Канон. Автор-исполнитель Елена Фролова. Часть 2

16 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Вторая часть программы с участием автора-исполнителя Елены Фроловой, в которой гостья расскажет о чуде рождения песни и незримом присутствии Господа в каждом мгновении нашей жизни. Интересная беседа будет дополнена душевными песнями в исполнении Елены Флоровой.

Сегодня мы продолжим беседовать с автором-исполнителем Еленой Фроловой.

Елена Фролова – певица, композитор, поэт. Родилась в Риге. В двенадцать лет родители подарили Елене гитару. В том же возрасте она начала сочинять собственные песни. В школе занималась в вокально-инструментальном ансамбле, играла в гитарном ансамбле и драмкружке. Первое официальное выступление состоялось в 1986 году на Фестивале авторской песни в Сосновом Бору. После этого было огромное количество фестивалей, в которых Елена принимала участие и как сольный автор-исполнитель, и в составе авторских коллективов.

С 1989 года Елена работает в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. С 1991 года гастролирует с сольными концертами. С программами на стихи поэтов XX века побывала во многих городах России, странах ближнего и дальнего зарубежья. В середине 1990-х Елена освоила гусли, с которыми в ее репертуар вошли русские духовные стихи и русская народная песня. С 2002 года участвует в фестивалях мировой музыки во Франции и Бельгии.

Последние несколько лет Елена гастролирует в составе трио «Трилогия», совместно с Юлией Зиганшиной и Эльмирой Галеевой, также выступает с Оркестром креольского танго и сотрудничает со многими музыкантами. У Елены Фроловой огромная дискография. За четверть века увидело свет более пятидесяти пластинок. В 2007 году вышла книга стихов Елены Фроловой «Песни для Эвридики». Обо всем подробнее поговорим сегодня в программе «Канон».

Звучит песня «Птица Богу верит», музыка Е. Фроловой, слова М. Теплякова, исп. Е. Фролова.

Поиск самовыражения, своего звучания был первичен или все-таки сначала был поиск смысла, поиск Бога?

Я думаю, что, скорее всего, сначала был какой-то зов внутренний...

Это был призыв к поиску нового звучания или зов сердца в поиске Бога?

– Та звезда, которая тебя ведет, это, конечно, Господь. Но сначала тебе кажется, что это человек или пространство, какой-то звук. А Он всюду. Понимание приходит потом, когда ты идешь, идешь по этой ниточке за голосом. За своим или не за своим. Это сердце ищет.

А как найти эту ниточку? Вот Ваше поколение застало и советскую атеистическую реальность, и суровые, лихие девяностые, в которые вообще можно было сгореть....

– Можно было... Но я всегда вне поколений находилась. И это всегда личный опыт. А как люди жили во время войны, во время революций? Все было страшно. Дело в том, что, помимо судьбы народа и общества, есть личная судьба. И вот это – тот самый огонек в сердце или та самая ниточка. Мы все идем за сердцем, по крайней мере в женской судьбе точно.

Понятно, что, когда ты приходишь в храм, тебе говорят, что чувства и сердце ты должен куда-то отставить. Но ты же туда пришел тоже по какому-то зову. Не мозгами. Все-таки и к Богу ты сердцем приходишь. Поэтому, если его совсем выключишь, то смысла существовать вообще нет. Сердце – это единственный орган, который исключить из человека невозможно. Во всех смыслах. Если говорить о физике человека, то даже голова может отдельно существовать. А без сердца... Пока еще ничего не придумали. Вот так и идешь к человеку или в какое-то пространство, которое полюбил через человека.

Однажды мы с Верой Евушкиной приехали на концерт, который нам устроила Татьяна Куприянова. И Таня сумела мне так город открыть, так его подарить, что он остался в сердце, в душе на всю жизнь.  

Расскажите о Божьих маячках, которые Вы встречали на своем пути. О Промысле Божьем, о чудесах.

– Я хотела еще чуть-чуть про Суздаль рассказать. Песня, которую я спела, написана на стихи человека (Марии Тепляковой), которого тоже судьба привела в Суздаль. Это ученица Валерия Гаранина, знаменитого звонаря, а еще певчая в храме, звонарь, поэт. И вот недавно она выпустила книгу рассказов. Там в том числе есть и суздальские реалии, люди, события. Называется книга «Письма звонаря».

Мария Теплякова, на мой взгляд, тоже один из таких «маячков». Так же как и Валерий Гаранин, Татьяна Куприянова. Суздаль – это, естественно, те люди, к которым ты приходишь общаться. Или которых ты, волей или неволей, слышишь, например, на колокольне. Таня иногда на улице с гуслями выступает. Или ты приезжаешь к ней в мастерскую, которая у нее на кухне располагается. Все они такие «маячки», которые присутствуют в этом пространстве.

А по жизни, конечно, есть такие, как Елена Камбурова, Вера Евушкина. Вера жила в Москве. И уже лет десять как уехала в деревню. Глухая-глухая деревня Липовка, куда автолавка не приезжает никогда. Жители сами выживают как могут. Никаких автобусов, ничего – пути заметены. А люди там существуют и, более того, построили там маленький храм и будут следующим летом его освящать. Приезжает батюшка пока с запасными Дарами. Причащает бабушек, которые там остались, и нескольких человек, которые из города туда перебрались. А лес все ближе и ближе к ним приближается. Практически в лесу уже живут.

Это я к тому говорю, что тот человек, с которым мы начинали путь, сейчас пошел совсем в другую сторону. И теперь там, где-то в деревне, этот маячок светит. И это тоже направление в жизни, которое может быть, когда ты здесь совсем потерялся. Это может быть Суздаль, это может быть деревня, это может быть дорога, которая никогда не покидает. Конечно, много любимых людей, без которых я свою жизнь не представляю. И в Петербурге, и в Казани, и за границей тоже. Я же много путешествую, и, конечно, есть особые точки.

Елена, вы рассказывали о путешествиях. Если верить «Википедии», то список стран, в которых вы побывали с концертами, просто впечатляет. Это Литва, Латвия, Эстония, Германия, вся Европа, Мексика, Аргентина, Финляндия...

– У любого артиста этот список впечатляет. Тут я ничем не отличаюсь от других. Просто мне повезло, опять же, с людьми.

Как за границей воспринимают нашу музыку? Кто зритель?

– Как правило, местные. Но тоже по-разному. Греки любят, конечно, свою музыку в первую очередь. Но они благосклонно меня выслушали, потому что греки – очень доброжелательный народ, очень открытый. По радио и вообще на всех праздниках они слушают только свою музыку. Это как пример. Радио включишь – не услышишь ни американской музыки, ни чего-то еще: играет именно свое. Поэтому греки могут тебя принять, но все равно тут же пойдут слушать свою музыку. Но они делают это не обижая.

Мексиканцы тоже любят свою музыку, но они более темпераментные. Люди в Мексике принимали, конечно, стоя, но это темперамент, я считаю. Каждая страна сама по себе прекрасна, особенно когда есть такой проводник – как Вы говорите, «маячок». А главный «маячок» в моей жизни – это, конечно, моя мама. Сейчас еще и сынок, но мама – это тот человек, который всю жизнь меня ждет. Кстати, давайте я сейчас спою песенку, посвященную маме.

Тем более недавно отмечали День матери. Хотя, мне кажется, этот праздник нужно каждый день отмечать.

– Вот именно, я тоже хотела это сказать.

Звучит песня «Солнце до земли клонится», слова и музыка Е. Фроловой, исп. Е. Фролова.

Елена, отдельное спасибо Вам за эту песню. Думаю, что многие мамы сейчас всплакнули. Такая трогательная песня.

– Да, я бы и сама всплакнула.

Вы сказали, что у Вас «миллион» песен. Если верить той же «Википедии», то у вас порядка восьмисот композиций.

– Много, да. Я, к сожалению, плодовитый человек.

Почему «к сожалению»?

– Потому что хочется, чтобы это куда-то, к кому-то уходило, но нет такого сосуда, который бы вместил все то, что я через себя пропеваю.

У Вас порядка пятидесяти пластинок, если я не ошибаюсь.

– Да, где-то так. Я просто еще люблю взаимодействовать с людьми. Мне кажется, очень важно не быть здесь в одиночестве. Конечно, есть свой личный путь, но еще важно с кем-то вместе петь.

Вот у нас есть трио «Трилогия» с Юлией Зиганшиной и Эльмирой Галеевой. Есть творческий союз «АЗиЯ» с Николаем Якимовым, Александром Деревягиным, Татьяной Алешиной. А там какая-то своя удивительная история, очень мне дорогая. Есть «ВерЛен». И в конце концов, «Песни нашего века» – это отдельный проект, классика авторской песни, и поют ее состоявшиеся барды: Валерий и Вадим Мищуки, Александр Мирзаян и другие. Тоже, как мне кажется, миссия, в хорошем смысле этого слова.

Вообще, бардовская песня это миссия.

– Да. На фоне всего, что происходит, она просто греет и отогревает людей. Особенно когда мы в какой-нибудь Нижний Тагил приезжаем. Там люди и молодость вспоминают, и что-то лучшее в своей жизни, в своем сердце... Потому что время жесткое, не жестокое еще, но жесткое.

А как научить современное поколение слышать стихи, понимать вот эту тонкую музыку?

– А вы знаете, очень много талантливых поэтов. Я сейчас была в Перми на студенческом фестивале. И меня прямо поразили ребята. Там парни тоже пишут стихи, но они, как мальчики, пишут от мозгов (может быть, это я так понимаю). Но было и несколько молодых девчонок – это просто уже готовые поэты! Невероятно!

На самом деле, не надо ничему учить – все у них есть. У них еще повыше, чем у нас, будет. Просто мы свой опыт передать не можем, это невозможно. Самое драгоценное, что существует, – это личный опыт. Его не передашь никак. Он этим и ценен.

Слава Богу, бардовская песня имеет какой-то виток и продолжение.

– Она сделала свое дело, она растворилась, дальше пошла другая жизнь, потом еще. Я вообще считаю, что самое главное сейчас создается творческими людьми. А потенциал нашей страны грандиозен. Пишут почти все, явно или неявно...

Телевизионные проекты показывают, что таланты везде, во всех отраслях.

– А в нашей стране это что-то грандиозное, специфическое, и я понимаю почему. Ведь культурный слой был заражен, нарушен, вывезен. Если даже землю, чернозем, немцы вывозили, что уж говорить о людях. Сами поубивали, сами выгнали. Половина России, лучшая часть мозгов и талантов, отправилась куда-то за границу. У нас ведь для чего-то существовал аристократизм, дворянство. Это своя культура, философия, мысли... Этих людей освобождали от всего, чтобы они занимались только своими оранжереями.

И самое главное, что мы сейчас делаем, – наращиваем культурную среду и почву. Я совершенно точно понимаю, что со всем своим богатством лягу в этот перегной, в этот чернозем ради какого-то гения или какого-то поколения, которое даст нам новое прозрение, новое слово через искусство. Потому что, конечно, у нас непростое время. Нам не на что опереться. Почти не на что. Преемственности как таковой нет ни в чем. Мы должны заново нащупать этот путь или им становиться. И скорее всего, все-таки становиться тем, на что потом сможет опереться следующее поколение и идти дальше, глубже. Мне так кажется.

Что касается взаимодействия и опоры, у вас очень много песен на стихи поэтов Серебряного века такое хорошее соавторство, которое вдохновляет на творчество.   

– Меня вообще вдохновляют поэты, потому что я редко пишу на свои тексты, только когда избыток. А в основном я пропеваю поэзию. И, как правило, я попадаю в мир конкретного поэта на какое-то время, на год или на несколько месяцев. Я понимаю, что ничего другого не вижу, не слышу, как будто на зов какой-то иду.

А сейчас какой период у Вас?

– Сейчас Мария Теплякова. Я целый цикл написала. Так получилось, что я ее очень хорошо почувствовала. Она молодой поэт, начинающий, но тем не менее ее голос что-то для меня открывает. Думаю, это еще потому, что человек находится в храме: на колокольне или как певчая. Также современные поэты, например Дмитрий Строцев, мой друг. Тоже важный для меня голос, за которым я сейчас иду.

Я все пытаюсь оторваться от Серебряного века. Это сложно. Особенно от Цветаевой. Это такой мир, в котором ты можешь заблудиться и там будешь счастлив. И не потому, что заблудился и боишься, а потому, что не хочется оттуда выходить. Поэты Серебряного века – это даже не гиганты, а титаны.

И вот сейчас я пытаюсь выйти на поверхность, к этой жизни. Очень интересно общаться с теми, кто рядом, с поэтами. Видеть, как стихи рождаются, и принимать в этом участие тем, что ты пропеваешь поэзию, как бы возвращая ее. Также, когда мне присылают аранжировки, я будто заново песню слышу. Это очень интересные ощущения.

У всех поэтов по-разному, каждый со своим миром. Но в этом мое дыхание, мое осмысление. Когда ты в этом находишься, это особое ощущение жизни. Не то чтобы миссия, но понимаешь, что ты здесь неслучаен, ты тут нужен, что ты – часть чего-то большего. Это дорогое для меня состояние.

А можете для нас приоткрыть это мир?

– Давайте я спою на стихи Дмитрия Строцева.

Звучит песня «Дар слепоты», музыка Е. Фроловой, слова Д. Строцева, исп. Е. Фролова.

Елена, к сожалению, сейчас тот момент, когда ты жалеешь, что время так быстро убегает.

– Я хочу сказать, что как раз с Дмитрием Строцевым и Марией Тепляковой у нас будет вечер 31 января в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. А 27 декабря в Центральном доме журналиста будет мой сольный концерт. Кому интересно, может прийти, узнать еще что-то о поэтах, на стихи которых я пою. Их много, они очень интересные.

Тут целые миры можно открыть.

– Мы очень богаты. У нас есть удивительное явление – русская поэзия.

С удовольствием Вас приглашаем еще раз, приходите к нам.

– Спасибо.

Вы можете дать напутственное теплое пожелание в этот зимний день нашим телезрителям?

– Я думаю, самое главное, что мы можем друг другу дать, – это простое человеческое тепло. Понятно, что мы можем помогать друг другу деньгами или как-то еще. Но важнее всего просто взять за руку, посидеть, поговорить, не торопясь, не суетясь. В какой-то момент просто остановиться и подарить свое внимание человеку, который, например, пришел с тобой на службу в храм. Или просто кого-то увидеть – это такая роскошь сейчас. Если можете подарить минутку, час, день своего общения, внимания, то это будет самое драгоценное, то, чего нам сейчас не хватает.

Елена, мы с телезрителями приготовили Вам небольшой подарок это икона «Покрова Пресвятой Богородицы». Хотим пожелать Вам, чтобы Богородица оберегала Вас своим Покровом. Желаем Вам крепкого здоровья и новых песен!

Ведущий Александр Крузе

Записала Валентина Мазуренко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 23 июня: 02:05
  • Суббота, 23 июня: 12:05
  • Понедельник, 25 июня: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы