Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить всех вас с наступившим новым годом и Рождеством Христовым. Мира, добра и здоровья всем вам и вашим близким. Сегодня у меня в гостях удивительный по своей красоте фольклорный ансамбль «Веретёнце».
Фольклорный ансамбль «Веретёнце» был основан Еленой Алексеевной Краснопевцевой в 1981 году. В настоящее время ансамбль является одним из ведущих коллективов России, занимающихся сохранением традиций и воспитанием молодого поколения в русле традиционных русских духовных ценностей. Уже 35 лет фольклорный ансамбль «Веретёнце» успешно участвует в масштабных культурно-просветительских программах, фестивалях и конкурсах различного уровня. В 2004 году ансамбль получил звание «Лучший фольклорный коллектив». В 2009 году ансамбль был признан «Образцовым детским коллективом».
Деятельность ансамбля достаточно обширна: помимо ансамблевого пения дети изучают народную хореографию, праздники календарного цикла, народные промыслы и многое другое. Педагогический состав по большей части состоит из бывших учеников коллектива. Педагогами ансамбля постоянно проводятся фольклорно-экспедиционные работы, результатом которых стало создание фонда архива аудио- и видеозаписей устного народного творчества, выпуск CD-дисков народных песен. На базе коллектива существует музей народного быта и народного костюма. Обо всем по порядку поговорим сегодня с педагогами-солистами фольклорного ансамбля «Веретёнце».
– Давайте знакомиться.
Валерия Петрушина
– Давайте.
– Сами себя представите?
– Да, наверное, можем, но для начала мы тоже хотим всех поздравить с наступившим новым годом и Рождеством Христовым.
Представлю наших преподавателей, которые сегодня с нами: Лайков Игорь Николаевич, его супруга Лайкова Анастасия Владимировна и я, нынешний руководитель коллектива Петрушина Валерия Евгеньевна.
– Очень приятно.
– Нам тоже.
– Вот Вы сейчас руководитель, но начиналось-то все еще в детстве. Я прочитал статью о том, что у вас в коллективе связь всех поколений. Правильно?
– Да. Нашему коллективу в этом году исполняется тридцать пять лет. Конечно, я не такая старая (смеется). Создала наш коллектив удивительный педагог, этнограф и для многих первый любимый учитель, в частности для меня, для ребят, наверное, тоже. Мы все выпускники нашей любимой Краснопевцевой Елены Алексеевны. Она создала наш коллектив давным-давно – 35 лет назад, с тех пор закрутила веретено, и оно все так и кружится, кружится, кружится. И мы стараемся его поддерживать.
– Как писал, кажется, Антуан де Сент-Экзюпери, каждый взрослый был когда-то ребенком, но не каждый об этом помнит. И вот у вас как раз есть возможность не то что помнить, а жить этим детством, дышать этим воздухом по сей день.
– Да, безусловно. Когда я была маленькая, Елена Алексеевна была для меня примером для подражания. В своем первом интервью, когда мне было шесть или семь лет и меня спросили: «Ну и кем же ты хочешь стать, девочка?» – я посмотрела и сказала: «Я хочу стать Еленой Алексеевной». Ну вот, собственно, теперь мне это вспоминают и говорят: «Ага! Вот ты и стала Еленой Алексеевной».
– У Вас мечты сбываются, да?
– Ну да.
– А как Вы вообще пришли в фольклорное творчество? Ведь насколько я понимаю, большинство из вас практически мои ровесники. Мы родились в то время, когда фольклор находился в достаточно плачевном состоянии.
– Да, безусловно. Каждый пришел по-своему. Думаю, ребята могут сами рассказать.
Игорь Лайков
– Например, я пришел в фольклор, уже поступив в училище. До этого я окончил музыкальную школу, и педагог сказала маме: «У него есть слух, отдай его учиться-то». Ну, мама и отдала меня, за что я ей благодарен. А привилось это, видно, еще с детства: у меня бабушка играла на балалайке. Один дом – гармонист, сосед – дядька-гармонист, и еще дом повыше, у колодца. Три гармониста жили на улице рядом со мной. И бабушка на балалайке играла, и дед. Видно это все немножко оседало.
– Генный уровень, я так понимаю?
– Да. И когда я окончил буквально первые два курса, меня оттуда уже за уши не вытянешь! Я уже это полюбил, втягивался в этот процесс, и мне очень это нравилось. Вот так я в фольклор и пришел.
– А какие-то музыкальные авторитеты есть для Вас в этом жанре?
– Музыкальные авторитеты – это наши…
Валерия Петрушина
– Бабушки и дедушки.
Игорь Лайков
– Поколения, которые нам все это передали, передают, а мы принимаем и передаем дальше.
– Такая уникальная школа.
Игорь Лайков
– Это традиция.
Валерия Петрушина
– Нашему поколению очень повезло, мы сумели. Елена Алексеевна нас возила в экспедиции, когда были живы бабушки и дедушки, с которыми можно было рядом посидеть, послушать, перенять. Вот они для нас безусловные авторитеты.
Игорь Лайков
– Еще в такой красе, можно сказать. Сейчас мы тоже ездим в экспедиции. Летом, например, ездила руководительница с детьми. Многие из тех людей уже умерли, но некоторые живы.
Валерия Петрушина
– Но уже по одному, два.
Игорь Лайков
– Хоть крупицы, но дети наши это видят.
Игорь Лайков
– Мы им пытаемся объяснить, показать. Показать городским детям сельский уклад – очень важно.
– Все впитать как…
– Конечно, как губка. Если мы хотим, чтобы из нас вышло что-то доброе, надо впитывать все доброе.
– Хотя вы и не стояли у истоков ансамбля, но, когда слышишь название «Веретёнце», первое, что приходит на ум, это предмет рукоделия – веретено. Я посмотрел информацию, поразмыслил сам: ведь веретено глубоко связано с православной традицией, потому что именно за веретеном застала Богородицу благая весть о скором рождении Ею Спасителя. Этот символический смысл как-то присутствует в Вашем названии или у вас какая-то особая история?
Валерия Петрушина
– Наше «Веретёнце», как его создала Елена Алексеевна, – это связь времен, связь между нашими предками и нынешним поколением. Вот мы и стараемся благодаря этому предмету, благодаря нашему коллективу, соединять поколения. То есть дети погружаются в традиции своего народа: вспоминают их, знают, хранят, любят, чтут. Наверное, благодаря этому веретёнцу мы так и назвались.
– Слава Богу, что оно становится все больше и больше, скоро уже будет клубочек.
– Да, у нас уже есть клубочек (смеется).
Игорь Лайков
– Раньше нельзя было сказать, что я пошел учиться на фольклориста, все это естественно – перенимать традиции. Расскажи, как ты в фольклор пришла. Это даже приходом, наверное, трудно назвать?
Анастасия Лайкова
– Вот именно. Когда меня мама ждала, то сказала: «Я пойду заниматься фольклором». Организовывался фольклорный ансамбль «Лад». Родила меня, оставила папе бутылочку с молоком и пошла. Потом меня уже с собой брала. Я на сцене с четырех лет. Правда, занималась не курской традицией, как «Веретёнце», а белгородской. Мы тоже слушали записи, ездили в экспедиции, и мне очень было интересно. А в «Веретёнце» я пришла уже в тринадцать лет, потому что поняла, что никакие бальные танцы мне не заменят того общения, которое я искала. Потому что очень важно, когда стоят в кругу дети, подростки 13–14 лет и не разговаривают, не шутят, не смеются, но поют и друг на друга смотрят, общаются в песне.
– Сердцами общаются.
– Да. Как кто кого пригласил плясать и как посмотрел.
Игорь Лайков
– И телами общаются: кадриль пляшут.
Анастасия Лайкова
– Телами – да, но при этом в кадрили расстояние всегда очень хорошее, не сравнить с бальными танцами. Здесь есть целомудрие.
– Игорь Лайков
– Очень важно, что в фольклоре есть мера, есть дистанция, хотя вы и вращаетесь. А то, как в бальных танцах, лично для нас является уже нескромным.
Анастасия Лайкова
– Деревенский вальс тоже на дистанции. А в бальных танцах и костюмы нескромные. Я тоже танцевала много и долго. Все партнеры у меня были неудачные, приходилось от них отказываться по личным причинам. В общем, я как пришла в тринадцать лет в фольклор, так до сих пор и осталась.
– Сегодня у нас есть уникальная возможность – Рождество, подарите нам какое-нибудь рождественское песнопение.
(Звучит песня «Святой вечер, добрый вечер».)
– В 2004 году ваш коллектив был назван лучшим фольклорным ансамблем, а в середине 2000-х – образцовым ансамблем Москвы и Московской области. В чем уникальность вашего коллектива?
– На самом деле мы сами это не очень понимаем и никогда не обсуждаем друг с другом, потому что для нас это работа, любимое дело. То, что нам завещала Елена Алексеевна – в первую очередь относиться к делу с любовью, уважением, нести это детям с любовью. И, возможно, те, кто соприкасаются с нашими детьми, чувствуют эту уникальную связь, эту любовь детей к традиции. То есть Елена Алексеевна нас воспитала так, что, например, выйдя после занятий, мы не могли не пойти петь – для нас это было абсолютно нормально. Когда мы были подростками, начинались всякие течения: панки, скинхеды, реперы и так далее, а мы стояли каждый в своем одеянии и пели фольклор.
– То есть, можно сказать, вы были самые неформальные из тех детей-неформалов?
– Да, когда мы вступили в подростковый возраст, все ребята разделились, каждый принял свое течение. Мы живем в Москве и от этого не застрахованы. Но «Веретёнце» нас всегда объединяло, и эта любовь к традиции всегда была в нас. Вся наша группа до сих пор общается между собой. Как начали заниматься с пяти лет, так двадцать с лишним лет вместе. Мы и крестные друг у друга, и друзья, звоним, спрашиваем, как дела, то есть ближе друзей у нас и нет. И наверное, благодаря этому опыту дружеской любви мы можем передать её и дальше – детям. И уже наши дети, которых мы учим, выходят после занятий и тоже начинают плясать, петь, играть.
(Звучит песня «Стоит тёмный лес».)
– Вы говорите о традиции, а есть у вас какая-нибудь традиция празднования Рождества?
– В коллективе? Да, безусловно. Мы выбираем день на Святках, с седьмого по девятнадцатое января, и проводим большой-большой праздник для всех групп, где показываем рождественский вертеп для детей, к нам приходит Дедушка Мороз с подарками, мы все поем колядки. Мы проводим игровую программу, накрываем столы, и так у нас на протяжении очень долгих лет.
– А колядки у вас в традиционном понимании? Вы ходите по домам, по квартирам?
– По-разному. Когда есть возможность, стараемся выезжать, когда нет, то не выезжаем. Но в нашем детстве мы много ходили по квартирам. Сейчас уже открывают не так, но раньше, в 1998–1999-м, можно было позвонить в домофон, сказать, что пришли колядовщики, – и тебе откроют! Сейчас уже, наверное, не откроют. Нужно ехать в какие-то свои места, где знаешь, что придут колядовать соседи и дети.
– Сегодня есть уникальная возможность – очень много дверей открыто, и у вас есть возможность поколядовать вместе с нашим телезрителем. Вы готовы что-нибудь исполнить нам?
(Звучит колядка.)
Игорь Лайков
– Это дети ходят и поют, не только мы, взрослые. А мы им помогаем.
Валерия Петрушина
– Раньше дети и колядовали.
Игорь Лайков
– И взрослые, и дети.
Валерия Петрушина
– Мне бабушка рассказывала, как они детьми собирались маленькими группами, делали рождественские звезды и ходили по домам. То есть раньше всегда ждали колядовщиков. Колядовщикам нельзя было не открыть. Считалось большой честью, если в дом пришли колядовщики, и считалось правильным одарить их как можно лучше.
– Сейчас, к сожалению, мы стали как-то забывать свои корни и, мне кажется, даже почему-то немного стесняться этого. Непонятно, почему.
Анастасия Лайкова
– Мне кажется, понятно, почему.
– Почему?
– Потому что в советское время нам создали стереотип народного костюма и народной песни и все от нас закрыли.
– Все равно существовали крупные народные ансамбли.
– Народные, но не фольклорные.
– Есть отличия, да?
– Конечно.
– Поясните нам.
– Во-первых, по звукоизвлечению.
Валерия Петрушина
– Плюс стилизация костюмов. Вышивку всегда нужно делать так, чтобы одна всегда отличалась от другой. Безусловно, есть какие-то каноны, но костюм – это как паспорт, раньше он всегда таковым являлся. Вот в Плёхове, куда мы ездим в экспедицию, обязательны рубаха, фартук, сарафан, пояс, а потом уже вариации: фартук желтый, зелёный, но никогда не будет двух одинаковых фартуков, это невозможно.
Анастасия Лайкова
– Еще в каждой области был свой костюм, и женский, и девичий, и детский костюм – всё совершенно разное.
Игорь Лайков
– Праздничный, будничный…
Анастасия Лайкова
– Покосный…
– А сейчас ваши костюмы кто создает?
Валерия Петрушина
– Мы все выступаем в этнографических костюмах, собираем их в экспедициях.
– Также я прочитал на сайте, что помимо пения вы еще и кукол делаете, и хореография у вас есть. То есть можно сказать, что у вас фольклорный колледж «Веретёнце»
– Да, у нас для детей проводятся комплексные занятия.
– Это всё делают разные специалисты?
– Нет, у нас каждый педагог универсален, в том отношении, что он может все рассказать и про инструменты, и костюм, и про традиционную хореографию, и про пение, и про игры, и про сказки. Обязательно должен быть педагог-мужчина, который бы преподавал мужскую пляску.
Игорь Лайков
– Многие инструменты делаем своими руками. И дети делают.
– Какие инструменты?
– Кудиклы, рожки, гусли, гудки. У меня сын, например, уже гудки делает.
Валерия Петрушина
– Да, мы уже приобрели.
– А откуда вы берёте информацию, как их делать?
Игорь Лайков
– Общаемся с другими людьми, видим, как другие делают инструменты.
Анастасия Лайкова
– С мастерами общаемся.
Игорь Лайков
– В деревню приезжаем – кто-то рассказывает. Посмотришь: а вот эту деталь как сделал? Вот так да? В следующий раз сам попробуешь.
Анастасия Лайкова
– Сейчас есть и современные мастера, которые этим занимаются.
Игорь Лайков
– Да, профессионально инструменты делают.
Валерия Петрушина
– Восстанавливают, занимаются реконструкцией.
– Вот мы наконец и докопались до вашей уникальности. Вот она. Действительно, одним словом не опишешь.
Игорь Лайков
– Это она и есть, да?
– Вы просто уникальны.
– Нам кажется, это уже так нормально…
– Для вас обыденность, да. Можете нам подарить еще какую-нибудь песню?
(Звучит песня-колядка «Маленький мальчик».)
– Как попасть в ваш коллектив? Например, кто-то из родителей хочет привести ребенка. Что для этого нужно? Чем должен обладать ребенок?
Валерия Петрушина
– Позвонить Валерии Евгеньевне и спросить (смеется).
– Просто позвонить Вам, да?
Игорь Лайков
– Если есть свободное место.
– А вообще ансамбль большой на сегодняшний день?
Валерия Петрушина
– Двести человек. Мы берем всех детей, можно даже сказать, без отбора, но, конечно, в группу постарше попасть труднее, потому что дети там уже обладают набором навыков.
– Подготовленные.
– Да. Хорошо владеют песнями, понимают, умеют работать с аудиозаписями, знают пляски. И совсем новеньким в этом отношении сложно. Но надо отдать должное нашим детям – они всех принимают. Несмотря на то, как долго занимаются сами, они в любой группе принимают новичков очень тепло и радушно. Как и педагоги.
– Расскажите о сегодняшнем дне: чем живет коллектив, о ваших мероприятиях, концертах. Где вас можно послушать?
– Ближайшее мероприятие, которое мы планируем провести (мы к нему долго шли, несколько лет), – концерт памяти нашего большого учителя, как раз деревенской бабушки – Кодосовой Дарьи Семеновны, у которой училась наша Елена Алексеевна. Она привезла нас к Дарье Семеновне, которая учила нас всех плясать и петь. Анастасия Владимировна выступает как режиссер этого концерта. Это большое, значимое для нас событие, потому что концерт, посвященный именно памяти наших учителей, наверное, проводится нами впервые. Мы надеемся, что в дальнейшем это как-то выстроится и мы увидим, может быть, как еще это можно воплотить. Это наше большое мероприятие, на которое мы идем всем коллективом, все группы будут принимать в нем участие. Елена Алексеевна вызвалась вести все мероприятие. Будет много учеников бабы Даши, и можно будет услышать и увидеть ее в записи.
– Как ласково! Баба Даша.
– Да, только так.
(Звучит песня. «Параня».)
(Продолжение следует)
Записал Алексей Дмитриев
В новом выпуске музыкальной программы - встреча с певицей, автором песен, участницей популярных телевизионных проектов, матушкой Людмилой Кононовой. Она поделится со зрителями интересными рассказами о приходе к Богу и появлении творчества в жизни. Кроме того, матушка исполнит в студии несколько своих песен.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!