьмого размера. Это, конечно, ни в коем случае не обычный сапожок, это гармонь «черепашка» в виде сапога.

А «черепашка» означает, что ее делают в Череповце?

– Совершенно верно! Действительно, гармонь «черепашка» изготавливается в Череповце. Точнее, изготавливалась. Сейчас, к сожалению, традиции утеряны, но есть мастера, которые их возрождают, которые показывают свои замечательные творения, что, я думаю, заслуживает всеобщего внимания. Потому что гармони «черепашки» уникальны. Они уникальны не только тем, что их можно сделать в виде сапога, но и своими размерами. На них достаточно сложно играть ввиду того, что кнопочки маленькие, их не так много, но звуки у них увеселительные.

Звучит композиция на гармони «черепашке».

Оказывается, можно не только кашу из топора сварить, но и музыку из сапога создать.

– Да, гармони «черепашки» в начале своей истории были таким увеселительным инструментом, на котором исполнялись произведения в цирке, например, чтобы развеселить народ. Это ярмарочный инструмент, который тоже заслуживает внимания. Он достаточно сложный в употреблении, потому что здесь есть небольшой ремешок для пальца, в отличие от «хромки», которую мы надеваем на плечи. Здесь просовывается палец и можно играть. Вот такой замечательный экспонат!

Сколько всего инструментов в Вашей коллекции?

– Более тридцати инструментов.

Серьезная уже коллекция!

– Да, я люблю собирать инструменты, и не только собирать, но и что-то на них исполнять и использовать их в своих концертах, программах, номерах для композиций, которые в основном востребованы и вызывают интерес у слушателей.

Допустим, вот еще одна гармонь «черепашка». Она – малышка, но достаточно зрелая. Это «новодел», созданный новыми мастерами. Такие гармони делают даже в Москве. Они очень интересные: на них тоже можно сыграть, хотя у них практически нет клавиш.

Звучит композиция на миниатюрной гармони «черепашке».

Чудесно!

– Вот такая композиция, которую реально сыграть на гармони «черепашке».

А сколько тут клавиш?

– Здесь четыре клавиши, но ноты на сжим и разжим разные. За счет этого получается восемь нот. На ней сложно играть, но это интересный инструмент. Я думаю, такие экспонаты должны существовать и не должны быть потеряны для истории.

Вот еще один замечательный экспонат. Это гармонь «ливенка». Она пришла к нам из города Ливны Орловской области. Это маленький представитель гармоники, потому что гармоник у нее действительно много, а если берешь с собой несколько больших экспонатов, то их перевозить достаточно сложно. Она славится замечательной росписью. Это все делают мастера на фабрике Ливны. А изюминкой инструмента под названием «ливенка» является узкий относительно своей высоты корпус. Стандартная гармонь раза в два выше, но она будет такой же узенькой. За счет этого делают огромный мех: порядка сорока борин, что позволяет сыграть интересные композиции. На этой гармошке я исполню небольшую композицию, которую знают не только взрослые, но и дети.

Звучит композиция на гармони «ливенке».

– Есть еще вот такой замечательный инструмент, практически «рояль в кустах». Я думаю, он самый необычный из представленных здесь – это гармонь «саратовка». Она к нам приехала из Саратова и заслужила огромную популярность не только в этом городе, но и по всей России. Славится она своим тембром и замечательными колокольчиками. Наверняка Вы их слышали, а если не слышали, я сейчас продемонстрирую. У нее есть два колокольчика. Если помните, в советское время существовали телефоны, внутри которых были колокольчики. Вот примерно такие же колокольчики и здесь. Нажимаем на кнопочку, и колокольчик звенит. Сложность игры заключается в том, что звуки на сжим и разжим разные, но зато гармонь интересная и звонкая по структуре.

Звучит композиция на гармони «саратовке»

Сколько тонкостей, оказывается!

– У этого инструмента сложная история развития, он претерпел много изменений. Но основная специфика осталась прежней: и металлическая инкрустация, и квадратный корпус, и даже тенденция к тому, что кнопочки как на правой, так и на левой стороне остались прежними по форме и размеру.

Здорово, что все эти инструменты не просто находятся в музейной коллекции, а звучат. Это очень важно для инструмента!

– Прямо сняли у меня с языка! Я думаю, когда инструмент играет, когда он звучит, то он живет, он продолжается, показывает свои характеристики и радует народ. Ни в коем случае не нужно забывать этот интересный инструмент.

Давайте тогда продолжим радовать народ. Дадим слово гармони Scandalli Svyatoslav!

Звучит русская народная песня «Полянка», музыка Е. Дербенко, исп. С. Шершуков.

«Отчего, отчего, отчего гармонь поет? Оттого, что кто-то любит гармониста…» Святослав, а что Вас вдохновляет на творчество? Любовь?

– Я думаю, да. Ну, не только любовь, и, может, не совсем даже всеобщая любовь, но любовь семьи, поддержка семьи и, конечно, любовь к тому, что я делаю.

А расскажите о своей семье.

– У меня замечательная семья, которая во всем меня поддерживает. От мала до велика.

Это очень важно, потому что у главы семьи есть шея.

– Да! Жена меня поддерживает во всех моих начинаниях, помогает, советует. Ни один концерт не обходится без ее огромнейшего участия. Я думаю, что даже мое участие в мероприятиях, концертах и в Вашей программе меньше, чем вклад супруги в мою деятельность. У нас есть ребенок, который тоже участвует во всех наших «праздниках гармони» – дочка танцует, поет, интересуется инструментами, даже нажимает на кнопочки уже. Конечно, ей сложно пока дойти до каких-то высот, но с этого и начинается любовь к инструментам. Даже можно сказать, что ребенок участвует в выборе минусовок. Я исполняю произведения под аранжировки, так как это более современный, более интересный, более яркий вариант.

Мы обязательно это покажем.

– Так вот, ребенок играет огромную роль в выборе композиций. То есть мы приходим домой, включаем какой-то трек, и если дочке не нравится – она не танцует, не подпевает, не делает какие-то телодвижения, – то трек не пойдет «на ура», и мы сразу его отсеиваем. А если ребенок танцует, показывает своим поведением, что ему нравится музыка, я полностью могу быть уверенным, что на концертах все пройдет «на ура».

Дети, как правило, это лакмусовая бумажка.

– Да, потому что в залах собирается не только старшее поколение, но и дети. Но мы работаем не только в залах, но и на улице. Я работаю не один, у меня есть замечательные ребята из шоу-балета «Фестиваль», с которыми я показываю свои номера. Получаются яркие представления, причем не только народной тематики. Мы играем и эстрадные композиции, есть и военная тема. Все это можно будет увидеть на наших представлениях. А детям это тоже интересно услышать, посмотреть, возможно, даже потрогать.

Вы разрешаете?

– Да. Периодически мы играем номера для детей, иногда совсем маленьких, порядка четырех лет. Мы проводим программы в детских садах, которые называются «Вместе с мамой». Там мы играем на инструментах: иногда с вокалисткой, а иногда основной составляющей концерта являются инструментальные номера. А в конце мероприятия каждый ребенок может подойти, пощупать инструмент, понажимать на кнопочки. Конечно, это иногда сложно для некоторых детей, но очень увлекательно. Я думаю, им это интересно: пока на уровне игры, но все равно интерес и любовь к игре прививаются.

Но потом, у Вас и миссия такая: Вы же пропагандируете русскую культуру, то есть нужно обязательно ее показать.

– Да, я хочу, чтобы ее ни в коем случае не забыли, хочу показать, что она может жить даже в наше время и что на этих инструментах можно играть практически всё. И они заводят народ. Опять-таки вернемся к тому, что во время игры многие срываются, встают и начинают танцевать. Это интересно, и это показательный пример того, что гармонь заставляет любить русскую культуру и нести ее в народ.

Святослав, давайте мы продолжим наш диалог в следующем выпуске программы «Канон».

– С удовольствием!

А нашей телеаудитории мы предлагаем посмотреть фрагмент выступления Святослава Шершукова.

Звучит «Кубанская залихватская», исп. С. Шершуков и шоу-балет «Фестиваль».

Автор и ведущий Александр Крузе

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 15 декабря: 02:05
  • Суббота, 15 декабря: 12:05
  • Понедельник, 17 декабря: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы